Автор: Люкшинова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 102
Населённый пункт: Г. ТАГАНРОГ
Наименование материала: Статья
Тема: "Настольные игры в развитие личности ребенка."
Раздел: дошкольное образование
ЗНАЧЕНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА-
ДОШКОЛЬНИКА
Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в большом объеме новых знаний. Им
интересно буквально все. Их способ познания мира бессистемен, привести его к четкой
схеме – задача взрослого. Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в
дошкольном возрасте – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда
превращать в игру текущие дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он
увлечён. По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк
пытливости и любознательности детей».
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его
жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё
место в этом мире. В игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает. Игра –
это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игры в этом возрасте
должны быть направлены на развитие тех качеств, которые потребуются детям в школе:
логики, умения вычислять, систематизировать и анализировать. Решить эти задачи могут
настольные игры.
Основным отличием
настольно-печатных игр от других видов игр
является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько
участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольные игры с давних
пор популярны среди детей и взрослых. В них играли в Античном Риме и Древнем Китае.
Педагоги признают, что их роль в развитии ребенка нельзя переоценить. Настольные игры –
это лучший выбор для развлечения и обучения детей в ограниченном пространстве, в том
числе и в группе детского сада. Они развивают не только ум, но и характер: прививают
усидчивость, приучают соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам,
радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как
этап, а не как жизненную трагедию.
Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени
влияет
на
интеллектуальное
и
личностное
развитие
ребенка.
Проводя
время
за
увлекательным занятием, ребенок учится играть по правилам; ищет оптимальное решение
поставленных перед ним игровых заданий; развивает речь, воображение, сенсорное
восприятие; учится считать и решать элементарные математические примеры; тренирует
память; развивает логическое мышление; становится более внимательным; учится быстро
реагировать на изменения ситуации; тренирует мелкую и крупную моторику, координацию
движений; развивает собственные коммуникативные навыки.
Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и
все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и
качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку
нормы поведения.
Использование настольных игр в дополнительном образовании –
кружковой деятельности, позволяет реализовывать поставленные задачи активно и широко.
В октябре 2017 г. начал работать кружок «Мир игры», целью которого является
создание социальной ситуации развития у детей старшего дошкольного возраста через
использование настольных игр. В своей работе руководствуюсь целевыми ориентирами на
этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО):
- ребёнок овладевает основными культурными
способами деятельности,
проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
1
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх,
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в
себя,
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
В процессе кружковой деятельности реализуются следующие задачи:
познакомить детей с историей появление настольных игр;
учить детей играть в настольные игры;
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия);
формировать учебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять
результат своих действий и т. д.);
развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения;
развить
умения
элементарного
самоконтроля
и
саморегуляции
своих
действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
В рамках деятельности кружка, мы с детьми знакомимся с различными настольными
играми, историей их появления, модификациями и правилами. Игры подбираются в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
детей.
Начиная
проигрывать игру по предложенным правилам, адаптируем её к детям: усложняя или
упрощая правила. Тем самым, делая игровой процесс более увлекательным и интересным.
Давайте посмотрим, как можно развивать детей с помощью настольных игр. Итак, мы с
детьми познакомились со многими интересными и необычными играми: «Зоомагия»,
«Дженга», «Арена Сальвадора Дали», «Имаджин», «Собери портрет» и др., которые
помогают формировать умение анализировать поступившую информацию, извлекать
центральную идею, и на ее основе планировать дельнейшие действия.
Развивать логическое мышление, нам позволяют такие игры как: «Логический поезд»,
«Собери квадрат», «Арена Сальвадора Дали». Данные игры просты в применении, понятны
детям и очень увлекательны. Например, собрать головоломку «Сальвадора Дали» с первого
раза получится ни у каждого взрослого. Дети смотрят на мир иначе, чем мы, и поэтому
пробуют более смелые варианты и, в итоге, добиваются цели. Игра «Логический поезд»
позволяет параллельно с развитием логического мышления, учит искать и устанавливать
причинно-следственные связи и взаимоотношение предметов друг с другом.
Для развития памяти и внимания, играем в «Собери и разбери», «Мемори», «Остров
обезьян» и др. В игре «Мемори» ребенок познает окружающую действительность, учится
сопоставлять и связывать явления, общаться. При этом, прекрасно развиваются память
наблюдательность, тренируется умение сосредотачиваться. Попадая на «Остров обезьян»,
детям предстоит перемещать свою фигурку с лианы на лиану. Но делать это надо быстро,
что бы опередить соперника и собрать все фрукты. Но без хорошо развитой памяти и
внимания, сделать это крайне непросто. Игра приучает соблюдать очередность ходов и
тренирует выдержку.
2
Играя в такие игры как: «Собери портрет», «Дорисуй за меня», «Волшебные фигурки»
создаются условия для развития творчества, фантазии и воображения. Суть этих игр - не
следовать готовым штампам и образцам, а искать как можно больше собственных,
оригинальных решений, направлять свое воображение на поиск нового. Эти игры учат
принимать чужое мнение, соотносить его со своим. Они вызвали большой интерес, о чем
говорит использование игр в самостоятельной изобразительной деятельности детей.
В работе с детьми с нарушением речи важно использовать настольные игры,
направленные на развитие речи: «Имаджин», «Жили- были», «Друг – Утюг», «Словодел». В
эти игры наши дети всегда играют с желанием, интересом, неоднократным повторением. В
общении со взрослыми и сверстниками, воспитанники проявляют умение слушать и
понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно
задавать их. Содержание игр, способствует овладению детьми монологической речью, что
имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.
Надо помнить, что любая настольная игра, так или иначе, направлена на всестороннее
развитие ребенка. Изменяя правила (дополняя, усложняя, упрощая их), можно с помощью
одной игры развивать совершенно разные стороны детской личности.
Активно используя настольные игры в своей педагогической деятельности, мы
заметили определенные результаты: дети проявляют творчество в играх, самостоятельность,
фантазию, переносят полученный опыт в повседневную деятельность, что помогает им
самостоятельно справляться с возникающими задачами.
Настольная игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая
выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень
мыслящей, творческой личности.
Список литературы
1.
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя
детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
2.
Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н.
Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство
Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.
3.
Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»- СПб.: Издательство «Союз»,
2002.-336 с.
4.
Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и
родителей.- М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.-160 с.
5.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада /
под ред. Марковой Т.А.- М.: Просвещение, 1982.-128с.
6.
Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.:
Просвещение, 2002.-94с.
7.
Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д:
Феникс, 2005.-192с.
8.
Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…» / Психологический практикум /.- Дубна:
Издательский центр «Феникс», 1997.-160с.
9.
ФГОС
3
4