Напоминание

"Настольные игры в развитие личности ребенка."


Автор: Люкшинова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 102
Населённый пункт: Г. ТАГАНРОГ
Наименование материала: Статья
Тема: "Настольные игры в развитие личности ребенка."
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА-

ДОШКОЛЬНИКА

Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в большом объеме новых знаний. Им

интересно буквально все. Их способ познания мира бессистемен, привести его к четкой

схеме – задача взрослого. Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в

дошкольном возрасте – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда

превращать в игру текущие дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он

увлечён. По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк

пытливости и любознательности детей».

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его

жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё

место в этом мире. В игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает. Игра –

это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игры в этом возрасте

должны быть направлены на развитие тех качеств, которые потребуются детям в школе:

логики, умения вычислять, систематизировать и анализировать. Решить эти задачи могут

настольные игры.

Основным отличием

настольно-печатных игр от других видов игр

является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько

участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольные игры с давних

пор популярны среди детей и взрослых. В них играли в Античном Риме и Древнем Китае.

Педагоги признают, что их роль в развитии ребенка нельзя переоценить. Настольные игры –

это лучший выбор для развлечения и обучения детей в ограниченном пространстве, в том

числе и в группе детского сада. Они развивают не только ум, но и характер: прививают

усидчивость, приучают соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам,

радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как

этап, а не как жизненную трагедию.

Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени

влияет

на

интеллектуальное

и

личностное

развитие

ребенка.

Проводя

время

за

увлекательным занятием, ребенок учится играть по правилам; ищет оптимальное решение

поставленных перед ним игровых заданий; развивает речь, воображение, сенсорное

восприятие; учится считать и решать элементарные математические примеры; тренирует

память; развивает логическое мышление; становится более внимательным; учится быстро

реагировать на изменения ситуации; тренирует мелкую и крупную моторику, координацию

движений; развивает собственные коммуникативные навыки.

Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и

все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и

качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку

нормы поведения.

Использование настольных игр в дополнительном образовании –

кружковой деятельности, позволяет реализовывать поставленные задачи активно и широко.

В октябре 2017 г. начал работать кружок «Мир игры», целью которого является

создание социальной ситуации развития у детей старшего дошкольного возраста через

использование настольных игр. В своей работе руководствуюсь целевыми ориентирами на

этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО):

- ребёнок овладевает основными культурными

способами деятельности,

проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,

1

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх,

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и

радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в

себя,

- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную

ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

В процессе кружковой деятельности реализуются следующие задачи:

познакомить детей с историей появление настольных игр;

учить детей играть в настольные игры;

воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,

классификация, аналогия);

формировать учебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои

действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять

результат своих действий и т. д.);

развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие

умозаключения;

развить

умения

элементарного

самоконтроля

и

саморегуляции

своих

действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

В рамках деятельности кружка, мы с детьми знакомимся с различными настольными

играми, историей их появления, модификациями и правилами. Игры подбираются в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

детей.

Начиная

проигрывать игру по предложенным правилам, адаптируем её к детям: усложняя или

упрощая правила. Тем самым, делая игровой процесс более увлекательным и интересным.

Давайте посмотрим, как можно развивать детей с помощью настольных игр. Итак, мы с

детьми познакомились со многими интересными и необычными играми: «Зоомагия»,

«Дженга», «Арена Сальвадора Дали», «Имаджин», «Собери портрет» и др., которые

помогают формировать умение анализировать поступившую информацию, извлекать

центральную идею, и на ее основе планировать дельнейшие действия.

Развивать логическое мышление, нам позволяют такие игры как: «Логический поезд»,

«Собери квадрат», «Арена Сальвадора Дали». Данные игры просты в применении, понятны

детям и очень увлекательны. Например, собрать головоломку «Сальвадора Дали» с первого

раза получится ни у каждого взрослого. Дети смотрят на мир иначе, чем мы, и поэтому

пробуют более смелые варианты и, в итоге, добиваются цели. Игра «Логический поезд»

позволяет параллельно с развитием логического мышления, учит искать и устанавливать

причинно-следственные связи и взаимоотношение предметов друг с другом.

Для развития памяти и внимания, играем в «Собери и разбери», «Мемори», «Остров

обезьян» и др. В игре «Мемори» ребенок познает окружающую действительность, учится

сопоставлять и связывать явления, общаться. При этом, прекрасно развиваются память

наблюдательность, тренируется умение сосредотачиваться. Попадая на «Остров обезьян»,

детям предстоит перемещать свою фигурку с лианы на лиану. Но делать это надо быстро,

что бы опередить соперника и собрать все фрукты. Но без хорошо развитой памяти и

внимания, сделать это крайне непросто. Игра приучает соблюдать очередность ходов и

тренирует выдержку.

2

Играя в такие игры как: «Собери портрет», «Дорисуй за меня», «Волшебные фигурки»

создаются условия для развития творчества, фантазии и воображения. Суть этих игр - не

следовать готовым штампам и образцам, а искать как можно больше собственных,

оригинальных решений, направлять свое воображение на поиск нового. Эти игры учат

принимать чужое мнение, соотносить его со своим. Они вызвали большой интерес, о чем

говорит использование игр в самостоятельной изобразительной деятельности детей.

В работе с детьми с нарушением речи важно использовать настольные игры,

направленные на развитие речи: «Имаджин», «Жили- были», «Друг – Утюг», «Словодел». В

эти игры наши дети всегда играют с желанием, интересом, неоднократным повторением. В

общении со взрослыми и сверстниками, воспитанники проявляют умение слушать и

понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно

задавать их. Содержание игр, способствует овладению детьми монологической речью, что

имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

Надо помнить, что любая настольная игра, так или иначе, направлена на всестороннее

развитие ребенка. Изменяя правила (дополняя, усложняя, упрощая их), можно с помощью

одной игры развивать совершенно разные стороны детской личности.

Активно используя настольные игры в своей педагогической деятельности, мы

заметили определенные результаты: дети проявляют творчество в играх, самостоятельность,

фантазию, переносят полученный опыт в повседневную деятельность, что помогает им

самостоятельно справляться с возникающими задачами.

Настольная игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая

выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень

мыслящей, творческой личности.

Список литературы

1.

Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя

детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.

2.

Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н.

Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство

Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.

3.

Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»- СПб.: Издательство «Союз»,

2002.-336 с.

4.

Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и

родителей.- М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.-160 с.

5.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада /

под ред. Марковой Т.А.- М.: Просвещение, 1982.-128с.

6.

Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.:

Просвещение, 2002.-94с.

7.

Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д:

Феникс, 2005.-192с.

8.

Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…» / Психологический практикум /.- Дубна:

Издательский центр «Феникс», 1997.-160с.

9.

ФГОС

3

4



В раздел образования