"Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе"
Автор: Сергеева Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №18 "Веснянка" Населённый пункт: с. Красногвардейское Ставропольского края Красногвардейского района Наименование материала: методическая разработка Тема: "Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе" Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном
процессе.
Переход к личностью ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал
необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с родителями с целью с оздания единого образовательного
пространства семьи и дошкольного учреждения. В полной мере это относится и к музыкальному
развитию дошкольника.
Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей, по-разному влияющие на их
развитие. При этом именно семья является единственным социальным институтом, который может
обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Даже
обучение в музыкальной школе при всей кажущейся индивидуализации не может обеспечить этого,
т. к. после занятий со специалистом ребенку необходимо музицировать дома под контролем
родителей .
Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его
музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные,
пестушки и т. д.). В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и
осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А
если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем
стираются из памяти. Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя
и родителей может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу
единомышленников более всего подходит понятие "взаимодействие", предполагающее
совместную деятельность педагогов и родителей по музыкальному развитию ребенка. Что же
необходимо для его организации?
Прежде всего, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного
процесса. Так же важно устранение противоречий между родителями и педагогами детского сада,
понимание ими друг друга, учет социально-экономического положения и музыкального опыта и
традиций семьи.
Сближение позиций педагогов ДОУ и родителей должно быть основано на устойчивом
направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского
сада. Но на практике, как мы знаем, родители хотят, чтоб их ребенок хорошо пел, танцевал, играл
на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на празднике, а музыкальный
руководитель ДОУ стремится научить всех детей слушать и понимать музыку, пытается развить
музыкальные способности каждого, выявить одаренных для дальнейшего развития их таланта в
будущем.
Еще до встречи с родителями необходимо тщательно обследовать ребенка. Тогда, опираясь на
сильные стороны малыша, можно предложить стратегию его дальнейшего музыкального развития
как в ДОУ так и в более комфортных для него домашних условиях. Родители сами могут провести
обследование ребенка дома, а педагоги ДОУ - предложить инструмент для анализа музыкальных
способностей ребенка, научить родителей им пользоваться и делать выводы. Таким инструментом
может быть специально разработанная система музыкального домашнего игрового мониторинга .
Его суть заключается в том, что ребенок погружается в игру , которая помогает раскрыть его знания
и умения в образовательной области "музыка". А родители, наблюдая и фиксируя результаты, сами
ставят баллы и делают выводы.
Выявление интересов родителей в музыкальном развитии ребенка
Анкета "Ваш музыкальный ребенок"
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ можно вести по четырем
направлениям.
1.Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления
контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно
провести анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи».
По участию родителей в воспитательно-образовательном процессе можно выделить следующие
группы родителей.
Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-
образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников
образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники
педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но
желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу
«меня воспитывали так же».
2.Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах
воспитания детей дошкольного возраста.
Необходимо создать все условия все условия для организации единого пространства развития и
воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог,
воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская
сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение
семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно
равноответственными участниками образовательного процесса.
С этой целью можно использовать активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- Дни общения;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар – практикум;
- родительские гостиные;
- телефон Доверия;
- почта Доверия;
- семейный вернисаж.
3.Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,
«Воспитание со всех сторон» (см. Приложения),
- библиотека – передвижка,
- фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама,
я - дружная семья»,
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть
папой»,
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
- копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была
действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять
ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-
ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в
которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается
ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы
являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести
до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских
обязанностях и ответственности.
4.Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным,
востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое
совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка,
трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают
другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с
родительской общественностью в целом