Напоминание

Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников


Автор: Глухова Наталья Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Детский сад №13"
Населённый пункт: Самарская область, г. Октябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников
Дата публикации: 19.06.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников

1.

Средства трудового воспитания дошкольников.

2.

Ознакомление с трудом взрослых.

Труд -это целесообразная деятельность человека, направленная на

видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения

своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский –

«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и

зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»

Большое значение труду придавал А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А.

Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания

проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое

внимание:

- считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию,

работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

- Были определены ведущие задачи:

- научиться трудиться с радостью;

- приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования

проблемы трудового воспитания: В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева,

Р. С. Буре, А. Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о

содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли

воспитания личности ребёнка детского возраста.

Современный этап отличается, «забвением» этой важной проблемы. В новых

программах воспитания этот раздел отсутствует. Эта проблема может

привести к задержке в развитии личности.

Своеобразие детского труда.

1.

Детский труд не создаёт общественно значимых материальных

ценностей;

2.

Труд детей носит воспитательный характер;

3.

Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в

познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми

4.

Детский труд близок к игре (играют водой во время умывания)

5.

В процессе труда дети приобретают трудовые (но не

профессиональные) навыки и умения. Навыки, помогающие ребёнку

становиться независимым от взрослого. Самостоятельными.

6.

Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения.

7.

Труд ребёнка носит ситуативный необязательный характер.

8.

Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в

стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь

взрослого.

Задачи трудового воспитания дошкольников.

1.

Помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью:

- овладение трудовыми навыками и умениями.

- овладение структурной деятельностью

2. Развитие личности ребёнка в труде:

- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;

- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта

взаимодействия;

- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия.

Воспитывать уважение к людям и профессии.

Виды труда. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста

делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой

труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание

самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические

процедуры) . Задача формирования навыков самообслуживания актуальна

для всех возрастных групп. Хозяйственно-бытовой труд – имеет

общественную направленность.

Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке. Труд в природе

это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на

огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими

возможностями для решения задач нравственного, умственного и

эстетического развития личности.

Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение

эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из

природного материала, бумаги, картона, ткани.

Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности,

развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению

доводить дело до конца. Умственный труд – улучшение качества труда

(постиранное бельё, почищенная клетка) , решение житейской задачи,

собственное «открытие», обдумывание последовательности предстоящей

деятельности всё это результат умственного труда.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста. Задачи трудового

воспитания. Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка,

формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.

Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую

деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении

преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только

в труде.

Детский труд своеобразен:

- доступен по характеру выполняемых действий

- связан с игрой.

Связь игры с трудом выражается на первых этапах в том, что дети 2-3 лет в

игре отражают труд близких людей. Трудовые действия носят

подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд.

Для воспитания интереса у младших дошкольников к самообслуживанию,

для упрочнения трудовых навыков широко используются игровые приёмы,

игры, занятия с показом действий, упражнений. Упражнения переносятся так

же в игры детей с куклами (дети кукол одевают, причёсывают и т. д.) В

младшем возрасте разнообразная трудовая деятельность связывается с

играми детей.

- уборка игрушек

- мытьё игрушек

- стирка кукольного белья и т. д.

Дети 5 лет могу уже многое делать для своих игр. Часто труд может быть

организован в форме игры (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах»,

тачках).

У детей 6-7 лет большой интерес вызывает именно тот труд, который

организован в форме игры: «мастерская по починке и изготовлению

игрушек» и т. д. Однако у детей 6-7 лет возможно воспитывать серьёзное

отношение к труду, умение отличать труд от игры, осознавать

необходимость труда, поступаться игрой, если нужно выполнить поручение.

У детей 6-7 лет появляется интерес к труду, если он понимает необходимость

работы. Несмотря на то, что трудовая деятельность у дошкольников

находиться на начальной стадии развития, она должна быть:

- осмысленной

- радостной

- творческой.

Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При

таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень

трудовой деятельности:

- инициатива

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного

возраста (цель, задачи, своеобразие)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс

формирования у детей положительного отношения к труду, желания и

умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Значение труд. воспитания

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному

систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся

увереннее, точнее.

Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности,

внимания, сосредоточенности, тренирует память.

Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять

предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде

воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех

времен, считали его естественным условием существования личности,

средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой

жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое

подтверждение в классической педагогической литературе (Я.

А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Пестолоц-ци, К. Д. Ушинский, А. С.

Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.

Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д.

Шатова и др.) .

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая

и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу

и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в

соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями

их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление

оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее

совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой

деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к

трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

Готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе

труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать

помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в

корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит

общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и

потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.



В раздел образования