Напоминание

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ


Автор: Костянчук Людмила Антоновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ «Медико-биологический лицей г. Саратова»
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Дата публикации: 24.06.2022
Раздел: полное образование





Назад




РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ

ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

БИОЛОГИИ

Костянчук Людмила Антоновна, учитель биологии высшей категории

МАОУ «Медико-биологический лицей г. Саратова»

В условиях перехода на ФГОС перед учителями ставятся задачи

формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование

универсальных

действий,

обеспечивающих

все

учебные

предметы,

формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой

обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в

полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении,

который и заложен в новые стандарты.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция

обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Понятие системно-деятельностный подход не ново в педагогике, было

впервые введено в 1985 г.

Культурно-исторический

системно-деятельностный

подход

основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского,

А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные

психологические

закономерности

процесса

обучения

и

воспитания,

структуру

образовательной

деятельности

учащихся

с

учетом

общих

закономерностей

онтогенетического

возрастного

развития

детей

и

подростков.

Из современников наиболее широко и глубоко рассматривает данный

вопрос в своих трудах и выступлениях Хуторской Андрей Викторович

доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института

образования человека, г. Москва «Любая теория или технология обучения

предполагает

системно-деятельностный

подход.

Термин

«системно-

деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В

любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти

деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с

помощью той или иной системы. Для каждой деятельности имеются

соответствующие универсальные учебные действия. Эти понятия являются

общенаучными

и

не

могут

быть

«приватизированы»

конкретными

психологическими или педагогическими учениями.»

А.А. Вербицкий отмечает, что системно-деятельностный подход в

обучении, это переход от «школы воспроизведения» к «школе понимания»,

«школе мышления», где акцент переносится «с обучающей деятельности

преподавателя на познающую деятельность ученика».

1

Как учитель биологии определяю свою педагогическую задачу: развить

в учениках навыки системного анализа, способность к критическому

мышлению,

умение

отстаивать

свои

позиции,

также

формировать

толерантность,

приоритет

человеческого

достоинства,

готовность

к

компромиссу.

Основа системно-деятельностного подхода - «проблемный урок»

В связи с официальным введением Федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС) системно-деятельностный подход стал

обязательным для всех учителей страны и у педагогов появилось множество

вопросов.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом

виде.

Дети

«открывают»

их

сами

в

процессе

самостоятельной

исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными,

делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового

материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить,

показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую

работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и

сами

объяснили,

как

надо

действовать

в

новых

условиях.

Важной

характеристикой деятельностного подхода в

работе

педагогов

является

также системность.

В основе системно-деятельностного подхода лежит «проблемный

урок». Проблемный урок условно можно поделить на два блока: проблемное

введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.

Первый блок подразделяется на два этапа: постановка учебной проблемы и

поиск решения этой проблемы.

Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным

моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или

познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не

могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта

познавательная потребность является «двигателем» в обучении.

В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится

неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или

условие действия). Сам факт столкновения с трудностью, невозможностью

выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов

действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является

основным условием возникновения проблемной ситуации.

Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не

случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и

любопытства».

Поиск решения проблемы.

У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной

проблеме. Если класс сильный, нужен побуждающий от проблемной

ситуации

диалог,

в

результате

развиваются

творческие

способности

учащихся, и они сами формулируют учебную проблему. Если дети не могут

2

самостоятельно сформулировать проблему, необходим подводящий диалог,

то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают

выдвигать гипотезы. Порой на первых порах приходится самой создавать

проблему, на этом пути творчество детей отсутствует.

Поиск решения проблемы в виде мозгового штурма

Поиск решения проблемы может проходить в виде мозгового штурма.

Урок в 7 классе. Обобщение темы «Ткани растений и животных». Сначала

работаем с тренажерами в «Виртуальной школе Кирилла и Мефодия».

Учащиеся вспоминают местоположение и строение растительных и животных

тканей, а затем выполняют задание: установите связь между строением ткани

и выполняемой ею функцией. Предлагаю посредством мозгового штурма

решить следующую проблему: «Из маленького кусочка растительной ткани

ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы

думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются

подобные опыты на животных?» Для работы использую материалы слайда,

иллюстрирующие внутреннее строение частей растения. Этот метод основан на

выдвижении различных гипотез

учащимися, которые пользуются своими

мысленными ассоциациями. Этот метод эффективен при групповой форме

работы.

Гипотезы,

которые

предлагаются

в

качестве

ответов

одними

школьниками, вызывают ассоциации в сознании других, что приводит к

увеличению общего количества ответов и их качества. При проведении

мозгового штурма класс делю на группы, учащиеся решают проблему по

следующему алгоритму:

1. Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные

гипотезы в качестве решений.

2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые

наиболее вероятны и имеют под собой хотя бы частичное научное обоснование.

Провожу дискуссии

на уроках биологии. Тема «Развитие жизни на

Земле», «Происхождение человека» являются благодатными для этого приема.

Поиск решения проблемы в виде эвристической беседы

Решить учебную проблему можно посредством эвристической беседы.

Поисковая беседа отличается правильной последовательностью постановки

вопросов, точностью их формулировок. Где нужно надо выдержать паузу в

диалоге с учащимися, вовремя и ненавязчиво направить мыслительную

деятельность школьников в нужное русло, осуществить гибкий переход от

коллективного

обсуждения

проблемной

ситуации

к

длительному

индивидуальному выступлению конкретного ученика. Главное в этой ситуации

неполучение от школьников быстрого и правильного ответа, а организация

самого творческого, исследовательского мышления.

3



В раздел образования