Напоминание

"Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Каманицына Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Ивушка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Каманицына И.В.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка»

Город Смоленск

«Художественная литература как средство нравственного воспитания

детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация

В статье представлен один из методов воспитания нравственных

чувств

у детей дошкольного возраста посредством чтения художественной

литературы

.

Восприятие художественного произведения

-

очень сложная

,

развивающаяся во времени внутренняя деятельность

,

в которой

участвуют

воображение

,

восприятие

,

внимание

,

мышление

,

память

,

эмоции

,

воля

.

Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей

деятельности

-

в знакомстве с явлениями окружающей

действительности

через искусство

.

Воображение

,

т

.

е

.

способность представить изображаемые ситуации

,

раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии

,

еще в

раннем детстве развивается средствами искусства

,

и в частности

художественной литературы

,

а затем

,

помогая приобщаться к более

сложным

и более тонким произведениям

,

делает этот процесс

взаимообогащаемым и

непрерывным

.

Фантазия и чувство связаны очень тесно

.

Книги

,

сказки

,

спектакли являются для ребенка неисчерпаемым

источником развития чувств и фантазии

,

а в свою очередь развитие

чувств и

фантазии приобщает его к духовному богатству

,

накопленному

человечеством

.

Систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей

должна

осуществляться с учетом возрастных особенностей

,

психики детей и

основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта

.

Существенными звеньями в этой работе должны стать

:

развитие

социальной

ориентации детей

,

обеспечение опыта решения ими социально

-

нравственных

задач и реальная практика деятельности детей для других людей

.

Каждое из

этих звеньев вносит свой специфический вклад в формирование

личности

дошкольника

,

в совокупности образуя одну из существенных

особенностей

искусства и мастерства воспитания подрастающего поколения

.

Только при условии глубокого понимания социального значения и

последствий воспитания у детей эмоциональной отзывчивости к

другим

людям

,

учета особенностей организации деятельности детей и

руководства

ею при помощи целого ряда средств и приемов воздействия на

ребенка

возможно эффективно решать эту задачу в условиях общественного

дошкольного воспитания

. «

Общественное воспитание только тогда

оказывается действительным

,

когда его вопросы становятся

общественными

вопросами для всех и семейными вопросами для каждого

».

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям

эмоциональной сферы ребенка

,

что способствует появлению у него

живого

отклика на различные события жизни

,

меняет его отношение к вещам

,

перестраивает его субъективный мир

.

По словам Б

.

М

.

Теплова

,

искусство

захватывает различные стороны психики человека

:

воображение

,

чувства

,

волю

,

развивает его сознание и самосознание

,

формирует

мировоззрение

.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину

,

конкретную ситуацию

,

образ

,

переживает описываемые события

,

и чем

сильнее его переживания

,

тем богаче его чувства и представления о

действительности

.

Правило морали приобретает в художественном

произведении живое содержание

.

Восприятие искусства является для

ребенка своеобразной формой познания объективной

действительности

.

Ребенок как бы входит внутрь событий художественного

произведения

,

становится как бы их участником

.

В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи

развития речи и поэтического слуха ребенка

.

Такое узкое

использование

художественного произведения

,

сводящееся к механической передаче

содержания текста

,

лишает ребенка возможности осознать и

почувствовать

его нравственную глубину

.

Иногда в практике детских садов бывают

ошибки

другого рода

,

когда высокая идейно

-

нравственная направленность

произведения искусства преподносится как голое морализирование

,

художественные образы трактуются односторонне

,

порой вульгарно

.

Это

тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка

,

формированию у него правильного оценочного отношения к

действительности

.

Художественная литература должна чаще использоваться как

средство

развития человечности

,

гуманных качеств личности

:

добра и

справедливости

,

чувства гражданственности

.

В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор

произведений

,

методику чтения и проведения бесед по

художественным

произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и

этических

представлений

,

на перенос этих представлений в жизнь и

деятельность детей

(

насколько отражаются чувства детей

,

пробуждаемые искусством

,

в их

деятельности

,

в их общении с окружающими людьми

).

Отбирая литературу для детей

,

нужно помнить

,

что моральное

,

нравственное воздействие литературного произведения на ребенка

зависит

прежде всего от его художественной ценности

.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства

,

необходимо

обратиться к классической русской и переводной литературе

,

к

советской

литературе и поэзии

.

Прежде всего

,

это произведения А

.

С

.

Пушкина

,

Л

.

Н

.

Толстого

,

С

.

Т

.

Аксакова

,

П

.

Ершова

,

Н

.

А

.

Некрасова

,

Ф

.

И

.

Тютчева

,

А

.

А

.

Фета

,

А

.

А

.

Блока

,

С

.

А

.

Есенина

,

из переводных авторов

Ч

.

Диккенса

,

Р

.

Киплинга

,

Ш

.

Перро

,

братьев Гримм

,

Г

.-

Х

.

Андерсена

,

произведения

советских писателей

:

М

.

Горького

,

В

.

Маяковского

,

С

.

Маршака

,

К

.

Чуковского

,

А

.

Барто

,

С

.

Михалкова и др

.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от

конкретных воспитательных задач

,

стоящих перед ним

.

А

.

М

.

Виноградова

предлагает примерный план использования художественных

произведений в

воспитательных целях при работе с детьми подготовительной к школе

группы

.

Для работы на занятиях она предлагает следующую

литературу

.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на

занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по

воспитанию

чувств детей целенаправленно и комплексно

.

Совсем не обязательно

читать

детям много художественных произведений

,

но очень важно

,

чтобы

все они

были высокохудожественными и глубокими по мысли

.

Методика использования художественной литературы для

воспитания гуманных чувств у дошкольников

.

Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор

художественных произведений

,

но и проведение этической беседы о

прочитанном

.

По мнению некоторых

,

такая беседа не нужна

,

ибо

художественное произведение уже само по себе воспитывает

.

Однако

практика работы с детьми показывает

,

что такие беседы необходимы

.

Художественное произведение

,

безусловно

,

способствует развитию

чувств и представлений детей

.

Готовясь к беседе

,

педагог должен продумать вопросы

,

которые он

задаст ребенку в связи с прочитанной книгой

.

Если беседа о книге

будет

состоять из бездумных вопросов

,

назиданий и поучений

,

она только

запутает

ребенка

:

назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние

,

ту

радость

,

которую получил ребенок от хорошей книги

.

Например

,

воспитательница

,

прочитав детям

«

Рассказ о неизвестном герое

»

С

.

Маршака

и желая дать им представление о скромности

,

задает вопрос

: «

Дети

,

почему

парень вскочил на площадку трамвая

?» — «

Потому что он спешил

домой

»,

отвечает ребенок

.

Неправильный вопрос вызвал и неправильный

ответ

,

отвлек внимание детей от главного в этом произведении

.

Говорить нужно

,

прежде всего

,

о подвиге героя

,

который

,

рискуя своей

жизнью

,

спасает человека

.

Нужно спросить у детей

,

что их больше

всего

взволновало

,

и они ответят

:

как парень шел по карнизу

,

задыхаясь в

дыму

,

как он весь в синяках крепко держал в руках девочку

.

А чтобы

обратить

внимание детей на скромность героя

,

можно у них спросить

: «

Почему

наш

герой так быстро ушел

,

и почему его искали пожарные

,

милиция

,

фотографы

?».

Ответить на этот вопрос детям надо помочь

:

парня

хотели

поблагодарить за его смелый

,

мужественный поступок

,

за его подвиг

,

но он

был не только смелым

,

но и скромным

.

И подвиг свой он совершил не

ради

награды

,

а просто

,

чтобы помочь людям

.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов

,

так

как это мешает им осознать главную идею художественного

произведения

,

снижает впечатление от прочитанного

.

Более обстоятельная система

вопросов

,

например

:

с чего начинается сказка

?

Куда пошел герой

?

Что

с ним

потом произошло

?

и т

.

п

.,

оправдана в том случае

,

когда воспитатель

занимается специально развитием памяти детей

,

их речи

,

обучает их

пересказыванию

.

Когда же речь идет о развитии нравственного

сознания

детей

,

воспитании гуманных чувств

,

ставятся иные вопросы

,

пробуждающие

у ребят интерес к поступкам

,

мотивам поведения героев

,

их

внутреннему

миру

,

их переживаниям

.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе

,

высказать

свое отношение к нему

(

если оценка образа сложна

,

предлагаются

дополнительные вопросы

,

облегчающие эту задачу

);

они должны

помочь

воспитателю понять душевное состояние ребенка во время чтения

;

выявить

способность детей сравнивать и обобщать прочитанное

;

стимулировать

дискуссию среди детей в связи с прочитанным

.

Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей

,

развивает их самостоятельное мышление

.

Ребенку предлагается

утвердить

или опровергнуть мнение сверстника

.

Для дискуссий отбираются

художественные произведения

,

в которых есть конфликтные ситуации

.

Помогая детям формулировать вопросы в связи с прочитанным

,

педагог

может обратиться к ним так

: «

О чем бы вы меня хотели спросить

,

прослушав

этот рассказ

При этом он должен прислушаться к вопросам детей

,

чтобы

понять

,

что их волнует

,

чего они не понимают

,

в каком направлении

развиваются их чувства

,

представления

.

Чувства ребенка необходимо укреплять

,

развивать

.

Для этого

воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные

произведения

,

например рассказ В

.

Осеевой

«

Почему

и аналогичный

ему

по содержанию рассказ Н

.

Носова

«

Карасик

».

В обоих рассказах

описываются тяжелые душевные переживания мальчиков

,

связанные

с тем

,

что по их вине в одном случае собака

,

в другом

котенок должны

понести

незаслуженное наказание

,

и с тем

,

что они обманули мам

.

Проводя беседу после чтения этого рассказа

,

педагог продолжает

развивать представления детей о справедливости и честности

.

Таким образом

,

беседы с детьми нужно строить так

,

чтобы этическое

представление приобрело для ребенка определенное

,

яркое

,

живое

содержание

.

Воспитатель должен помнить

,

что прямое сопоставление

изображенных в художественном произведении событий

,

характеров

,

персонажей с реальными событиями или детьми недопустимо

,

если

они

оцениваются отрицательно

.

Художественное слово вызывает у детей

активное эмоциональное отношение к событию

,

и ребенок

,

на которого

все

дети укажут как на плохого

,

может не только обидеться или заплакать

.

У

него появляется агрессивность

,

озлобленность

,

негативное отношение

к

товарищам

.

Итак

,

воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в

тесной

взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка

.

Эмоциональное

отношение детей к окружающему является косвенным показателем

становления их чувств

.

Художественная литература в сильной степени

способствует возникновению у детей именно эмоционального

отношения

проанализировать потенциал художественной литературы как

средства

воспитания гуманных чувствования к описываемым событиям

,

природе

,

героям

,

персонажам литературных произведений

,

к окружающим их

людям

,

к действительности

.

Главным принципом

,

остается стремление вызвать у ребенка не

только

сопереживание героям

,

но и сочувствие

,

настолько активно

,

чтобы оно

в

свою очередь пробудило импульс к внутреннему содействию

;

и самое

важное

суметь создать такие условия

(

игровые или жизненные

),

в которых

это

внутреннее содействие могло реализоваться

.

Опыт оказанного

содействия

,

вызванного горячим чувством сопереживания и сочувствия

,

не

проходит

бесследно для формирующейся личности

,

и от воспитателей и

родителей

всецело зависит

,

чтобы таких эмоциональных следов у ребенка было

как

можно

,

больше

.

Многие дети дошкольного возраста

,

не владея в силу возрастных

особенностей навыками анализа художественного произведения

,

нуждаются

в продолжении работы над книгой под руководством взрослого

непосредственно после чтения сказки

,

рассказа и т

.

Д

.

Такие приемы

,

как

творческий кукольный спектакль

,

игра

-

беседа с персонажами

,

игра

-

драматизация по сюжету сказки

,

способствует формированию

необходимого

эмоционального отклика на события сказки и поступки героев

.

Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом

ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев

различных сказок

и их активным общением с детьми

(

прием взаимодействия любимых

детьми

или хорошо им известных персонажей с персонажами новых

,

только

что

прочитанных произведений

.

Этот прием эффективен

,

когда возникают

трудности у детей с соответствующим эмоциональным отношением к

героям

).

Детская художественная литература

-

действенная сила

нравственного

воспитания

,

и надо уметь целенаправленно ею пользоваться

.

Сопереживание

персонажам художественного произведения

,

в частности сказки

,

представляет собой комплекс чувств

,

в состав которого входят такие

эмоции

,

как сострадание

,

осуждение

,

гнев

,

удивление

,

причем эти отдельные

эмоции

в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по

значимости

,

продолжительности

,

устойчивости

.

Используемая литература

:

-

Статьи из журналов и сборников

:

1.

Бородина А

.

В

.

Культура и творчество в детском саду

. –

М

., 2007

г

2.

Воспитание гуманных чувств у детей

.

Под ред

.

Л

.

Н

.

Проколиенко

,

В

.

К

.

Котырло

-

Киев

, «

Радянська школа

», 1987

г

3.

Журнал Дошкольное воспитание No

4, 2001,

с

. 74

4.

Козлова С

.

А

.,

Куликова Т

.

А

.

Дошкольная педагогика

. –

М

.:

Академия

,

2001

5.

Погосова Н

.

М

.

Погружение в сказку

.

Сказкотерапевтические

программы

. –

Санкт

-

Петербург

,

издательство

«

Речь

», 2006

г.



В раздел образования