Автор: Каманицына Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Ивушка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Каманицына И.В.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка»
Город Смоленск
«Художественная литература как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста»
Аннотация
В статье представлен один из методов воспитания нравственных
чувств
у детей дошкольного возраста посредством чтения художественной
литературы
.
Восприятие художественного произведения
-
очень сложная
,
развивающаяся во времени внутренняя деятельность
,
в которой
участвуют
воображение
,
восприятие
,
внимание
,
мышление
,
память
,
эмоции
,
воля
.
Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей
деятельности
-
в знакомстве с явлениями окружающей
действительности
через искусство
.
Воображение
,
т
.
е
.
способность представить изображаемые ситуации
,
раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии
,
еще в
раннем детстве развивается средствами искусства
,
и в частности
художественной литературы
,
а затем
,
помогая приобщаться к более
сложным
и более тонким произведениям
,
делает этот процесс
взаимообогащаемым и
непрерывным
.
Фантазия и чувство связаны очень тесно
.
Книги
,
сказки
,
спектакли являются для ребенка неисчерпаемым
источником развития чувств и фантазии
,
а в свою очередь развитие
чувств и
фантазии приобщает его к духовному богатству
,
накопленному
человечеством
.
Систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей
должна
осуществляться с учетом возрастных особенностей
,
психики детей и
основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта
.
Существенными звеньями в этой работе должны стать
:
развитие
социальной
ориентации детей
,
обеспечение опыта решения ими социально
-
нравственных
задач и реальная практика деятельности детей для других людей
.
Каждое из
этих звеньев вносит свой специфический вклад в формирование
личности
дошкольника
,
в совокупности образуя одну из существенных
особенностей
искусства и мастерства воспитания подрастающего поколения
.
Только при условии глубокого понимания социального значения и
последствий воспитания у детей эмоциональной отзывчивости к
другим
людям
,
учета особенностей организации деятельности детей и
руководства
ею при помощи целого ряда средств и приемов воздействия на
ребенка
возможно эффективно решать эту задачу в условиях общественного
дошкольного воспитания
. «
Общественное воспитание только тогда
оказывается действительным
,
когда его вопросы становятся
общественными
вопросами для всех и семейными вопросами для каждого
».
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям
эмоциональной сферы ребенка
,
что способствует появлению у него
живого
отклика на различные события жизни
,
меняет его отношение к вещам
,
перестраивает его субъективный мир
.
По словам Б
.
М
.
Теплова
,
искусство
захватывает различные стороны психики человека
:
воображение
,
чувства
,
волю
,
развивает его сознание и самосознание
,
формирует
мировоззрение
.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину
,
конкретную ситуацию
,
образ
,
переживает описываемые события
,
и чем
сильнее его переживания
,
тем богаче его чувства и представления о
действительности
.
Правило морали приобретает в художественном
произведении живое содержание
.
Восприятие искусства является для
ребенка своеобразной формой познания объективной
действительности
.
Ребенок как бы входит внутрь событий художественного
произведения
,
становится как бы их участником
.
В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи
развития речи и поэтического слуха ребенка
.
Такое узкое
использование
художественного произведения
,
сводящееся к механической передаче
содержания текста
,
лишает ребенка возможности осознать и
почувствовать
его нравственную глубину
.
Иногда в практике детских садов бывают
ошибки
другого рода
,
когда высокая идейно
-
нравственная направленность
произведения искусства преподносится как голое морализирование
,
художественные образы трактуются односторонне
,
порой вульгарно
.
Это
тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка
,
формированию у него правильного оценочного отношения к
действительности
.
Художественная литература должна чаще использоваться как
средство
развития человечности
,
гуманных качеств личности
:
добра и
справедливости
,
чувства гражданственности
.
В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор
произведений
,
методику чтения и проведения бесед по
художественным
произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и
этических
представлений
,
на перенос этих представлений в жизнь и
деятельность детей
(
насколько отражаются чувства детей
,
пробуждаемые искусством
,
в их
деятельности
,
в их общении с окружающими людьми
).
Отбирая литературу для детей
,
нужно помнить
,
что моральное
,
нравственное воздействие литературного произведения на ребенка
зависит
прежде всего от его художественной ценности
.
Решая задачи воспитания детей средствами искусства
,
необходимо
обратиться к классической русской и переводной литературе
,
к
советской
литературе и поэзии
.
Прежде всего
,
это произведения А
.
С
.
Пушкина
,
Л
.
Н
.
Толстого
,
С
.
Т
.
Аксакова
,
П
.
Ершова
,
Н
.
А
.
Некрасова
,
Ф
.
И
.
Тютчева
,
А
.
А
.
Фета
,
А
.
А
.
Блока
,
С
.
А
.
Есенина
,
из переводных авторов
—
Ч
.
Диккенса
,
Р
.
Киплинга
,
Ш
.
Перро
,
братьев Гримм
,
Г
.-
Х
.
Андерсена
,
произведения
советских писателей
:
М
.
Горького
,
В
.
Маяковского
,
С
.
Маршака
,
К
.
Чуковского
,
А
.
Барто
,
С
.
Михалкова и др
.
Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от
конкретных воспитательных задач
,
стоящих перед ним
.
А
.
М
.
Виноградова
предлагает примерный план использования художественных
произведений в
воспитательных целях при работе с детьми подготовительной к школе
группы
.
Для работы на занятиях она предлагает следующую
литературу
.
Тематическое распределение произведений для чтения детям на
занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по
воспитанию
чувств детей целенаправленно и комплексно
.
Совсем не обязательно
читать
детям много художественных произведений
,
но очень важно
,
чтобы
все они
были высокохудожественными и глубокими по мысли
.
Методика использования художественной литературы для
воспитания гуманных чувств у дошкольников
.
Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор
художественных произведений
,
но и проведение этической беседы о
прочитанном
.
По мнению некоторых
,
такая беседа не нужна
,
ибо
художественное произведение уже само по себе воспитывает
.
Однако
практика работы с детьми показывает
,
что такие беседы необходимы
.
Художественное произведение
,
безусловно
,
способствует развитию
чувств и представлений детей
.
Готовясь к беседе
,
педагог должен продумать вопросы
,
которые он
задаст ребенку в связи с прочитанной книгой
.
Если беседа о книге
будет
состоять из бездумных вопросов
,
назиданий и поучений
,
она только
запутает
ребенка
:
назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние
,
ту
радость
,
которую получил ребенок от хорошей книги
.
Например
,
воспитательница
,
прочитав детям
«
Рассказ о неизвестном герое
»
С
.
Маршака
и желая дать им представление о скромности
,
задает вопрос
: «
Дети
,
почему
парень вскочил на площадку трамвая
?» — «
Потому что он спешил
домой
»,
—
отвечает ребенок
.
Неправильный вопрос вызвал и неправильный
ответ
,
отвлек внимание детей от главного в этом произведении
.
Говорить нужно
,
прежде всего
,
о подвиге героя
,
который
,
рискуя своей
жизнью
,
спасает человека
.
Нужно спросить у детей
,
что их больше
всего
взволновало
,
и они ответят
:
как парень шел по карнизу
,
задыхаясь в
дыму
,
как он весь в синяках крепко держал в руках девочку
.
А чтобы
обратить
внимание детей на скромность героя
,
можно у них спросить
: «
Почему
наш
герой так быстро ушел
,
и почему его искали пожарные
,
милиция
,
фотографы
?».
Ответить на этот вопрос детям надо помочь
:
парня
хотели
поблагодарить за его смелый
,
мужественный поступок
,
за его подвиг
,
но он
был не только смелым
,
но и скромным
.
И подвиг свой он совершил не
ради
награды
,
а просто
,
чтобы помочь людям
.
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов
,
так
как это мешает им осознать главную идею художественного
произведения
,
снижает впечатление от прочитанного
.
Более обстоятельная система
вопросов
,
например
:
с чего начинается сказка
?
Куда пошел герой
?
Что
с ним
потом произошло
?
и т
.
п
.,
оправдана в том случае
,
когда воспитатель
занимается специально развитием памяти детей
,
их речи
,
обучает их
пересказыванию
.
Когда же речь идет о развитии нравственного
сознания
детей
,
воспитании гуманных чувств
,
ставятся иные вопросы
,
пробуждающие
у ребят интерес к поступкам
,
мотивам поведения героев
,
их
внутреннему
миру
,
их переживаниям
.
Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе
,
высказать
свое отношение к нему
(
если оценка образа сложна
,
предлагаются
дополнительные вопросы
,
облегчающие эту задачу
);
они должны
помочь
воспитателю понять душевное состояние ребенка во время чтения
;
выявить
способность детей сравнивать и обобщать прочитанное
;
стимулировать
дискуссию среди детей в связи с прочитанным
.
Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей
,
развивает их самостоятельное мышление
.
Ребенку предлагается
утвердить
или опровергнуть мнение сверстника
.
Для дискуссий отбираются
художественные произведения
,
в которых есть конфликтные ситуации
.
Помогая детям формулировать вопросы в связи с прочитанным
,
педагог
может обратиться к ним так
: «
О чем бы вы меня хотели спросить
,
прослушав
этот рассказ
?»
При этом он должен прислушаться к вопросам детей
,
чтобы
понять
,
что их волнует
,
чего они не понимают
,
в каком направлении
развиваются их чувства
,
представления
.
Чувства ребенка необходимо укреплять
,
развивать
.
Для этого
воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные
произведения
,
например рассказ В
.
Осеевой
«
Почему
?»
и аналогичный
ему
по содержанию рассказ Н
.
Носова
«
Карасик
».
В обоих рассказах
описываются тяжелые душевные переживания мальчиков
,
связанные
с тем
,
что по их вине в одном случае собака
,
в другом
—
котенок должны
понести
незаслуженное наказание
,
и с тем
,
что они обманули мам
.
Проводя беседу после чтения этого рассказа
,
педагог продолжает
развивать представления детей о справедливости и честности
.
Таким образом
,
беседы с детьми нужно строить так
,
чтобы этическое
представление приобрело для ребенка определенное
,
яркое
,
живое
содержание
.
Воспитатель должен помнить
,
что прямое сопоставление
изображенных в художественном произведении событий
,
характеров
,
персонажей с реальными событиями или детьми недопустимо
,
если
они
оцениваются отрицательно
.
Художественное слово вызывает у детей
активное эмоциональное отношение к событию
,
и ребенок
,
на которого
все
дети укажут как на плохого
,
может не только обидеться или заплакать
.
У
него появляется агрессивность
,
озлобленность
,
негативное отношение
к
товарищам
.
Итак
,
воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в
тесной
взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка
.
Эмоциональное
отношение детей к окружающему является косвенным показателем
становления их чувств
.
Художественная литература в сильной степени
способствует возникновению у детей именно эмоционального
отношения
проанализировать потенциал художественной литературы как
средства
воспитания гуманных чувствования к описываемым событиям
,
природе
,
героям
,
персонажам литературных произведений
,
к окружающим их
людям
,
к действительности
.
Главным принципом
,
остается стремление вызвать у ребенка не
только
сопереживание героям
,
но и сочувствие
,
настолько активно
,
чтобы оно
в
свою очередь пробудило импульс к внутреннему содействию
;
и самое
важное
–
суметь создать такие условия
(
игровые или жизненные
),
в которых
это
внутреннее содействие могло реализоваться
.
Опыт оказанного
содействия
,
вызванного горячим чувством сопереживания и сочувствия
,
не
проходит
бесследно для формирующейся личности
,
и от воспитателей и
родителей
всецело зависит
,
чтобы таких эмоциональных следов у ребенка было
как
можно
,
больше
.
Многие дети дошкольного возраста
,
не владея в силу возрастных
особенностей навыками анализа художественного произведения
,
нуждаются
в продолжении работы над книгой под руководством взрослого
непосредственно после чтения сказки
,
рассказа и т
.
Д
.
Такие приемы
,
как
творческий кукольный спектакль
,
игра
-
беседа с персонажами
,
игра
-
драматизация по сюжету сказки
,
способствует формированию
необходимого
эмоционального отклика на события сказки и поступки героев
.
Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом
ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев
различных сказок
и их активным общением с детьми
(
прием взаимодействия любимых
детьми
или хорошо им известных персонажей с персонажами новых
,
только
что
прочитанных произведений
.
Этот прием эффективен
,
когда возникают
трудности у детей с соответствующим эмоциональным отношением к
героям
).
Детская художественная литература
-
действенная сила
нравственного
воспитания
,
и надо уметь целенаправленно ею пользоваться
.
Сопереживание
персонажам художественного произведения
,
в частности сказки
,
представляет собой комплекс чувств
,
в состав которого входят такие
эмоции
,
как сострадание
,
осуждение
,
гнев
,
удивление
,
причем эти отдельные
эмоции
в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по
значимости
,
продолжительности
,
устойчивости
.
Используемая литература
:
-
Статьи из журналов и сборников
:
1.
Бородина А
.
В
.
Культура и творчество в детском саду
. –
М
., 2007
г
2.
Воспитание гуманных чувств у детей
.
Под ред
.
Л
.
Н
.
Проколиенко
,
В
.
К
.
Котырло
-
Киев
, «
Радянська школа
», 1987
г
3.
Журнал Дошкольное воспитание No
4, 2001,
с
. 74
4.
Козлова С
.
А
.,
Куликова Т
.
А
.
Дошкольная педагогика
. –
М
.:
Академия
,
2001
5.
Погосова Н
.
М
.
Погружение в сказку
.
Сказкотерапевтические
программы
. –
Санкт
-
Петербург
,
издательство
«
Речь
», 2006
г.