Напоминание

"Развитие музыкальных способностей детей в музыкальной школе в процессе инструментального музыцирования"


Автор: Полякова Виктория Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБНОУ"Лицей искусств "Санкт-Петербург"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкальных способностей детей в музыкальной школе в процессе инструментального музыцирования"
Дата публикации: 29.06.2022
Раздел: дополнительное образование





Назад




"

y

a

x

Развитие м зык льнн способностей детей в

музыкальной школе в процессе инструментального

"

музыцирования

Вопросы вocпитания музыкального cлуха, чувства

ритма ,музыкального слуха

,

музыкальной памяти волнуют

каждого преподавателя фортепиано,так как от степени их

развития во многом зависит успех вокально-хоровой и

инструментально-оркестро

вой работа в целом.

В широком смысле под музыкальным слухом следует понимать

способносты восвриниматъ, представлять и эмоционально

переживать содержание музыкального произведения во всех его

ac

:

,

,

,

пектах звуковысотных ритмических тембровых громкостных

.

.

формообразующих и т Такую трактовку музыкального слуха дает

-

.

.

известной ученый психолог Б И Теплов

-

Музыкальнай слух он разделя

:

.

ет на два вида мелодический и гармонический

Первый из них

,

проявляется в умении узнавать и воспроизводить мелодию а также в

;

чувствительности к точности ею интонированяя второй к восприятие

.

созвучий

Основополагающий вывод yчeнoгo заключается в том, что

ощущение музыкальной высоты возникает лишь в результате

ладового чувства, что характерно для большенства

людей/способностъ опредеаять высоту звука путем

сравнивания его с другим звуком/.Абсолютный cлух как

способность узнавать высоту звука овреде

ленного

,

музыкального тона не сравнивая его с другими встречается весьма

.

,

,

редко Воспитапие ладового слуха несомненно является самой серьездной

.

практической задачей

,

o o pe

e-

.

Te

o a,

Ладовое чувство п

п

д

лению Б М

пл в

это

прежде всего

эмоциональное переживание определенных отношений между

,

.

звуками которое развивается очень рано

Ладовость

есть

наиболее

специфическое

свойство

музыкальной

,

.

интонации отличающее ее от

интонации речевой На ладовой же основе

,

определяется и эмоциональная окраска интонации поэтому осознание лада

-

во всех егопроявлениях одна из главных практических задач при воспитании

.

и развитии музыкального слуха

Кроме ладового слуха необходимо развивать у детей

,

,

,

тембровый динамический архитонический интонационный и

.

звуковысотный слух

Тембровый слух связан с воспроизведением тембровых особенностей

,

.

голоса инструментов Динамический слух влияет на оценку силы

.

,

звучания Архитектонический слух определяющий степеньцелостности

,

.

музыкальной формы основан на тождестве и контрасте Интонационный слух

.

лежит в основе понимания семантического содержания музыки Дети

должны научиться воспринемать музыку как осмысленный музыкальный

.

-

,

поток Мелодический слух это способность воспринемать запоминать и по

.

слуху воспроизводить мелодию Он проявляется у детей очень

.

рано Гармонический слухпредставляет собойощущение целостности и

.

множественности музыкальной ткани Гармонтческий слух имеет несколько

:

,

сторон восприятие ладовой фнкции аккорда колличества

,

,

звуков характеристики вертикали красочные функции

.

-

вертикали Полифонический слух способность слышать музыкальную ткань

как развитие в единовременном звучании нескольких горизонтальных

.

линий Воспитанию полифонического слуха способствует многоголостное

,

,

хоровое пение исполнение мелодии с аккомпониментом соответствующая

.

теоритеческая подготовка

Раскрывая вопрос выразительного интонирования,нельзя не остановиться и на

значении так называемого вокального и внутреннего слуха.Несомненно,что

чуткость ребенка к качеству звука поможетему значительно точнее

интонировать.Что касается внутрееннего слуха,то без его функциоирования

невозможна активная хоровая работа.Хорошо развитый внутренний слух

особенноярко проявляется в чтении нот с листа,во вступлении в любой интервал и

аккорд без предворительного пропевания.Вот почему тренировка внутреннего

слуха ,его укрепление -весьма существенны в общей программе музыкального

воспитания и образования. В рамках данной работы подробнее расматриваются

вопросы развития чувства ритма и звуковысотного слуха.Можно выделить

следующие этапы развития ритмического чувтва: ощущение ровной

пульсации,осваивание более мелких длительностей,речевые

упражнения,ритмослоги,"звучащие жесты",знакомство с ударными

инструментами,чтение ритмического текста.

Формирование метро-ритмических ощущений необходимо начинать с

заданий,направленных на передачу равномерной пульсации ритмических

долей.Прежде всего нужно научить детей прохлопывать ровные четвертные доли

в темпе медленного шага.Такие хлопки принчто называть "шагающими" и

обозначать слогом "та".Преподаватель руководит учебным процессом и

показавает ритмическую пульсацию рукой.Ребенок прохлопывает ритмические

доли и поет знакомую песенку. Сначала поет преподаватель, потом

ребенок.Затем можно включать другие виды воспроизведения ритма. Например

некоторые зарубежные педагоги используют в своей работе так называемые

"звучащие жесты"-это ,хлопки,притопы,щелчки и т.п.За определенным числом

хлопков в ладоши следует столько же отстукиваний коленям и столько же

притопов.Детям нравится выполнять это упражнение и сускорением и

замедлением.После того как ребенок научился исполнять ровные доли,можно

осваивать более мелкие длительности.Сопоставляются две длительности звуков

"шагающие "/"та"/ и "бегущие"/"ти"/.Ученики повторяютразные ритмические

мотивы или короткие фразы,исполненные учителем/ритмическое "эхо"/.Устно

определяют,сколько звуков учитель исполнил"та" и сколько "ти" и сопровождают

пение песни в одном случае аккомпаниментом четвертями/"та"/,в другом

восьмыми /"ти"/,или одна часть песни сопровождается хлопками "та",а другая

"ти"и т.д. Затем ребенок по знаку преподавателя переходят от

четвертных/"шагающих"/ долей к восьмым /"бегущим "/ и наоборот.

Часто детям бывает трудно почувствовать ровность восьмых.Они получаются у них

после четвертей неровными.Применявшийся ранее в различных методиках

обучения на инструментах математический подход не эффективен и приводит к

весьма приблезительному исполнению.Поэтому необходимо постоянно развивать

чувство музыкального времени и ощущение ровной пульсации.Целесообразно

отказаться от счета " раз и два" и т.п., так как такой счет убивает ВНУТРЕННЕ

ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ и у ребенка создается представление ,будто основной

метрической долей является не четверть ,а восьмая.использовать слоги "та" и " ти-

ти"гороздо

лучше,

поскольку

у

них

разная

длина

гласных,и

это

делает

невозможным дробление слога "та"на две части.

В конечном итоге дети должны внутренне чувствоватьдлительности звуков без

вспомогательных

слов,движений.Осознанию

ритма

служит

чередование

ритмических слогов .Сущность заключается в том,что они четко произносятся

нараспев

и

не

просто

обозначают

ритмические

фигуры,

а

совпадают

с

ними,являясь названием ритма и самим ритмом.

Например:

Целая длительность-ТА-А-А-А

Половинна длительность с точкой-ТА-А-А

Половинная длительность-ТА-А

Четверть-ТА

Восьмые -ТИ-ТИ

Шестнадцатые- ТИРИ-ТИРИ/ТИЛИ-ТИЛИ/

Восьмая и две шестнадцатых-ТИ-ТИРИ

Две шестнадцатых и восьмая-ТИРИ-ТИЧетверть с точкой и восьмая-ТА-И-ТИ

Восьмая .четверть,восьмая-ТИ-ТА-ТИ

Шестнадцатая,восьмая.шестнадцатая-РИ-ТИ-РИ

На начальной стадии обучения полезно использовать в своей работе

рекомендации К.Орфа по развитию чувства ритма:речевые

упражнения ,ритмослоги,поговорки,небольшие стишки и т.д.

На первых уроках дети учатся передовать в хлопках ритмический рисунок своего

имени/Ко-ля-два удара,Се-режа- три удара/.

Важное значение в ритмическом воспитании детей приобретает знакомство с

разнообразными ударными инструментами.Обучение

в первом классе целесообразно начать с освоения треугольника. Целесообразно

приобрести для домашних занятий треугольник.

Есть ряд музыкально дидактических игр ,в которых этот инструмент

обыгрывается./книга Н.Кононова Обучение дошкольников игре на детских

музыкальных инструментах./ Педагог обращает внимание детей на то,как он

ударяет палочкой/ посередине горизонтальной его части/. Затем детям

предлагает творческие задания с использованием этого музыкального

инструмента. Например, преподаватель держит в руке треугольник передает

ребенку металическую палоч

: "

-

?"

спрашивает

Как те бя зовут

Ребенок

,

ударяет по треугольнику и воспроизводит ритмический рисунок своего

,

/

-

-

,

-

-

-

имени одновременно проговаривая его О ля два удара Ма ри на три

.

/

удара и д т

,

Эта игра доставляет детям много радости они с большим желанием

.

выполняют такие несложные задания

.

Постепенно задания усложняются Преподаватель предлагает детя

,

,

,

угадать по ритмическому рисунку исполненному на теугольнике какое

:

имя он назвал

| |

1.

-

Та ня

2. | | |

Ан-дрю-ша

Дети также определяют как назвалидевочку-Таней,Танечкой или Татьяной:

| |

. | | | | | |

3.Та-ня 4.Та-неч-ка 5.Та-тья-на

Такие музыкальные загадки можно исполнять на любом инструменте:

бубне,барабане,металлофоне. Они развивают творчество ребят,побуждют к

самостоятельной игре на инструментах.

Работа по обучению чтения текста строится не на отделных случайных

сочетаниях,а на определенных ритмических фигурах ,которые записываются в

таблицы.Можно также дать детям задание сделать ритмические карточки,из

которых они будут на уроке складывать ритмические последовательности.

"Вижу-слышу-играю" вот та идеальная психологическая схема триада,о которой

не следует забывать педагогу. С первых же шагов обусчения ребенка на

музакальных инструментах необходимо приучить его к элементарному музыкаль -

слуховому анализу .все с чем имеет дело ребенок,должно быть предварительно

услышано и осознано.

Вывод: В результате обучения по выше указаной методике дети с изначально

слабым уровнем развития слуха способны различать ладовые функции отдельных

звуков мелодии,воспринемать многоголосную музыку консонирующими и

диссонирующими созвучиями,грамотно исполнять музыкальное произведение.

Главное воспитать внтренний слух,внутренне слышать и переживать

воспроизводить музыку в памяти.



В раздел образования