Автор: Полякова Виктория Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБНОУ"Лицей искусств "Санкт-Петербург"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкальных способностей детей в музыкальной школе в процессе инструментального музыцирования"
Дата публикации: 29.06.2022
Раздел: дополнительное образование
"
y
a
x
Развитие м зык льнн способностей детей в
музыкальной школе в процессе инструментального
"
музыцирования
Вопросы вocпитания музыкального cлуха, чувства
ритма ,музыкального слуха
,
музыкальной памяти волнуют
каждого преподавателя фортепиано,так как от степени их
развития во многом зависит успех вокально-хоровой и
инструментально-оркестро
вой работа в целом.
В широком смысле под музыкальным слухом следует понимать
способносты восвриниматъ, представлять и эмоционально
переживать содержание музыкального произведения во всех его
ac
:
,
,
,
пектах звуковысотных ритмических тембровых громкостных
.
.
формообразующих и т Такую трактовку музыкального слуха дает
-
.
.
известной ученый психолог Б И Теплов
-
Музыкальнай слух он разделя
:
.
ет на два вида мелодический и гармонический
Первый из них
,
проявляется в умении узнавать и воспроизводить мелодию а также в
;
чувствительности к точности ею интонированяя второй к восприятие
.
созвучий
Основополагающий вывод yчeнoгo заключается в том, что
ощущение музыкальной высоты возникает лишь в результате
ладового чувства, что характерно для большенства
людей/способностъ опредеаять высоту звука путем
сравнивания его с другим звуком/.Абсолютный cлух как
способность узнавать высоту звука овреде
ленного
,
музыкального тона не сравнивая его с другими встречается весьма
.
,
,
редко Воспитапие ладового слуха несомненно является самой серьездной
.
практической задачей
,
o o pe
e-
.
Te
o a,
Ладовое чувство п
п
д
лению Б М
пл в
это
прежде всего
эмоциональное переживание определенных отношений между
,
.
звуками которое развивается очень рано
Ладовость
есть
наиболее
специфическое
свойство
музыкальной
,
.
интонации отличающее ее от
интонации речевой На ладовой же основе
,
определяется и эмоциональная окраска интонации поэтому осознание лада
-
во всех егопроявлениях одна из главных практических задач при воспитании
.
и развитии музыкального слуха
Кроме ладового слуха необходимо развивать у детей
,
,
,
тембровый динамический архитонический интонационный и
.
звуковысотный слух
Тембровый слух связан с воспроизведением тембровых особенностей
,
.
голоса инструментов Динамический слух влияет на оценку силы
.
,
звучания Архитектонический слух определяющий степеньцелостности
,
.
музыкальной формы основан на тождестве и контрасте Интонационный слух
.
лежит в основе понимания семантического содержания музыки Дети
должны научиться воспринемать музыку как осмысленный музыкальный
.
-
,
поток Мелодический слух это способность воспринемать запоминать и по
.
слуху воспроизводить мелодию Он проявляется у детей очень
.
рано Гармонический слухпредставляет собойощущение целостности и
.
множественности музыкальной ткани Гармонтческий слух имеет несколько
:
,
сторон восприятие ладовой фнкции аккорда колличества
,
,
звуков характеристики вертикали красочные функции
.
-
вертикали Полифонический слух способность слышать музыкальную ткань
как развитие в единовременном звучании нескольких горизонтальных
.
линий Воспитанию полифонического слуха способствует многоголостное
,
,
хоровое пение исполнение мелодии с аккомпониментом соответствующая
.
теоритеческая подготовка
Раскрывая вопрос выразительного интонирования,нельзя не остановиться и на
значении так называемого вокального и внутреннего слуха.Несомненно,что
чуткость ребенка к качеству звука поможетему значительно точнее
интонировать.Что касается внутрееннего слуха,то без его функциоирования
невозможна активная хоровая работа.Хорошо развитый внутренний слух
особенноярко проявляется в чтении нот с листа,во вступлении в любой интервал и
аккорд без предворительного пропевания.Вот почему тренировка внутреннего
слуха ,его укрепление -весьма существенны в общей программе музыкального
воспитания и образования. В рамках данной работы подробнее расматриваются
вопросы развития чувства ритма и звуковысотного слуха.Можно выделить
следующие этапы развития ритмического чувтва: ощущение ровной
пульсации,осваивание более мелких длительностей,речевые
упражнения,ритмослоги,"звучащие жесты",знакомство с ударными
инструментами,чтение ритмического текста.
Формирование метро-ритмических ощущений необходимо начинать с
заданий,направленных на передачу равномерной пульсации ритмических
долей.Прежде всего нужно научить детей прохлопывать ровные четвертные доли
в темпе медленного шага.Такие хлопки принчто называть "шагающими" и
обозначать слогом "та".Преподаватель руководит учебным процессом и
показавает ритмическую пульсацию рукой.Ребенок прохлопывает ритмические
доли и поет знакомую песенку. Сначала поет преподаватель, потом
ребенок.Затем можно включать другие виды воспроизведения ритма. Например
некоторые зарубежные педагоги используют в своей работе так называемые
"звучащие жесты"-это ,хлопки,притопы,щелчки и т.п.За определенным числом
хлопков в ладоши следует столько же отстукиваний коленям и столько же
притопов.Детям нравится выполнять это упражнение и сускорением и
замедлением.После того как ребенок научился исполнять ровные доли,можно
осваивать более мелкие длительности.Сопоставляются две длительности звуков
"шагающие "/"та"/ и "бегущие"/"ти"/.Ученики повторяютразные ритмические
мотивы или короткие фразы,исполненные учителем/ритмическое "эхо"/.Устно
определяют,сколько звуков учитель исполнил"та" и сколько "ти" и сопровождают
пение песни в одном случае аккомпаниментом четвертями/"та"/,в другом
восьмыми /"ти"/,или одна часть песни сопровождается хлопками "та",а другая
"ти"и т.д. Затем ребенок по знаку преподавателя переходят от
четвертных/"шагающих"/ долей к восьмым /"бегущим "/ и наоборот.
Часто детям бывает трудно почувствовать ровность восьмых.Они получаются у них
после четвертей неровными.Применявшийся ранее в различных методиках
обучения на инструментах математический подход не эффективен и приводит к
весьма приблезительному исполнению.Поэтому необходимо постоянно развивать
чувство музыкального времени и ощущение ровной пульсации.Целесообразно
отказаться от счета " раз и два" и т.п., так как такой счет убивает ВНУТРЕННЕ
ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ и у ребенка создается представление ,будто основной
метрической долей является не четверть ,а восьмая.использовать слоги "та" и " ти-
ти"гороздо
лучше,
поскольку
у
них
разная
длина
гласных,и
это
делает
невозможным дробление слога "та"на две части.
В конечном итоге дети должны внутренне чувствоватьдлительности звуков без
вспомогательных
слов,движений.Осознанию
ритма
служит
чередование
ритмических слогов .Сущность заключается в том,что они четко произносятся
нараспев
и
не
просто
обозначают
ритмические
фигуры,
а
совпадают
с
ними,являясь названием ритма и самим ритмом.
Например:
Целая длительность-ТА-А-А-А
Половинна длительность с точкой-ТА-А-А
Половинная длительность-ТА-А
Четверть-ТА
Восьмые -ТИ-ТИ
Шестнадцатые- ТИРИ-ТИРИ/ТИЛИ-ТИЛИ/
Восьмая и две шестнадцатых-ТИ-ТИРИ
Две шестнадцатых и восьмая-ТИРИ-ТИЧетверть с точкой и восьмая-ТА-И-ТИ
Восьмая .четверть,восьмая-ТИ-ТА-ТИ
Шестнадцатая,восьмая.шестнадцатая-РИ-ТИ-РИ
На начальной стадии обучения полезно использовать в своей работе
рекомендации К.Орфа по развитию чувства ритма:речевые
упражнения ,ритмослоги,поговорки,небольшие стишки и т.д.
На первых уроках дети учатся передовать в хлопках ритмический рисунок своего
имени/Ко-ля-два удара,Се-режа- три удара/.
Важное значение в ритмическом воспитании детей приобретает знакомство с
разнообразными ударными инструментами.Обучение
в первом классе целесообразно начать с освоения треугольника. Целесообразно
приобрести для домашних занятий треугольник.
Есть ряд музыкально дидактических игр ,в которых этот инструмент
обыгрывается./книга Н.Кононова Обучение дошкольников игре на детских
музыкальных инструментах./ Педагог обращает внимание детей на то,как он
ударяет палочкой/ посередине горизонтальной его части/. Затем детям
предлагает творческие задания с использованием этого музыкального
инструмента. Например, преподаватель держит в руке треугольник передает
ребенку металическую палоч
: "
-
?"
спрашивает
Как те бя зовут
Ребенок
,
ударяет по треугольнику и воспроизводит ритмический рисунок своего
,
/
-
-
,
-
-
-
имени одновременно проговаривая его О ля два удара Ма ри на три
.
/
удара и д т
,
Эта игра доставляет детям много радости они с большим желанием
.
выполняют такие несложные задания
.
Постепенно задания усложняются Преподаватель предлагает детя
,
,
,
угадать по ритмическому рисунку исполненному на теугольнике какое
:
имя он назвал
| |
1.
-
Та ня
2. | | |
Ан-дрю-ша
Дети также определяют как назвалидевочку-Таней,Танечкой или Татьяной:
| |
. | | | | | |
3.Та-ня 4.Та-неч-ка 5.Та-тья-на
Такие музыкальные загадки можно исполнять на любом инструменте:
бубне,барабане,металлофоне. Они развивают творчество ребят,побуждют к
самостоятельной игре на инструментах.
Работа по обучению чтения текста строится не на отделных случайных
сочетаниях,а на определенных ритмических фигурах ,которые записываются в
таблицы.Можно также дать детям задание сделать ритмические карточки,из
которых они будут на уроке складывать ритмические последовательности.
"Вижу-слышу-играю" вот та идеальная психологическая схема триада,о которой
не следует забывать педагогу. С первых же шагов обусчения ребенка на
музакальных инструментах необходимо приучить его к элементарному музыкаль -
слуховому анализу .все с чем имеет дело ребенок,должно быть предварительно
услышано и осознано.
Вывод: В результате обучения по выше указаной методике дети с изначально
слабым уровнем развития слуха способны различать ладовые функции отдельных
звуков мелодии,воспринемать многоголосную музыку консонирующими и
диссонирующими созвучиями,грамотно исполнять музыкальное произведение.
Главное воспитать внтренний слух,внутренне слышать и переживать
воспроизводить музыку в памяти.