Автор: Кадирова Фатма Кюроглиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 36 Яблонька
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия, как
средставо развития речи у
дошкольников
Подготовила: Кадирова Ф.К.
Сказкотерапия, как и любая другая психотерапия-форма познания и лечения души.
Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,
арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. А что же такое
сказкотерапия? Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для
интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных
навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также
обучения, диагностики и коррекции.
«Сказкотерапия» - это еще и процесс образования связи между сказочными
событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в
реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой
могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это
созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого,
моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В
сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей
жизни человек.
На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или
иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов одна и та же
сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.
Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая
язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в
зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать
определенным образом.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство
психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается
хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны
для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит,
что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой,
который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно
вознаграждается.
Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным
психотерапевтическим средством.
На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а
особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как
такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической
коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы,
через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не
только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и
потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с
взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на
происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении,
проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.
Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его
подлинная интеграция в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно
помочь каждому ребенку – логопату прожить многие ситуации, с аналогами которых он
столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы
взаимодействия с миром и другими людьми.
Занятия с элементами сказкотерапии – деятельность необыкновенно эмоционально
насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребенку радость и
удивления, в ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого не
замечая его. Будучи по характеру синкретической деятельностью она наиболее полно
охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов;
цельности и одномоментности восприятия, не только образного, но и логического
мышления, двигательной активности. Это говорит о широком развивающем потенциале
элементов сказкотерапии.
Сказки и рассказы подбираем так, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным
опытом: мамы и детки, друзья и их взаимоотношения, поведение различных животных и
детей, особенности жизни в разные временные отрезки (части суток, времена года).
Для занятий с элементами сказкотерапии выделено время в расписании. Занятия
проводятся с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашем ДОУ мы
начинаем вводить игры-занятия. Сначала они помогают адаптироваться ребенку к
условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и
помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.
Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей
познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную
с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку
сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от
их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть
проблемы со сном у гиперактивных детей.
Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной личностью позволяет
ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда наступает период перехода от
использования слов к проговариванию целых фраз важно как можно больше читать
малышу сказки, в которых содержится большое количество простых и легких для
повторения диалогов.
Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от
развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.
Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше,
чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку,
поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.
Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений,
получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией
отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения
материала, облегчающая рассказывание и слушание.
Сказка несёт в себе ряд функций:
- функция социализации;
- креативная;
- голографическая;
- развивающее – терапевтическая;
- культурно – этническая;
- лексико – образная.
От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется
формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах,
сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать
модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это
помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С
помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.
В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми,
мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на
эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный
подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и
сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира,
выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют
притягательную силу сказки.
Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет наиболее близки и
понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в
этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них,
подражая их манерам поведения.
Сказкотерапия для малышей раннего возраста. Игровой сеанс «Курочка Ряба в
гости к нам пришла».
Краткое описание: Сказочный игровой сеанс "Курочка ряба в гости к нам пришла" - одно
из игровых занятий по циклу "Сказкотерапия для малышей - "Волшебный сундучок".
Данные занятия проводятся в группах раннего возраста в период адаптации.
Цели и задачи:
1. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам.
2. Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме
(гребешок, клюв, красивая, пестрая).
3. Развивать умение различать и называть желтый и красный цвета. Развивать навыки
звукоподражания, мелкую моторику пальцев. Развивать зрительное внимание и
восприятие.
4. Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично.
Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
5. Гармонизация эмоционального состояния
Оборудование: Волшебный сундучок; игрушки Курочка, яичко из-под киндер сюрприза,
цыпленок, дед, баба.
Ход игрового сеанса
1. Сюрпризный момент - Показ сказки «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!
2. Упражнение на развитие мимической выразительности
Педагог (задает детям вопросы по картинкам, помогает с ответами). Почему они плачут?
Покажите, как плачут дедушка и бабушка. А какие дедушка и бабушка на этой картинке?
Дедушка и бабушка веселые. Курочка обещала снести им другое яичко — не золотое, а
простое. Сделайте веселые лица, как у дедушки и бабушки.
3. Упражнение «Курочка – тараторочка»
- Кто это? Курочка. Курочка какая (большая, красивая, пестрая) Расскажите, что есть у
курочки (гребешок, клюв, крылья) Какой клюв у курочки (большой). Какого цвета
гребешок? (красного).
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! »
– А кто ее детки? Цыплятки. Цыплятки какие (мягкие, маленькие, пушистые). Какого
цвета цыплята? (желтого) А как мама-курочка цыплят зовет? (Ко-ко-ко) Как цыплята
пищат? (пи-пи-пи)
Курочка ласково своих цыплят называет – цыпы.
Покажите какие цыплятки были (маленькие). Посмотрите, как курочка называет цыплят
(показ руками).
Выполняем упражнение:
1) по скамеечке пройти,
2) на горку подняться,
3) скатиться с горки,
4) через обруч пройти.
4. Малоподвижная игра «Вышла курочка гулять»
А теперь, я хочу с вами поиграть. Я буду мама-курочка, а вы мои детки – цыплятки
Вышла курочка гулять, (дети бегают по группе)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки
Съели толстого жука, (развести руки в стороны)
Дождевого червяка,
Выпили водицы (наклоны туловища вперед)
Полное корытце.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко ( грозим пальцем)
Не ходите далеко,
Лапками гребите, (имитируют движения)
Зернышки ищите.
5. Ритуал прощания.
Какие хорошие у нас цыплята, бегите скорее ко мне.
Молодцы, цыплятки!
Все вы постарались, детки!
Ну а мне опять пора, до свиданья детвора!