Напоминание

Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников


Автор: Кадирова Фатма Кюроглиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 36 Яблонька
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников
Дата публикации: 01.07.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия, как

средставо развития речи у

дошкольников

Подготовила: Кадирова Ф.К.

Сказкотерапия, как и любая другая психотерапия-форма познания и лечения души.

Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,

арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. А что же такое

сказкотерапия? Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для

интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных

навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также

обучения, диагностики и коррекции.

«Сказкотерапия» - это еще и процесс образования связи между сказочными

событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в

реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой

могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это

созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого,

моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В

сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей

жизни человек.

На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или

иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов одна и та же

сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.

Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая

язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в

зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать

определенным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство

психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается

хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны

для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит,

что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой,

который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно

вознаграждается.

Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным

психотерапевтическим средством.

На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а

особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как

такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической

коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы,

через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не

только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и

потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с

взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на

происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении,

проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его

подлинная интеграция в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно

помочь каждому ребенку – логопату прожить многие ситуации, с аналогами которых он

столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы

взаимодействия с миром и другими людьми.

Занятия с элементами сказкотерапии – деятельность необыкновенно эмоционально

насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребенку радость и

удивления, в ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого не

замечая его. Будучи по характеру синкретической деятельностью она наиболее полно

охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов;

цельности и одномоментности восприятия, не только образного, но и логического

мышления, двигательной активности. Это говорит о широком развивающем потенциале

элементов сказкотерапии.

Сказки и рассказы подбираем так, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным

опытом: мамы и детки, друзья и их взаимоотношения, поведение различных животных и

детей, особенности жизни в разные временные отрезки (части суток, времена года).

Для занятий с элементами сказкотерапии выделено время в расписании. Занятия

проводятся с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашем ДОУ мы

начинаем вводить игры-занятия. Сначала они помогают адаптироваться ребенку к

условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и

помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей

познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную

с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку

сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от

их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть

проблемы со сном у гиперактивных детей.

Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной личностью позволяет

ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда наступает период перехода от

использования слов к проговариванию целых фраз важно как можно больше читать

малышу сказки, в которых содержится большое количество простых и легких для

повторения диалогов.

Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от

развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше,

чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку,

поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений,

получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией

отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения

материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

- функция социализации;

- креативная;

- голографическая;

- развивающее – терапевтическая;

- культурно – этническая;

- лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется

формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах,

сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать

модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это

помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С

помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми,

мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на

эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный

подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и

сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира,

выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют

притягательную силу сказки.

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет наиболее близки и

понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в

этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них,

подражая их манерам поведения.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста. Игровой сеанс «Курочка Ряба в

гости к нам пришла».

Краткое описание: Сказочный игровой сеанс "Курочка ряба в гости к нам пришла" - одно

из игровых занятий по циклу "Сказкотерапия для малышей - "Волшебный сундучок".

Данные занятия проводятся в группах раннего возраста в период адаптации.

Цели и задачи:

1. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам.

2. Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме

(гребешок, клюв, красивая, пестрая).

3. Развивать умение различать и называть желтый и красный цвета. Развивать навыки

звукоподражания, мелкую моторику пальцев. Развивать зрительное внимание и

восприятие.

4. Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично.

Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.

5. Гармонизация эмоционального состояния

Оборудование: Волшебный сундучок; игрушки Курочка, яичко из-под киндер сюрприза,

цыпленок, дед, баба.

Ход игрового сеанса

1. Сюрпризный момент - Показ сказки «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба.

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое - золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

Баба била, била - не разбила.

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

2. Упражнение на развитие мимической выразительности

Педагог (задает детям вопросы по картинкам, помогает с ответами). Почему они плачут?

Покажите, как плачут дедушка и бабушка. А какие дедушка и бабушка на этой картинке?

Дедушка и бабушка веселые. Курочка обещала снести им другое яичко — не золотое, а

простое. Сделайте веселые лица, как у дедушки и бабушки.

3. Упражнение «Курочка – тараторочка»

- Кто это? Курочка. Курочка какая (большая, красивая, пестрая) Расскажите, что есть у

курочки (гребешок, клюв, крылья) Какой клюв у курочки (большой). Какого цвета

гребешок? (красного).

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Малых деток созывает:

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! »

– А кто ее детки? Цыплятки. Цыплятки какие (мягкие, маленькие, пушистые). Какого

цвета цыплята? (желтого) А как мама-курочка цыплят зовет? (Ко-ко-ко) Как цыплята

пищат? (пи-пи-пи)

Курочка ласково своих цыплят называет – цыпы.

Покажите какие цыплятки были (маленькие). Посмотрите, как курочка называет цыплят

(показ руками).

Выполняем упражнение:

1) по скамеечке пройти,

2) на горку подняться,

3) скатиться с горки,

4) через обруч пройти.

4. Малоподвижная игра «Вышла курочка гулять»

А теперь, я хочу с вами поиграть. Я буду мама-курочка, а вы мои детки – цыплятки

Вышла курочка гулять, (дети бегают по группе)

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки

Съели толстого жука, (развести руки в стороны)

Дождевого червяка,

Выпили водицы (наклоны туловища вперед)

Полное корытце.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко ( грозим пальцем)

Не ходите далеко,

Лапками гребите, (имитируют движения)

Зернышки ищите.

5. Ритуал прощания.

Какие хорошие у нас цыплята, бегите скорее ко мне.

Молодцы, цыплятки!

Все вы постарались, детки!

Ну а мне опять пора, до свиданья детвора!



В раздел образования