Автор: Кравченко Лейла Магомедовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 42 «Материнская школа»
Населённый пункт: Ставропольский край город Невинномысск
Наименование материала: Статья "Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми."
Тема: "Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми."
Дата публикации: 02.07.2022
Раздел: дошкольное образование
Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях
вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов
уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов
возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
В логопедической группе особенно важно, насколько тесно
сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
Важным направлением модернизации образования является обеспечение
государственной гарантии доступности и равных возможностей получения
полноценного образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого
развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания
и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь –
один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог
успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не
устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики,
фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста
возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем
определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток -
взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и
в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные
возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не
утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных
образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в
работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально
это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и
единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей
дефектов речевого развития.
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы
комбинированной направленности для детей с нарушениями речи начинается
с начала учебного года.
По своему опыту (а работаю я в группе с детьми с нарушениями речи
шестой год), я знаю, что самое важное в начале учебного года- это
создания
условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду,
следует адаптировать ребёнка с речевой патологией к новым,
непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям
групповых комнат, спален и так далее, и принимать каждого ребёнка таким,
какой он есть, независимо от его личностных качеств.
При общении с ребенком, я должна использовать целый комплекс
коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического
общения; мне надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка,
осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания,
становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе.
На организационном этапе взаимодействия учитель-логопед знакомит
воспитателей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии .
Первые две недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, по-
ступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатели
изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы
«Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи» [?]. После
проведения обследования и заполнения документов результаты
обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми.
Логопед проводит ежедневные занятия в утренние часы. Эти занятия могут
быть фронтальными и подгрупповыми . Кроме того, проводятся
индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения
(например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка)
Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние часы со
всеми детьми и индивидуально. На фронтальных занятиях, предусмотренных
«Программой воспитания и обучения в детском саду» (социально-
коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), у детей
закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.
Но не стоит забывать, что ведущей и главной деятельностью дошкольника
является игра. Это своеобразный способ переработки полученных
впечатлений. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление,
эмоции, общение, воображение, сознание и речь ребёнка. Именно в игре дети
учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают.
Таким образом я могу оценить степень продвижения дошкольника по
образовательной программе, при необходимости пересмотреть
образовательный маршрут
.
В своей работе я руководствуюсь
Общими принципами и правилами
коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. Известно, что каждый
ребёнок неповторим. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на
усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. При
организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка –
задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.
2. Предотвращение наступления утомления. Использование чередования
умственной и практической деятельности, преподнесение материала
небольшими дозами, использование интересного и красочного
дидактического материала и средств наглядности.
3. Использование методов, активизирующих познавательную и речевую
деятельность детей. Важно использовать обучение, без принуждения
основанное на интересе, успехе, доверии, через выполнение доступных по
темпу и характеру заданий.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за
малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку,
развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Важным компонентом среды является правильная речь взрослых. “Прежде,
чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников,
… следует позаботиться о развитии, своей речи”, - напоминает воспитателям
Елизавета Ивановна Тихеева (российский и советский педагог, крупнейший
специалист по дошкольному воспитанию детей). Она должна быть четкой,
предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует
избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций,
повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Воспитатель проводит занятия по речевому развитию, познавательному
развитию, художественно-эстетическому развитию, социально-
коммуникативному развитию и физическому развитию по особой системе с
учетом лексических тем. В начале учебного года логопед составляет
перспективный тематический план, который согласовывается с
воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом,
чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и
расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи»,
«Грибы и ягоды» находят отражение в теме «Осень», а «Зимующие птицы» и
«Дикие животные зимой» - в теме «Зима».Что позволяет воспитателю
пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей, используя для
этого режимные моменты; контролировать звукопроизношение и
грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения
с ними.
Определённые требования должны соблюдаться в отношении исправления
ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей
форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей.
“Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-
нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя, - предостерегает Е. И. Тихеева. –
В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем – раздражают
детей”.
Учитель-логопед и воспитатели, предъявляя единые требования к ребенку
с речевыми отклонениями, стараются учитывать структуру речевого дефекта,
осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности,
закрепляют знания и умения, приобретенные во время проведения
непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель должен знать:
- психолого-педагогические особенности детей с ОНР
- образовательную программу воспитания и обучения ДОУ и
адаптированную программу коррекционного направления;
Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:
1.- осуществлять - коррекционную работу по заданию учителя – логопеда
(дефектолога);
У нас в группе есть "Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя". В
эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической
работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например:
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных
логопедом звуков, и контроль за ними;
- работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха-
лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи, в
которой отмечаются речевые нарушения у каждого ребенка и результат
коррекционного воздействия.
2. - организовывать работу по обеспечению развивающей среды в
группе, участвовать в ее преобразовании в соответствии с возрастными
потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых
программ;
Организация предметно-пространственной развивающей среды имеет,
очень важное, значение при формировании высших психических функций у
ребенка с проблемами в развитии речи. Организуя предметно-развивающую
среду в групповом помещении, мы руководствуемся возрастными и
психологическими особенностями дошкольников с общим недоразвитием
речи. Нужно делать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий.
Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи детей,
речевого общения и речевого творчества. Не следует перегружать уголки, так
как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в
неделю, вносить изменения в развивающую среду, в зависимости от
изучаемой на неделе лексической темы.
Предметно-пространственная развивающая среда создает возможности
для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и
позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех
детей группы. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при
игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и
его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме
игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
В этом случае я не останавливаю детей, не подавляю их желание
высказаться, а наоборот поддерживаю инициативу, расширяю содержание
разговора вопросами, вызываю интерес к теме разговора, углубляю
понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов,
вовлекаю и других детей в беседу.
Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия —
искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь
ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и
поддержку в случаях затруднений. Дети в большинстве своем имеют сверх-
ранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и
форме, интонационному оформлению обращенной к ним речи. Поэтому от
уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры,
тактичности, терпеливости воспитателя, но и одновременно — от его
настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого
ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее
принятию.
В заключение хочу сказать, что каждый ребенок, который вышел из
нашей группы коррекционной направленности с чистой речью, является
нашем общим коллективным успехом. Конечно без помощи родителей,
которые активно включаются в тесный контакт с логопедом, воспитателем,
не было бы больших достижений у детей с нарушением речи.
А особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку
от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и
приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
1.Гаркуша, Н. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе
дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Ф. Гаркуша // Дефектология.
— 1995. — № 1. — С. 88—95.
2.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреж дениях для
детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гарку-ши. — М. : В. Секачёв,
2000. — 143 с.
4.
Крылова, Н. Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по
формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников
с общим недоразвитием речи / Н. Л. Крылова // Дефектология. — 1991.
— № 1. — С. 74—80.
5.
Крылова, Н. Л. Общее и специфическое в работе логопеда и
воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей /
Н. Л. Крылова // Дефектология. — 1985. — № 2. — С. 62—68.
6.
Крылова, Н. Л. Преемственность в работе логопеда и воспи тателя по
формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников
с ОНР / Н. Л. Крылова // Дефектология. -1989. — № 4. — С. 55—61.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дошкольная; педагогика /июль/ 2008. Взаимодействие детского сада и
семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
2. Научно-методический журнал Логопед, № 2, 2008. Смирнова Л.Н.
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.
3. Научно-методический журнал Логопед. № 3 2009. Иванова О.Ф. Пути
оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя.
4. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе
специалистов речевой группы./ Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
5. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и
организация работы.– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008, – 126 с.
(на всякий случай я добавила литкратуру)