Напоминание

"Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми."


Автор: Кравченко Лейла Магомедовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 42 «Материнская школа»
Населённый пункт: Ставропольский край город Невинномысск
Наименование материала: Статья "Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми."
Тема: "Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми."
Дата публикации: 02.07.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях

вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов

уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов

возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.

В логопедической группе особенно важно, насколько тесно

сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

Важным направлением модернизации образования является обеспечение

государственной гарантии доступности и равных возможностей получения

полноценного образования детьми с ограниченными возможностями

здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого

развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания

и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь –

один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог

успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не

устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики,

фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста

возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем

определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток -

взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и

в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные

возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не

утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных

образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в

работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально

это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и

единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей

дефектов речевого развития.

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы

комбинированной направленности для детей с нарушениями речи начинается

с начала учебного года.

По своему опыту (а работаю я в группе с детьми с нарушениями речи

шестой год), я знаю, что самое важное в начале учебного года- это

создания

условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду,

следует адаптировать ребёнка с речевой патологией к новым,

непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям

групповых комнат, спален и так далее, и принимать каждого ребёнка таким,

какой он есть, независимо от его личностных качеств.

При общении с ребенком, я должна использовать целый комплекс

коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического

общения; мне надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка,

осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания,

становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе.

На организационном этапе взаимодействия учитель-логопед знакомит

воспитателей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии .

Первые две недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, по-

ступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатели

изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы

«Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи» [?]. После

проведения обследования и заполнения документов результаты

обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми.

Логопед проводит ежедневные занятия в утренние часы. Эти занятия могут

быть фронтальными и подгрупповыми . Кроме того, проводятся

индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения

(например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка)

Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние часы со

всеми детьми и индивидуально. На фронтальных занятиях, предусмотренных

«Программой воспитания и обучения в детском саду» (социально-

коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), у детей

закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

Но не стоит забывать, что ведущей и главной деятельностью дошкольника

является игра. Это своеобразный способ переработки полученных

впечатлений. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление,

эмоции, общение, воображение, сознание и речь ребёнка. Именно в игре дети

учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают.

Таким образом я могу оценить степень продвижения дошкольника по

образовательной программе, при необходимости пересмотреть

образовательный маршрут

.

В своей работе я руководствуюсь

Общими принципами и правилами

коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику. Известно, что каждый

ребёнок неповторим. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на

усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. При

организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка –

задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

2. Предотвращение наступления утомления. Использование чередования

умственной и практической деятельности, преподнесение материала

небольшими дозами, использование интересного и красочного

дидактического материала и средств наглядности.

3. Использование методов, активизирующих познавательную и речевую

деятельность детей. Важно использовать обучение, без принуждения

основанное на интересе, успехе, доверии, через выполнение доступных по

темпу и характеру заданий.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за

малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку,

развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Важным компонентом среды является правильная речь взрослых. “Прежде,

чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников,

… следует позаботиться о развитии, своей речи”, - напоминает воспитателям

Елизавета Ивановна Тихеева (российский и советский педагог, крупнейший

специалист по дошкольному воспитанию детей). Она должна быть четкой,

предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует

избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций,

повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Воспитатель проводит занятия по речевому развитию, познавательному

развитию, художественно-эстетическому развитию, социально-

коммуникативному развитию и физическому развитию по особой системе с

учетом лексических тем. В начале учебного года логопед составляет

перспективный тематический план, который согласовывается с

воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом,

чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и

расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи»,

«Грибы и ягоды» находят отражение в теме «Осень», а «Зимующие птицы» и

«Дикие животные зимой» - в теме «Зима».Что позволяет воспитателю

пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей, используя для

этого режимные моменты; контролировать звукопроизношение и

грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения

с ними.

Определённые требования должны соблюдаться в отношении исправления

ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей

форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей.

“Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-

нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя, - предостерегает Е. И. Тихеева. –

В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем – раздражают

детей”.

Учитель-логопед и воспитатели, предъявляя единые требования к ребенку

с речевыми отклонениями, стараются учитывать структуру речевого дефекта,

осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности,

закрепляют знания и умения, приобретенные во время проведения

непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель должен знать:

- психолого-педагогические особенности детей с ОНР

- образовательную программу воспитания и обучения ДОУ и

адаптированную программу коррекционного направления;

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

1.- осуществлять - коррекционную работу по заданию учителя – логопеда

(дефектолога);

У нас в группе есть "Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя". В

эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической

работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например:

- упражнения на развитие артикуляционного аппарата

- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных

логопедом звуков, и контроль за ними;

- работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха-

лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи, в

которой отмечаются речевые нарушения у каждого ребенка и результат

коррекционного воздействия.

2. - организовывать работу по обеспечению развивающей среды в

группе, участвовать в ее преобразовании в соответствии с возрастными

потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых

программ;

Организация предметно-пространственной развивающей среды имеет,

очень важное, значение при формировании высших психических функций у

ребенка с проблемами в развитии речи. Организуя предметно-развивающую

среду в групповом помещении, мы руководствуемся возрастными и

психологическими особенностями дошкольников с общим недоразвитием

речи. Нужно делать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий.

Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи детей,

речевого общения и речевого творчества. Не следует перегружать уголки, так

как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в

неделю, вносить изменения в развивающую среду, в зависимости от

изучаемой на неделе лексической темы.

Предметно-пространственная развивающая среда создает возможности

для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и

позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех

детей группы. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при

игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и

его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме

игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

В этом случае я не останавливаю детей, не подавляю их желание

высказаться, а наоборот поддерживаю инициативу, расширяю содержание

разговора вопросами, вызываю интерес к теме разговора, углубляю

понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов,

вовлекаю и других детей в беседу.

Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия —

искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь

ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и

поддержку в случаях затруднений. Дети в большинстве своем имеют сверх-

ранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и

форме, интонационному оформлению обращенной к ним речи. Поэтому от

уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры,

тактичности, терпеливости воспитателя, но и одновременно — от его

настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого

ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее

принятию.

В заключение хочу сказать, что каждый ребенок, который вышел из

нашей группы коррекционной направленности с чистой речью, является

нашем общим коллективным успехом. Конечно без помощи родителей,

которые активно включаются в тесный контакт с логопедом, воспитателем,

не было бы больших достижений у детей с нарушением речи.

А особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку

от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и

приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

1.Гаркуша, Н. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе

дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Ф. Гаркуша // Дефектология.

— 1995. — № 1. — С. 88—95.

2.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреж дениях для

детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гарку-ши. — М. : В. Секачёв,

2000. — 143 с.

4.

Крылова, Н. Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по

формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников

с общим недоразвитием речи / Н. Л. Крылова // Дефектология. — 1991.

— № 1. — С. 74—80.

5.

Крылова, Н. Л. Общее и специфическое в работе логопеда и

воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей /

Н. Л. Крылова // Дефектология. — 1985. — № 2. — С. 62—68.

6.

Крылова, Н. Л. Преемственность в работе логопеда и воспи тателя по

формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников

с ОНР / Н. Л. Крылова // Дефектология. -1989. — № 4. — С. 55—61.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дошкольная; педагогика /июль/ 2008. Взаимодействие детского сада и

семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

2. Научно-методический журнал Логопед, № 2, 2008. Смирнова Л.Н.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

3. Научно-методический журнал Логопед. № 3 2009. Иванова О.Ф. Пути

оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя.

4. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе

специалистов речевой группы./ Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).

5. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и

организация работы.– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008, – 126 с.

(на всякий случай я добавила литкратуру)



В раздел образования