Автор: Федотова Людмила Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д.с.№21 Населённый пункт: Пермский край г.Кунгур Наименование материала: прект Тема: "Ребятам о зверятах" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21»
Проект
«Ребятам о зверятах»
Автор проекта:
Федотова Л.Н.
воспитатель
г. Кунгур
Пояснительная записка
Тема : «Ребятам о зверятах»
Тип проекта : педагогический
Участники: дети средней группы, педагоги, родители.
Масштаб: краткосрочный
Актуальность:
в
настоящее
время
возникла
серьезная
проблема:
у
детей
падает
интерес
к
книге,
особенно
природоведческого
характера,
наблюдается
низкий
уровень
восприятия
художественных
произведений
и
развития
связной речи. Происходит падение нравственных устоев и доброго отношения к окружающему миру и животным в
частности.
Только при живом общении с книгой происходит становление и развитие ребенка, совместное чтение способствует
сближению, установлению тесных дружественных отношений между детьми внутри группы, а также между родителем и
ребенком, формируются нравственные чувства и оценки, развивается восприятие окружающего мира и познавательная
активность.
Проблема:
дети дошкольного возраста недостаточно проявляют интерес к книгам, у них плохо развита речь и
познавательная активность.
Игровая мотивация : узнать о повадках животных можно прочитав рассказы Е. Чарушина.
Гипотеза:
организованная
целенаправленная работа по ознакомлению детей с творчеством Е.Чарушина
будет
способствовать
повышению
интереса
к
художественной
литературе,
к
миру
животных:
дети
познакомятся
с
художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном
мире, обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на
интересующие их вопросы.
Цель:
Приобщение детей к книге , как источнику знаний, средства развития духовных и нравственных качеств личности через
интеграцию различных видов детской деятельности на содержательном материале: произведений Е.Чарушина.
Задачи :
-расширить знания детей о животном мире, через знакомство с произведениями Е.И. Чарушина: «Волчишко»
«Медвежата» «Зверята» «Про зайчат» «Томка»
-способствовать развитию связной речи, через умение воспроизводить текст произведения с опорой на иллюстраций,
графические схемы.
- развивать творческие способности детей: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет) в других
видах деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми).
- способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам,
попавшим в беду
-закреплять правила культурного общения с книгой, коллективного чтения (восприятия) книг, поведения в книжном
уголке.
- заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге, укреплять и расширять взаимодействия детского
сада и семьи.
Принципы реализации проекта :
- индивидуализации: учет индивидуальных особенностей ребёнка при включении его в различные виды деятельности,
раскрытие потенциалов личности
- природосообразности: учет природы ребенка - пол, возраст; построение деятельности в соответствии с интересами и
потребностями ребенка.
- взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых
системности и целостности
- интеграции образовательных областей
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально–техническое: магнитофон, фотоаппарат, наглядный и дидактический материал:
подборка книг Е.Чарушина
,
иллюстрации Е.Чарушина;
изобразительные материалы.
Методическое:
-наглядно-методическое пособие Т. Дороновой «Изобразительное искусство»
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ
Сфера, 2005.
-Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
-Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного младшего школьного
возраста. – Волгоград: Учитель, 20003.
Ожидаемый результат :
-развитие устойчивого интереса к творчеству Е.И. Чарушина, чтению его произведений и художественной литературы в
целом
-дети познакомятся с повадками разных животных, что будет способствовать развитию познавательного интереса и
познавательной активности ребенка
- улучшится качество связной речи: научатся
описывать состояние героев, оценивать их поступки, передавая свое
отношение к содержанию произведения в речи и творческой деятельности
Организация работы над проектом
Деятельность воспитателей
-Подготовить методический, дидактический и наглядный материал.
-Распределение учебного материала в рамках календарного плана.
-Создание ППС в соответствии с тематикой проекта:
-подбор художественной литературы
-аудиотека
-оформление тематического содержания книжного уголка
-подбор иллюстраций
-организация выставки книг
Взаимодействие с родителями
- пополнение книжного уголка книгами Е.И. Чарушина
-мини- библиотека « Почитайте детям дома»
-методические рекомендации «Читаем детям о животных»
-участие в создании газеты «Мои любимые животные»
- создание альбома «Ребятам о зверятах»
- предоставление возможности родителям принятия роли «групповой помощник» - присутствие родителя в группе и
включение его в разные виды взаимодействия с детьми
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Подготовка информационных стендов для родителей
-
Подбор
наглядно
-
демонстрационного
материала
для
организации
образовательного
процесса:
иллюстраций,
литературных произведений Е. Чарушина
II этап – основной
Содержание работы с детьми по направлениям
Физическое
развитие
Познавательное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Речевое развитие
П/игра:
« Воробушки и
кот»,
«Лошадки», «Зайцы
и волк»,
« У медведя во
бору»
Хороводная игра
«Зайка»
Рассматривание
иллюстраций в книге
«Волчишко»,
«Зверята»,
«Медвежата», «Про
зайчат» «Томка»
Фото газеты «Мои
любимые животные»
Рисование
Коллективное
рисование
«Медвежата»
Сюж.рол. игра
«Айболит спешит на
помощь»
Инсценировки по
произведениям Е.
Чарушина «Шутки»
Беседа «Моя любимая
книга»
Литературная гостиная
«Эти забавные зверята» :
чтение произведений
Е.Чарушина
«Волчишко», «Томка»
«Зверята» «Медвежата»,
«Про зайчат».
Пальчиковая игра:
«Зайка», « Ежик»,
«Белочка»,
«Котик»,
«
Дружат
добрые зверята»,
« М е д в е жо н о к
в
гости шёл»
Д/игра:
«Четвертый
лишний»,
«Ты
опиши,
а
я
угадаю»
« У г а д а й
п о
описанию»
«Художественный
салон»
«Кто моя мама»
« У
к о г о
к а к о й
Художественный труд
«Зайчата»
Худ. литература:
«Наш друг Томка»
Пересказ рассказа
«Томка» (по Е.
Чарушину)
Составление
повествовательного
рассказа по сюжетным
картинкам «Про зайчат»
Чистоговорки:
«Сорока», «Ворона»,
зверь?»
«Угадай – ка»
«Зайка, сделай»
«Что
изменилось?»
«Кто, где живет».
«Осенний лес»,
«Сердитый гусь»,
«Коза», «Овца»,
«Петушок»
Наблюдения
за
животными
на
прогулке
Слушание
музыкальных
произведений о
животных, фонограмм с
голосами животных.
Чтение худ.
литературы:
Чтение глав из книги
«Про Томку».
Чтение (восприятие)
рассказов «Томка»,
«Томка испугался»
Литературная
викторина «Ребятам о
зверятах»
НОД «Кого можно
встретить в лесу
осенью».
III. этап аналитический
- подведение итогов
Трансляция проекта:
- презентация проекта на педагогическом совете
- фоторепортажи для родителей в ходе реализации проекта
Результаты работы:
Дети:
-получили знания о писателе и художнике Е.И. Чарушине
-познакомились с повадками животных
- появились навыки пересказа по произведениям Чарушина.
- научились бережно относиться к книгам
Родители:
- активно участвовали в реализации проекта.
-проявили осознанный интерес к детской книги, пополнили книжный уголок книгами Е.И. Чарушина
-приняли участие в создании альбомов «Ребята о зверятах», фотогазеты «Мои любимые животные».
В развивающую среду были внесены:
- Книги и иллюстрации Е.И. Чарушина.
-Любимые книги детей о животных.
-Фотографии детей с любимым животным дома, в зоопарке, на природе.
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта
-Выставка детских работ «Зайчата»
-Коллективная работа рисование «Медвежата»
-Выставка книг Е.Чарушина
- Фотогазета « Мои любимые животные»
- альбомы « Ребята о зверятах»
Список литературы:
1. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина.-М., 1983.
2. Подборка-выставка настенных картин. И зайчата, и лисята, и медведь. Кудрявцева Л.С. /Сост. Н.Е.Чарушин.
3. Чарушин Е. Медвежата.-Л., 1975.
4. Чарушин Е. Шутки.- Л., 1984.
5. Чарушин Е. Моя первая зоология.- Л., 1988.
6. Чарушин Е. Волчишко. –Л., 1986.
7. Чарушин Е. Томка.-Л., 1988.
8. Чарушин Е. Про зайчат.-Л.,1987.
Приложение
Календарный план
тема недели: « Животные»
реализация проекта « Ребятам о зверятах»
Итоговое мероприятие: литературная викторина «Ребятам о зверятах»
Дата
Непосредственно
образовательная
деятельность
Совместная деятельность педагога и детей,
осуществляемая в ходе режимных моментов
Самостоятельная
деятельность детей
Взаимодействие с
семьями детей по
реализации проекта
Продукт
Понедель
ник
П е р е с к а з
р а с с к а з а
« Т о м к а »
( п о
Е .
Чарушину)
Ц е
л ь : формировать
н а в ы к и
с в я з н о г о
последовательного
пересказа
с
опорой
на
графические схемы;
-составлять предложения
из 2-3 слов.
Составление календаря ожидания
Беседа «Моя любимая книга»
Ц е л ь : формировать
мотивы
участия
детей
в
предстоящей деятельности по реализации проекта;
-
заложить
начало
создания
коллекции
книг
писателя и художника Евгения Чарушина.
Рассматривание иллюстраций
Е. Чарушина «Томка»
Цель: продолжать формировать умение подробно
рассматривать
иллюстрации
в
книге,
поощрять
выражение
эстетических
чувств,
проявление
эмоций.
Чтение «Томка»
Ц е л ь : помочь
детям
понять
скрытые
мотивы
поведения героев произведения;
- п р о д о л ж а т ь
в о с п и т ы в а т ь
ч у т ко с т ь
к
художественному слову.
Д/и
«Художественный салон»
Ц е л ь : развивать
умения
детей
описывать
выбранную
картину,
иллюстрацию.
Обогащать
словарный запас, используя речь-описание.
Д.и «Ты опиши, а я угадаю»
Цель: развивать умение фразами описывать
картинку (иллюстрацию).
П.и «Воробей и кот»
Рассматривание книг
в книжном уголке.
Выстраивание
графической
мн е мод о р ож к и
к
рассказу «Томка» Е.
Чарушина
Предложить
роди т е лям
н а й т и
книги
Е.
Чарушина,
прочитать
дома
и
принести
любимую
к н и г у
р е бе н ка
в
группу.
П роч и т ат ь
д е т я м
дома рассказ «Томка
испугался»
С о з д а т ь
а л ь б о м
«Ребята о зверятах»
П р и н е с т и
ф о т о г р а ф и и
д л я
создания
фотогазеты
« М о и
л ю б и м ы е
животные».
Календарь
ожиданий
Начало
создания
коллекции
книг
писателя
и
художника
Евгения
Чарушина
Вторник
«Кого можно встретить
в
л е с у
о с е н ь ю ? »
развитие речи
Цель:
развивать
зрительно е
восприятие,
наблюдательность,
способность
самостоятельно
составлять
повествовательный
рассказ;
-придумывать к рассказу
соответствующее
название.
Чтение «Про зайчат» Е. Чарушина
Ц е л ь : помочь
детям
понять
скрытые
мотивы
поведения героев произведения;
- п р о д о л ж а т ь
в о с п и т ы в а т ь
ч у т ко с т ь
к
художественному слову.
Составление
повествовательного
рассказа
по
сюжетным картинкам «Про зайчат»
Ц е л ь : формировать
навыки
повествовательного
рассказа
с
опорой
на
сюжетные
картинки,
отображающие последовательность событий.
Д/и
«У кого какой зверь?»
Ц е л ь : развивать
умение
фразами
описывать
картинку (иллюстрацию).
Чистоговорки «Сорока», «Ворона», «Осенний
лес»
Ц е л ь : закреплять
правильное
произношение
звуков во фразе, их дифференциация.
Хороводная игра «Зайка»
Цель: продолжать формировать умение выполнять
движения в соответствии с текстом.
Слушание
музыкальных
произведений
о
животных.
Д . и .
« К т о
м о я
мама»
соотнести
и
составить
парами
п а з л ы
с
изображениями
малышей и их мам.
Посмотреть с детьми
мультипликационные
фильмы по сценарию
или
произведению
Е.Чарушина.
Повторять
с
детьми
чистоговорки.
Среда
О з н а к о м л е н и е
с
художественной
литературой
«Волчишко»
Ц е л ь : -формировать
у
дошкольников
н а вык
внимательного
прослушивания текстов,
о смысленно
в о с п р и -
нимать
литературный
текст и его содержание;
-формировать
нравственные
качества:
доброту, заботу о братьях
наших меньших;
-воспитывать
любовь
к
животным.
Рассматривание иллюстраций
Е. Чарушина «Волчишко»
Цель: поощрять выражение эстетических чувств,
проявление
эмоций
при
р а с с м ат р и ва н и и
иллюстраций.
Чтение «Волчишко»
Ц е л ь : помочь
детям
понять
скрытые
мотивы
поведения героев произведения;
- п р о д о л ж а т ь
в о с п и т ы в а т ь
ч у т ко с т ь
к
художественному слову.
Д/и
«Угадай –ка»
Цель: формировать умение ориентироваться на
окончание слова при согласовании
существительного, обозначающего животного, и
прилагательного в роде, числе.
Инсценировки по произведениям Е. Чарушина
«Шутки»
Задачи : продолжать учитьучаствовать в
инсценировках, выполнять движения в
соответствии с текстом. Формировать умение
входить в образ животных, птиц, изображать
повадки мимикой, движениями, подражать
голосам.
П.и «Зайцы и волк»
Обмен
принесенными
книгами,
рассматривание
иллюстраций.
Д . и
« Уг а д а й
п о
описанию»
Поиграть
с
детьми
дома в игру «Кто как
говорит»
Четверг
Художественный
труд
«Зайчата»
Ц е л ь : совершенствовать
умение
раскрывать
тему
литературного
произведения,
передавая
в
работе
характер
и
настроение героев;
-развивать
композиционные умения.
Литературная гостиная. Чтение (в сокращении)
и рассматривание иллюстраций «Про зайчат»
Цель: поддерживать внимание и интерес к слову в
литературном произведении;
- продолжать работу по формированию интереса к
книге.
Чтение «Зверята»
Цель:
п р од о л ж ат ь
в о с п и т ы в ат ь
у м е н и е
сопереживать героям.
Д/и
«Зайка, сделай»
Цель: формировать умение грамотно образовывать
формы глагола в повелительном наклонении (спой,
станцуй,
поскачи,
положи,
поезжай,
нарисуй).
Сюж.
рол. игра
«Айболит спешит на помощь»
Задачи : закреплять знания детей о профессии
врача, использовать медицинские инструменты и
называть их. Способствовать возникновению
ролевого диалога. Воспитывать чуткое,
внимательное отношение к заболевшему
животному, вызывать сочувствие.
П.и «Лошадки»
Наблюдение за животными на прогулке.
.
Р и с о в а н и е
в
раскрасках
«Домашние
животные»
Д.и
« Ч е т в е рт ы й
лишний»
Ц е л ь : развивать
наблюдательность,
умение
н а ход и т ь
предметы
определенной
направленности
среди
предложенных
.
Играть дома с детьми
«Игрушка заболела»
Сделать дома друзей
для зайчат.
Выставка
детских
работ
« З а й ч ат а »
в
книжном
уголке;
экспозиция
к н и г
и
иллюстраций
Е.Чарушина.
пятница
Рисование «Медвежата»
( коллективная работа)
-
п р од ол ж ат ь
у ч и т ь
чувствовать
и
понимать
х а р а к т е р
о б р а з о в
произведений,
- поддерживать интерес к
коллективной работе;
-
развивать
творческое
воображение.
Л и т е р а т у р н а я
г о с т и н а я .
Ч т е н и е
и
рассматривание иллюстраций «Медвежата»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание
детей;
- продолжать формировать навыки диалогической
речи.
Д/и
«Что изменилось?»
Ц е л ь : активизировать
в
речи
употребление
предлогов
с
пространственным
значением
(на,
между,
около).
Закреплять
умение
соотносить
названия животных и их детенышей.
Чистоговорки «Сердитый гусь», «Коза»,
«Овца», «Петушок»
Ц е л ь : закреплять
правильное
произношение
звуков во фразе и их дифференциация.
Д/и
«Кто кем становится?»
Ц е л ь : совершенствовать
умение
подбирать
по
смыслу слова, обозначающие названия животных и
их детенышей.
П.и «У медведя во бору»
Слушание фонограмм с голосами животных.
И то гов о е
м е р о п р и я т и е :
л и т е р а т у р н а я
викторина «Ребятам о зверятах»
Цель: формировать эмоционально положительное
отношение
к
коллективным
мероприятиям,
привлечь
к
активному
участию
в
литературной
викторине.
Размещение
п р и н е с е н н ы х
и з
д о м а
к н и г
в
книжном уголке.
Д.и.
«Кто,
где
живет»
Ц е л ь : закреплять
умение
соотносить
название
животного
к среде обитания
.
Почитать детям дома
любое
произведение
Е.Чарушина.
Повторять
с
детьми
чистоговорки.
Коллективная
работа
«Медвежата»