Автор: Гурьянова Ирина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: СПДС "Дружная семейка" Населённый пункт: п.Луначарский,Самарская обл., Ставропольский р-он. Наименование материала: статья- формы работы с родителями. Тема: " Говорим правильно"(семейный клуб) Раздел: дошкольное образование
Формы работы с родителями
Семейный клуб
« Говорим правильно»
Подготовила: Гурьянова И. В.,-воспитатель спдс «Дружная семейка»
Признание приоритета семейного воспитания требует иных
взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно –
сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья
должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Исходя из этого мы вывели для себя основные задачи взаимодействия с
родителями:
повышение правовой и педагогической культуры родителей;
изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада через
поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по
следующим направлениям:
изучение закономерностей развития ребенка;
знакомство с современными системами семейного воспитания;
пропаганда здорового образа жизни;
Наряду с использованием традиционных форм работы с родителями
удачно себя зарекомендовали и такие формы, как:
совместные и семейные проекты различной направленности;
различные информационные памятки родителям;
тренинги по запросам родителей;
вечера вопросов и ответов;
консультации специалистов.
Семейный клуб – « Говори правильно».
Одна из наиболее эффективных форм работы с семьей по данному
направлению – родительский клуб «Говори правильно».
В сентябре 2015 года был создан родительский клуб «Говори правильно»,
который успешно функционирует и по настоящее время. Клуб организован
для родителей и детей говорящих плохо.
Целью которого является : повысить эффективность взаимодействия
воспитателя и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного
возраста; популяризировать деятельность воспитателя среди родителей.
Задачи:
- получение родителями необходимых знаний, формирование умений
для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;
- формирование правильного отношения к речевому недостатку
ребенка, логопедическим занятиям;
- оказание помощи в правильной организации логопедических занятий
дома.
Участники родительского Клуба:
родители;
учитель-логопед;
воспитатели старших групп.
Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы и папы,
но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры - словом, все взрослые,
которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие ,
потому, что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые
требования.
Направления работы Клуба:
1.
I. Консультативная помощь (по темам):
1.
«Развитие мелкой моторики и речевого дыхания»
2.
«Основы правильного произношения»
3.
«Развитие фонематического восприятия»
4.
«Речевая готовность ребенка к школе»
2.
II. Практическая помощь:
1.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук и
речевого дыхания
2.
Выполнение артикуляционной гимнастики
3.
Приемы развития фонематических процессов
4.
Показ индивидуальных коррекционных занятий с детьми
На занятиях родители не только получат теоретические знания, но и
научатся применять их на практике.
Актуальность проблемы: Семейного воспитания детей с нарушениями
речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников
дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа,
зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его
материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать
новые формы этой работы.
Эффективность педагогической деятельности воспитателя в работе с детьми
старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена
полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем -
устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого
развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы
по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют
необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они
испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для
занятий с ребенком дома и не знают , как заниматься.
Целью логопедической работы с детьми в детском саду : является
развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков,
формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для
дальнейшей успешной социализации.
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов
детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип
взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция,
направленная на укрепление семьи, и минимизирует
общественное воспитание в пользу семейного»
(Из Концепции дошкольного воспитания)
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Правильная речь - это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, еще и
родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители - пример, пример
не только в данный момент, а на всю жизнь.
. Для обучения и развития этих детей я определяю современный
концептуальный подход, стремлюсь к поискам вариативных разработок,
используя новые подходы к обучению, тщательно отбираю формы и методы
направленные на коррекцию речевых нарушений.
Наш ДЕВИЗ в работе с родителями: МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С
ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!
Работая на логопедической группе я не первый год. За время работы в
логопедической группе у меня что – то получается, а что –то не получается.
Помощь от родителей мало эфективна . И я решили создать клуб для
родителей « Говори правильно» , чтобы в нем решать совместные вопросы по
постановке правильной речи детей. Клуб действует не первый год и в нём я
использую следующие направления:
Родительские собрания Важно, чтобы родители на собрании действовали,
включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом
родительском собрании мы разъясняем родителям, что на взрослых членах
семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям
дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада,
принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному
дефекту нарушений . Подчёркиваю важность систематической работы с
ребёнком. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как
вести индивидуальные тетради.
Информационные буклеты содержат краткий информационный материал
по коррекции речевых нарушений
Папки-передвижки содержат материал с разработанными комплексами
игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по
лексическим темам для практического использования с детьми дома.
Дни открытых дверей Дни открытых дверей проводятся 2-3 раза в год для
ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной
работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребёнка,
особенностями работы с ним.
Такая форма знакомит родителей с организацией воспитательно-
коррекционной работы в группе
Тематические выставки
Развивают умение действовать совместно, развивая знания об окружающем,
приобретая опыт общения
Уголок для родителей Кроме своей основной задачи (информирование
родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы
семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) решает и другие задачи.
Праздники и развлечения
В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные
увеселительные мероприятия. Мы принимаю в них активное участие, дети и
родители слышат правильную речь и уместную интонацию не только на
занятиях, но и в часы досуга.
Сотрудничество с библиотекой
С целью воспитания любви к книге, ведь только читающий ребенок познает
окружающий мир, пополняет словарный запас.
Анкетирование
Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная
осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет
выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.
Родительские пятиминутки кратковременная личная консультация
Знакомство родителей с интересными играми для развития логического
мышления и речи
Консультирование по запросам
Включает в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он
справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и
наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы,
корректировку плана совместной деятельности по развитию речи,
рекомендации и задания родителям ребёнка.
Я верю в то, что результаты нашей работы будут успешными . А родители
станут первыми помощниками в этой важной и главной работе.