Напоминание

Функциональная грамотность как основа успешной сдачи ГИА


Автор: Здобнякова Ирина Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ№52
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Функциональная грамотность как основа успешной сдачи ГИА
Раздел: полное образование





Назад




Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Одно из

наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и

российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать

приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных

задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе

международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной

грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают

ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для

полноценного функционирования в обществе?».

Психологи утверждают, что развивать ее однозначно необходимо. Причина в том, что

именно она помогает нам справляться с проблемами в нашей жизни и делать верные

умозаключения. Как вы понимаете значение рекламной фразы: тестирование нового

увлажняющего крема «Мягкий» показало, что он увлажняет на 70% эффективнее?

а) Крем «Мягкий» лучше, чем другие крема, на 70%.

б) Смысл рекламной фразы мне не понятен.

в) Новый увлажняющий крем лучше, чем старый

.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская

грамотность

Способность

человека

понимать

и использовать

письменное тексты, размышлять о них и заниматься

чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности, участвовать в социальной жизни

2.

Естественнонаучная

грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую

позицию

по вопросам,

связанным

с естественно-

научными идеями

3. Математическая

грамотность

Способность

формулировать,

применять

и интерпретировать

математику

в разнообразных

контекстах: применять математические рассуждения;

использовать математические понятия и инструменты

4. Финансовая

грамотность

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере

финансового поведения человека, ведущих к улучшению

благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное

мышление

Способность

продуктивно

участвовать

в

процессе

выработки,

оценки

и

совершенствовании

идей,

направленных

на

получение

инновационных

и эффективных решений, и/или нового знания, и/или

эффектного выражения воображения.

6. Глобальные

компетенции

Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и

ценностей, успешно применяемых при личном или

виртуальном

взаимодействии

с

людьми,

которые

принадлежат к другой культурной среде, и при участии

отдельных лиц в решении глобальных проблем

Рассматривая содержательные аспект функциональной грамотности, будем

основываться на определении, сформулированным А.А. Леонтьевым: «Функционально

грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно

приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений»

В исследовании PISA принято следующее рабочее определение финансовой

грамотности: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание

финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,

необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых

ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества,

а также возможности участия в экономической жизни» [5, 9]. Главный вопрос

исследования PISA в области финансовой грамотности: «Насколько 15-летние учащиеся

готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях,

к адаптации и использованию новых финансовых систем?». В исследовании PISA

оценивается способность 15-летних учащихся получать, понимать и оценивать

релевантную информацию, необходимую для принятия решений с учетом возможных

финансовых последствий; способность высказывать информированные суждения

и принимать эффективные решения относительно использования и управления деньгами;

применять знания, понимание, умения и ценности при покупках и в других финансовых

контекстах, а также соответствующие решения

Включаемые в него темы образуют четыре области содержания финансовой

грамотности PISA: деньги и операции с ними, планирование и управление финансами,

риски и вознаграждения, финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов).

— Но для успешной и эффективной жизни в 21 веке этого уже недостаточно. Молодые

люди сегодня вступают в жизнь во все более сложном финансовом мире и должны быть

готовы к принятию индивидуальных финансовых решений» [5]

Критериями достижения порогового уровня финансовой грамотности являются

следующие показатели: «Учащиеся начинают применять знания основных финансовых

продуктов и часто используемых финансовых терминов и понятий. Они могут

использовать информацию при принятии финансовых решений в ситуациях,

непосредственно их касающихся. Они осознают ценность простого бюджета

и интерпретируют характерные особенности повседневных финансовых документов;

могут применять простые действия с числами (в том числе деление) для ответа на

вопросы, касающиеся финансовых проблем. Они показывают понимание связи между

различными финансовыми элементами (например, числом продуктов потребления

и расходами на них)». Самый высокий уровень финансовой грамотности продемонс

В исследовании PISA в 2012 году приняли участие 227 образовательных

учреждений из 42 субъектов Российской Федерации. В 2012 году в исследовании PISA по

финансовой грамотности впервые Г.С. Ковалева 36 были получены ответы на вопросы,

приведенные ниже. Каков реальный уровень финансовой грамотности российских

учащихся? Отличаются ли страны по уровню финансовой грамотности учащихся?

Средний результат выполнения международного теста по финансовой грамотности

российскими учащимися 15-летнего возраста составил 486 баллов, средний результат по

странам ОЭСР — 500 баллов. В рейтинге стран Россия заняла 10 место среди 18 стран-

участниц, расположившись между США и Францией

Самый высокий уровень финансовой грамотности продемонстрировали учащиеся

Шанхая, их результат превысил средний международный более чем на 100 баллов

и составил 603 балла. Результаты учащихся Бельгии, Эстонии, Австралии, Новой

Зеландии, Чешской Республики и Польши также превысили средний международный

уровень.

Проведённый анализ позволил констатировать важные аспекты состояния финансовой

грамотности российских учащихся, которые должны быть учтены при дальнейшей работе

по финансовому образованию: 1. Наиболее сложной областью содержания оказалась

область «Деньги и операции с ними», самыми сложными познавательными умениями—

выявление и анализ финансовой информации. 2. Российским учащимся недостаточно

знакомы механизмы кредитования, операции с банковскими вкладами, вопросы

обеспечения безопасности при покупке товаров в интернет- магазине; проблемы

инвестирования, действие механизмов налогообложения. 3. Недостаточно развито

комплексное умение аргументировать ответ, сформулированный самостоятельно.

Учащимся явно не хватало опыта использования предложенной информации с целью

аргументации ответа. 4. При выполнении отдельных заданий (в большей степени

связанных с планированием и управлением финансами) достаточно четко проявились

гендерные отличия, что необходимо учитывать в процессе обучения.

Наиболее сильное влияние оказывают два фактора: образование родителей и их

профессиональная принадлежность. На 40 баллов выше уровень финансовой грамотности

российских учащихся, у которых хотя бы один родитель имеет высшее образование

Основная роль в осуществлении финансового образования в образовательных

учреждениях отводится преподавателям.



В раздел образования