Автор: Багабиева Миляуша Мансуровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУСОШ дер.Старый Пинигерь
Населённый пункт: Вятскополянского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование
тема статьи : Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников
на уроках русского языка и литературы (слайд №1)
1
.
Актуальность темы
: Сегодня урок является основной формой учебных
занятий в школе. И чтобы дети не утратили интерес к предмету, урок должен
быть созвучен времени. Сейчас у учителя-словесника имеется
множестворазнообразных педагогических приёмов и методов,
современныхтехнических средств, способствующих повышению учебной
мотивации школьников на уроках русского языка и литературы.
Девиз моей педагогической деятельности звучит так: « Учение без
принуждения », а главную задачу вижу в том, чтобы сделать процесс
обучения занимательным
(слайд №2 )
Для мотивации учения, формирования умения учиться, развития творческих
способностей учащихся я применяю нетрадиционные методы и приёмы,
которые помогают детям не только усваивать материал, но позволяют это
делать с интересом, увлечённо.
Предлагаемые задания учитель может использовать на любом этапе урока.
Главное – дать возможность учащимся наблюдать, сопоставлять,
анализировать, обобщать, делать выводы; тем самым открывать законы
русского языка и литературы
( слайд №3)
Важно на уроках использовать приёмы, которые
развивают познавательную активность, вызывают интерес к предмету, -
помогают сделать уроки занимательными,
-создают ситуацию успеха
- положительный эмоциональный настрой, - доброжелательную атмосферу
доверия и сотрудничества,
-создают проблемные ситуации, через анализ, сравнение учебных
объектов. 2.Приёмы повышения мотивации школьников.
Так, после объяснения нового материала учитель приступает к его
закреплению, которое предполагает применение на практике полученных
знаний. На этом этапе урока можно использовать следующие приёмы
работы на уроках литературы:
- различные виды пересказов (подробный, краткий, выборочный, пересказ от
другого лица)
- рассказ по иллюстрации,
- рассказ с введением цитат из произведений,
- рассказ-характеристика, в процессе которого демонстрируется умение
учащихся вводить в рассказ описание портрета, умение объяснять,
мотивировать поступки героя, его взаимоотношения с другими лицами,
на уроках русского языка:
- творческое списывание (5-6кл.) ,
- творческие диктанты, - сочинения по опорным словам,
- изложения с заданием оценить определённую ситуацию,
- беседы с учащимися,
- диктанты с речевыми ошибками,
- эстафеты,
- различные игры,
-разнообразные упражнения,
- задания с элементами проблемности,
- орфографические диктанты,
- лексические диктанты,
- диктант « Угадай словечко»,
-творческие задания на уроках литературы:
а) по опорным словам составить небольшой текст,
б) создать словесный портрет героя,
в) использовать элементы театрализации,
г) составить логическую цепочку д) приготовить коктейль из слов: нежных и
ласковых, быстрых и бойких, волшебных и сильных,
ж) выписать из учебника литературы цепочку слов, помогающих понять, как
происходит становление личности поэта.
на уроках русского языка:
приём"Верные и неверные утверждения"(слайд №4)
приём "Да, нет"(слайд№5)
приём "Лови ошибку"(слайд №6,7)
а также приём"Найди ошибку"(слайд №8)
приём "Напиши правильно"(слайд №9)
приём "Найди имена существительные в данном отрывке"(слайд №10)
приём "Закрепления материала по таблице"(слайд №11)
-индивидуальные задания: среди слов найди слово с удвоенной согласной.
- групповые задания,
-устные разминки,
- разминки со словами ( синонимические и антонимические)
- практические ситуации, - диктанты значений,
- задания: угадай слово по его описанию( например: шляпка на ножке –
гриб),
- придумать удивительный диктант, используя как можно больше
необыкновенных слов,
- записать ключевые слова, которые являются важными в изучен-
ном материале
После закрепления материала на уроке следует контроль знаний.
Но учащимся тяжело все сорок минут урока находиться практически без
движения, и поэтому я предлагаю проводить приём «Грамматическая
разминка»(см.слайд №12), который помогает выполнить сразу несколько
задач. Во-первых, в виде игры провести мини проверку по любому материалу
урока, а во-вторых, учащиеся могут встать со своих мест и немного
подвигаться.
Цель контроля – проверка знаний и умений учащихся.
Основным приёмом при контроле знаний является самостоятельная работа.
Она может иметь разные виды:
- работа с контрольным листом,
- задание: запиши определение,
- Приём «Взаимопроверка» (слайд №13)
Ребята обмениваются тетрадями и по полученным ключам