Напоминание

Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы


Автор: Багабиева Миляуша Мансуровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУСОШ дер.Старый Пинигерь
Населённый пункт: Вятскополянского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




тема статьи : Приёмы и методы повышения учебной мотивации школьников

на уроках русского языка и литературы (слайд №1)

1

.

Актуальность темы

: Сегодня урок является основной формой учебных

занятий в школе. И чтобы дети не утратили интерес к предмету, урок должен

быть созвучен времени. Сейчас у учителя-словесника имеется

множестворазнообразных педагогических приёмов и методов,

современныхтехнических средств, способствующих повышению учебной

мотивации школьников на уроках русского языка и литературы.

Девиз моей педагогической деятельности звучит так: « Учение без

принуждения », а главную задачу вижу в том, чтобы сделать процесс

обучения занимательным

(слайд №2 )

Для мотивации учения, формирования умения учиться, развития творческих

способностей учащихся я применяю нетрадиционные методы и приёмы,

которые помогают детям не только усваивать материал, но позволяют это

делать с интересом, увлечённо.

Предлагаемые задания учитель может использовать на любом этапе урока.

Главное – дать возможность учащимся наблюдать, сопоставлять,

анализировать, обобщать, делать выводы; тем самым открывать законы

русского языка и литературы

( слайд №3)

Важно на уроках использовать приёмы, которые

развивают познавательную активность, вызывают интерес к предмету, -

помогают сделать уроки занимательными,

-создают ситуацию успеха

- положительный эмоциональный настрой, - доброжелательную атмосферу

доверия и сотрудничества,

-создают проблемные ситуации, через анализ, сравнение учебных

объектов. 2.Приёмы повышения мотивации школьников.

Так, после объяснения нового материала учитель приступает к его

закреплению, которое предполагает применение на практике полученных

знаний. На этом этапе урока можно использовать следующие приёмы

работы на уроках литературы:

- различные виды пересказов (подробный, краткий, выборочный, пересказ от

другого лица)

- рассказ по иллюстрации,

- рассказ с введением цитат из произведений,

- рассказ-характеристика, в процессе которого демонстрируется умение

учащихся вводить в рассказ описание портрета, умение объяснять,

мотивировать поступки героя, его взаимоотношения с другими лицами,

на уроках русского языка:

- творческое списывание (5-6кл.) ,

- творческие диктанты, - сочинения по опорным словам,

- изложения с заданием оценить определённую ситуацию,

- беседы с учащимися,

- диктанты с речевыми ошибками,

- эстафеты,

- различные игры,

-разнообразные упражнения,

- задания с элементами проблемности,

- орфографические диктанты,

- лексические диктанты,

- диктант « Угадай словечко»,

-творческие задания на уроках литературы:

а) по опорным словам составить небольшой текст,

б) создать словесный портрет героя,

в) использовать элементы театрализации,

г) составить логическую цепочку д) приготовить коктейль из слов: нежных и

ласковых, быстрых и бойких, волшебных и сильных,

ж) выписать из учебника литературы цепочку слов, помогающих понять, как

происходит становление личности поэта.

на уроках русского языка:

приём"Верные и неверные утверждения"(слайд №4)

приём "Да, нет"(слайд№5)

приём "Лови ошибку"(слайд №6,7)

а также приём"Найди ошибку"(слайд №8)

приём "Напиши правильно"(слайд №9)

приём "Найди имена существительные в данном отрывке"(слайд №10)

приём "Закрепления материала по таблице"(слайд №11)

-индивидуальные задания: среди слов найди слово с удвоенной согласной.

- групповые задания,

-устные разминки,

- разминки со словами ( синонимические и антонимические)

- практические ситуации, - диктанты значений,

- задания: угадай слово по его описанию( например: шляпка на ножке –

гриб),

- придумать удивительный диктант, используя как можно больше

необыкновенных слов,

- записать ключевые слова, которые являются важными в изучен-

ном материале

После закрепления материала на уроке следует контроль знаний.

Но учащимся тяжело все сорок минут урока находиться практически без

движения, и поэтому я предлагаю проводить приём «Грамматическая

разминка»(см.слайд №12), который помогает выполнить сразу несколько

задач. Во-первых, в виде игры провести мини проверку по любому материалу

урока, а во-вторых, учащиеся могут встать со своих мест и немного

подвигаться.

Цель контроля – проверка знаний и умений учащихся.

Основным приёмом при контроле знаний является самостоятельная работа.

Она может иметь разные виды:

- работа с контрольным листом,

- задание: запиши определение,

- Приём «Взаимопроверка» (слайд №13)

Ребята обмениваются тетрадями и по полученным ключам



В раздел образования