Напоминание

«Индивидуальный маршрут развития в Службе ранней помощи»,


Автор: Татаренко Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24
Населённый пункт: Тимашевский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Индивидуальный маршрут развития в Службе ранней помощи»,
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальный маршрут развития

в Службе ранней помощи

Ст. Медведовская 2022г.

Составители:

Татаренко О.Ю., педагог-психолог

«Индивидуальный маршрут развития в Службе ранней помощи»,

ст. Медведовская 2022г.

В

данной

методической

разработке

представлены

результаты

работы муниципальной инновационной площадки

МБДОУ д/с №24

«Модель

психолого-педагогического

сопровождения

детей

раннего

возраста, как механизм повышения эффективности функционирования

Службы

ранней

помощи

на

базе

дошкольной

образовательной

организации»

по

организации

работы

с

детьми

младшего

дошкольного возраста по индивидуальному маршруту развития.

Описывается модель организации совместного образования детей

младшего

дошкольного

возраста

при

использовании

индивидуального игрового маршрута развития. Особое внимание

обращается на представленный практический игровой материал

для педагогов и родителей. Основная задача, которую ставит перед

собой автор – это помочь педагогам ДОУ в проектировании и

разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей

в Службе ранней помощи.

2

Содержание

Пояснительная записка ……………………………..

4

Проектирование индивидуального маршрут развитияа

(ИМР) дошкольника……………………….

Этапы проектирования индивидуального маршрута

развития ………………………………………………

6

Алгоритм разработки индивидуального маршрута

развития в Службе ранней помощи ребенку

и его семье……………………………………………..

8

Образец индивидуального маршрута развития

ребенка …………………………………………………

11

Рекомендации родителям по реализации

индивидуального маршрута развития ……….............

21

Используемая литература ……………………………

42

3

Пояснительная записка

Важным положением Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

является «обеспечение равных возможностей для полноценного

развития

каждого

ребенка

в

период

дошкольного

детства

независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального

статуса,

психофизиологических

особенностей

том

числе

ограниченных возможностей здоровья)».

По общему признанию компетентные педагоги, работая с

дошкольниками, стремятся искать, разрабатывать и использовать

новые подходы к организации образовательного процесса, однако

при

этом

недостаточное

внимание

уделяется

его

индивидуализации. Многолетняя

практика показывает, что

умениями

проектировать

и

организовывать

индивидуальный

образовательный маршрут, педагоги за редким исключением,

владеют слабо. Принципиально важно

обеспечить реализацию

образовательных областей ФГОС и обеспечить эффективное

взаимодействие всех участников образовательных отношений

педагогического процесса, осуществляемого на основе ФГОС ДО.

Направленность

индивидуализации

построения

образовательного

процесса

определяется

особенностями

контингента воспитанников Службы ранней помощи. Чаще всего у

этих детей выявлены такие проблемы в развитии детей, как низкий

уровень развития познавательной активности, отсутствие речи или

задержка

речевого

развития,

несформированность

сенсорных

эталонов, что неблагоприятно сказывается на развитии ребенка.

Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация

индивидуального

маршрута

развития

(далее

ИМР

).

Индивидуализация

направлена,

прежде

всего,

на

преодоление

несоответствия

между

уровнем,

который

задают

образовательные

программы, и реальными возможностями каждого воспитанника

Таким образом

индивидуальный

маршрут развития - это

персональный

путь

реализации

личностного

потенциала

ребенка

(воспитанника) в образовании и развитии

.

4

Проектирование индивидуального маршрута развития

младшего дошкольного возраста

ИМР

воспитанника

представляет

собой

характеристику осваиваемых

ребенком единиц образования в

соответствии

с

индивидуальными

способностями

своего

развития. Важность такого подхода в образовании детей с

различными возможностями очевидна.

Существующие

научные

исследования

и

опыт

организации индивидуально- дифференцированного обучения

подсказали некоторые идеи реализации ИМР в ходе

процесса

обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Индивидуальный образовательный маршрут должен

иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на

достижение воспитанником государственного стандарта,

на

результаты

освоение

дополнительно

общеобразовательной

программы в соответствии с индивидуальными возможностями и

образовательными потребностями ребенка.

Сущность индивидуального маршрута развития

заключается в следующем:

1) ИМР

специально

разрабатывается

для

конкретного

ребенка как его индивидуальная образовательная программа;

2) в стадии разработки ИМР

ребенок и его родители

выступают:

-

как субъекты выбора дифференцированного образования,

предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или

целостной образовательной средой;

-

как

«неформальные

заказчики»,

«предъявляя»

образовательному учреждению образовательные потребности и

иные индивидуальные особенности ребенка;

-

на стадии реализации ребенок выступает как субъект

осуществления дополнительного образования»

5

Этапы проектирования индивидуального маршрута

можно представить следующим образом:

1)

целевой

(постановка

целей

получения

дополнительного

образования,

формулирующихся на основе

государственного

образовательного

стандарта,

мотивов

и

потребностей

ребенка

при

получении

дополнительного

образования);

2)

содержательный

(обоснование структуры и отбор

содержания работы педагога, их систематизация и группировка,

установление

взаимосвязи

с

другими занятиями,

то есть

разработка содержания ИМР);

3)

технологический

(определение

используемых

педагогических,

инновационных,

здоровьесберегающих

технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

4)

диагностический

(определение

системы

диагностического сопровождения);

5)

организационно-коррекционно-педагогический

(условия и пути достижения коррекционных, педагогических

целей).

6)

результативный

(обсуждение

результатов

и

корректировка, формулировка ожидаемого результата)»

При

проектирование

ИМР

важно

опираться

на

известные

принципы:

-

Принцип систематической ступенчатой диагностики.

Определение

необходимых

мероприятий

коррекционно-

развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку

возможно только на основе комплексной диагностики. Поэтому

данная диагностика должна носить систематический характер в

ходе

обучения,

воспитания

и

выявлять

особенности

продвижения ребенка на различных этапах его развития.

- Принцип

учета

особенностей

высшей

нервной

деятельности.

- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

ребенка.

- Принцип комплексности.

- Принцип

индивидуального

подбора

педагогических

6

технологий.

- Принцип контроля и корректировки.

- В

процессе

проведения

обучения

и

воспитания

дошкольников необходимо контролировать влияние тех или

иных

воздействий

на

ребенка,

корректируя

или

изменяя

педагогические методы и формы работы с ним в случае их

неэффективности.

-

Принцип

учета

профессионального

сотрудничества

и

сотворчества.

-

Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.

-

Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия

в индивидуальном процессе обучения и воспитания.

Способ построения ИМР

ребенка, должен характеризовать

особенности его обучения и развития на протяжении определенного

времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно

определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление,

поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он

отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Структура ИМР

-

общие сведения о ребенке на момент разработки ИМР ;

-

краткая характеристика состояния его здоровья (если

необходимо, медицинские рекомендации педагогу об учете

необходимых данных при организации обучения);

-

организационно-педагогические условия реализации ИМР :

-

инновационные образовательные технологии;

-

здоровьесберегающие технологии;

-

инновационные методы и средства;

-

формы контроля и учета достижений ребенка;

-

анализ результатов процесса обучения и воспитания.

Составление ИМР с учетом особенностей развития ребенка

поможет четко определить развивающие мероприятия, что

обеспечит комплексное взаимодействие педагогов и родителей по

осуществлению инд. маршрута развития ребенка

7

Алгоритм разработки индивидуального маршрута

ранней помощи ребенку и его семье

Разработка

индивидуального

маршрута

сопровождения

ребенка раннего возраста с его семьи проводится специалистами

Службы ранней помощи на основе углубленной психолого-

педагогической

диагностики

совместно

с

его

родителями

(законными представителями, воспитателями). При этом важно

соблюдать определенный алгоритм.

1этап. Определение запроса родителей, его сопоставление с

заключением и рекомендациями ПМПК, разработка программы

углубленного обследования ребенка;

2этап. Проведение совместного с родителями углубленного

обследования ребенка, при необходимости - оптимизация запроса

родителей (или законных представителей интересов ребенка)

3этап. Определение основных направлений ранней помощи,

их

приоритетности,

содержательных

аспектов,

специальных

условий

и

методов

и

сроков

реализации

индивидуальной

программы сопровождения ребенка и семьи;

4этап. Документальное оформление индивидуальной

программы сопровождения ребенка и его семьи;

5этап. Определение параметров и критериев оценки

эффективности реализации программы.

Целью 1-го этапа

является знакомство с потребностями семьи,

запросом родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ раннего возраста

Уже при первой встрече с родителями специалист

службы ранней помощи пытается выяснить то, что является

целью обращения родителей, чего они ожидают от программы

ранней помощи. Бывает так, что родители приходят с четким

запросом. Однако многие не могут дифференцированно описать

свои ожидания и определяют цели довольно диффузно: «чтобы

стал как все», «чтобы во всем стал успешнее» и т.д. Часто запрос

родителей не согласуется с результатами обследования ребенка в

ПМПК.

Оптимизации

запросов

могут

способствовать

специальные технологии психологического консультирования

(активное слушание, конструктивный диалог и т.д.), а также –

8

вовлечение родителя в диагностический процесс.

Поэтому,

планируя

программу

диагностического

изучения ребенка в Службе ранней помощи, следует учесть

возможность привлечения родителей к диагностике: они могут

дать информацию о ребенке, отвечая на вопросы тестов-

опросников, присутствовать и даже участвовать в обследовании

ребенка специалистами

Целью 2-го этапа

является комплексное

всестороннее

углубленной изучение

ребенка специалистами Службы ранней

помощи совместно с родителями.

На данном этапе необходимо применять диагностический

инструментарий, соответствующий возрасту и психофизическим

особенностям детей, а также методы, позволяющие получить

информацию от родителей (опросники, проективные методики,

наблюдение и др.).Процедура углубленного обследования не

должна сводиться только к использованию диагностических

методик, она должна включать наблюдение за игрой ребенка,

взаимоотношениями в семье, включая домашний визит, анализ

видеозаписей. Итогом этого этапа должны стать оптимизация

запроса

родителей

и

получение

информации

о

ребенке,

достаточной для разработки индивидуальной программы.

Целью 3-го этапа является составление индивидуальной

программы ранней помощи ребенку с ОВЗ и его семье. На основе

анализа результатов диагностики и запроса родителей, в ходе

совместного обсуждения с ними проблем ребенка, прогноза его

дальнейшего

развития,

ресурсов

семьи

и

учреждения,

определяются основные

направления, содержание, специальные

условия, методы и сроки реализации индивидуальной программы

сопровождения ребенка и семьи.

На

этом

этапе

необходимо

определить

участие

специалистов,

механизм

их

взаимодействия,

роль

семьи

в

реализации индивидуальной программы

Кроме

того,

необходимо

определить

содержание

работы

с

родителями,

в

частности

его

педагогическую

и

психологическую

составляющие.

Подчеркну,

что

на

9

современном этапе функционирования служб ранней помощи

индивидуальные программы должны ориентироваться не

только на работу непосредственно с ребенком, но и на

использование

потенциала

семьи

для

решения

проблем

ребенка. Достижение этой цели возможно только при обучении

членов

семьи

продуктивному

взаимодействию

с

ребенком,

доступным им приемам и методам коррекционно-развивающей

работы. этот аспект должен быть отражен в индивидуальной

программе ранней помощи.

Целью 4-го этапа

является оформление индивидуальной

программы ранней помощи ребенку и его семье в виде документа.

В этом документе должны быть обозначены этапы работы,

задачи

каждого

этапа,

методы

решения

этих

задачи,

прогнозируемые результаты, сроки достижения этих результатов,

намечены

сроки

проведения

динамических

диагностических

обследований, обозначен алгоритм распределения обязанностей

между

специалистами

и

семьей,

механизм

взаимодействия

специалистов, даты проведения консультаций и тренингов с

родителями.

При соблюдении вышеуказанного содержания и структуры

индивидуальной

программы,

ее

оформление

может

быть

вариативным (текст, таблица и пр.).

После

завершения

документального

оформления

программы должна быть составлена

Целью 5-го этапа является определение параметров и

критериев оценки эффективности реализации индивидуальной

программы ранней помощи ребенку с ОВЗ и его семье.

Регулярность

оценки

эффективности

реализации

программы согласовывается с родителями и указывается в

дополнении к плану. Рекомендуемая частота оценки – не реже 1

раза в 3 месяца. В ходе анализа эффективности за истекший

период

необходимо

соотнести

прогнозируемые

и

реальные

достижения ребенка и при необходимости внести коррективы и

дополнения в индивидуальную программу.

10

Образец индивидуального маршрута развития

Данные о проведенном обследовании

Имя (код) ребенка: Михаил (0106)

Дата рождения:

25.04.2020

Пол: мужской

Характеристики обследования:

Первичное обследование

Метод: Скрининг - опрос

Дата обследования: сентябрь 2021

Возраст (при обследовании): 1 года, 5месяцев

Характер поведения

Настроение неустойчивое, сон неглубокий, засыпание медленное,

аппетит неустойчив, избирательное отношение к пище,

малоактивен, обидчив , медлительн

Социально-эмоциональное развитие

Эмоционально неуравновешенна, «жалеет» по просьбе взрослого,

отвлекается, реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого, не

уступает свою игрушку, привлекает внимание взрослого

возгласами, движениями, любит музыку

Заключение

Отставание в развитии ребенка зафиксировано на один эпикризный

период(1 год 3 месяца при норме на 1 год 6 месяцев) по

следующим показателям:

1) активная речь;

2) сенсорное развитие;

3) овладение навыками

4) развитие двигательных навыков

Назначение

Проводить индивидуальную работу с ребенком по плану

индивидуального развития для детей в возрасте 1 года 6 месяцев

по отстающим показателям в течение 3-х месяцев.

11

Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 6

месяцев

Основные дидактические

задачи

Дидактические игры и

упражнения

Развитие речи

Понимание речи

Учить показывать части тела по

просьбе взрослого, понимать

слова, обозначающие части тела

человека и животных

Д/у «Покажи, где у тебя

глазки (носик, ротик, ушки,

руки, ноги и т. д.)

Учить обобщать по внешнему

виду игрушки, предметы,

независимо от размера и цвета

Д/у «Найди игрушку»;

«Покажи картинку»;

«Выставка игрушек»

Учить выполнять знакомые

бытовые действия по просьбе

взрослого

Д/у «Пойди положи…»;

«Пойди принеси», «Принеси

(отнеси) и положи »;

д/и «Поручения»

Активная речь

Формировать четкое

произношение звуков м, п, б,э,о

(мь, пь, бь), учить отчетливо и

внятно произносить отдельные

звукосочетания, закрепить в

речи названия отдельных

предметов

Д/и «Кто что

делает?»; «Отгадай, кто

пришел»;

«Отгадай и назови»

Закрепить произношение звука

ф; закрепить название

предметов и их качеств;

укреплять артикуляцию и

голосовой аппарат

Д/у «Собачки»; «Далеко-

близко»

12

Продолжить развивать

подражание звукам,

имитирующим

голоса животных. Ввести в

активную речь

общеупотребляемые слова

Д/и «Кто

как кричит?»

Ожидаемый результат:

- Различает знакомые игрушки и окружающие предметы, их

основные качества.

- Произносит первые простые слова-обозначения.

- Выполняет поручения по просьбе взрослого, связанные со

знакомыми действиями.

- Развито умения называть изображенные на картинке

предметы и их качества, действия; выполняет действия по

картинкам. ( использует жесты, вокализации, звукоподражания,

слова-обозначения). – ляля, топ-топ, ам-ам, а-ааа.

- Отчетливо, произносит звуки – О, - А.

- Развито представления об одежде, назначении вещей;

обозначение действий и последовательность одевания.

- Различает и называет домашних птиц и животных,

побуждать подражать их голосам и запоминать

звукоподражания (ко-ко, Э-э-э, мяу-мяу, ав-ав, га-га).

- Отчетливо произносит звук – У.

- Длительно произносит«гудящие» звуки – уууу.

- Рассматривает картинки, слушать потешки, стихи.

- Соотносит знакомые предметы с соответствующей картинкой.

- Умеет подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам:

би-би, оп-па, дядя, бай-бай и др.

- Отчетливо, произносить «ау».

Сенсорное развитие

Форма

Учить ориентироваться в двух

формах (шар-куб, кубик-

Д/у «Протолкни предмет

разной формы в

13

кирпичик); находить предметы

этих форм по просьбе взрослого

соответствующие отверстия»

Учить подбирать предмет такой

же формы, как на образце

Д/у «Разложи предметы

одинаковой формы»

Учить группировать

однородные объекты,

ориентировать на слова

«такой», «не

такой»

Д/у «Группировка предметов

по форме»

Величина

Учить ориентироваться в двух

величинах (большой и

маленький), находить предметы

этих величин после показа и по

просьбе взрослого

Д/у «Раскладывание

однородных предметов

разной величины на две

группы»

Учить собирать пирамидку из

двух контрастных колец по

величине после показа

Д/у «Нанизывание больших и

маленьких колец на

стержень»

Цвет

Учить ориентироваться в двух-

трех цветах. Находить такого же

цвета игрушку, как просит или

показывает взрослый

Д/у «Раскладывание

однородных предметов, резко

различных по цвету, на две

или 3 группы»

Формировать простейшие

приемы установления тождества

и различия цвета однородных

предметов

Д/у «Раскладывание

однородных предметов

близких цветовых тонов на

две группы»

Закреплять умение различать

цвета и понимать названия

цвета

Д/и «Цветные втулочки»

14

Учить располагать грибочки в

отверстия на квадрате

аналогичной окраски

Д/и «Грибочки по местам»

Ожидаемый результат:

- Различает два резко контрастных по величине предмета

(большой – маленький).

- Различает контрастные формы: шарик, кубик. Выбирает одну

из них.

- Снимает и надевает на стержень кольца с широким

отверстием (пирамидка)

- Различает 2 основных цвета и выбирает из двух цветов один,

показанный на образце.

- Группирует предметы по форме (шарик, кубик).

- Развито тактильное восприятие (разные поверхности).

- Группирует предметы по цвету.

- Группирует предметы по величине.

- Выполняет действия с двухместными матрешками

(раскладывать, собирать, открывать, закрывать).

Развитие социально- бытовых навыков

Учить держать ложку в кулаке

Д/у «Накормим куклу»

Учить есть частично

полужидкую и жидкую пищу

Кормление в пределах

режима

Учить пить из чашки, почти не

проливая во время кормления

Д/у «Пьем водичку»

Учить самостоятельно

умываться и вытирать руки

полотенцем

Д/у «Водичка-водичка»

Учить познавать окружающее

через эмоциональные ощущения

(упасть - больно, дотронуться до

батареи – горячо и т.п.)

Учить проявлять интерес к

«Угощаем чаем наших

гостей»

«Покатай матрешку»

«Покатай ежат»

«Водичка - водичка»

15

играм детей.

Учить правильно умываться,

мыть и вытирать руки, лицо

после умывания( при умывании

подставлять руки под струю

воды).

Учить проситься на горшок

В режимных моментах

Ожидаемые результаты:

- Правильно умываться, моет и вытирает руки, лицо после

умывания( при умывании подставлять руки под струю воды).

- Проситься на горшок

развитие движений

Учить хорошо самостоятельно

ходить:

– прямо,

– по кругу,

– огибая предметы

Д/у «Зайчики прыгают –

мышки идут»; «Иди за мной»;

«К куклам в гости»

Учить перешагивать через

препятствия на полу приставным

шагом

Д/у «Не наступи на камушек»,

«Пройди по дорожке»

Учить входить и сходить по

детской лесенке чередующимся

шагом

Д/у «Ступеньки»,

«Перешагни палку»

Учить проходить по слегка

наклонной доске

Д/у «Иди, как я» – свободная

ходьба за воспитателем

Учить бросать мяч вниз, вперед,

вверх

Д/у «Поймай мяч»; «Принеси

мяч»; «Бросай мяч»

Ожидаемый результат:

Ходит по ограниченной поверхности (дорожке 3-4 метра,

ширина – 35см) до предмета. Развивать чувство равновесие.

- умеет ориентироваться в пространстве.

16

-метает мяч правой и левой рукой; катать мяч двумя руками

стоя.

развитие игровых действий и действий с предметами

Учить переворачивать страницы

книг; учить катать перед собой

коляску

Д/у «Посмотрим книжку».

Д/и «Покатаем куклу (собачку

и т. д.) в коляске»

Учить тянуть игрушку за

веревочку за собой

Катание любой игрушки за

веревочку (игра со

скользящей тесемкой); д/у

«Покатаем машинку»

Учить производить (отображать)

часто наблюдаемые действия:

– кормить куклу;

– причесывать куклу

Д/у «Кормление куклы»;

«Причешем куклу»

Учить использовать в играх

предметы-заместители.

Производить с ними такие же

действия, что и с реальными

предметами

Д/у «Кормление куклы»

(вместо ложки предлагается

палочка); «Расчесывание

куклы» (вместо расчески

предлагается кирпичик)

Учить проявлять

сообразительность: подставлять

что-то, например, вязать;

использовать дополнительный

предмет, чтобы достать

понадобившуюся вещь

Д/у «Достать игрушку,

стоящую на полочке»;

«Положи книгу на полочку»

Ожидаемый результат:

- Разыгрывает с предметами несложный сюжет с

использованием обобщения действия (накорми куклу, мишку ..)

- Переносит знакомые действия с одного предмета на другой.

- Сопровождает речью игровое действие.

- Производит одинаковые действия с разными предметами.

- Распределяет с взрослым игровые действия: я дам кукле

17

кашку, а ты напои ее чаем и т. п.

- Использует в игре предметы – заместители: вместо ложки

палочку и др.

Развитие в социально-эмоциональной сфере

Учить проявлять социально

значимые жесты и мимику

(«жалеет»)

По наказу или по просьбе

взрослого

«Пожалеем куклу»

Учить переключаться с одного

эмоционального состояния на

другое (огорчается >

успокаивается)

Взрослый создает

специальные ситуации,

привлекает игрушкой,

движениями

Учить уступать игрушку

другому ребенку, не отнимать

игрушку

Во время игр желательно,

чтобы игрушек было в

достаточном количестве

Привлекать к общению со

взрослыми

Взрослый старается чаще

общаться с ребенком

Учить воспринимать различные

мелодии, художественное слово

Личный пример воспитателя:

взрослый эмоционально

реагирует сам

Учить повторять с

удовольствием движения под

музыку

Через подражание взрослому

Ожидаемые результаты:

-

Умеет подражать мимике, движениям близкого взрослого

(смеется, хмурится, улыбается и т.п.).

- Знает эмоциональные ощущения (упасть - больно, дотронуться

до батареи – горячо и т.п.)

- Заинтересовывается новой игрушкой.

- Провялят интерес к играм детей.

18

Мониторинг достижения планируемых результатов.

1. Понимание речи.

Понимает

вопросы

о

предметах

и

действиях,

изображенных на картинке.

Материал

знакомые

картинки,

которые

ранее

рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку; 2) дети

умываются; 3) дети поливают цветы; 4) мужчина чинит машину.

Методика

тестирования

ситуация,

специально

подготовленная. Взрослый кладет на стол по две картинки,

предлагает ребёнку посмотреть на них и спрашивает: «Где мальчик

катает лошадку?».

Поведение

ребенка

по

просьбе

взрослого

находит

знакомые предметы и действия на картинке.

2Активная речь.

Во время игры обозначает свои действия словами и

двухсловными предложениями.

Методика тестирования – ситуация естественная. Речевые

проявления ребёнка наблюдаются во время игры, режимных

процессов, занятий.

Поведение ребенка – во время игры или в другой ситуации

сопровождает

свои

действия

словами

и

двухсловными

предложениями.

3.Сенсорное развитие.

величины Различает 3-и контрастные предметов (кубы с

разницей граней в три см.).

Материал – три куба – вкладыша одного цвета. Длина

грани первого – 10 см., второго – 7 см., третьего – 4 см.

Методика тестирования – взрослый на глазах у ребёнка

достаёт кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего

предлагает ребёнку их вновь собрать.

Поведение ребенка – собирает кубы соответственно их

величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).

19

4.Игра и действие с предметами.

Воспроизводит несложные сюжетные постройки (ворота,

скамейка, дом).

Материал – 3 кирпичика, маленькая кукла или матрёшка,

или машина.

Методика

тестирования

ситуация

специально

подготовленная.

Взрослый

предлагает

ребёнку

построить

«ворота». При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика

вертикально, один сверху горизонтально.

Поведение ребенка – по просьбе взрослого либо после

показа воспроизводит постройку. Всё это может пробовать 2-3

раза.

5

Движения.

Перешагивает приставным шагом через 3 положенные

параллельно на полу палки.

Материал – 3 палки длиной 40 см. укладывают на полу на

расстоянии 18-20 см. между ними. Вместо палок на полу можно

нарисовать 3 линии.

Методика тестирования

лежащие на полу (или

нарисованные)

палки

чем-либо

ограничивают

сбоку,

чтобы

ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через

палки (без поддержки).

Поведение ребенка – перешагивает через палки так, как ему

удобно (чередующимся или приставным шагом).

6

Навыки.

Раздевается

(не

полностью)

с

небольшой

помощью

взрослого.

Методика тестирования

– ситуация естественная (при

раздевании ребенка).

Поведение

ребенка

снимает

ботинки

(развязанные,

расстегнутые), шапку, носки, штаны.

20

Рекомендации родителям по реализации

индивидуального маршрута развития

Уважаемые родители!

Результаты обследования позволили подготовить индивидуальный

маршрут развития для Вашего ребёнка на ближайшее время. В него

включены игры и упражнения, наиболее важные для развития Вашего

ребёнка и соответствующие его возможностям. Особое внимание

следует уделить играм, направленным на те сферы развития ребёнка, где

в результате обследования выявлено отставание или неравномерность

развития.

И для малыша, и для его родителей важно играть вместе. Игра

помогает сохранить понимание, ощущение любви и близости, а для

малыша это ещё и лучший способ узнать мир.

Учитывайте следующие рекомендации при выборе игр своему

ребёнку

Зная уровень развития вашего малыша, предлагайте те игры, которые

ему по силам.

Игра должна доставлять малышу удовольствие, не заставляйте его

играть, если он устал или хочет сменить занятие.

Не спешите! Если внимание малыша привлек какой-то предмет, то

дайте ему время для того, чтобы этот предмет изучить, рассмотреть, а

потом продолжите игру.

Развитие речи

Изучаем части тела с пальчиковыми играми

Итоговая цель приведённых ниже игр — научить малыша

показывать всё самостоятельно.

Поэтому чем проще будут

первоначальные жесты, тем быстрее вы увидите результаты. Не

торопите события и радуйтесь любому, пусть даже случайному,

движению в нужном направлении. Ребёнку очень нужны ваши

эмоции.

При использовании данных пальчиковых игр можно:

* своими руками показывать на себе части тела;

* ручками (или ножками) малыша дотрагиваться до себя;

* ручками (или ножками) малыша дотрагиваться до его частей

тела;

21

* задействовать папу, к примеру, и тогда разнообразию действий

не будет предела.

Итак, предлагаю перечень пальчиковых игр, которые позволяют

играть с малышом и помогают изучать части тела:

Домик

Стенка, стенка,

(потрогать щечки)

Потолок,

(потрогать лобик)

Две ступеньки,

(прошагать пальцами по губам)

Дзинь — звонок!

(нажать на носик)

Личико

Где вы мои глазки? Где вы мои глазки?

(берём ручки малыша и закрываем его или свои глазки руками)

Вот они, вот они, вот мои глазки.

(быстро отводим руки от глаз и радуемся, что нашли глазки)

Где же ты мой носик? Где же ты мой носик?

(теперь прячем носик — сначала лучше ваш, а потом малыша)

Вот он, вот он, вот мой носик.

(указываем на нос)

(… повторяем с ушками, ротиком, ножками…)

Части тела

Рот, нос, голова,

Уши, щёки, лоб, глаза,

(просто показываем на себе или на малыше; своими руками или

ручками малыша)

Плечи, плечи, шея, грудь

(хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди

пальчиками)

Не забыть чего-нибудь

(разводим руки в стороны)

Руки-руки — хлоп-хлоп,

(хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)

Ноги-ноги — топ-топ,

22

(так же ножками в лежачем или сидячем положении)

Раз сюда и раз туда,

(повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей

головой, чтобы малыш видел; гораздо интереснее из своей кисти

сделать человечка, и даже нарисовать на ней глазки и носик)

Это — нет, а это — да.

(жесты головой «нет» и «да»; также можно кистью покрутить

вправо-влево и вверх-вниз)

Игра

«Найди игрушку»

Цель: развивать концентрацию внимания.

Условия. Игрушку прячут на глазах у ребенка под одну из двух

коробок. Затем несколько раз меняют местами коробки,

передвигают их по столу. Дошкольник должен постараться

запомнить коробку, под которой спрятана игрушка, и следить за

всеми ее перемещениями. Если ребенок правильно указывает

коробку с игрушкой, он победил.

Примечание. Если ребенок во время занятия всегда находит

игрушку, значит, он действительно научился концентрировать

внимание, и вероятность случайного угадывания мала. Можно

увеличивать скорость перемещения коробки или постепенно

увеличивать их количество

до четырех.

Игра «Возьми игрушку»

Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, запоминать

названия игрушек, учить действовать в соответствии с их

функциональным назначением.

Оборудование: игрушки по количеству детей.

Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по

одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если

дети не называют игрушку, взрослый ставит на стол, обыгрывает

ее. Например: «Это мячик, он катится», показывает, как катится

мячик. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик,

он прыгает».

23

Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней

предметно-игровое

действие.

Затем

каждый

ребенок

ставит

игрушку в коробку и называет ее.

Игра «Кто что делает»

Цель: расширить и активизировать словарь ребенка, при

рассматривании картинки называть предметы, изображенные на

ней, их качества, действия; развивать игровые навыки, умение

показать, воспитывать интонационную выразительность речи.

Материал и оборудование: сюжетные картинки с одним

действием

(мальчик

поливает

цветы

из

лейки,

девочка

причесывается

расческой

и

др.),

предметы

и

игрушки,

изображенные на картинке.

На столе

лежат сюжетные картинки с одним действием

(изображениями вниз): мальчик играет на барабане, мальчик из

лейки поливает цветы, девочка причесывает куклу расческой,

мальчик играет на трубе и т.д., здесь же разложены изображенные

на картинках предметы и игрушки: барабан, лейка, кукла, расческа,

труба…

Предложить выбирать картинку, рассказывает о том, что на ней

изображено, показывает всем. Затем, найти нужный предмет

(игрушку) и воспроизводит изображенное на картинке действие.

Кто как кричит

Цель: Добиваться правильного воспроизведения детьми

различных

звукоподражаний.

Развитие

способности

к

звукоподражанию, а также развитие речевого слуха.

Пособия: Картинки или игрушки: петушок, курочка уточка, корова

Показывать персонажей стихотворения стихотворению А.

Барто «Кто как кричит?»

-Ку-ка-ре-ку сказку сейчас начну! сказка начинается!

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

24

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому? (взрослый читает стихотворение выразительно, во

время чтения показывать детям соответствующие игрушки).

-Ку-ка-ре-ку! Вот и сказки конец, кто слушал молодец! А мне пора

домой возвращаться, пока ребята!

Предложить ребенку сопровождать стихотворение имитацией

движений четким правильным звукоподражанием.

Сенсорное развитие

«Протолкни предмет разной формы в соответствующие

отверстия»

Цель: учить детей обращать внимание на форму предметов,

учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с

игрушками.

Материал: коробка с отверстиями разной формы: круглой и

квадратной. Кубик 4,4 х 4,4 х 4,4 см и шарик диаметром 4,5 см.

(Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в

круглое окно.)

Ход игры

Взрослый показывает детям коробку с отверстиями разной формы.

Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое окошко;

обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и такое

окошко. Затем предлагает

обвести рукой эти отверстия,

акцентируя вни-мание на том, что они разные: такое и такое.

Последние

слова

совпадают

с

жестом,

обводящим

форму

отверстий.

После этого

показывает шарик и объясняет, что его можно

опустить в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие.

25

Момент исчезновения шарика взрослый сопровож-дает радостным

восклицанием: «Нет шарика!», вызывая у ребят положительные

эмоции.

Затем

показывает

кубик,

а

ребенок

находит

соответствующее окно. При исчезновении кубика в квадратном

отверстии вместе с ребенком выражает радость, удовольствие.

Подбери по цвету

Цель: накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять

элементарные действия с предметами, формировать

эмоциональное отношение к занятиям.

Материал: ведро с крышкой, комплект мелких предметов

красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового,

черного и белого цвета (помидор, апельсин, лимон, огурец, слива,

цветок, жук, снеговичок). Высота ведерка - 12 см, размер предме-

тов-вкладышей - 3-4,5 см. Предметы яркие, их окраска примерно

одинаковой насыщенности.

Ход игры

Малыш снимает крышку, достает мелкие предметы и с помощью

взрослого раскладывает их на столе таким образом, чтобы они

были в поле его зрения и не закрывали друг друга. Взрослый

называет те игрушки, которые ребенок вынимает из ведерка,

отмечает, какие они красивые.

Предметы

размещаются

на

столе в соответствии с цветовой

характеристикой: слева перед

ребенком

красный

помидор,

затем

оранжевый

апельсин,

далее желтый лимон, зеленый

огурец,

синяя

слива,

фиолетовый

цветок.

Черного

жука

и

белого

снеговика

размещает

сам

ребенок.

Предоставив

возможность

полюбоваться

яркими

игрушками,

взрослый

26

предлагает малышу снова собрать их. Придвинув к малышу

ведерко, сначала сам кладет туда одну игрушку, малыш следует

его

примеру.

Когда

все

игрушки

будут

собраны,

ведерко

закрывается

крышкой.

Если

ребенок

проявляет

интерес

к

предметам,

то

вместе с ребенком встряхивает ведерко,

перемешивая в нем игрушки. Малыш снова открывает ведерко и

достает игрушки, размещая их на столе.

«Нанизывание больших и маленьких колец на стержень»

Цель: учить детей обращать внимание на величину предметов

при выполнении действий с игрушками; формировать умение

правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Материал: однородные пирамидки, состоящие из колец

большого и маленького размера. Диаметр большого кольца - 4,5

см, маленького - 3 см .

Ход игры. Показывая детям пирамидку, взрослый говорит,

что она состоит из колец. Затем он начинает разбирать пирамидку,

снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и

еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от

стержня. Далее взрослый обращает внимание детей на большие

кольца, поясняет, что они не такие, как прежние: «Они другие, вот

какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще

(складывает их справа от маленьких колец)».

Потом собирает пирамидку. Надев большое кольцо, предлагает

надеть такое же колечко.

Затем надеваются маленькие кольца.

«Грибочки по местам»

Цель: побуждать детей вкладывать

грибочки в отверстия и различать основные

цвета.

Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата

красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков

(по пять каждого цвета).

27

Игра «Матрешка»

Цель: вызывать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней,

учить выполнять соотносящие действия.

Оборудование: трехместная матрешка, сундучок.

Ход игры: взрослый стучит по сундучку и спрашивает: «Кто

там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? —

Это матрешка, Ляля, пришла с тобой поиграть. Давай раскроем ее,

посмотрим, что там?»

Взрослый

раскрывает

матрешку,

обращая

внимание

ребенка

на

другую матрешку, просит ребенка

раскрыть ее: «Давай, посмотрим,

что

там?

Ой,

там

матрешка,

маленькая

Ляля!

Давай

сделаем

одну

матрешку,

соберем

их.

Маленькую матрешку поставим в

юбочку,

накроем

платочком.

А

теперь эту матрешку поставим в

большую юбочку, накроим большим

платочком.

Вот

она,

матрешка!

Спрячь матрешку в сундучок. Что

там в сундучке?»

Игра повторяется.

3. Игра «Соберем пирамидку»

Цель: вызывать у ребенка интерес к

пирамидке и действию с ней, учить выполнять соотносящие

действия.

Оборудование: пирамидка (четыре кольца), мешочек.

Ход игры: взрослый показывает ребенку «чудесный мешочек» и

просит рукой ощупать предметы внутри мешочка: «Догадайся, что

там». Затем достают из мешочка колечки и стержень: «Мы с тобой

будем собирать пирамидку».

Взрослый показывает, как нужно нанизывать колечки, выбирая

всегда самое большое. В конце игры предлагает ребенку спрятать

пирамидку в «чудесный мешочек»: «Что там в мешочке?»

Игра повторяется.

28

Развитие движений

«Солнечные зайчики»

Цель : повышать двигательную активность, развивать ловкость;

вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

Собрав около себя группу детей, взрослый при помощи зеркала

пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене

и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

«Догони мяч»

Цель: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в

сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных

действий.

Взрослый показывает детям корзину с мячами и предлагает встать

рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами

«догоните мяч» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они

покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за

мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

«Собери шарики»

Цель: повышать двигательную активность; способствовать

возникновению положительных эмоций от совместных действий.

Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые),

разные по цвету. Сложив их в корзину, взрослый приглашает

детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они

цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились

шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут

за шариками и относят их в корзину.

При повторении игры взрослый называет, кто какой шар принес:

красный, желтый и так далее

Взрослый следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по

29

всей площадке (каждый ребенок бежит в своем темпе).

Первое время игра проводиться с небольшой группой детей,

постепенно количество играющих увеличивается.

«Догони меня»

Цель: совершенствовать бег в определенном направлении; учить

ориентироваться в пространстве.

«Догони меня», - предлагает взрослый и бежит к

противоположной стене комнаты. Дети бегут за воспитателем,

стараясь его поймать. Затем взрослый снова говорит: «Догоните

меня», - и бежит в противоположную сторону, дети снова его

догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и

отдыхают. Затем игра возобновляется.

Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна

группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

«Кот и мыши»

Цель: повышать двигательную активность; развивать

имитационные движения; вызвать интерес и желание выполнять

действия в соответствии с текстом.

Игра проводиться с небольшой группой детей в игровой комнате

или на прогулке.

С помощью шнура огораживается место для мышек. Выбирается

кошка. Она садиться на стульчик или пенек. Мышки сидят в

норках.

Взрослый говорит:

Кошка мышек сторожит,

Притворилась, будто спить.

Мышки вылезают из «норок» и начинают бегать.

Через некоторое время взрослый говорит:

Тише, мышки, не шумите,

Кошку вы не разбудите….

Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки,

выгибает спинку, громко произносит «мяу» и начинает ловить

мышей, которые бегут в свои норки.

Игру можно повторять 3-4 раза, с другими кошками.

30

«Лохматый пёс»

Цель: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к

выполнению элементарных правил игры; поощрять

самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с

взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.

Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову

кладет на протянутые впереди руки.

Остальные дети тихонько подходят к нему, а взрослый в это время

говорит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за

ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложиться

на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«У медведя во бору»

Цель: учить действовать по сигналу , совершенствовать бег в

определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве

Один из детей изображает медведя; он сидит на стульчике, ручки

под щечку сложив, притворившись спящим.

Остальные дети тихонько подходят к нему, наклоняясь, будто

собирают грибы и ягоды, а взрослый в это время говорит:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

На меня он все глядит.

А потом как зарычит.

И за нами побежит.

Медведь вскакивает, бежит за детьми. Дети разбегаются. Медведь

гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, медведь

опять садиться на стульчик. Игра повторяется с новым водящим.

31

Игры на развитие социально- эмоциональной сферы

«Топни ножкой»

Цель: формировать

эмоциональный

контакт

со

взрослым,

фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях

тела, практически выделять их функции.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть

ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни, Катя, ножкой,

Топ-топ-топ!

Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не выполняет

самостоятельно, используются совместные действия.

Игра «Бабушкин клубочек»

Цель: учить

фиксировать

внимание

ребенка

на

себе,

идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: клубок ниток.

Ход

игры: взрослый

сажает

ребенка

перед

собой

на

пол,

показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему

говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня,

клубочек!»

Если

ребенок не может самостоятельно

поймать

клубочек,

взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня,

поймала клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью

по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить с группой, при этом взрослый

находится напротив детей и катит клубок поочередно, называя

каждого ребенка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня

поймала клубочек!»

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Маме улыбаемся»

Цель:

закреплять

умение

рассматривать

себя

в

зеркале,

эмоционально реагировать на свое изображение.

32

Оборудование: в умывальной комнате.

Ход игры: во время умывания ребенка перед зеркалом взрослый

говорит: «Ой, лады, лады, лады! Не боимся мы воды, чисто

умываемся — вот так! Маме улыбаемся! Улыбнулись все,

посмотрите на себя в зеркало, вот так улыбнулись».

Игра «Испечем оладушки»

Цель: формировать

эмоциональный

контакт

со

взрослым,

познакомить ребенка со своими руками, их функциональным

назначением.

Ход

игры: взрослый

предлагает

«испечь

оладушки»:

демонстрирует

ребенку

хлопки

ладонями

рук,

проговаривая

потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит:

«Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у

нашей Анечки!»

Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно,

используются совместные действия.

Игра «Кто спрятался?»

Цель: учить

фиксировать

внимание

ребенка

на

себе,

идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик,

гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему

говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой

красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает

голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под

платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем

взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот

Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди

ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

33

Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый

находится рядом или за спиной у ребенка.

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Кто это?»

Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать

указательный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным

жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в

зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя:

«Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!»

(и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит

малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не

показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в

свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра

повторяется 2—3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка

не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя,

говорить «Я».

Игра «Вот Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное

местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым.

«Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит он и присаживается за

спинкой стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я».

Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за

стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же.

Игра повторяется 2 -3 раза.

Вариант. Игра проводится с использованием шляпы.

Игра «Это мое!»

Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять

местоимение «мое», подражать действиям взрослого.

Оборудование: одежда детей.

34

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом

расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне

на столе лежат хороню знакомые детям их собственные вещи.

Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и

произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно берет в

руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спрашивает: «Это кофта.

Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин

одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя

кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда

взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди

малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!».

Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех детей,

которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное

местоимение. Важно научить ребенка показывать на себя жестом.

Игра «Чья игрушка?»

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание детей, учить

внимательно

рассматривать

игрушки,

продолжать

учить

использовать в своей речи местоимения «моя», «мой», указывать

на себя жестом.

Оборудование: разные сюжетные игрушки, по одной на каждого

ребенка.

Ход игры: взрослый сообщает детям, что принес им большую

корзину с игрушками. Раздает каждому по игрушке и помогает

каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась.

Через некоторое время взрослый собирает все игрушки, кладет их в

корзину и, поочередно, вынимая каждую, спрашивает: «Чья это

игрушка?» Игравший с ней ребенок должен сказать: «Моя» и взять

ее у взрослого. Если ребенок ошибается в узнавании игрушки или

не может уверенно сказать, что она его, то взрослый помогает

ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают

игрушки, играют с ними. Взрослый вновь предупреждает, что

скоро соберет игрушки, и их надо будет опять узнавать, поэтому

необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра

повторяется.

35

По мере усвоения игры взрослый может спрашивать у детей

название игрушки (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик и т.п.),

задавая вопросы: «Что это? Чей мяч?», «Что это? Чья кукла?»

Игра «Улыбнись, поклонись»

Цель: учить узнавать себя в зеркале, показывать на себя и

побуждать называть свое имя, учить повторять действия перед

зеркалом за взрослым.

Оборудование: зеркало в рост ребенка.

Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый, находясь в

стороне (его в зеркале не видно), побуждает ребенка посмотреть на

себя в зеркало: «Кто это? Скажи: «Я, Петя». Вот так. Петя,

поклонись, молодец! А теперь улыбнись. Помаши ручкой. Скажи:

«Пока, Петя!». В случаях затруднения выполнения действий

ребенком по инструкции взрослый демонстрирует их, а ребенок

повторяет.

Игра «Ласковый ребенок»

Цель: продолжать

учить

детей

подражать

эмоционально-

тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он

вызывает к себе одного из детей и показывает, как молено его

обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой

хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе

в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю

Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я

ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и

предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально

акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости

оказывая ему помощь. В конце задания взрослый подчеркивает,

подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел

ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!»

Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра

повторяется.

Вариант. Игра проводится с куклой.

36

Игра «Похлопаем в ладоши»

Цель: продолжать

учить

детей

подражать

эмоционально-

тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Ход игры: взрослый находится напротив ребенка, показывает

поочередные хлопки ладонями, как своих рук, так и хлопки с

ладонями ребенка, при этом произносится потешка:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Дом»

Цель:

учить

запоминать.

имена

сверстников,

подражать

эмоционально-тактильным

и

вербальным

способам

взаимодействия с партнером.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям, как следует обхватить

руками партнера, чтобы он оказался в «домике», приговаривает

потешку:

Сашу крепко обхвачу

Никуда не отпущу,

Посмотри на дом большой,

Будем жить мы в нем с тобой.

Затем взрослый спрашивает каждого ребенка: «Саша, кто с

тобой будет жить в доме? — Петя с тобой будет жить в доме!

Вместе будете жить в доме!» Игру можно повторять, меняя пары

детей.

Игра «Вместе играем»

Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнером, учить

вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-

вагончик, машинка-кубики).

Ход игры: взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей

парами, предлагает играть вместе. Помогает каждому из детей

выполнять

предметно-игровые

действия

в

соответствии

с

функциональным назначением каждой игрушки.

37

В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя

каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей — катали шарик,

Дима играл с Васей — возили паровозик, Петя играл с Леной —

нагружали и возили кубики в машине».

Игра «Передай игрушку»

Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнером,

подражать действиям взрослого.

Оборудование: игрушки (погремушка-колокольчик, воздушный

шарик на палочке, «салютики» на палочке, вертушка и др.).

Ход игры:

дети стоят в кругу, взрослый показывает одну из

игрушек, как ее нужно держать и передавать друг другу. После

того как игрушка возвращается к взрослому, он показывает

предметно-игровое действие с ней и предлагает каждому ребенку

повторить это действие, а затем передать игрушку другому.

Игра «Учимся танцевать»

Цель: Учить малыша кружиться за руки с партнером.

Оборудование: Мишка (или кукла).

Ход

игры: Взрослый

показывает

ребенку

куклу.

Обращает

внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать.

На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:

Маша любит танцевать, ножкою притопывать.

Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.

Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.

Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки

ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще

раз песенку, кружится вместе с ребенком.

В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец,

Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше

кружиться!»

Игра «Вместе пляшем»

Цель: учить детей откликаться на свое имя, подражать действиям

взрослого.

38

Оборудование: разноцветные платочки.

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом

расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в

руке яркий платочек. Вытягивая перед собой руку с платочком и

медленно помахивая им в сторону, взрослый напевает песенку

(мелодия русской народной песни «Барыня»):

«Вот как тетя Лена пляшет и платочком деткам машет!

Весело, весело, очень даже весело!»

Затем взрослый поочередно вызывает к себе каждого ребенка,

называя его по имени, предлагает «поплясать» с платочком (при

этом первая строчка песенки поется иначе вставляется имя

пляшущего ребенка).

«Вот как Аня, Аня пляшет и платочком деткам машет!

Весело, весело, очень даже весело!»

Аналогично данную игру можно проводить с бубенчиками,

погремушками.

Игра «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена

сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры: проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям,

что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом

будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно

подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее:

«Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись

за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда,

встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и

т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в

путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!»,

побуждает детей повторить их.

По мере усвоения игры количество детей, принимающих в ней

участие, может быть увеличено.

39

Развитие социально- бытовых навыков

«Уложим мишку спать»

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с

мишкой, функциональным назначением кровати, формировать

подражательные действия взрослому.

Оборудование: мягкая игрушка — мишка, детская кроватка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку мишку и обыгрывает его:

мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что

мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!»

Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку

(прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать,

накрыть одеялом, спеть песенку — «баю-бай».

Игру можно повторить с другим мишкой, предоставив ребенку

больше самостоятельности.

Игра «Угостим кукол чаем»

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, выполнять

предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два

блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу, что в гости пришли куклы,

их надо посадить за стол и угостить чаем. «Давай расставим чашки

и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. «Налей» чай в чашки.

Напои чаем наших гостей».

При затруднении используются действия по показу. В конце игры

взрослый называет предметы посуды: «Чай мы наливали в чашки,

куклы пили чай».

В конце игры взрослый произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

40

«Кукла идет на прогулку»

Цель:

формирование

у

ребенка

представлений

об

одежде,

выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается им прогулку:

«Давай поможем кукле одеться, на улице холодно». Предлагает

ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки.

Потом взрослый поочередно берет каждую вещь, покалывает ее

ребенку, медленно приговаривая: «Наденем курточку, проденем

руки в рукава, застегнем путницы. Вот, куртку надели! Надеваем

ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот,

ботиночки надели на ножки! Надеваем шапку на голову. Вот так,

шапку надели! Кукла собралась на прогулку, может идти гулять».

В целях закрепления у ребенка представлений об одежде игра

повторяется с другой куклой, предоставляя ребенку возможность

самостоятельно действовать.

«

Вымой руки»

Цель: учить ребёнка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребёнку: «Мы пришли с

прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как

мы моем ручки.» Взрослый ставит игрушку на край умывальника и

показывает ребёнку движения руками под струей воды. В конце

процедуры взрослый от лица зайчика хвалит ребёнка.

Можно сопровождать словами потешки:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».

Вторая потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку — посмелей,

будем умываться веселей!»

41

Используемая литература

1.

Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф.,

Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и

других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного

возраста: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.

2.

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка

от одного года до трёх лет: Пособие для работников дошкольных

образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2001.

3.

Жихар О.П. Планирование и организация работы в

группах раннего возраста «Малыши»: метод пособие:/О.П. Жихар,

З.В. Кощеева. – Мн.:, 2006. – 124 с.

4.

Материалы Российско-фламандской научно-практической

конференции (14 – 16 марта 2001г.) «Психолого-педагогическое

медико-социальное сопровождение развития ребёнка» Санкт-

Петербург 2001.

5.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего

возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов ДОУ.

– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 172 с.

42



В раздел образования