"Формирование основ этнической культуры школьников средствами географического краеведения"
Автор: Меркушева Татьяна Сергеевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МОБУ "Гимназия №3" Населённый пункт: Пермский край г.Кудымкар Наименование материала: Статья Тема: "Формирование основ этнической культуры школьников средствами географического краеведения" Раздел: полное образование
Научно – методическая статья
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ»
Меркушева Татьяна Сергеевна,
Учитель географии
МОБУ «Гимназия №3»
г. Кудымкара Пермского края
Язык отцов, обычаи и нравы
Мы в чистоте сквозь годы пронесем
И возвеличим честь твою и славу,
И красоту земную сбережем.
Климов В.В.
Земля – наш дом. В разнообразных квартирах этого дома хранится много
ценностей, причем таких, которые можно и нужно передать по наследству
потомкам. И, конечно, у нынешних хозяев дома по существу две заботы: первая
– отыскать, сберечь и передать наследство, вторая – подготовить разумных
наследников.
География и краеведение – направления взаимосвязаны. Географическое
краеведение входит в учебную программу с VI класса, оно дает возможность
формирования этнической культуры у школьников.
Работу
по
формированию
этнической
культуры
школьников
можно
проводить в форме этнографического и этнического видов туризма. Под первым
в
туристике
понимают
организацию
специфических
(заочных,
очных)
путешествий на уроках краеведения. Главная цель которых – сбор, изучение и
анализ информации, связанной с культурой, традициями, бытом, обрядами,
культурно-историческими ресурсами и другими атрибутами, присущими коми-
пермяцкому
народу.
Цель
второго
–
рекреация
в
процессе
знакомства
с
материальной и духовной культурой.
В современных условиях информатизации общества и гигантского роста
информационных потоков в системе образования ставится задача обеспечить
условия для развития у учащихся умений и навыков работы с информацией,
самостоятельного
добывания
знаний,
моделирования.
Для
этого
широко
внедряются разнообразные технологии обучения, например учебно-проектная
деятельность.
Учебно-проектная
деятельность
–
один
из
эффективных
методов
организации заочного образовательного туризма на уроках географического
краеведения.
Внедрение
учебно-проектной
деятельности
позволяет
мне
организовать
освоение
современных
информационных
технологий,
формировать
у
учащихся
необходимые
навыки
самостоятельной
работы
с
современными справочно-информационными системами.
Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких
этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта:
1. Постановка
задачи,
для
решения
которой
учащимся
необходимо
и
желательно использовать информационные технологии;
2. Продумывание
и
обсуждение
способов
решения
проблемы,
отбор
наиболее продуктивных идей;
3. Конкретизация
идеи,
планирование
временных,
пространственных
рамок проекта, распределение ролей его участников;
4. Поиск
источников
информации
по
данному
вопросу,
знакомство
с
имеющейся информацией в различных источниках, подбор материала;
5. Выбор инструментов решения задачи, освоение новых приемов работы с
информационными системами;
6. Планирование работы над ходом проекта;
7. Выполнение
работы
по
проекту,
детализация
плана,
структуризация
проекта;
8. Анализ и корректировка результатов деятельности;
9. Представление отчета по проекту.
Опыт
показывает,
что
правильно
выбранная
тема
помогает
успешно
выполнить
проект
и
увлекает
детей.
Меня
всегда
привлекала
красота
архитектурных памятников в городе, в селах нашего округа, и поэтому на этот
раз
детям
было
предложено
составить
проект
“Культурно-исторические
ресурсы
Коми-Пермяцкого
округа
(далее
КПО)
и
возможность
их
использования в школьном образовательном туризме”.
Проблемой нашего исследования стали: ограниченные возможности для
полноценного развития и самореализации проблемных территорий КПО. Один
из путей разрешения этой проблемы, я думаю, возможен на основе разработки
проектов использования культурно-исторических ресурсов.
В
сложившейся
в
России
системе
природопользования
проблемные
(особенно северные) территории, занимающие 2/3 площади страны, служат в
основном источником минерального и углеводородного сырья. В то же время
мировая практика показывает, что устойчивое развитие проблемных территорий
возможно на пути поиска новых ресурсов. Альтернативой промышленному или
агро-
и
лесохозяйственному
освоению
пространства
может
выступить
рекреационное
(от
англ.
recreation
–
“восстановление
сил”,
“освежение”,
“отдых”). Рекреационные ресурсы подразделяются на две большие группы:
природно-рекреационные и культурно-исторические.
С каждым годом возрастает интерес к объектам культурно-исторических
ресурсов,
а
это
объекты
археологического,
этнокультурного,
историко-
мемориального, архитектурно-градостроительного наследия округа.
Коми-Пермяцкий округ – территория богатая культурно-историческими
ресурсами,
которые
могут
стать,
на
мой
взгляд,
основой
развития
туристического бизнеса в округе. Кроме того, туризм, в свою очередь, поможет
решать проблему “утечки” молодого поколения за пределы округа, ведь туризм
– наиболее доступная и рациональная форма активного отдыха молодежи. Как
правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического
бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют основные свойства:
аттрактивность
(привлекательность),
доступность,
степень
изученности,
экскурсионная значимость. [4]
Цель предложенного проекта: выявить аттрактивность (привлекательность)
культурно-исторических ресурсов Пармы.
Задачи:
1. По
собранным
литературно-картографическим
материалам
раскрыть
специфику культурно-исторических ресурсов КПО;
2. Разработать маршруты путешествий “По дорогам Пармы”.
Работа над проектом была завершена деловой игрой в форме проведения
рекламной
компании
фирм.
“Менеджеры
туристических
агентств”
сопровождали свои выступления эффективными демонстрациями слайд-шоу,
раздачей красочных рекламных проспектов, например:
Дамы
и
господа!
Мы
предлагаем
вам
увлекательную
поездку
по
историческим местам родного округа, где вы узнаете больше об истории округа
и поселениях исторической важности.
Экскурсия начнется в столице Коми-Пермяцкого округа – г. Кудымкаре [5]
(от Свято-Никольской церкви и Окружного управления Строгановых), пройдет
через Юсьвинский район: село Юсьва, поселок Майкор и закончится в поселке
Пожва. [4]
Юсьвинский
район,
расположенный
близ
р.
Камы,
имеющий
хорошее
транспортное
сообщение
с
соседними
регионами,
получил
наибольшее
развитие
как
в
промышленном,
так
и
в
историко-культурном
отношении.
Объекты культурного наследия, обладающие ценностью не только местного
значения, но и регионального, встречаются в основном в крупных населенных
пунктах – селах Юсьва, Архангельское, поселках Майкор, Пожва (в 1990 г.
отнесен к категории исторических населенных мест России). [6]
Поездка рассчитана на 3 дня. Первый день: экскурсия по г. Кудымкару с
остановкой в гостинице, в ходе которой вы ознакомитесь с памятными местами
города. Второй день: посещение села Юсьва и поселка Майкор. Третий день:
посещение поселка Пожва с остановкой в доме заводовладельца. [7]
… Века прошлого постройка –
Раньше князь здесь проживал.
А сейчас здесь санаторий –
Приезжай, кто не бывал.
Несомненно, полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю
прелесть
застенчивой
русской
природы,
удивишься
красоте
архитектурных
ансамблей
и
монастырей,
прикоснешься
сердцем
к
прекрасным
творениям
простого русского народа.
Подводя итоги, необходимо отметить то, что поставленная в работе над
проектом цель учащимися была достигнута. Выбранные методы исследования
позволили группам сделать следующие выводы:
•
Богатые
культурно-историче ские
ре сурсы
родной
Пармы
свидетельствуют
о
жизни
коми-пермяцкого
народа,
развитии
национальной
культуры, художественных вкусах, строительном искусстве; [2]
•
Исследования доказали, что время сохранило для будущих поколений
районов
Пармы
немало
памятников
деревянного
зодчества
и
каменной
архитектуры, построенных в основном в стиле классицизма; [7]
•
Среди
памятников
архитектуры
и
градостроительства
на
территории
округа
выделяются
памятники
гражданской,
жилой,
культурной,
торгово-
промышленной архитектуры и памятники науки и техники. По сохранившимся
памятникам можно судить не только о материальной, но и о духовной жизни
коми-пермяков; [4]
•
И
все
же
мы
думаем,
что
работу
по
выявлению
и
обследованию
культурно-исторических
ресурсов
округа
не
следует
считать
завершенной.
Требуется
проведение
дополнительных
изысканий,
касающихся
как
традиционной культуры, архитектурного наследия, так и истории края, в том
числе новейшей;
•
Проблема сохранности, восстановления памятников является актуальной
в наши кризисные дни. Развитие туристического бизнеса в округе в какой-то
степени поможет решать эту проблему; [3]
•
Учащимся стало известно, что наш город живет в разных исторических
эпохах, ощущая связь времен. Не случайно город Кудымкар в 2010 году стал
единственным муниципалитетом Прикамья, который второй раз (первый – в
2007
г.)
становиться
победителем
краевого
конкурса
и
завоевывает
звание
центра
культуры
Пермского
края.
Проекты,
которые
были
реализованы,
позволили привлечь дополнительные средства, что дало возможность развивать
познавательный туризм и формировать основы этнической культуры жителей
нашего округа. [1]
Литература:
1. Зубов Ю.П. Кудымкар: от истоков до наших дней. – Пермь: Горт. 1998. С.
5-22.
2. Ратегова Л.П. Гордость Пармы. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное
издательство. 2008. С. 132-147.
3. Ратегова
Л.П.
Даты,
события,
люди…
–
Кудымкар:
Коми-Пермяцкое
книжное издательство. 2001. С. 95-159.
4. Коми-Пермяцкий
автономный
округ
на
рубеже
веков.
Справочное
издание. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2000. С. 271-273.
5. Кудымкар – город Кудым-Оша. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное
издательство. 2007. С. 11-15.
6. Наш край. Выпуск 9. – Пермь: Алекс-Пресс. 2005. С. 83-89.
7. Наш край. Выпуск 10. – С-П.: Маматов. 2009. С. 23-24.