Экспериментально- исследовательский проект "Всезнайки"
Автор: Коптева Юлия Львовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад № 20 "Непоседы" Населённый пункт: город Кимры, Тверская область Наименование материала: Проект Тема: Экспериментально- исследовательский проект "Всезнайки" Раздел: дошкольное образование
Экспериментально
–
исследовательский
проект
«
Всезнайки
».
Подготовила воспитатель: Коптева Юлия Львовна, детский сад № 20
«Непоседы» , г .Кимры, Тверская область.
Экспериментально – исследовательский проект «Всезнайки» осуществлялся
в подготовительной группе с участием детей, педагога и родителей.
Проект проводился в период с 1.02.- 28.02.2016 года.
Цель
проекта :
развитие
познавательной
активности,
интеллектуально
–
творческого
потенциала
личности
ребенка
путем
совершенствования
его
способностей.
В связи с целью определены задачи проекта:
1.
Организовать предметно- развивающую среду
2.
Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3.
Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских
и
коммуникативных
способностей
в
процессе
обучения
и
повседневной жизни.
4.
4.Организовать работу с родителями.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так ,
чтобы ребенок мог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
Однако
нет
целостного
подхода
к
развитию
исследоательской
деятельности
в
аспекте
личности
ребенка.
И
это
свидетельствует
об
актуальности
проблемы
развития
исследовательской
деятельности
у
дошкольников
и
о
недостаточности
ее
разработки
в
плане
развития
ребенка.
Бюджет проекта : среднебюджетный.
Задействованные
ресурсы
:
в
пределах
ДОУ.
Кадровый
потенциал
:
педагог группы. Материально – техническая база: РППС группы , ДОУ.
Информационное
обслуживание
:
познавательная
и
художественная
литература , мультимедийные презентации , иллюстрации, фотографии.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1.Способность
ребенка
к
самостоятельному
решению
доступных
познавательных задач.
2. Умение использовать разные способы и приемы познания.
3. Интерес к экспериментированию у детей.
4.Готовность к логическому познанию.
Данный
проект
нужен
прежде
всего
детям
,
так
как
на
сегодняшний
период
в
дошкольном
образовании
особенно
остро
стоит
проблема
организации
основного
ведущего
вида
деятельности
в
познании
о к р у ж а ю щ е г о
м и р а
в
п е р и о д
д о ш к о л ь н о г о
д е т с т в а
–
экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие
личности ребенка так же как игровая. В идеале наличия этих двух истинно
детских
видов
деятельности
являются
благоприятным
условием
для
развития
дошкольников.
В
результате
в
группе
создан
уголок
экспериментирования
для
под держания
интереса
детей
к
экспериментальной деятельности.
Содержание проекта.
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, родители
воспитанников.
Продолжительность : краткосрочный.
Цель
проекта :
способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою
очередь приведет к интеллектуальному , эмоциональному развитию.
Задачи проекта:
1.Расширение
представлений
детей
об
окружающем
мире
через
знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
2.Развитие у детей представлений о химических свойствах веществ;
3.Развитие элементарных математических представлений;
4. Развитие у детей умений пользоваться приборами – поиошниками при
проведении игр – экспериментов;
5. Развитие умственных способностей;
6.Развитие
мыслительных
способностей:
анализ,
классификация,
сравнение, обобщение.
7.
Социально
–
личностное
развитие
каждого
ребенка:
развитие
коммуникативности,
самостоятельности,
наблюдательности,
элементарного самоконтроля, саморегуляции своих действий.
Актуальность
проекта:
главное
достоинство
заключается
в
том
,
что
ребенок проявляет собственную активность, направленную на получение
новых знаний:
-дети
получают
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого обьекта и его взаимоотношениях с другими обьектами и со
средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются
его мыслительные
процессы;
- развивается речь;
-
формируется
самостоятельное
целеполагание,
способность
преобразовывать
какие-
либо
предметы
и
явления
для
достижения
определенного результата;
-
развивается
эмоциональная
сфера
ребенка,
творческие
способности,
формируются трудовые навыки, укрепление здоровья за счет повышения
общего уровня двигательной активности.
Ожидаемый результат: дети овладели умением мыслить, выбирать способ
действия, выдвигать гипотезы, делать выводы. Ребенок самостоятельно
выделяет проблему, которую необходимо решить , предлагает возможные
решения.
Материально – техническое обеспечение:
Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
Разработка группового проекта;
Подбор иллюстраций, детской литературы;
Подготовка оборудования, материалов для экспериментирования;
Оформление «детской лаборатории» в группе.
Оборудование развивающей предметно- пространственной среды
для исследовательской деятельности:
Разнообразные емкости ( кружки, баночки, стаканчики, песочные
формочки, совочки, тарелочки);
Деревянные и пластмассовые палочки;
Воронки;
Увеличительные стекла, лупа;
Измерительные
приборы:
термометр,
сантиметровая
лента,
линейки, часы, песочные часы, пипетки;
Салфетки бумажные, матерчатые, бинты, вата, губка, поролон;
Природные материалы( желуди, каштан, семена растений и др.);
Различные материалы: стекло, дерево, железо, пластмасса;
Коллекция бумаги, коллекция тканей, коллекция пуговиц;
Соль, сахар, крупы, мука, масло, лимонная кислота, скорлупа;
Образцы минералов;
Шерсть, пух, перо, кожа, ;
Мыльная жидкость, ракушки, магниты.
В
группе
имеется
подборка
следующей
научной
литературы
и
дидактических пособий:
«организация
познавательно
-исследовательской
деятельности
дошкольников».
Картотека «Опыты и эксперименты подготовительной группе».
«Новая энциклопедия для любознательных».
Рассказы, сказки, пословицы, загадки о природных явлениях.
«365 научных экспериментов».
Н. Рыжова «Растем вместе».
Дневник наблюдений.
Реализация проекта.
1.подготовительный этап.
Для выявления общих сведений было использовано наблюдение.
Наблюдение как метод сбора информации хорош тем, что здесь можно
систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные
моменты в данном исследовании. Именно методом наблюдения можно
получить наиболее полную и целостную картину происходящего.
2.Этап. На втором этапе был разработан календарно- тематический план
работы с детьми на месяц.
3.Этап. Для развития познавательной активности детей и поддержания
интереса к экспериментированию , организуется « Уголок продуктивной
деятельности». В уголке имеются все виды материалов и оборудования,
главное чтобы они были безопасными для детей и хранились в удобных
для использования контейнерах.
Работа с родителями.
Круглый стол « Здоровый ребенок».
Папки- ширмы, папки – передвижки.
Выставка детских рисунков « Мой любимый напиток».
Анкетирование
родителей:
«Выявление
отношения
родителей
к
экспериментированию».
Ознакомление родителей с уголком продуктивной деятельносити.
Примерный календарно – тематический план экспериментальной
деятельности вподготовительной группе:
Беседа «Вода – источник жизни».
Дидактическая игра « Вода и ее свойства».
Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель».
Интервьюирование
«Как
ты
считаешь,
что
полезно
для
нашего
организма?»
Дидактическая игра «Свойства воздуха».
Наблюдение на прогулке «Бывает ли воздуху холодно».
Ситуативное общение «Знакомство с термометром».
Рисование « Мой любимый напиток».
4.Этап. Практический.
Опыт № 1. « Польза и вред кока – колы».
Цель:
показать
детям
как
влияет
напиток
на
организм
человека
и
на
другие предметы.
Материалы: 4 прозрачных
стаканчика, баночка кока – колы, кусочек
колбасы, ржавый гвоздь, яичная скорлупа.
Процесс: мы опустили все эти предметы
кока – колу. На второй день
скорлупа
почернела,
на
третий
появилась
трещина,
на
пятый
она
распалась на две половинки.
Вывод: кока –кола разрушила скорлупу , а значит и зубы. В ней содержатся
красители.
Мы взяли два болтика , один ржавый , другой новый . Новый поместили в
стаканчик с водой , а ржавый – в кока – колу. На четвертый день болт в
стакане с водой заржавел, а в стакане с кока – колой - очистился.
Вывод: кока – кола разьедает ржавчину.
Мы взяли кусочек колбаски и разрезали его на две половинки , положили
в кока – колу .На третий день колбаса превратилась в кашицу.
Вывод: кока – кола обладает разрушающими свойствами.
Опыт № 2. « Животворные свойства воды».
Цель: познакомить детей с животворными свойствами воды.
Материалы: свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев ,
сосуд с водой , этикетка с надписью « Живая вода».
Процесс: мы с детьми взяли сосуд, наклеили на него этикетку « Живая
вода», рассмотрели веточки, потом поставили веточки в воду. Прошло 2
недели и на веточках набухли почки, затем распустились листочки.
Вывод: одно из свойств воды – давать жизнь.
Опыт №3 . « Свойства воздуха».
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы: ароматизированные салфетки, корочки апельсина.
Процесс: мы взяли ароматизированные салфетки, корочки апельсина и
предложили
детям
последовательно
почувствовать
запахи,
распространяющиеся в помещении.
Вывод:
во здух
н е ви ди м ,
н е
и м е ет
о п р еделе н н о й
ф о р м ы ,
распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Опыт № 4. « Воздух сжимается».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы: пластмассовая бутылка, воздушный шарик, миска с горячей
водой.
Процесс: мы поставили открытую пластмассовую бутылку в холодильник.
Когда она достаточно охладилась, надели на нее не надутый воздушный
шарик . Затем поставили бутылку в миску с горячей водой. Наблюдали за
тем,
как
шарик
сам
надувается.
Затем
снова
поставили
бутылку
в
холодильник. Шарик сдулся, так как воздух при охлаждении сжимается.
Вывод:
при
нагревании
воздух
расширяется,
а
при
охлаждении
-
сжимается.
Опыт № 5. Как работает термометр?
Цель : показать детям как работает термометр.
Материалы : комнатный термометр, кубик льда ,чашка.
Процесс: мы зажали пальцами шарик с жидкостью на термометре . Шкала
стала
подниматься
вверх.
Затем
налили
в
чашку
холодной
воды
и
опустили в нее кубик льда. Поместили термометр в чашку. Столбик стал
опускаться.
Вывод:
тепло
от
наших
пальцев
нагревает
ртуть
и
столбик
начинает
подниматься, а когда опускаем в холодную воду - начинает опускаться.
Любые изменения в природе приводят к тому , что столбик опускается и
поднимается, показывая температуру воздуха.
Опыт № 6. «Какие предметы могут плавать?»
Цель: дать детям представление о плавучести
предметов. О том что
плавучесть предметов не зависит от размера , а зависит от его тяжести.
Материалы:
большой
таз
с
водой,
пластмассовые,
деревянные,
резиновые
предметы,
шарики,
шишки,
дощечки,
камешки,
шурупы,
гайки, поднос.
Поднос:
перед
детьми
разложены
все
предметы,
дети
по
очереди
опускают предметы в воду, что плавает?
Вывод: вода давит на предмет, толкая его снизу вверх. Если предметы
тяжелые – то они давят на воду и тонут, а если легкие – остаются
на
поверхности.
Игра – развлечение « Рыбалка». Дети по очереди достают предметы из
воды сочком.
Спасибо за внимание!