Напоминание

Экспериментально- исследовательский проект "Всезнайки"


Автор: Коптева Юлия Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 20 "Непоседы"
Населённый пункт: город Кимры, Тверская область
Наименование материала: Проект
Тема: Экспериментально- исследовательский проект "Всезнайки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментально – исследовательский проект « Всезнайки ». Подготовила воспитатель: Коптева Юлия Львовна, детский сад № 20 «Непоседы» , г .Кимры, Тверская область. Экспериментально – исследовательский проект «Всезнайки» осуществлялся в подготовительной группе с участием детей, педагога и родителей. Проект проводился в период с 1.02.- 28.02.2016 года.
Цель

проекта
: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его способностей. В связи с целью определены
задачи проекта:
1. Организовать предметно- развивающую среду 2. Развивать интерес к исследовательскому поиску. 3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни. 4. 4.Организовать работу с родителями. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так , чтобы ребенок мог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследоательской деятельности в аспекте личности ребенка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточности ее разработки в плане развития ребенка.
Бюджет проекта
: среднебюджетный. Задействованные ресурсы : в пределах ДОУ. Кадровый потенциал : педагог группы. Материально – техническая база: РППС группы , ДОУ. Информационное обслуживание : познавательная и художественная литература , мультимедийные презентации , иллюстрации, фотографии.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач. 2. Умение использовать разные способы и приемы познания. 3. Интерес к экспериментированию у детей. 4.Готовность к логическому познанию. Данный проект нужен прежде всего детям , так как на сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании о к р у ж а ю щ е г о м и р а в п е р и о д д о ш к о л ь н о г о д е т с т в а – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же как игровая. В идеале наличия этих двух истинно детских видов деятельности являются благоприятным условием для развития дошкольников. В результате в группе создан уголок экспериментирования для под держания интереса детей к экспериментальной деятельности.

Содержание проекта.

Участники проекта
: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Продолжительность
: краткосрочный.
Цель

проекта
: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведет к интеллектуальному , эмоциональному развитию.
Задачи проекта:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; 2.Развитие у детей представлений о химических свойствах веществ; 3.Развитие элементарных математических представлений; 4. Развитие у детей умений пользоваться приборами – поиошниками при проведении игр – экспериментов; 5. Развитие умственных способностей; 6.Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение. 7. Социально – личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля, саморегуляции своих действий.
Актуальность

проекта:
главное достоинство заключается в том , что ребенок проявляет собственную активность, направленную на получение новых знаний: -дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта и его взаимоотношениях с другими обьектами и со средой обитания; - идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы; - развивается речь;
- формируется самостоятельное целеполагание, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определенного результата; - развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Ожидаемый результат: дети овладели умением мыслить, выбирать способ действия, выдвигать гипотезы, делать выводы. Ребенок самостоятельно выделяет проблему, которую необходимо решить , предлагает возможные решения.
Материально – техническое обеспечение:
 Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;  Разработка группового проекта;  Подбор иллюстраций, детской литературы;  Подготовка оборудования, материалов для экспериментирования;  Оформление «детской лаборатории» в группе.  Оборудование развивающей предметно- пространственной среды для исследовательской деятельности:  Разнообразные емкости ( кружки, баночки, стаканчики, песочные формочки, совочки, тарелочки);  Деревянные и пластмассовые палочки;  Воронки;  Увеличительные стекла, лупа;  Измерительные приборы: термометр, сантиметровая лента, линейки, часы, песочные часы, пипетки;  Салфетки бумажные, матерчатые, бинты, вата, губка, поролон;  Природные материалы( желуди, каштан, семена растений и др.);  Различные материалы: стекло, дерево, железо, пластмасса;  Коллекция бумаги, коллекция тканей, коллекция пуговиц;  Соль, сахар, крупы, мука, масло, лимонная кислота, скорлупа;  Образцы минералов;  Шерсть, пух, перо, кожа, ;  Мыльная жидкость, ракушки, магниты. В группе имеется подборка следующей научной литературы и дидактических пособий:  «организация познавательно -исследовательской деятельности дошкольников».
 Картотека «Опыты и эксперименты подготовительной группе».  «Новая энциклопедия для любознательных».  Рассказы, сказки, пословицы, загадки о природных явлениях.  «365 научных экспериментов».  Н. Рыжова «Растем вместе».  Дневник наблюдений.
Реализация проекта.

1.подготовительный этап.
Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение как метод сбора информации хорош тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные
моменты в данном исследовании. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего.
2.Этап.
На втором этапе был разработан календарно- тематический план работы с детьми на месяц.
3.Этап.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментированию , организуется « Уголок продуктивной деятельности». В уголке имеются все виды материалов и оборудования, главное чтобы они были безопасными для детей и хранились в удобных для использования контейнерах.
Работа с родителями.
 Круглый стол « Здоровый ребенок».  Папки- ширмы, папки – передвижки.  Выставка детских рисунков « Мой любимый напиток».  Анкетирование родителей: «Выявление отношения родителей к экспериментированию».  Ознакомление родителей с уголком продуктивной деятельносити.  Примерный календарно – тематический план экспериментальной деятельности вподготовительной группе:  Беседа «Вода – источник жизни».  Дидактическая игра « Вода и ее свойства».  Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель».  Интервьюирование «Как ты считаешь, что полезно для нашего организма?»  Дидактическая игра «Свойства воздуха».  Наблюдение на прогулке «Бывает ли воздуху холодно».  Ситуативное общение «Знакомство с термометром».  Рисование « Мой любимый напиток».
4.Этап. Практический.
Опыт № 1. « Польза и вред кока – колы». Цель: показать детям как влияет напиток на организм человека и на другие предметы. Материалы: 4 прозрачных стаканчика, баночка кока – колы, кусочек колбасы, ржавый гвоздь, яичная скорлупа.
Процесс: мы опустили все эти предметы кока – колу. На второй день скорлупа почернела, на третий появилась трещина, на пятый она распалась на две половинки. Вывод: кока –кола разрушила скорлупу , а значит и зубы. В ней содержатся красители. Мы взяли два болтика , один ржавый , другой новый . Новый поместили в стаканчик с водой , а ржавый – в кока – колу. На четвертый день болт в стакане с водой заржавел, а в стакане с кока – колой - очистился. Вывод: кока – кола разьедает ржавчину. Мы взяли кусочек колбаски и разрезали его на две половинки , положили в кока – колу .На третий день колбаса превратилась в кашицу. Вывод: кока – кола обладает разрушающими свойствами.
Опыт № 2. « Животворные свойства воды». Цель: познакомить детей с животворными свойствами воды. Материалы: свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев , сосуд с водой , этикетка с надписью « Живая вода». Процесс: мы с детьми взяли сосуд, наклеили на него этикетку « Живая вода», рассмотрели веточки, потом поставили веточки в воду. Прошло 2 недели и на веточках набухли почки, затем распустились листочки. Вывод: одно из свойств воды – давать жизнь. Опыт №3 . « Свойства воздуха». Цель: познакомить детей со свойствами воздуха. Материалы: ароматизированные салфетки, корочки апельсина. Процесс: мы взяли ароматизированные салфетки, корочки апельсина и предложили детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Вывод: во здух н е ви ди м , н е и м е ет о п р еделе н н о й ф о р м ы , распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Опыт № 4. « Воздух сжимается». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы: пластмассовая бутылка, воздушный шарик, миска с горячей водой.
Процесс: мы поставили открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладилась, надели на нее не надутый воздушный шарик . Затем поставили бутылку в миску с горячей водой. Наблюдали за тем, как шарик сам надувается. Затем снова поставили бутылку в холодильник. Шарик сдулся, так как воздух при охлаждении сжимается. Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается. Опыт № 5. Как работает термометр? Цель : показать детям как работает термометр. Материалы : комнатный термометр, кубик льда ,чашка. Процесс: мы зажали пальцами шарик с жидкостью на термометре . Шкала стала подниматься вверх. Затем налили в чашку холодной воды и опустили в нее кубик льда. Поместили термометр в чашку. Столбик стал опускаться. Вывод: тепло от наших пальцев нагревает ртуть и столбик начинает подниматься, а когда опускаем в холодную воду - начинает опускаться. Любые изменения в природе приводят к тому , что столбик опускается и поднимается, показывая температуру воздуха.
Опыт № 6. «Какие предметы могут плавать?» Цель: дать детям представление о плавучести предметов. О том что плавучесть предметов не зависит от размера , а зависит от его тяжести. Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, шарики, шишки, дощечки, камешки, шурупы, гайки, поднос. Поднос: перед детьми разложены все предметы, дети по очереди опускают предметы в воду, что плавает? Вывод: вода давит на предмет, толкая его снизу вверх. Если предметы тяжелые – то они давят на воду и тонут, а если легкие – остаются на поверхности.
Игра – развлечение « Рыбалка». Дети по очереди достают предметы из воды сочком.
Спасибо за внимание!



В раздел образования