Напоминание

Применение информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста


Авторы: Михайлова Наталья Владимировна, Аврамова Ираида Семеновна
Должность: Воспитатель,
Учебное заведение: МБДОУ Кугесьский детский сад "Пурнеске"
Населённый пункт: Чувашия Чебоксарский район Кугеси
Наименование материала: Статья
Тема: Применение информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 24.07.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение информационно-коммуникативных технологий в работе с

детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития

информационного общества, которая связана с доступностью

информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой

информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-

коммуникационных технологий) является одним из приоритетов

образования. Информатизация системы образования предъявляет

новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность

выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном,

дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог

должен не только уметь пользоваться компьютером и современным

мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные

ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Поэтому считаю, использование информационно – коммуникационных

технологий актуальной для нашего времени.

Теоретическое обоснование применения опыта:

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий:

информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и

средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение

информации и ориентированных на повышение эффективности и

производительности труда». На современном этапе методы, способы и

средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные

технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и

средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный

процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое

место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное,

высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя

их на образовательную практику необходимо отметить, что основной

задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация

человека к жизни в информационном обществе.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет

дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-

коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в

области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В.,

Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова

И. И., Белая К. Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против»

ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о

негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние

здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое

использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование

развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств,

приучает к «полезным» играм. Целесообразность использования

информационных технологий в развитии познавательных способностей

дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных

исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и

др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование

ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В.

Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С.

Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются

теоретические основы применения научных информационных

технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали

активно создаваться программы для дошкольников.

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном

использовании технических средств, при правильной организации

образовательного процесса компьютерные программы для

дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для

здоровья детей.

Соединение информационных компьютерных технологий и

инновационных педагогических методик, повышает эффективность и

качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы

образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это

направление Закон Российской Федерации «Об образовании»

провозглашает в качестве одного из основных принципов

государственной политики в области образования.

В результате анализа использования ИКТ педагогами в работе было

выявлено следующее:

Низкая эффективность использования ИКТ с целью удовлетворения

запросов участников образовательного процесса.

Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов.

Недостаточное программное обеспечение педагогической и

управленческой деятельности.

Недостаточное количество мультимедийного оборудования для

проведения онлайн- конференций, семинаров, участие в вебинарах.

Недостаточное количество оборудования для организации

образовательного процесса с детьми.

В связи с этим выявились противоречия:

Между стремительным развитием информационных технологий и

материально-техническим обеспечением учреждения.

Между существующей информационно-коммуникационной

образовательной средой и эффективностью использования ее

потенциала с целью удовлетворения запросов участников

образовательного процесса.

Проблема заключается в отсутствии системы эффективного

использования современных компьютерных технологий педагогическим

коллективом.

Поэтому назрела необходимость создания системы внедрения в

практическую деятельность педагогов современных информационных

технологий.

Сущность новшества заключается во внедрении в практическую

образовательную деятельность ИКТ.

Имея ТСО решила внедрить в практику работы с детьми ИКТ, т. к.

интерактивное обучение позволяет стимулировать познавательную

активность и интерес детей к освоению новых знаний.

Цель: повышение эффективности использование информационно-

коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов

участников образовательного процесса.

Задачи:

Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.

Подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных

видов деятельности.

Создание мультимедийных презентаций

Использовать ИКТ в работе с родителями.

Для реализации поставленных задач изучила методическую

литературу и исследования педагогов С. Л. Новоселовой, Л. А.

Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, др. по данной теме.

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня

ИКТ – компетентности:

экономия времени при разработке дидактических материалов;

перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

переход на новый уровень педагогического мастерства.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры

и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается

использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD,

мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что

может представлять широкие возможности для коммуникации.

Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в

работе с дошкольниками требуют соблюдение определённых

дидактических принципов:

принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция

познавательной деятельности);

принцип научности, использование анимационных эффектов

(усвоение реальных знаний, не искажённые информационные

материалы – звукозапись, фотографии, картинки);

принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной

группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);

принцип систематичности и последовательности (материал и

информация предоставляется в определённом порядке в соответствии с

планированием деятельности с детьми;

принцип наглядности (мультимедийные презентации,

видеофрагменты, слайд-шоу).

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к

современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет

стимулировать познавательную активность детей и участвовать в

освоении новых знаний.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка

в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и

компьютерных игр.

Использование ИКТ в педагогической деятельности, с целью

информационного и научно-методического сопровождения

образовательного процесса в дошкольном учреждении.



В раздел образования