Напоминание

Повышение орфографической грамотности учащихся в рамках современного урока русского языка.


Автор: Фомичева Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОО Старомайнская СШ № 1
Населённый пункт: Старая Майна
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: Повышение орфографической грамотности учащихся в рамках современного урока русского языка.
Раздел: среднее образование





Назад




Повышение орфографической грамотности учащихся в рамках

современного урока русского языка.

Автор- учитель русского языка и литературы МБОО Старомайнская СШ № 1

Фомичева Людмила Александровна.

Каждый учитель русского языка знает, что научить ребёнка грамотно писать - задача

не из лёгких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Усложняют задачу и

современные гаджеты, которые не требуют от пользователя особых знаний по орфографии

и

пунктуации,

ведь

есть

программы,

которые

могут

исправить

ошибку

в

слове,

а

современное смс-общение настолько упрощено, что понятно и без знаков препинания. К

тому же среди современной молодёжи всё популярнее становится общение с помощью

сокращённых

слов:

«спс»

вместо

«спасибо»,

«ДР»

вместо

«день

рождения»

и

т.п.

Сокращения слов значительно снижает количество времени, которое может быть потрачено

на написание сообщения. Это, безусловно, плюс. Но, как это не печально, такие сокращения

из письменной речи переходят и в устную, заменяя тем самым привычные для нас слова,

искажая их, не требуя изучения написания слов. Зачастую пользователи чатов используют

вместо слов так называемые смайлы, с помощью которых передают свои эмоции. В

современных мобильных телефонах можно использовать различные анимации, графические

знаки, картинки, которые способны заменить целое предложение. Несомненно, всё это

отрицательно

сказывается

на

грамотности

современных

детей.

В

связи

с

появившейся

проблемой

отсутствия

орфографической

грамотности

у

моих

учащихся

несколько

лет

назад

я

выбрала

тему

самообразования

«Повышение

орфографической грамотности учащихся в рамках современного урока русского языка».

Перед началом работы я провела опрос среди 50 учащихся 7-11 классов с целью

выявления их отношения к данной проблеме. Как оказалось, большинство подростков не

задумываются о том, как нужно писать то или иное слово, нужно ли быть грамотным

человеком, а многие пользуются функцией Т9 в мобильном телефоне, которая позволяет

исправлять ошибки в сложных словах. Большая часть опрошенных не знает, как повысить

свою орфографическую грамотность или считает, что это природный дар, а значит, что-либо

исправить

не

получится.

Результаты

опроса

я

продемонстрировала

в

следующих

диаграммах:

0

5

10

15

20

Считаете ли Вы, что человек должен уметь грамотно писать?

Вопрос 1

Да

Нет

Не задумывался

Только в особых случаях

Мне

как

предметнику

известно,

что

орфографические

навыки,

приобретаются

годами, из урока в урок. Я столкнулась с тем, что довольно часто школьники хорошо

усваивают теорию и умеют делать грамматический разбор, но страдают от неумения

грамотно писать. Об основных причинах этого я написала выше. Мы не можем запретить

детям пользоваться современными гаджетами, общаться с помощью смс-сообщений. Как

известно, русский язык не относится к тем предметам, который вызывает у школьников

особый интерес. Чаще всего весь процесс обучения включает в себя запись упражнений в

классе и выполнение подобных заданий дома. Для большинства детей это довольно скучное

занятие, поэтому они, чтобы сэкономить своё время, обычно стараются бездумно списать

заданное на

дом

упражнение с сайта

«Готовые

домашние

задания», даже не

пробуя

самостоятельно выполнить его. О каком повышении грамотности здесь может идти речь?

Как же сделать так, чтобы у учащихся появился хоть какой-то интерес к одному из важных

школьных предметов? Наверное, не один педагог задавался этим вопросом.

Школьный курс русского языка специфичен по своему содержанию и организации

деятельности

на

уроке.

Современные

авторы

учебников

предлагают

учащимся

преимущественно объемные письменные работы с практическими заданиями, выполнение

которых занимает огромное количество времени, тогда как усвоение всех норм русского

языка происходит одновременно с постоянным применением его в живой речи, в условиях

непосредственного устного и письменного общения. Монотонное выполнение письменных

заданий

приводит

также

к

потере

интереса

учеников

к

предмету,

к

снижению

работоспособности памяти, мышления.

Орфограмма, место, где можно допустить ошибку, опасное место в слове – назовите,

как хотите, но ребёнок должен знать, что такое понятие в русском языке существует, что

0

10

20

30

Проверяете ли Вы,как пишется слово, если не уверены в его написании?

Вопрос 2

Да

Нет

Пишу смс с помощью Т9

Обращаюсь к орфографическому словарю

0

5

10

15

20

Что может помочь человеку научиться грамотно писать?

Вопрос 3

Заучивание правил

Чтение книг

Ежедневная тренировка

Это дар от природы

Не знаю

слово не всегда нужно я писать так, как ты его слышишь. Именно поэтому в начале 5 класса

мы с учащимися заводим индивидуальный орфографический словарь-справочник, куда на

протяжении пяти лет записываем трудные слова и основные правила русского языка. Рабочая

тетрадь закончится, а словарь-справочник остаётся с нами вплоть до сдачи ОГЭ по русскому

языку. Здесь я даю ребятам возможность творчества, предлагая придумать свои обозначения

«ошибкоопасных»

мест

в

слове:

кто-то

выделяет

их

своим

любимым

цветом,

кто-то

прописывает букву, которую нужно запомнить как заглавную, кто-то придумывает свои

символы и знаки и ставит над этой буквой.

Решая проблему развития орфографической зоркости учащихся, в своей работе

преследую цель активизировать словарный запас ребят, формировать навыки применения

необходимого

правила

при

трудном

написании,

уметь

свободно

распознавать

орфограмму, находить и исправлять орфографические ошибки и ориентироваться в системе

правил русского языка.

За несколько лет я выработала свою систему работы по решению этих задач.

Одной из трудностей для учащихся является практическое усвоение правописания

безударных гласных корне. Правило о проверке безударных гласных школьники хорошо

знают с начальных классов, но допускают ошибки на протяжении всей школьной жизни.

Причин этому несколько:

- ограниченный словарный запас у учащихся. Современные дети очень мало читают,

чем старше ребёнок, тем слабее его интерес к познанию нового.

- неумение подобрать проверочное однокоренное слово. В моей практике были

случаи, когда, например, слово весенний проверяли словом виснуть, не понимая, почему

этого нельзя делать.

-неумение

определить

место

ударения

в

слове

ввиду

подвижности

русского

ударения.

-разнородность правил русского языка. Отмечено, что всего в русском языке более

400 правил, в школьной программе они все не изучаются. Часто встречаются исключения из

правил, о которых ребёнок просто не помнит.

Несомненно,

каждый

урок,

каждое

внеклассное

мероприятие

должны

быть

увлекательными и неповторимыми, чтобы детям не было скучно. Однако некоторые виды

работ можно сделать традиционными. Мои пятиклассники и шестиклассники, к примеру,

знают, что на каждом уроке русского языка его может ждать игра «Подбери проверочное

слово», во время которой он может выступать и тем, кто загадывает слово с безударной

проверяемой гласной и тем, кто подбирает проверочное слово. Такая игра может занимать

всего

2-3

минуты,

может

быть

проведена

в

начале

урока,

в

конце

или

же

быть

промежуточным подведением итогов какого-либо этапа урока. Раз в месяц можно проводить

интеллектуальную битву «Самый быстрый», во время которой учащиеся получают карточки

со

словами

с

пропусками.

Их

задача

вставить

пропущенные

буквы

раньше

своих

одноклассников. Задание может быть усложнено необходимостью записать проверочное

слово. Таким образом, мы практикуем дифференцированные задания. Игровая форма не

вызывает

таких

негативных

эмоций,

как

самостоятельная

работа

или

проверочное

тестирование. Этот способ помогает учащимся решить проблему неумения подобрать

проверочные слова, ведь каждый ребёнок, независимо от возраста, любит играть.

В более старших классах я предлагаю самим придумать орфографические игры. Так

в 7-х и 8-х классах стала традиционной игра «Грамотное лото». К каждому уроку ребята

выполняют дополнительно следующее задание: нужно принести карточки, на одной из

которых написано слово с пропущенной проверяемой гласной, на другой – проверочное к

нему. Все проверочные слова складываются в отдельную коробку, выбирается ведущий,

слова с пропусками раздаются учащимся (от 5 до 10 слов). Ведущий называет проверочное

слово, игроки должны быстро сориентироваться и поднять руку, показав тем самым, что это

слово

нужно

ему

для

проверки

пропущенной

буквы.

Выигрывает

тот,

кто

первый

«проверит»

все

свои

слова.

Игра

незамысловатая,

но

требует

внимательности

и

способствует запоминанию пар слов.

Не таким любимым, как ролевая игра, но таким же эффективным становится задание

«Исправь свои ошибки». Начиная с 6 класса, я перестаю исправлять ошибки в рабочих

тетрадях учащихся, а только подчеркиваю их. К следующему уроку, помимо домашнего

задания, ученик должен также выполнить и работу над ошибками, которые он допустил в

предыдущей классной работе и домашнем задании. Данный вид работы подразумевает не

только

правильное

написание

слова,

но

и

объяснение

орфограммы.

Так

к

слову

с

проверяемой безударной гласной нужно, безусловно, подобрать проверочное слово, а

корень с чередованием обозначить графически.

Одним из видов работы на уроке, помогающим закрепить орфографические навыки

моим

учащимся,

стало

традиционное,

всем

известное

редактирование.

Заранее

подготавливаю текст с ошибками в словах, ребятам нужно найти ошибки и исправить их.

Для того, чтобы не было слишком скучно, предлагаю тексты с весёлым сюжетом или

небольшую детективную историю.

Подобных игровых заданий может быть целая коллекция. Практика показывает, что,

получая знания именно в игровой форме, ребёнок любого возраста усваивает их лучше и на

более долгий срок. Да и сама форма позволяет привлечь внимание к предмету не только

учащихся начальной и средней школы, но и старшеклассников.

Но постоянно играть на уроке невозможно, необходимо и знакомить учащихся с

теоретическим материалом. В связи с этим у меня сложился следующий порядок знакомства

с орфографическим правилом:

1)

подготовка

детей

к

изучению

правила,

то

есть

создаю

такую

проблемную

ситуацию, которая убедила бы учащегося в необходимости знания правила. Здесь возможно

использование

лингвистической

сказки

или

же

пример

из

жизни,

когда

незнание

определённого правила привело человека к неудаче.

2) знакомлю с текстом правила и примерами;

3) беседа по тексту правила, выяснение уже известного и неизвестного;

4)

объяснение

неизвестного.

Здесь

можно

дать

учащимся

высказать

свои

предположения.

5) составление опорной схемы, графического рисунка, таблицы, синквейна, которые

позволят запомнить данное правило, не записывая его текст.

6) самостоятельный подбор примеров к данному правилу;

7) выполнение упражнения для орфографического умения.

При изучении многих правил я использую приём составления алгоритма. Провожу

у детей ассоциацию с математической задачей, которую можно решить только тогда, когда

известен порядок действий. Так при изучении темы «Спряжения глагола» мы с учащимися

5 класса разработали свой алгоритм определения спряжения, который записали в словарь-

справочник. После того, как ребёнок несколько

раз обратится за помощью к своему

справочнику, через какое-то время подсматривать уже не будет необходимости - алгоритм

будет в его голове.

Рис.1 Алгоритм определения спряжения глагола.

Глагол с безударным

окончанием?

Глаголы-исключения

учащиеся

в

качестве

домашнего

задания

записывают

на

отдельной карточке, создают иллюстрированные постеры с данными глаголами, рассказы,

заучивают

в

форме

известного

стихотворения

«Гнать,

держать,

дышать,

обидеть…».

Главное, чтобы усвоение грамматических знаний и орфографических правил не сводилось

к простому заучиванию формулировок, а предполагало активную деятельность ученика,

направленную на переработку полученных знаний и на сознательное применение их в своей

орфографической деятельности.

Также уже на первых уроках русского языка уже в 5 классе я стараюсь объяснить

учащимся связь орфографии с другими разделами языка, такими как фонетика, морфемика,

словообразование,

морфология

и

т.д.

Я

практикую

создание

карты

государства

«Лингвистика», в которой чётко обозначены границы всех разделов-республик и указаны их

жители.

Таким

образом,

жителями

республики

«Морфемика»

являются

части

слова:

приставки,

корни,

суффиксы,

окончания.

Данная

республика

располагается

близко

к

«Орфографии», ведь то, как мы напишем слово, зачастую зависит от места орфограммы в

этом слове. Карта может заполняться по мере знакомства учащихся с каждым из разделов

лингвистики.

После изучения определенного правила необходим контроль его усвоения. Конечно,

можно провести самостоятельную работу, словарный диктант, устный зачёт и т.п. Но

намного эффективнее проходят на моих уроках орфографические соревнования разных

видов: брейн-ринг, викторина, игра «Кто быстрее», конкурс «Самый зоркий» и т.п. И снова

формат игры выигрывает. А контрольный диктант мы обязательно напишем позже.

Русская орфография сложна еще и тем, что в нашем языке много слов, правописание

которых объяснить конкретным правилом невозможно, данные слова надо запомнить.

Принято их называть словарными словами. Я отвожу на уроке несколько минут на их

запоминание. С этой целью к уроку готовлю список нескольких слов, которые встретятся

ребятам в ходе урока при выполнении заданий. Также для лучшего запоминания слов

предлагаю детям составить мини текст с использованием этих слов, нарисовать коллаж,

ДА

НЕТ

Поставь глагол в

начальную форму

Смело записывай ту

букву, которая слышится

На конце ИТЬ?

На конце

ЕТЬ/АТЬ/ЯТЬ/ОТЬ

/УТЬ/ЫТЬ?

Глагол II спряжения

Кроме…

Глагол I спряжения

Кроме…

используя данные слова, сделать карточки. Всё зависит от творческих способностей и

желания самого ребёнка.

Рис.2 Пример коллажа из словарных слов.

Немаловажную роль в формировании и закреплении орфографических навыков

играет система упражнений. К сожалению, сегодняшние учебники, как говорилось выше,

содержат объёмные упражнения на списывание текста с пропущенными буквами и знаками

препинания. Конечно, совсем избежать таких заданий не получится, но я предпочитаю

давать на уроке хотя бы одно упражнение, которое будет интересно любому ученику.

Примеры упражнений на закрепление изученного правила.

1.

Упражнение-конструктор.

Прочитай предложения. Составь из них связный текст, запиши его, вставив

пропущенные буквы. Найди в тексте слова на изученное правило.

Тема урока «Буквы А/О в корнях с чередованием».

1.

На заг…релом лице сияла бел…снежная улыбка. 2. Нам сказали, что наш друг

Санька приехал с моря с кучей п…дарков и южным загаром. 3. Вчера мы в…рнулись из

школы рано. 4. Санька под…рил нам с братом рыб…ловные удочки. 5. На нём был

з…бавный к…стюм, как у пл…вца, из сп…ртивной школы.6. Пол…жили п…ртфели и

поб…жали

во

двор.7.

Он

встретил

нас

рад…стный,

смешно

р…скланиваясь.

8.

Догов…рившись на з…ре отправиться на рыбалку, мы разб…жались по домам.

У учащихся должен получиться следующий текст:

Вчера мы вернулись из школы рано. Положили портфели и побежали во двор. Нам

сказали, что наш друг Санька приехал с моря с кучей подарков и южным загаром. Он

встретил нас радостный, смешно раскланиваясь. На нём был забавный костюм, как у

пловца, из спортивной школы. На загорелом лице сияла белоснежная улыбка. Санька

подарил нам с братом рыболовные удочки. Договорившись на заре отправиться на рыбалку,

мы разбежались по домам.

2.

Упражнение-загадка.

Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Найдите в тексте слова-ответы

на следующие загадки.

Тема урока «Непроверяемые гласные в корне слова».

В прошлом году наш класс был на …кскурсии в ст…лице нашей Родины. Мы долго

добирались до Москвы на двух…тажном поезде. Рано утром нас встретил Казанский

во…зал. Оставив ч…м…даны в …кскурсионном …втобусе, мы отправились на прогулку

по самой известной площ…ди страны. Красная площадь - это отдельный вид искусства!

Столько на ней дост…примечательностей, старинных зданий, башен. У нас был свой

собственный …кскурсовод. Она с увл…чением рассказал нам об истории Москвы. Затем

мы отправились в ок…анариум. Таких удивительных жителей морей и ок…анов я ещё не

видел! Ночь мы провели в г…стинице, а наутро на м…тро поехали в Московский зоопарк.

Но больше всего мне запомнилась поездка на Мосфильм. Обязательно напишу о ней

подробнее в следующий раз.

Загадки:

- Как называется коллективное посещение интересных мест, музеев? (Экскурсия)

-Нужно здесь купить билет, чтоб объехать целый свет. (Вокзал)

- Мы в поездках неразлучны–

Повидали много стран.

Вещи все на всякий случай

Носит старый…(Чемодан)

-Дом по улице идёт, на работу всех везёт. (Автобус)

- Творческая деятельность людей. (Искусство)

- Место для туристов. (Достопримечательность)

- Мчится поезд под землёй, это транспорт городской. (Метро)

- Музей живой морской природы. (Океанариум)

3.

Упражнение «Сыщики».

Найдите

и

выпишите

из

текста

спрятавшиеся

слова,

в

которых

есть

соединительная гласная.

Тема урока: «Правописание сложных прилагательных».

Рано

утром

мама

зашла

к

нам

в

комнату

и

сообщила,

что

мы

едем

на

железнодорожный

вокзал

встречать

нашу

бабушку.

Я

так

обрадовался,

ведь

более

жизнерадостного человека, чем баба Маша, я не встречал. В своё время она отучилась в

сельскохозяйственном институте и

теперь говорила, что агроном

– самый важный

человек

на

селе.

На

вокзале

было

многочисленное

собрание

встречающих

и

провожающих. Мы долго искали глазами нашу долгожданную гостью. Наконец я увидел

её рядом с длинноногим проводником и бросился к ней. «Какой же ты дальнозоркий,

Пашка!»-воскликнула бабуля. Домой мы добирались на такси по высокогорной дороге. У

меня кружилась голова. То ли от высоты, то ли от радости.

Также довольно часто я провожу лексико-орфографическую работу по различным

иллюстрациям, которые вывожу на экран с помощью мультимедийного проектора.

Пример задания. Найди и запиши 10 слов с суффиксами –ЕК/-ИК, составь и запиши

сочетания

слов

(слитно

или

раздельно),

составь

3

предложения

с

любыми

словосочетаниями.

Стараюсь

применять

на

уроках

элементы

занимательности.

Например,

составление ребусов, кроссвордов при повторении правописания разных частей речи.

Рис.

3

Пример

ребуса.

Тема

«Правописание

Е/И

в

суффиксах

имён

существительных».

Ответ: Замочек.

Таким образом, все представленные мной приёмы служат для устранения пробелов

орфографической

безграмотности

учащихся,

выработке

навыка

грамотного

написания

изученных слов, а значит, грамотной устной и письменной речи школьников.

Всем известно, как трудно читать текст, в котором много ошибок: своим ученикам я

часто даю для работы искусственно созданный мной текст с различными ошибками, выдав

его за чьё-то письмо, сообщение, сочинение. Я предлагаю им поменяться со мной местами

и выступить в роли учителя, проверив текст и исправив ошибки. Проводя подобные

«проверки», я вижу положительный результат. Ребята, которые допускали в начале года по

20 ошибок в диктанте, самостоятельно могут найти подобные ошибки в чужом тексте и уже

не допускают их на письме. Развивать грамотную речь, бороться с ошибками в словах – это

задача, в первую очередь, безусловно, учителя русского языка. Но и весь педагогический

коллектив не должен оставаться в стороне. Ведь только кропотливая системная работа над

ликвидацией орфографической безграмотности дает возможность выпускникам школы

вступить во взрослую жизнь компетентными, грамотными, начитанными людьми. Поэтому

своим коллегам я также рекомендую обращать внимание на то, как создаются учащимися

письменные тексты на их уроках.



В раздел образования