Напоминание

Сотрудничество в учебной деятельности


Автор: Кулагина Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов, методист
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №524 Московского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург г.
Наименование материала: статья
Тема: Сотрудничество в учебной деятельности
Дата публикации: 03.08.2022
Раздел: начальное образование





Назад




Сотрудничество в учебной деятельности

Кулагина Елена Викторовна,

учитель начальных классов, методист

ГБОУ гимназия №524 Московского района

г. Санкт-Петербурга

«Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и

искусством общения с ребенком и детским коллективом». Ш. А. Амонашвили

Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания

педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же доказали, что часть

успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия,

способствующую контактам, развитию, творческому общению. В наше же время все более

актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого

ученика, на воспитание думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой

площадкой для этого может послужить организация процесса обучения - взаимодействие

учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей - учебное

сотрудничество.

Проблема учебного сотрудничества активно и всесторонне изучается в последнее время

(Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, В.А. Ядов, Д.И. Фельдштейн и др.).

Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть

взаимодействий по следующим четырем линиям:

1) учитель – ученик (ученики);

2) ученик – ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);

3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе

4) учитель – учительский коллектив.

Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приёмов,

которые

одновременно

регламентируют

деятельность

участников.

Наиболее

распространенными способами учебного сотрудничества при решении учебных задач являются

дискуссия, обсуждение проблемного вопроса. Диалог и совместное решение возникают в том

случае, когда требуются логическое рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка разных

точек зрения.

Общение по линии «учитель-ученик» всегда дополняется общением по линии «ученик-

ученик», что обусловливается самим общественным характером учебной деятельности. Но

успешность обучения зависит не только от совместной согласованной деятельности учителя и

учеников. Важную роль играет также взаимодействие учащихся друг с другом. Лишь в

условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из

них личностный смысл, то есть в условиях личностного взаимодействия, между ними

складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии

учителя и учеников.

Нельзя оставить без внимания психологический аспект учебного взаимодействия на

уроке. Существует два основных аспекта сотрудничества на уроке: взаимодействие учителя с

учениками и учеников друг с другом. Во взаимодействии учителя с учениками особое значение

имеет учет психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей.

Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников.

При этом важно помнить, что учитель может играть роль партнера по общению с учениками

лишь при условии, что он обучен и воспитан в духе справедливости к ним, солидарности с

ними и терпимости к ним, если он способен быть открытым в проявлении своих интересов и

эмоций и умеет критически осмыслить свое поведение. Сотрудничество учителя и учащихся

является одной из определяющих основ современного обучения. Значение этой формы

организации

обучения

столь

велико,

что

весь

педагогический

процесс

начинает

рассматриваться как «педагогика сотрудничества».

Что касается ситуации сотрудничества учителя и ученика, то В.П. Панюшкиным была

разработана динамика становления их совместной деятельности. Она включает шесть форм

учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся:

первая фаза - «приобщение» к деятельности:

1) разделенные между учителем и учащимися действия;

2) имитируемые действия учащихся;

3) подражательные действия учащихся;

вторая фаза - «согласование деятельности» учащихся с учителем:

4) саморегулируемые действия учащихся;

5) самоорганизуемые действия учащихся;

6) самопобуждаемые действия учащихся; также прогнозируется

третья фаза - партнерство в совершенствовании освоения деятельности.

Равнопартнерство в этой модели является результатом развития и становления совместной

деятельности учеников и учителя. Личностно-деятельный подход является основой учебного

сотрудничества.

Формой

сотрудничества

выступает

педагогическое

общение.

Оно

рассматривается как форма реализации, осуществления совместной учебной деятельности

субъектов педагогического процесса. Обучающимся предоставляется возможность отбора

материала для занятий, они сами становятся источником учебного материала. С помощью

знаний и опыта учащихся улучшается качество учебного процесса, так как он становится более

значимым и глубже прочувствованным учащимися. Учитель и учащиеся фактически меняются

местами. Данный подход тесно связан с самостоятельностью учащихся, самонаправленным

обучением, независимостью учащихся. Основным принципом подхода, ориентированного на

учащихся, является использование той информации, которую сами учащиеся принесли в класс.

При использовании подхода, ориентированного на учащегося, сами учащиеся ответственны за

информационный вклад.

На первой стадии одни учащиеся подбирают материалы для работы в классе, готовят задания,

тексты, упражнения, тренинги, карточки, тесты и т.п.

На второй стадии остальные учащиеся работают по этим материалам. Учитель может быть

активным участником группы, принимая участие в деятельности класса, предлагая свои идеи и

мнения или личный опыт, может быть помощником и «средством обучения», может быть

советчиком, инструктором, просматривая материал, приготовленный учащимися, перед

работой с ним в классе. В этом подходе преподавание и обучение тесно взаимосвязаны, и в

учебном процессе обе стороны принимают участие в равной степени. В современных условиях

на первый план встает стремление развить у учащихся способность самостоятельно

приобретать знания и быстро приспосабливаться к новым сферам деятельности. Доказано, что

по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель – ученик» внутригрупповое

сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность. В условиях

сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый

материал. Сотворчество учителя и ученика, в основе которого лежит сотрудничество в

разнообразной

деятельности

(труд,

познание,

общение),

составляет

тактику

обучения

творчеству творчеством в современном образовательном процессе.

Лишь сотрудничество ученика и учителя, предполагающее коммуникативный подход к

освоению информационно-образовательного пространства, способно в полной мере обеспечить

понимание обоими участниками его целостности.

В связи с этим проблема непрерывного образования самого учителя, развития его

профессионального

мастерства,

повышения

его

творческого

потенциала

как

учителя-

предметника, методолога, исследователя представляется как никогда актуальной.



В раздел образования