Напоминание

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.


Автор: Воробьёва Ирина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №35
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: «Герой нашего времени/ Глава «Фаталист». Идейное содержание. Образ главного героя».
Тема: М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

Тема: «Глава «Фаталист». Идейное содержание. Образ главного героя».

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Здравствуйте, уважаемые члены

жюру! Меня зовут Ирина Геннадьевна, я учитель русского языка и

литературы. Рада приветствовать всех. Сегодня проведу в вашем классе урок

литературы.

Фильм.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

Это известные слова М.Ю. Лермонтова, величайшего классика русской

поэзии, прозы, драматургии, который любил опасность, литературу и Кавказ.

Кавказ стал местом действия главных его произведений. На слайдах вы

видите картины с сюжетами о Кавказе кисти М.Ю. Лермонтова.

История нашего города неразрывно связана с жизнью и творчеством

великого русского поэта. Всего Михаил Лермонтов был в Ставрополе не

менее 15 раз. Нет на Кавказе другого места, где бы Михаил Лермонтов был

так часто.

Жил по нескольку месяцев, работая над стихами, дружил с декабристом

Одоевским, доктором Н. Майером, который стал прототипом доктора

Вернера в романе «Герой нашего времени»

. Пребывание на Кавказе отразилось в главном произведении Михаила

Лермонтова – романе «Герой нашего времени». Поэт очень красочно и точно

описал природу и быт Северного Кавказа, традиции его жителей, доказав

этим, что Кавказ – не только место бесконечных войн или территория для

ссылок, но ещё и один из самых загадочных, гармоничных и красивых

регионов России.

Лермонтов и Кавказ неразделимы. Михаил Юрьевич – участник войны

на Кавказе, которая проходила с 1817 по 1864 год.

1.

Какое произведение Михаила Лермонтова связано с этими событиями?

(«Герой нашего времени»)

Поручик Лермонтов приезжал в Ставрополь несколько раз. Это было

необходимо по службе, он возглавлял разведывательный отряд,

который появлялся в самых неожиданных местах для горцев, рискуя

своей жизнью.

2.

Что двигало поэтом: вера в судьбу, желание рисковать, уверенность в

своих силах?

3.

В какой главе романа вопрос о судьбе является ключевым?

(«Фаталист»).

Сформулируем тему сегодняшнего урока.

Ребята произносят тему. Учитель выводит на слайде, дополняя 2

пунктами.

«Глава «Фаталист». Идейное содержание. Образ главного героя».

Учитель: Для начала работы вспомним, что такое тема, идея, образ

главного

героя?

(принимаются

ответы,

после

чего

на

доске

прикрепляются магнитами распечатанные определения из «Словаря

литературоведческих терминов», 2005 г., С.П. Белокурова)

ТЕМА- предмет изображения в художественном произведении: круг

жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - главная мысль, лежащая в основе

художественного произведения.

Главный герой - одно из главных действующих лиц произведения

.

Учитель:

Сформулируйте цель? На какой философский вопрос,

постараемся дать ответ?

Цель урока: определить, кто является в главе фаталистом; выяснить на

примере художественного текста, есть ли судьба или нет, возможно ли

человеку управлять, руководить своей жизнью (после формулировки

участниками самостоятельно вывешивается на листе на доску, постоянно в

течение урока находится перед глазами).

Учитель: Название главы романа «Фаталист». А понятно вам значение этого

слоова? Сформулируйте. (Фаталист – человек верящий в фатум.) В центре

доски учитель записывает слово «фаталист», для ментальной карты.

Фаталист образовано от слова «фатум». Дайте определение «фатума».

(Фатум – вера в стечение обстоятельств, предрешённость судьбы.)

Подберите синонимы к слову «фатум». (Рок, судьба, предопределение,

предназначение.)

На слайде появляются определения «фаталист» и «фатум» из «Толкового

словаря русского языка» С.И. Ожегова. Параллельно демонстрируется сам

словарь-источник (книга).

ФАТАЛИСТ, фаталист, -а, м. Человек, склонный к фатализму.

ФАТАЛИЗМ, -а, м. Вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире

заранее предопределено таинственной силой, роком.

Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов

Учитель: На ваших столах лежат рабочие листы. Опираясь на знания,

полученные ранее, сформулируйте и запишите идейное содержание

главы «Фаталист». Ваша задача на урок: раскрыть для себя идейное

содержание этой главы (Что такое идея, мы с вами уже проговорили).

Мы обратимся к этой записи в конце урока и проверим, изменилось ли

у Вас понимание.

1.

О чём рассуждают офицеры действующей армии на Кавказе,

устав от игры в карты?

2.

Как бы вы ответили на вопрос «…если есть предопределение, то

зачем же нам дана воля, рассудок?»

3.

Какой аргумент об отсутствии предопределения прозвучал?

4.

Как вы считаете, почему автор завершает роман главой «Фаталист»?

(Финальная глава романа «Герой нашего времени» «Фаталист»

доводит до логического завершения и полного раскрытия

главного

героя

романа.

Печорин

здесьл

показан

с

положительной

стороны:

спасает

окружающих

от

казака

Ефимыча. Виновата эпоха в пассивности поколения.)

5.

С какими героями мы встречаемся в этой главе романа? (В этой

главе романа мы встречаем 4-х героев: Вулич, Г.А Печорин,

казак Ефимыч, Максим Максимыч.)

6.

Есть ли в тексте произведения прямой ответ, кто является

фаталистом? (Нет.)

Одновременно с ответами детей на доске рисуется ментальная карта.

Одинокий Равнодушный

Храбрый Мыслящий

Неразговорчивый Храбрый

Резкий Мечтательный

Скрытный Уставший от жизни

Азартный Раздражённый

Избегающий женщин Волевой

Страстный к игре Сильный

Вулич

Печорин

Фаталист

Непокорный Жалостливый

Импульсивный Созидательный

Отчаянный Любящий

Взбалмошный Прощающий

Верящий

Учитель:

Предлагаю

вам

сейчас

собрать

ментальную

карту

главы

«Фаталист» (Ментальная карта – это метод систематизации информации.

Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и

объяснять сложные вещи). Вам необходимо будет составить характеристики

персонажей, работая в группах, используя текст «Фаталиста», выделить

основные черты героев (Вулич, Печорин, казак Ефимыч, Максим Максимыч)

Каждая группа получает именной конверт, в который вложены черты героев.

Отберите только, присущие вашим персонажам). Вы разделены на 4 группы,

выберите представителя команды, который возьмёт на себя ответственность

за правильность ответов, вывесит их на доску.

Учащиеся получают фрагменты текста главы и конверты, в конце работы,

прикрепляя их магнитами к доске. Время выполнения задания 3 минуты.

Учитель:

Ментальная карта составлена. Разберёмся, кто же из героев

соответствует личностным качествам фаталиста. Начнём с образа казака

Ефимыча.

Он

фаталист?

(Нет.

Он

непокорный.

Противостоит

обстоятельствам. Не сдаётся.)

Казак Ефимыч

Максим Максимыч

Может быть человеком, верящим в фатум, Максим Максимыч? (Нет.

Сомневается. Мыслит приземлённо, рассуждает обыденно, не любит

метафизических прений, основывается на жизненном опыте.)

Печорин? (Нет. Он верит, но сомневается во всём, верит с оговоркой, а

фаталист просто верит.)

Вулич? Почему? (Да. Умирая, он соглашается с предсказанием Печорина

( - Он прав. ) Испытывает судьбу постоянно.)

На сладе определение слова «фаталист».

Ребята, а какова же точка зрения автора на философский вопрос «

Человек

сам создаёт свою судьбу

или всё предопределено заранее?»

(Звучат

ответы)

Однозначного ответа нет: есть варианты. Но в то же время пленение казака

Печориным

показывает,

что

человек

может

выйти

победителем

из

испытаний.

А я хочу прочитать вам строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума»,

написанного в 1838 году, в тот же период, что и «Герой нашего времени».

Найдите общее!

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Кто из героев романа проходит свой путь без цели, бездействует. Он

принадлежит к своему поколению? (Монолог Печорина).

Раскрывается Григорий Александрович ещё в одном моменте. Посмотрите на

иллюстрацию.

«Мне надоела эта длинная церемония.

— Послушайте, — сказал я, — или застрелитесь, или повесьте пистолет на

прежнее место, и пойдемте спать.

— Разумеется, — воскликнули многие, — пойдемте спать.

— Господа, я вас прошу не трогаться с места! — сказал Вулич, приставя дуло

пистолета ко лбу. Все будто окаменели.

— Господин Печорин, прибавил он, — возьмите карту и бросьте вверх.

Я взял со стола, как теперь помню, червонного туза и бросил кверху:

дыхание у всех остановилось; все глаза, выражая страх и какое-то

неопределенное любопытство, бегали от пистолета к роковому тузу,

который, трепеща на воздухе, опускался медленно; в ту минуту, как он

коснулся стола…»

Остановимся на минуту, выключимся из текста, представим себя на месте

Печорина. Как поступили бы вы? Смогли бы также безразлично смотреть на

человека с пистолетом у виска? Какие чувства в этот момент испытываете

вы?

Как этот опыт позволяет понять нам героя?

Сосоян М.Р. Иллюстрация к «Герою нашего времени», 1971 год.

И 3 эпизод главы, в которой Печорин открывается нам: он сам решает

испытать свою судьбу, задержать казака Ефимыча. (???)

Учитель: Михаил Юрьевич наводит нас размышления: жизнь человека

предопределена или зависит от собственных действий? Должен ли человек

верить в свою судьбу?

Вывод: наша судьба зависит от того, во что мы верим? Судьба зависит

только от нас. Человек должен иметь волю, разум, стремление к достижению

цели.

Вернёмся к своим рабочим листам. Посмотрите на своё понимание идейного

содержания главы «Фаталист» в начале урока и после нашей работы.

Изменилось ли?

У вас на столах лежат ладошки, прошу написать ключевое слово или фразу,

называющее то, от чего будет зависеть ваша судьба. Один из учеников

собирает и прикрепляет магнитами к ментальной карте.

Сделаем вывод: верить в предопределение или нет. Ваше мнение.

Вывод по уроку: верить или нет – каждый решит для себя сам. Но важно

помнить, что многое в наших руках. И мы сами должны строить свою

судьбу. Мы сами должны действовать.

Учитель наизусть читает стихи Евгения Баранова:

Судьба даёт нам жизнь,

Как детскую «раскраску».

Обычный фон и контуры судьбы.

А, уж какие будут краски,

Решаешь это только ты.

Цветная жизнь твоя,

Иль в серых красках,

Ругай художника – себя.

Судьба даёт тебе «раскраску»,

А дальше….. воля лишь твоя.

Домашнее задание (1 задание по выбору):

1. Сочинение в формате ОГЭ по русскому языку на тему «Что такое судьба?»

2. Сочинение-рассуждение на тему «Самосовершенствование. Я через 30

лет».

3. Составление ментальной карты своей личности

Сегодня (2022 год) – Я – Завтра (2037 год)

Приложение 1

Вулич

…В это время один офицер, сидевший в углу комнаты, встал, и медленно

подойдя к столу, окинул всех спокойным взглядом. Он был родом серб, как

видно было из его имени.

Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост

и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза,

большой, но правильный нос, принадлежность его нации,

печальная и

холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, — все это будто

согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не

способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в

товарищи.

Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял

своих

душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми

казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда

не волочился. Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к

его выразительным глазам; но он не шутя сердился, когда об этом намекали.

Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым

столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи

только раздражали его упрямство

…Вулич вышел в другую комнату и сел у стола; все последовали за ним: он

знаком пригласил нас сесть кругом. Молча повиновались ему: в эту минуту

он приобрел над нами какую-то таинственную власть. Я пристально

посмотрел ему в глаза; но он спокойным и неподвижным взором встретил

мой испытующий взгляд, и бледные губы его улыбнулись; но, несмотря на

его хладнокровие, мне казалось, я читал печать смерти на бледном лице его.

Печорин Григорий Александрович

…Я возвращался домой пустыми переулками станицы… мне стало смешно,

когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила

небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли

или за какие-нибудь вымышленные права!.. А мы, их жалкие потомки,

скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха,

кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном

конце,

мы не способны более к великим жертвам

ни для блага

человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его

невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши

предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни

надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения,

которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал,

потому что не люблю останавливаться

на какой-нибудь отвлеченной

мысли. И к чему это ведет?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я

любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые

рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне

осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное

воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил

и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни;

я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и

гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

Происшествие

этого

вечера

произвело

на

меня

довольно

глубокое

впечатление и раздражило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я теперь

предопределению

или

нет,

но

в

этот

вечер

я

ему

твердо

верил:

доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над

нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею;

но я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не

отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в

сторону и стал смотреть под ноги…,

…Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает

решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда

смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти

ничего не случится — а смерти не минуешь!

Максим Максимыч

…Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу все, что

случилось со мною и чему был я свидетель, и пожелал узнать его мнение

насчет предопределения. Он сначала не понимал этого слова, но я объяснил

его как мог, и тогда он сказал, значительно покачав головою:

— Да-с! конечно-с! Это штука довольно мудреная!.. Впрочем, эти азиатские

курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко

прижмешь пальцем; признаюсь, не люблю я также винтовок черкесских;

они как-то нашему брату неприличны: приклад маленький, того и гляди, нос

обожжет... Зато уж шашки у них — просто мое почтение!

Потом он примолвил, несколько подумав:

— Да, жаль беднягу... Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!..

Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано...

Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще

не любит

метафизических прений.

Казак Ефимыч

…Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника.

Никто, однако, не отважился броситься первым. Я подошел к окну и

посмотрел в щель ставня: бледный, он лежал на полу, держа в правой руке

пистолет; окровавленная шашка лежала возле него. Выразительные глаза его

страшно вращались кругом; порою он вздрагивал и хватал себя за голову,

как будто неясно припоминая вчерашнее. Я не прочел

большой

решимости в этом беспокойном взгляде и сказал майору, что напрасно он не

велит выломать дверь и броситься туда казакам, потому что лучше это

сделать теперь, нежели после, когда он совсем опомнится.

В это время старый есаул подошел к двери и назвал его по имени; тот

откликнулся.

— Согрешил, брат Ефимыч, — сказал есаул, — так уж нечего делать,

покорись!

Не покорюсь! — отвечал казак.

— Побойся Бога. Ведь ты не чеченец окаянный, а честный христианин; ну,

уж коли грех твой тебя попутал, нечего делать: своей судьбы не минуешь!

Не покорюсь! — закричал казак грозно, и слышно было, как щелкнул

взведенный курок…



В раздел образования