Напоминание

Роль семьи в профилактике ДДТТ


Автор: Галина Анатольевна Будикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №190
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль семьи в профилактике ДДТТ
Дата публикации: 31.07.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №190 «Степашка» общеразвивающего вида

Материал на тему:

«Роль семьи в профилактике ДДТТ»

Воспитатели: Будикова Г.А.

г.Барнаул 2022

«Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного

травматизма возрастает с каждым годом. И это не случайно. Только

последовательное обучение детей правилам поведения и ориентации на

улице поможет решить эту проблему.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых

навыков и привычек. А как известно, безопасность пешехода зависит от

соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при

появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт

самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этим

качеством обладают не в полной мере и, оказавшись в критической

ситуации, не могут принять правильное решение, тем более, если они не

знают правила уличного движения. Выработать привычку правильно вести

себя на улице, умение ориентироваться в различной обстановке, воспитать в

ребенке грамотного пешехода- ответственная задача каждого детского сада и

каждой семьи.

В нашем детском саду мы знакомим детей с таким понятием, как «проезжая

часть», «дорожный знак». Для этого используем целевые прогулки,

экскурсии, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной

литературы. Большое внимание уделяем ознакомлению с дорожными

знаками, прежде всего с предупреждающими: «пешеходный переход»,

«дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом»,

затем с запрещающими: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное

движение запрещено», «въезд запрещен».Во время игр дети узнают

предписывающие знаки: «Круговое движение», «движение только прямо», а

также указательные: «пешеходный переход», « место стоянки», « пункт

медицинской помощи», « телефон». Обращаем внимание детей на то, что

знак «пешеходный переход» есть предупреждающий и указательный, но

назначение их различно. Предупреждающий знак предназначен для

водителей: « Будьте осторожны, впереди пешеходный переход, уменьшите

скорость, следите за дорогой», а указательный знак помогает пешеходам: «Не

переходите дорогу в неположенном месте, рядом пешеходный переход».

Знания детей о правилах дорожного движения находят своё отражение в их

рисунках, играх. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные

переходы , светофор, дорожные знаки. Во время игр дети не только

закрепляют правила дорожного движения, но и учатся культуре поведения в

общественном транспорте. Проводим сюжетно – ролевые и обучающие игры

«Наша улица».Для закрепления знаний у детей правил дорожного движения

проводим викторины, в которых используем логические задачи.

Несомненно большая роль в деле привития дошкольникам уважения к

правилам дорожного движения и их выполнения отводится родителям. Где,

как не в семье, формируется у ребенка сознательное отношение по всему, что

его окружает. И даже, если мы, работники дошкольного учреждения,

каждодневно будем внушать ребенку правила поведения на улицах, а

родители, т. е. самые близкие люди, авторитет которых для него

непререкаем, постоянно нарушают эти правила,- можно с уверенностью

сказать, что положительных результатов мы не получим. А поэтому, мы

постоянно ведем разъяснительную работу с родителями. Для этого

используем родительские собрания, частые беседы с родителями, в группах

оформляем книжки – передвижки, раскладушки, уголки для родителей на

тему по безопасности дорожного движения. Постоянно внушаем родителям

мысль, что жизнь и здоровье их детей во многом зависит от них и, нарушая

правила дорожного движения они падают опасный пример.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема

всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах

необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей –

воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных

участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим

государством в области законодательного регулирования в вопросах

обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике

еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых

несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и

жизни.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-

транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного

поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает

дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы

профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют

своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий

травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению

безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период

нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия

и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти

ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете.

Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И

естественным способом – своим примером.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых

необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических

особенностей детей.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей

дошкольного возраста являются составной частью всех современных

комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в

рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы

дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения,

ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу,

конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного

травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного

безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем

решения нескольких задач:

1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного

поведения на улице;

2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и

бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только

правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или

ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с

движениями других людей и перемещением предметов;

3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в

конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного

поведения.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное

детям дошкольного возраста.

Общие представления:

1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;

2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на

улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате,

роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках

пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

1. переходить улицу только на зеленый свет светофора,

2. не играть на дороге или около проезжей части,

3. переходить улицу только по пешеходному переходу,

4. при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины –

направо,

5. знать устройство проезжей части,

6. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,

7. знать правила поведения в транспорте,

8. знать и соблюдать правила поведения во дворе.

По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о

безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности

пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет

видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза

надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду

неоновых цветов с отражающими полосками или специальными

отражателями.

Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика,

имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано

с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю

роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной

безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных

учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей

детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют

слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Еще

в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя первичные

навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно

прививаться семьей. Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но

основная нагрузка ложится именно на родителей. Только они могут научить

ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению

на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из

дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы

несправедливо возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и

улицах страны только на детские сады, школы, родителей. Причиной

дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают

о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять. По-

видимому, родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются

причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из

этого определенные выводы. Конечно, определенную роль играют здесь

свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность

и подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем

девочки, проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей

требуют надлежащего надзора за ними со стороны родителей, который - увы!

- нередко отсутствует.

Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье

было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов:

систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения

обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от

сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка.

В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы,

но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель

которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного

движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки

безопасного поведения ребенка в дорожном движении.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен

такими особенностями их психофизиологического развития, как:

незрелость;

неспособность правильно оценивать обстановку;

быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;

стремление подражать взрослым;

переоценка своих возможностей;

специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

А.Дробушин, автор многих работ, посвященных изучению детского

травматизма, отмечает, что почти 2/3 и общего числа пострадавших на

дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного

навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и

другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми,

словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при

любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки,

стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот

почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен

способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля,

ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка

безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой

выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно

осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными

учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально

посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного

травматизма.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим

транспортом

Игры на проезжей части

Невнимание к сигналам регулирования движением

Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных

насаждений и других препятствий

Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного

транспорта

Незнание правил перехода перекрёстка

Хождение по проезжей части при наличии тротуара

Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет

Езда на роликах и самокатах по проезжей части

Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося

транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое

чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является

одной из достаточно важных городских проблем. Население городов растет,

увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам.

Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа

дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с

участием детей, в том числе и дошкольного возраста. Почему это

происходит? Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей

ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без

должного внимания.

Наиболее распространёнными причинами дорожно-транспортных

происшествий являются

Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим

транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться

перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед

переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы

и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого

препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя

из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем

выйти из-за кустарника или сугробов).

Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория

– место для игр).

Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть

детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со

всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на

дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть

особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда

может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только

те звуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка

намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на

расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить

события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля

зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за

ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная.

Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше.

У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её,

принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребёнку

требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же

остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со

значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от

стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это

нужно лишь четверть секунды.

4. Надёжная ориентация «налево – направо» приобретается не ранее, чем в

семилетнем возрасте.

Психологические

1. У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного

движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на

аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные

транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и

игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в

уже школе постепенно.

2. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив

предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может

устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже

перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся

мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

3. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на

дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для

других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в

условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им

недооценивается.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то

обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в

системе непрерывного образования, педагогическим коллективом нашего

дошкольного учреждения особое внимание уделяется обучению детей

правилам дорожного движения.

Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на

улицах и дорогах

При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта,

обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не

приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные

средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка

осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности

приближающегося транспорта.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от

проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители

должны крепко держать его за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом

машин со двора.

Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со

всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево,

направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно

остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка

всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.

Памятка для родителей

Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени.

Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.

Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на

остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это

опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.

При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он

должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а

наблюдать за дорогой, движением транспорта.

Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо,

строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для

лучшего наблюдения за движением транспорта,

На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку.

Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.

Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.

Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте

внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус)

может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости

или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что

скрытой опасности нет,

Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора.

Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал

нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на

Вашем примере, приобретая собственный опыт.

Анкетирование родителей

«Безопасность вашего ребенка на дороге»

Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения?

а) да;

б) нет

С какого возраста вы стали знакомить его с ним?

а) с 5- 7 лет;

б) с 8-13 лет.

Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и

обратно?

а) да;

б) нет.

Кто должен заниматься воспитанием безопасного поведения детей на

дороге?

а) в основном родители;

б) в основном школа;

в) совместно

Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил

дорожного движения?

а) да;

б) нет;

в) не всегда

Бывает иногда так, что ваш ребенок «Преподает» вам урок безопасного

поведения на дороге?

а) всегда;

б) никогда;

в) иногда.



В раздел образования