Автор: Колыхалова Ирина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством подвижных игр
Дата публикации: 01.08.2022
Раздел: дошкольное образование
Развитие двигательной активности детей
раннего возраста посредством подвижных
игр
Современное общество предъявляет высокие требования к работе
дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и
всестороннего развития личности ребёнка.
Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных
особенностей детского развития и воспитания.
Физическое развитие детей, является одной из основ его
полноценного развития. К одному из условий нормального роста и развития
ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма,
является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как
основа жизнеобеспечения детского организма, оказывает воздействие на рост
и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы
организма ребенка. Движение – залог здоровья. В раннем возрасте малыш
начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и
их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения
еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им
тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды
движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.). Одним
из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной
потребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательные
упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом,
эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной
деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены
на развитие психических процессов (внимание, память, речь, развитие
личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность,
дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети
приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского
взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение. Рассматривая важность
проблемы развития двигательной активности детей раннего
возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развития
интереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.
В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и
эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей
раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в
этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно
выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание
игры с мячом и др.)
Одним из средств развития движений и способом
удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста является
подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей
игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию
интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и
двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов
(внимание, память, речь, развитие личностных качеств (инициативность,
самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и
двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный
опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми взрослыми,
общения.
Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания и развития : она
направлена на всестороннюю физическую подготовленность
(через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в
изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование
функций организма, черт характера играющих.
Основной формой организации подвижных игр и двигательных упражнений
с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО является совместная партнерская
деятельность взрослого с детьми. Совместная деятельность взрослого и детей –
это основная модель организации образовательного процесса детей
дошкольного возраста; деятельность двух и более
участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по
решению образовательных задач.
Совместная партнерская деятельность предполагает:
- добровольное присоединение детей к деятельности (по желанию);
- открытый временной промежуток (каждый работает в своем темпе);
- свободное общение и перемещение детей;
- педагогическая поддержка. Для того, чтобы научить детей играть в
подвижную игру, выполнять
определенные ее правила, выполнить двигательное упражнение необходимо
реализовать ряд этапов. Первоначально взрослый выполняет роль ведущего,
является примером для подражания. Затем наступает этап
совместной двигательной деятельности с детьми (дети уже знают подвижную
игру или упражнение, выполняют его самостоятельно, активно). И на третьем
этапе дети проявляют самостоятельность и активность в подвижной игре или
двигательном упражнении при небольшой помощи взрослого (предложение
атрибутов, косвенное регулирование игрой, поощрение) Таким образом, дети
начинают проявлять больше активности и инициативы в двигательной
деятельности.
Для того, чтобы сюжет игры был принят малышом, педагог должен дать
изображаемому образу характеристику, «немая» игрушка должна заговорить.
Таким образом создается игровая ситуация. С целью сохранения этой игровой
ситуации в процессе игры необходимо пояснять происходящее, направлять
действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с ее
помощью главное, что малыш должен усвоить. Для эффективной
организации и проведения подвижных игр и двигательных
упражнений необходимо специально подобранное спортивное оборудование,
атрибуты, игрушки.
В современной педагогике имеется триединство целей, которые
взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры :
- Образовательная - в ходе игры происходит усвоение ребенком
определенных знаний в виде правил игры.
- Развивающая - участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои
физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции, а также
коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать,
взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
- Воспитательная - в процессе игры ребёнок учится соответствовать
определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры, в нем
воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе
жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Подвижные игры классифицируются по:
степени подвижности игры :
- малая
- средняя
- большая
преобладающим движениям:
- игры с прыжками
- с перебежками и др.
предметам, которые используются в игре:
- игры с мячом
- с лентами
- с обручами и др.
В раннем дошкольном возрасте
Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок)
Совместная игровая деятельность (объяснение правил
игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя
ведущей роли)
Анализ (всегда дается только положительный).
Таким образом можно сделать вывод о том, что проблема развития
двигательной активности через подвижные игры и двигательные упражнения
актуальна, т. к. ребенок
раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный
с
выполнением определенных упражнений, направленных на освоение
основных движений,
координацию и равновесие. Данные выводы основаны на полученных
результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста,
анализа заболеваемости и
посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной
деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и
взрослыми, развитие личностных
качеств.
Картотека подвижных игр.
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: учить детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту
бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят в кругу с воспитателем. Если воспитатель
говорит: «Раз, два, три, к горке беги», дети бегут к горке и ждут
воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к качелям беги», дети
бегут к качелям и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Лови мяч»
Цель: учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от
груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер,
ловкость, координацию движений.
Описание: Дети стоят в круг. Воспитатель с большим мячом (диаметр 18-20
см) стоит в центре круга и бросает мяч, называя имя ребенка: «Паша, лови
мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его воспитателю.
Подвижная игра : «Зайка беленький сидит»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать,
подпрыгивать на двух ногах; способствовать развитию речи.
Описание: Воспитатель предлагает детям превратиться в «зайчиков» и
выбежать на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину
площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель
произносит текст:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и
по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки, и ребята разбегаются).
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;
выполнять движения по сигналу.
Описание: Дети становятся возле воспитателя. Воспитатель спрашивает: «К
полету готовы?» Дети отвечают. Воспитатель: «Заводим моторы!». По показу
воспитателя дети делают вращательные движения руками перед грудью. После
сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются. По сигналу: «На
посадку!» играющие возвращаются к воспитателю.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу,
навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному
направлению, с увертыванием, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса.
За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На
противоположной стороне дом детей. Воспитатель с игрушкой медведя,
остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети
направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и
хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас
рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие
произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их
поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных
выбирается новый медведь.