Напоминание

Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством подвижных игр


Автор: Колыхалова Ирина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством подвижных игр
Дата публикации: 01.08.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие двигательной активности детей

раннего возраста посредством подвижных

игр

Современное общество предъявляет высокие требования к работе

дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и

всестороннего развития личности ребёнка.

Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных

особенностей детского развития и воспитания.

Физическое развитие детей, является одной из основ его

полноценного развития. К одному из условий нормального роста и развития

ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма,

является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как

основа жизнеобеспечения детского организма, оказывает воздействие на рост

и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы

организма ребенка. Движение – залог здоровья. В раннем возрасте малыш

начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и

их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения

еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им

тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды

движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.). Одним

из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной

потребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательные

упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом,

эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной

деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены

на развитие психических процессов (внимание, память, речь, развитие

личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность,

дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети

приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского

взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение. Рассматривая важность

проблемы развития двигательной активности детей раннего

возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развития

интереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.

В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и

эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей

раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в

этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно

выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание

игры с мячом и др.)

Одним из средств развития движений и способом

удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста является

подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей

игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию

интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и

двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов

(внимание, память, речь, развитие личностных качеств (инициативность,

самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и

двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный

опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми взрослыми,

общения.

Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания и развития : она

направлена на всестороннюю физическую подготовленность

(через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в

изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование

функций организма, черт характера играющих.

Основной формой организации подвижных игр и двигательных упражнений

с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО является совместная партнерская

деятельность взрослого с детьми. Совместная деятельность взрослого и детей –

это основная модель организации образовательного процесса детей

дошкольного возраста; деятельность двух и более

участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по

решению образовательных задач.

Совместная партнерская деятельность предполагает:

- добровольное присоединение детей к деятельности (по желанию);

- открытый временной промежуток (каждый работает в своем темпе);

- свободное общение и перемещение детей;

- педагогическая поддержка. Для того, чтобы научить детей играть в

подвижную игру, выполнять

определенные ее правила, выполнить двигательное упражнение необходимо

реализовать ряд этапов. Первоначально взрослый выполняет роль ведущего,

является примером для подражания. Затем наступает этап

совместной двигательной деятельности с детьми (дети уже знают подвижную

игру или упражнение, выполняют его самостоятельно, активно). И на третьем

этапе дети проявляют самостоятельность и активность в подвижной игре или

двигательном упражнении при небольшой помощи взрослого (предложение

атрибутов, косвенное регулирование игрой, поощрение) Таким образом, дети

начинают проявлять больше активности и инициативы в двигательной

деятельности.

Для того, чтобы сюжет игры был принят малышом, педагог должен дать

изображаемому образу характеристику, «немая» игрушка должна заговорить.

Таким образом создается игровая ситуация. С целью сохранения этой игровой

ситуации в процессе игры необходимо пояснять происходящее, направлять

действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с ее

помощью главное, что малыш должен усвоить. Для эффективной

организации и проведения подвижных игр и двигательных

упражнений необходимо специально подобранное спортивное оборудование,

атрибуты, игрушки.

В современной педагогике имеется триединство целей, которые

взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры :

- Образовательная - в ходе игры происходит усвоение ребенком

определенных знаний в виде правил игры.

- Развивающая - участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои

физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции, а также

коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать,

взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

- Воспитательная - в процессе игры ребёнок учится соответствовать

определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры, в нем

воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе

жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Подвижные игры классифицируются по:

степени подвижности игры :

- малая

- средняя

- большая

преобладающим движениям:

- игры с прыжками

- с перебежками и др.

предметам, которые используются в игре:

- игры с мячом

- с лентами

- с обручами и др.

В раннем дошкольном возрасте

Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок)

Совместная игровая деятельность (объяснение правил

игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя

ведущей роли)

Анализ (всегда дается только положительный).

Таким образом можно сделать вывод о том, что проблема развития

двигательной активности через подвижные игры и двигательные упражнения

актуальна, т. к. ребенок

раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный

с

выполнением определенных упражнений, направленных на освоение

основных движений,

координацию и равновесие. Данные выводы основаны на полученных

результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста,

анализа заболеваемости и

посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной

деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и

взрослыми, развитие личностных

качеств.

Картотека подвижных игр.

Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»

Цель: учить детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту

бега, слаженность коллективных действий.

Описание. Дети стоят в кругу с воспитателем. Если воспитатель

говорит: «Раз, два, три, к горке беги», дети бегут к горке и ждут

воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к качелям беги», дети

бегут к качелям и ждут воспитателя.

Подвижная игра «Лови мяч»

Цель: учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от

груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер,

ловкость, координацию движений.

Описание: Дети стоят в круг. Воспитатель с большим мячом (диаметр 18-20

см) стоит в центре круга и бросает мяч, называя имя ребенка: «Паша, лови

мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его воспитателю.

Подвижная игра : «Зайка беленький сидит»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать,

подпрыгивать на двух ногах; способствовать развитию речи.

Описание: Воспитатель предлагает детям превратиться в «зайчиков» и

выбежать на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину

площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель

произносит текст:

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и

по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки, и ребята разбегаются).

Подвижная игра «Самолёты»

Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;

выполнять движения по сигналу.

Описание: Дети становятся возле воспитателя. Воспитатель спрашивает: «К

полету готовы?» Дети отвечают. Воспитатель: «Заводим моторы!». По показу

воспитателя дети делают вращательные движения руками перед грудью. После

сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются. По сигналу: «На

посадку!» играющие возвращаются к воспитателю.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу,

навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному

направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса.

За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На

противоположной стороне дом детей. Воспитатель с игрушкой медведя,

остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети

направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и

хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас

рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие

произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их

поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных

выбирается новый медведь.



В раздел образования