Напоминание

РАЗВИТИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО


Автор: Валентина Николаевна Попова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани "СОШ №6"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Дата публикации: 02.08.2022
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ

ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Развитая речь, являясь показателем общей культуры человека, в

условиях школьного обучения становится инструментом познания всех наук,

инструментом воспитания и самовоспитания. Усвоение языка как средства

общения, средства познания и саморегуляции способствуют развитию

логического мышления, воспитанию нравственных качеств детей и подводят

их к осознанию языковой системы с ее знаковой сущностью, с ее связями и

отношениями.

Соответственно,

грамотное

владение

речью,

развитые

синтаксические,

стилистические,

пунктуационные

умения

младших

школьников на уроках русского языка необходимо совершенствовать.

Решение проблемы развития синтаксических умений у младших

школьников, проблемы их речевого развития связано с именами виднейших

ученых-лингвистов и писателей, таких, как К.Д.Ушинский, Ф.И.Буслаев,

Л.Н.Толстой, Н.Ф.Бунаков, А.М.Пешковский, Д.Н.Ушаков, А.Н.Гвоздев;

с именами методистов, внесшими значительный вклад в развитие методики

обучения

русскому

языку

(Н.С.Рождественский,

С.П.Редозубов,

М.Л.Закожурникова,

Н.А.Щербакова,

В.А.Добромыслов,

А.В.Текучев,

Л.П.Федоренко, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, А.В.Дудников, Т.Г.Рамзаева и

др.).

По ФГОС НОО, в начальной школе (систематический курс) на

изучение синтаксиса выделяется 47 часов, в течение которых вся система

работы над изучением словосочетания и предложения должна быть

направлена

на

формирование

у

обучающихся

начальных

классов

определенных предметных учебных действий. Так к синтаксическим

умениям относят:

- «умения сравнивать предложение, словосочетание, слово, называя их

сходства и различия;

- умения при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между

словами в предложениях и словосочетаниях;

- умения находить в тексте повествовательные, побудительные,

вопросительные предложения;

- умения классифицировать предложения по цели высказывания;

-

умения

в

тексте

находить

предложения

с

определенными

характеристиками;

- умения определять границы предложений, а также выбирать знак

конца предложения;

- умения объяснять способы нахождения главных членов предложения;

- умения находить в тексте и составлять самостоятельно предложения с

однородными членами;

114

- умения объяснять в предложении с однородными членами выбор

нужного союза;

-

умения

составлять

ряд

однородных

членов

предложения

и

продолжать его» [2].

При достаточно высоком уровне сформированности перечисленных

предметных учебных действий обучающиеся начальных классов смогут

достаточно успешно достичь планируемых предметных результатов освоения

синтаксиса.

Раздел

«Синтаксис

и

пунктуация»

в

обязательном

минимуме

содержания

начального

общего

образования

состоит

из

следующих

подразделов:

- Словосочетание.

- Предложение. Цель высказывания, интонация.

- Предложения - повествовательные, вопросительные, побудительные.

- Знаки препинания в конце предложения.

-

Члены

предложения:

главные

(подлежащее

и

сказуемое)

и

второстепенные (без деления на виды).

- Однородные члены предложения. Союзы и, а, но при однородных

членах

предложения.

Знаки

препинания

при

однородных

членах

предложения.

Одной из важнейших задач для уроков русского языка является

формирование у обучающихся начальных классов умений осознанно

пользоваться

словосочетаниями

и

предложениями

для

выражения

собственных мыслей. Поэтому в начальной школе работа над этими

синтаксическими единицами занимает особенное место, так как именно на

синтаксической основе осуществляется обучение фонетике, морфологии,

лексике и, конечно же, орфографии. Младшим школьникам предложение

помогает прочно осознавать значение в языке имен существительных,

глаголов, прилагательных, местоимений.

Работа над словосочетаниями и предложениями, как мы видим,

занимает центральное место в обучении синтаксису русского языка.

Вопросы изучения синтаксиса в начальных классах в методической

литературе

современного

периода

рассматриваются

в

работах

таких

исследователей-методистов, как Л.В. Закожурникова, Н.А. Щербакова,

И.В. Прокопович и др.

В начальной школе при работе над предложением выделяется условно

пять направлений:

1. работа над формированием грамматического понятия «предложение»

(рассмотрение существенных признаков предложения);

2.

работа

по

владению

младшими

школьниками

структурой

предложения (понимание связи слов в предложении, роли главных и

второстепенных

членов,

распространенные

и

нераспространенные

предложения);

115

3. работа по формированию у младших школьников умений по

использованию в своей речи разных по цели высказывания и по интонации

предложений;

4. работа над умениями точного употребления слов в предложении;

5. работа по формированию умений оформлять предложения в

письменной речи.

Все пять обозначенных направлений работы по изучению синтаксиса в

начальной школе активно взаимодействуют между собой. Например,

изучение предложения и формирование умений пользоваться им в речи

основывается

на

постоянном

расширении

у

младших

школьников

фактических знаний о синтаксисе.

Работа над темой «Предложение» в начальной школе продолжается в

течение всех четырех лет обучения. Обучающиеся начальных классов за

время обучения в этом вопросе переходят от элементарных представлений о

предложении как о нескольких связанных между собой словах, выражающих

общую мысль, к пониманию роли главных и второстепенных членов, к

изучению предложений с однородными членами, распространенных и

нераспространенных предложений и т.д.

Учебный материал по основам синтаксиса в начальной школе

изучается таким образом, что работа над предложением в течение всего

учебного года пронизывает и другие темы, хотя объем синтаксического

материала для младших школьников достаточно мал. Основным принципом

при усвоении понятия «предложение» становится развитие у младших

школьников верного представления о членах предложения: обучающиеся

должны усвоить, что все члены предложения делятся на две группы (главные

и второстепенные). Но в начальных классах традиционной системы обучения

второстепенные

члены

предложения

не

дифференцируются

на

обстоятельство, определение и дополнение, а для усвоения этой темы

раскрывается только сама сущность главных и второстепенных членов:

структурную основу предложения составляют главные члены, которые берут

на

себя

основную

смысловую

нагрузку,

а

второстепенные

члены

предложения выполняют уточняющую функцию. В современной системе

обучения синтаксису младших школьников уже предусмотрено общее

представление о конкретных видах второстепенных членов.

Предложение

-

основная

единица

синтаксиса.

Именно

поэтому

синтаксис важен с первых шагов изучения родного языков. Если учитель

ставит более широкие задачи - лингвистическое развитие

младших

школьников, он, прежде всего, сам должен иметь глубокие представления о

системе русого языка, ее структуре, законов функционирования о русской

пунктуации. Таким образом, значение изучения элементов синтаксиса и

пунктуации в начальных классах велико; от того, как учащиеся усвоят этот

материал,

зависит

дальнейшее

развитие

лингвистического

мышления

школьников.

116

Важное

место

отводится

работе

над

словосочетанием.

Оно

рассматривается

как

переходное

звено

от

лексического

уровня

к

синтаксическому.

Словосочетание - соединение двух или более знаменательных слов,

связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное

наименование

явлений

объективной

действительности.

Наиболее

распространено в школе выделение словосочетания в предложении и

постановка вопроса от главного слова к зависимому. Такая работа доступна

во всех классах, очень полезна для формирования навыков синтаксического

разбора.

«Синтаксис»

-

греческое

слово,

буквально:

«составление»,

«построение», «строй». Синтаксис как раздел науки о синтаксическом строе

языка позволяет показывать систему синтаксических единиц, связи и

отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими

средствами соединяются элементы в синтаксические единицы. Синтаксис

помогает правильно организовать формирование представлений о структуре

языка, о его системе. Без знания грамматики невозможно

сформировать

умения и навыки в пунктуации.

Параллельно с изучением синтаксиса в начальных классах идет и

знакомство с основами пунктуации, предметом изучения которой является

постановка четырех знаков препинания: точка, вопросительный знак,

восклицательный знак, запятая. Постановка последнего знака ограничено

изучением простого предложения с однородными членами. Хотя объем

пунктуационных

правил,

рассматриваемых

в

начальной

школе,

незначительно мал и, главным образом, обслуживает конец предложения, но

педагогу все-таки следует работать над пунктуацией, опираясь на их общее

назначение в письменной речи.

Кроме того,

одним из важных условий, которое обеспечивает

эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации в начальной

школе, является интеграция уроков чтения и русского языка. Младшие

школьники быстрее научатся выразительно читать, опираясь на собственные

знания из области синтаксиса, которые обеспечивают осознанное владение

предложением

в

устной

и

письменной

речи.

Для

получения

таких

результатов по разделу «Синтаксис и пунктуация» эффективно использовать

методически

выверенную

систему

упражнений,

направленных

на

достижения частных целей обучения синтаксису.

Вообще в зависимости от степени самостоятельности и познавательной

активности младших школьников упражнения по теме «Синтаксис» делятся

на три основные группы [3]:

1.Упражнения на основе образца.

2.Конструктивные упражнения.

3.Творческие упражнения.

117

Упражнения

на

основе

образца

и

конструктивные

упражнения

предполагают

практическое

усвоение

четких,

правильно

построенных

синтаксических конструкций. Значительное место среди упражнений этих

групп принадлежат аналитическим, а также наблюдению, слушанию и

чтению предложений. Составление предложений по образцу (на основе

подражания образцу) в различных вариантах также относится к этой же

группе упражнений.

Творческие упражнения с предложениями предполагают отсутствие

каких-либо образцов: младшие школьники должны составлять предложения

совершенно

свободно.

Типы

заданий

к

творческому

составлению

предложений могут ограничиваться темой для составляемых предложений;

визуальным

объектом

для

составления

предложений

(составление

предложений по картине), несколькими опорными словами, которые должны

быть употреблены в составляемых предложениях.

Наиболее ценны творческие упражнения по составлению предложений

в системе развития речи. Но, по сравнению с упражнениями по образцу и

конструктивными упражнениями, они имеют существенный недостаток: так

как результаты работы младшего школьника по первым двум видам заданий

могут быть объективно измерены: отвечают ли составленное предложение

поставленным задачам, верно ли выполнены задания по предложениям и т.д.

Для творческих же упражнений таких критериев нет, но необходимо

понимать, что творческое составление предложений только тогда имеет

значительный смысл, когда оно протекает на высшем уровне возможностей

школьника, то есть важно у обучающихся формировать качественные умения

при работе со словом.

Таким образом, изучение синтаксиса в начальной школе представляет

множество

сложностей,

которые

педагог

должен

суметь

преодолеть,

сформировав у младших школьников обозначенные выше учебные умения в

области синтаксиса и пунктуации на должном уровне.

Список литературы

1.

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения /

Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1998. – 220 с.

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. – 59 с. –

(Стандарты второго поколения).

3.

Фролова

Л.А.

Обучение

русскому

языку

в

современной

начальной школе. - М., 2002. – 192 с.

118



В раздел образования