Напоминание

Применение спортивного оборудования для коррекции речи у детей с ОВЗ


Автор: Мартюшева Светлана Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 96» гор. Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Применение спортивного оборудования для коррекции речи у детей с ОВЗ
Дата публикации: 03.08.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение спортивного оборудования

для коррекции речи у детей с ОВЗ

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 96» г.Пермь,

Мартюшева Светлана Владимировна

Задачи и варианты игры

разработана автором статьи

.

Кто помнит время, как в детстве собирались во дворе с друзьями? Никто из

взрослых не разучивал с нами игры, но странным образом о них знали все ваши

сверстники. Когда наступил момент, когда дети перестали передавать друг другу

пережитый опыт, в том числе и в играх? Давайте, не будем упускать момент,

когда можно детей дошкольного возраста не только познакомить с чем-то новым

или «хорошо забытым старым», но и научить их «переживать» и передавать

новые знания другим.

Скакалка – это тот предмет, который не требует огромных финансовых затрат,

но может послужить большому количеству людей. Прыжки со скакалкой

развивают у детей ловкость, выносливость и даже гибкость, укрепляют все

мышцы тела, улучшают осанку и координацию движений.

Конечно, каждый согласится, что скакалка – прекрасное спортивное

оборудование, его обязательно должен использовать инструктор по физической

культуре, но при чем тут учитель-логопед? Есть ли место, чтобы во время

спортивной игры решались задачи для развития речи? Знакомьтесь с

предложенными играми и будем разбираться вместе.

Игры со скакалкой

«ОГОНЬ И ВОДА»

Авторская игра

Цель игры: развитие связной речи.

Обучающая задача: закрепить знания о живой и неживой природе(огонь и

вода).

Коррекционная задача: учить проговаривать слова, заданные правилами

игры.

Развивающая задача: развивать крупную моторику (ловкость, прыжки)

Воспитательная задача: поддерживать интерес к игре, соблюдать правила

игры.

Ход игры

Первый вариант: Ведущий (взрослый) и помощник растягивают скакалку поперек

площадки – это препятствие. Все остальные участники должны преодолеть

препятствие разного уровня сложности.

Препятствие – «ОГОНЬ»

Первый уровень – «свечка». Ведущий выполняет скакалкой вертикальные

волнообразные движения (20-25 см от земли) и просит участников перепрыгнуть

«пламя свечки» так, чтобы «не обжечься». Участники друг за другом

преодолевают препятствие в одну сторону и обратно. Тот, кто «обжегся»

(скакалка коснулась одежды или ног), встает в конец очереди для повторной

попытки.

Второй уровень – «костёр». Ведущий выполняет скакалкой вертикальные

волнообразные движения (35-40 см от земли) и просит участников перепрыгнуть

«костёр» так, чтобы «не обжечься».Действия те же, что и на первом уровне.

Третий уровень – «пожар». Ведущий выполняет скакалкой вертикальные

движения (120-140 см от земли) и просит участников пробежать, преодолеть

«волну пламени» так, чтобы «не обжечься». Участники должны подгадать

удачный момент, когда можно перебежать на другую сторону под скакалкой или

над скакалкой.

Препятствие – «ВОДА»

Первый уровень – «ручей». Ведущий выполняет скакалкой горизонтальные

волнообразные движения (20-30 см в ширину) и просит участников перепрыгнуть

«ручей» так, чтобы «не намочить ноги». Участники друг за другом преодолевают

препятствие в одну сторону и обратно. Тот, кто «намочил ноги» (скакалка

коснулась ног), встает в конец очереди для повторной попытки.

Второй уровень – «река». Ведущий выполняет скакалкой горизонтальные

волнообразные движения (30-60 см в ширину) и просит участников перепрыгнуть

«реку» так, чтобы «не намочить ноги». Действия те же, что и на первом уровне.

Третий уровень – «море». Ведущий выполняет скакалкой горизонтальные

волнообразные движения (120-140 см в ширину) и просит участников пробежать,

преодолеть «морскую волну» так, чтобы «не намочить ноги». Участники должны

подгадать удачный момент, когда можно перебежать на другую сторону не

касаясь скакалки.

Второй вариант: То же, что и первый, только надо во время преодоления

препятствий произносить вслух названия препятствий: «свечка», «костёр»,

«пожар»,«ручей», «река», «море».

Игры со скакалкой

«РЫБАК И РЫБКИ»

Цель игры: развитие связной речи.

Обучающая задача: дать представления о рыбах, вспомнить их названия и

разновидности (речные, морские).

Коррекционная задача: тренировать память - учить запоминать названия рыб.

Развивающая задача: развивать крупную моторику (прыжки).

Воспитательная задача: поддерживать интерес к игре, соблюдать правила

игры.

Ход игры

Первый вариант: Выбираем ведущего - рыбака (на первых этапах взрослый). Все

остальные участники - рыбки, встают вокруг рыбака, на расстоянии вытянутой

скакалки. Все игроки

кричат: Рыба карась - игра началась! Ведущий раскручивает скакалку по кругу, а

«рыбки» подпрыгивают, стараются не попасться на «удочку» рыбака. Тот, кого

поймали (скакалка задела ноги участника) отходит в сторону, рыбалка

продолжается. Последний игрок сможет «спасти» всех рыбок из плена, если

прыгнет столько раз, сколько лет участнику (Пример: 6 лет – 6 прыжков со

скакалкой).

Второй вариант: Выбираем ведущего – рыбака. Ведущий раскручивает

скакалку по кругу, а «рыбки» подпрыгивают

,

стараются не попасться на

«удочку» рыбака. Те, кто попался, могут «заработать» второй шанс –

выполнить задание – и вернуться в игру. Задания могут быть разными:

- пролезть под дугу;

- забраться на лесенку и задеть верхнюю перекладину;

- перепрыгнуть через предмет;

- оббежать вокруг препятствия;

- преодолеть препятствие:

- выполнить задание (собрать кубики, узор из палочек или деталей мозаики и

т.д.).

Третий вариант: Выбираем ведущего – рыбака. Все остальные участники –

рыбки, придумывают себе название и сообщают рыбаку.

Рыбак спрашивает:

- Рыбка, назови себя.

Ведущий раскручивает скакалку по кругу, а «рыбки» подпрыгивают,

стараются не попасться на «удочку». Те, кто попался, задают вопрос рыбаку:

- Рыбак меня поймал, а ты меня узнал?

Если ведущий вспомнил название рыбы, то он ее поймал. Рыбак

проговаривает фразу: «Я поймал(а) карася». Если не угадал название, то

«рыбка» остается в игре.

Игры со скакалкой

«ДНИ НЕДЕЛИ»

Цель игры: развитие связной речи.

Обучающая задача: закрепить названия дней в неделе.

Коррекционная задача: тренировать память - закрепить последовательность

дней в неделе.

Развивающая задача: развивать крупную моторику (прыжки).

Воспитательная задача: поддерживать интерес к игре, соблюдать правила

игры.

Ход игры

Первый вариант: Выбираются два ведущих, которые будут держать скакалку с

разных концов..Ведущие растягивают скакалку поперек игровой площадки. Все

игроки перешагивают первую высоту – «понедельник» (10 см. в высоту)

проговаривают хором слово и переходят на другую сторону. Высота добавляется

на каждый лень по 5-10 см. до «воскресенья», Если игрок задел скакалку, то

выходит из игры. (Можно повторить игру и называть дни недели в обратной

последовательности).

Второй вариант: Выбираются два ведущих, которые будут держать скакалку

с разных концов..Ведущие растягивают скакалку поперек игровой площадки

(100 см. в высоту). Все игроки подлезают под первую высоту – «понедельник»

проговаривают хором слово и переходят на другую сторону. Высота

уменьшается на каждый лень по 5-10 см. до «воскресенья», Если игрок задел

скакалку, то выходит из игры

.

(Можно повторить игру и называть

дни недели в обратной последовательности).

Третий вариант: В игре семь участников, которые выбирают себе день

недели. Первый игрок – «понедельник» начинает скакать и проговаривать дни

недели. Если запнулся, то игру продолжает игрок, на чьем названии была

запинка. Если игрок - «понедельник» допрыгал без остановок до

«воскресенья», то произносит слово: «Стоп». Следующий игрок – «вторник»

начинает скакать, и так друг за другом

Четвертый вариант: То же что и третий вариант. Если игрок - «понедельник»

допрыгал без остановок до «воскресенья», то произносит слово: «Стоп».

Следующий игрок – «вторник» задает три вопроса про дни недели, а

игрок-«понедельник отвечает. Если игрок ответил на три вопроса правильно,

то следующую игру с прыжками он начинает со вторника и так с каждым

разом сокращает количество прыжков лдо одного. прыжка. Выигрывает тот,

кто раньше «сократил» неделю.



В раздел образования