Автор: Мартюшева Светлана Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 96» гор. Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Применение спортивного оборудования для коррекции речи у детей с ОВЗ
Дата публикации: 03.08.2022
Раздел: дошкольное образование
Применение спортивного оборудования
для коррекции речи у детей с ОВЗ
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 96» г.Пермь,
Мартюшева Светлана Владимировна
Задачи и варианты игры
разработана автором статьи
.
Кто помнит время, как в детстве собирались во дворе с друзьями? Никто из
взрослых не разучивал с нами игры, но странным образом о них знали все ваши
сверстники. Когда наступил момент, когда дети перестали передавать друг другу
пережитый опыт, в том числе и в играх? Давайте, не будем упускать момент,
когда можно детей дошкольного возраста не только познакомить с чем-то новым
или «хорошо забытым старым», но и научить их «переживать» и передавать
новые знания другим.
Скакалка – это тот предмет, который не требует огромных финансовых затрат,
но может послужить большому количеству людей. Прыжки со скакалкой
развивают у детей ловкость, выносливость и даже гибкость, укрепляют все
мышцы тела, улучшают осанку и координацию движений.
Конечно, каждый согласится, что скакалка – прекрасное спортивное
оборудование, его обязательно должен использовать инструктор по физической
культуре, но при чем тут учитель-логопед? Есть ли место, чтобы во время
спортивной игры решались задачи для развития речи? Знакомьтесь с
предложенными играми и будем разбираться вместе.
Игры со скакалкой
«ОГОНЬ И ВОДА»
Авторская игра
Цель игры: развитие связной речи.
Обучающая задача: закрепить знания о живой и неживой природе(огонь и
вода).
Коррекционная задача: учить проговаривать слова, заданные правилами
игры.
Развивающая задача: развивать крупную моторику (ловкость, прыжки)
Воспитательная задача: поддерживать интерес к игре, соблюдать правила
игры.
Ход игры
Первый вариант: Ведущий (взрослый) и помощник растягивают скакалку поперек
площадки – это препятствие. Все остальные участники должны преодолеть
препятствие разного уровня сложности.
Препятствие – «ОГОНЬ»
Первый уровень – «свечка». Ведущий выполняет скакалкой вертикальные
волнообразные движения (20-25 см от земли) и просит участников перепрыгнуть
«пламя свечки» так, чтобы «не обжечься». Участники друг за другом
преодолевают препятствие в одну сторону и обратно. Тот, кто «обжегся»
(скакалка коснулась одежды или ног), встает в конец очереди для повторной
попытки.
Второй уровень – «костёр». Ведущий выполняет скакалкой вертикальные
волнообразные движения (35-40 см от земли) и просит участников перепрыгнуть
«костёр» так, чтобы «не обжечься».Действия те же, что и на первом уровне.
Третий уровень – «пожар». Ведущий выполняет скакалкой вертикальные
движения (120-140 см от земли) и просит участников пробежать, преодолеть
«волну пламени» так, чтобы «не обжечься». Участники должны подгадать
удачный момент, когда можно перебежать на другую сторону под скакалкой или
над скакалкой.
Препятствие – «ВОДА»
Первый уровень – «ручей». Ведущий выполняет скакалкой горизонтальные
волнообразные движения (20-30 см в ширину) и просит участников перепрыгнуть
«ручей» так, чтобы «не намочить ноги». Участники друг за другом преодолевают
препятствие в одну сторону и обратно. Тот, кто «намочил ноги» (скакалка
коснулась ног), встает в конец очереди для повторной попытки.
Второй уровень – «река». Ведущий выполняет скакалкой горизонтальные
волнообразные движения (30-60 см в ширину) и просит участников перепрыгнуть
«реку» так, чтобы «не намочить ноги». Действия те же, что и на первом уровне.
Третий уровень – «море». Ведущий выполняет скакалкой горизонтальные
волнообразные движения (120-140 см в ширину) и просит участников пробежать,
преодолеть «морскую волну» так, чтобы «не намочить ноги». Участники должны
подгадать удачный момент, когда можно перебежать на другую сторону не
касаясь скакалки.
Второй вариант: То же, что и первый, только надо во время преодоления
препятствий произносить вслух названия препятствий: «свечка», «костёр»,
«пожар»,«ручей», «река», «море».
Игры со скакалкой
«РЫБАК И РЫБКИ»
Цель игры: развитие связной речи.
Обучающая задача: дать представления о рыбах, вспомнить их названия и
разновидности (речные, морские).
Коррекционная задача: тренировать память - учить запоминать названия рыб.
Развивающая задача: развивать крупную моторику (прыжки).
Воспитательная задача: поддерживать интерес к игре, соблюдать правила
игры.
Ход игры
Первый вариант: Выбираем ведущего - рыбака (на первых этапах взрослый). Все
остальные участники - рыбки, встают вокруг рыбака, на расстоянии вытянутой
скакалки. Все игроки
кричат: Рыба карась - игра началась! Ведущий раскручивает скакалку по кругу, а
«рыбки» подпрыгивают, стараются не попасться на «удочку» рыбака. Тот, кого
поймали (скакалка задела ноги участника) отходит в сторону, рыбалка
продолжается. Последний игрок сможет «спасти» всех рыбок из плена, если
прыгнет столько раз, сколько лет участнику (Пример: 6 лет – 6 прыжков со
скакалкой).
Второй вариант: Выбираем ведущего – рыбака. Ведущий раскручивает
скакалку по кругу, а «рыбки» подпрыгивают
,
стараются не попасться на
«удочку» рыбака. Те, кто попался, могут «заработать» второй шанс –
выполнить задание – и вернуться в игру. Задания могут быть разными:
- пролезть под дугу;
- забраться на лесенку и задеть верхнюю перекладину;
- перепрыгнуть через предмет;
- оббежать вокруг препятствия;
- преодолеть препятствие:
- выполнить задание (собрать кубики, узор из палочек или деталей мозаики и
т.д.).
Третий вариант: Выбираем ведущего – рыбака. Все остальные участники –
рыбки, придумывают себе название и сообщают рыбаку.
Рыбак спрашивает:
- Рыбка, назови себя.
Ведущий раскручивает скакалку по кругу, а «рыбки» подпрыгивают,
стараются не попасться на «удочку». Те, кто попался, задают вопрос рыбаку:
- Рыбак меня поймал, а ты меня узнал?
Если ведущий вспомнил название рыбы, то он ее поймал. Рыбак
проговаривает фразу: «Я поймал(а) карася». Если не угадал название, то
«рыбка» остается в игре.
Игры со скакалкой
«ДНИ НЕДЕЛИ»
Цель игры: развитие связной речи.
Обучающая задача: закрепить названия дней в неделе.
Коррекционная задача: тренировать память - закрепить последовательность
дней в неделе.
Развивающая задача: развивать крупную моторику (прыжки).
Воспитательная задача: поддерживать интерес к игре, соблюдать правила
игры.
Ход игры
Первый вариант: Выбираются два ведущих, которые будут держать скакалку с
разных концов..Ведущие растягивают скакалку поперек игровой площадки. Все
игроки перешагивают первую высоту – «понедельник» (10 см. в высоту)
проговаривают хором слово и переходят на другую сторону. Высота добавляется
на каждый лень по 5-10 см. до «воскресенья», Если игрок задел скакалку, то
выходит из игры. (Можно повторить игру и называть дни недели в обратной
последовательности).
Второй вариант: Выбираются два ведущих, которые будут держать скакалку
с разных концов..Ведущие растягивают скакалку поперек игровой площадки
(100 см. в высоту). Все игроки подлезают под первую высоту – «понедельник»
проговаривают хором слово и переходят на другую сторону. Высота
уменьшается на каждый лень по 5-10 см. до «воскресенья», Если игрок задел
скакалку, то выходит из игры
.
(Можно повторить игру и называть
дни недели в обратной последовательности).
Третий вариант: В игре семь участников, которые выбирают себе день
недели. Первый игрок – «понедельник» начинает скакать и проговаривать дни
недели. Если запнулся, то игру продолжает игрок, на чьем названии была
запинка. Если игрок - «понедельник» допрыгал без остановок до
«воскресенья», то произносит слово: «Стоп». Следующий игрок – «вторник»
начинает скакать, и так друг за другом
Четвертый вариант: То же что и третий вариант. Если игрок - «понедельник»
допрыгал без остановок до «воскресенья», то произносит слово: «Стоп».
Следующий игрок – «вторник» задает три вопроса про дни недели, а
игрок-«понедельник отвечает. Если игрок ответил на три вопроса правильно,
то следующую игру с прыжками он начинает со вторника и так с каждым
разом сокращает количество прыжков лдо одного. прыжка. Выигрывает тот,
кто раньше «сократил» неделю.