Напоминание

Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности


Автор: Колыхалова Ирина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Дата публикации: 05.08.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование сенсорного опыта у детей раннего

возраста в процессе игровой деятельности

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о

внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,

вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в

младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного

физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у

ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают

формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный

опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать

величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем

мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для

интеллектуального развития; -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при

взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; -

позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; -

развивает внимание; -дает ребенку возможность овладеть новыми способами

предметнопознавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; -

обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса

ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении

детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам:

величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах

предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не

владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим

материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом

являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года

жизни. Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах

педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как

действенной основы общего развития ребенка. В качестве средств сенсорного воспитания у детей

раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения,

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,

принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность

дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие

готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать

эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и

обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют

развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Детское конструирование

(создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из

бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам

детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней

самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его

понимании. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета,

образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические

действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета,

реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии

осуществляет он анализ и синтез). Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное

назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать

невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для

того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним

познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети

воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже

знакомы. Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего

изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической

деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования

психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего

обучения.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок,

звуков, вкусовых ощущений.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

компетентности по данной теме. Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: - научить детей

различать основные цвета; - познакомить детей с величиной и формой предметов; - сформировать

навыки самостоятельной деятельности; - повысить самооценку детей, их уверенность в себе; -

развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; - сплотить детский

коллектив. Основные направления в работе: 1. Формирование практических способов

ориентировки. «поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение

прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе

предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы «

взор - рука». Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает

геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только

рассматривает их. 2. Формирование восприятия цвета. Для формирования у детей представлений о

цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета

имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка. Работа по развитию представлений о

цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция:

Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.). На втором этапе ребенок выполняет задание по

словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет. 3. Формирование

восприятия формы. Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы.

Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы

ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме

предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия

сопровождаются речью.

4. Формирование восприятия величины. Различие и раскрепления понятий большой – маленький

проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки

башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются

представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук,

воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления.

Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. 5. Формирование восприятия

пространственных отношений. Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием

возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы

тела.) Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий

определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили

дети

.



В раздел образования