Напоминание

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»


Автор: Кобелева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №72 для детей с нарушениями зрения"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»
Дата публикации: 08.08.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

72

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ О.Н.КОБЕЛЕВА

1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Братск 2022

Хочу поделиться с вами исследовательски-творческим проектом «Четыре стихии»,

который направлен на формирование у детей реальных представлений об объектах и

явлениях природы посредством экспериментальной деятельности, так как никакая другая

не

позволит

так

удовлетворить

потребность

детей

в

новых

знаниях.

Метод

проектирования сформирует у ребенка потребность в саморазвитии, что поможет связать

обучение с жизнью.

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

Приоритетное направление в работе: познавательное

Образовательные

области,

содержание

которых

включено

в

проект:

речевое,

социально-коммуникативное, художественно-эстетическое

Гипотеза

проекта: процесс

формирования

знаний об окружающей

действительности

поможет усилить развитие начальной учебно-познавательной компетентности, позволит

мобилизовать силы дошкольника в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее

связей

и

закономерностей,

повысит

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей личности.

Вид проекта: исследовательски -творческий, групповой

Актуальность

темы:

ФГОС

ДО

особое

внимание

уделяет

познавательно

исследовательской

деятельности

(исследование

объектов

окружающего

мира

и

экспериментирование

с

ними).

Характерными

видами

деятельности

для

реализации

данного направления в работе являются:

- организация решения познавательных задач

- применение экспериментирования в работе с детьми

- использование технологии проектирования

К 6—7 годам у детей складываются определенные представления о физических

явлениях: о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.

д.

Это

и

не

удивительно.

Телевидение,

радио,

технические

игры

и

игрушки

вот

источники этих представлений.

Но если взрослыми не ставится задача объяснить физические явления, дать им

истолкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правильными и точными.

Больше того, они носят весьма поверхностный и зачастую ложный характер.

Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором

узнает,

взрослые

упускают

отличную

возможность

развить

умственные

способности

дошкольника. Ознакомление с законами неживой природы в той или иной мере связано с

анализом и сравнением происходящих явлений; пониманием, почему они протекают так;

установлением простейших связей между несколькими явлениями. Растет сам интерес

ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность.

Важно

и

то,

что

ребенок

при

этом от

поверхностного

восприятия отдельных

предметов

поднимается

до

объяснения,

учится

логически

мыслить,

расширяет

свой

словарный

запас.

Чем

больше

правильных

представлений

о

природе

получает

дошкольник, тем лучше он будет в дальнейшем усваивать школьные знания.

Но как знакомить детей-дошкольников с физическими явлениями? Прежде всего,

надо всегда учитывать особенности детского мышления. Они, эти особенности, требуют,

чтобы при объяснении ребенок и сам действовал с предметами, со свойствами которых

его знакомят.

Цель проекта: развитие поисково – познавательной деятельности детей как основы для

интеллектуально-личностного и творческого развития.

Задачи проекта:

для детей:

повысить интерес к исследованиям окружающей действительности,

развить мыслительные операции, познавательную активность, любознательность,

активизировать

восприятие

материала

по

многим

образовательным

областям

(познание, социализация, безопасность и др.),

сформировать навыки безопасного поведения в разных ситуациях,

дать

возможность

самостоятельно

решать

задачи

гуманного

взаимодействия

с

природой на основе экологических умений и навыков,

развить

художественный

вкус

и

творческое

воображение

при

выполнении

продуктов проекта и их презентации.

для взрослых:

совершенствовать

дидактические,

академические,

перцептивные,

коммуникативные,

организаторские способности, педагогическое воображение

Участники проекта: дети 5-7 лет, родители, педагоги

Сроки реализации: в течение года.

Предполагаемый результат:

дети приобретут опыт самостоятельной деятельности и исследовательской работы,

получат новые знания и умения, пополнят лексический словарь,

овладеют

средствами

общения

и

способами

взаимодействия

со

взрослыми

и

сверстниками,

научатся делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

объектов и явлений,

расширят

представления

о

своих

личностных

возможностях

и

научатся

моделировать свое поведение в различных ситуациях,

научатся соблюдать элементарные правила безопасности,

разовьют

презентационные

навыки,

умение

находить

информацию

из

разных

источников.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I. Поисковый:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ познавательной литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам и родителям.

II. Информационно- аналитический:

Сбор и анализ познавательной литературы для детей и взрослых

Планирование деятельности, распределение ролей и обязанностей

Объединение в проектные группы

III. Практический

Проведение цикла познавательных занятий по темам: «Почва», «Огонь», «Вода»,

«Воздух»

Оформление альбомов «Вода в жизни человека», «Стихийные бедствия в природе»,

семейного панно «Огонь – друг и враг»

Выставки поделок «Умелые ручки» (совместно с родителями), рисунков «Огонь не

забава»

Коллекционирование камней и минералов

Изготовление предупредительных знаков «Защитим жителей Подземного царства»,

«Сохраним окружающую среду»

Создание фигурок и масок для театрализованной деятельности «Как медведь пень

потерял», «Чудесные превращения»

Конкурс на лучшую игрушку-вертушку «Папа может все что угодно»

Экскурсии в пожарную часть, в сквер имени Кирова, на детскую площадку

IV. Контрольно-оценочный

Подведение итогов

Анкетирование детей и взрослых

Оценка этапов реализации проекта

V. Презентационный

Показ театрализованного представления «В каморке папы Карло»

Выставка продуктов детской и совместной деятельности в музыкальном зале для

всех участников образовательного процесса

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

интерес детей и родителей,

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОЗМОЖНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОЕКТА:

Проект можно использовать в любой старшей и подготовительной группе детского

сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в

продленных группах начальной школы.

В

ходе

работы

по

проекту

сделан

вывод,

что

подобные

занятия,

игры,

продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями,

эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Проводимая работа поможет детям ознакомиться с законами неживой природы,

понять, как протекают те или иные явления, установить между ними связь, повысит

интерес

ребенка

к

окружающему

миру,

разовьет

его,

научит

любоваться

природой,

бережно относиться к ней.

ПОЭТАПНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

Этапы проекта

Деятельность педагогов,

родителей

Деятельность детей

Поисковый этап

-

Формулировка

проблемы:

«Что

мы

знаем

о

неживой

природе?».

-

Введение

в

поисково

познавательную деятельность.

- Проблемные вопросы детям.

-

Формулирование

задач:

углубить

и

систематизировать

знания

детей

о

неживой

природе.

Вхождение в проблему.

Вживание

в

новый

вид

деятельности.

Активизация

информационного

опыта,

работа

в

проблемном

поле.

Принятие задач.

Уточнить

задачи

проекта

и

конечный продукт проекта.

Информационно-

аналитический

- Оказание помощи в решении

задач

и

планировании

деятельности.

-

Довести

до

сведения

родителей

о

предстоящем

проекте. Актуализировать перед

родителями

важность

темы.

Заинтересовать

родителей

и

нацелить их на взаимодействие.

-

Составить

перспективный

план мероприятий.

-

Подобрать

художественную

литературу,

наглядные

материалы, видеоматериалы по

теме.

-

Подобрать

необходимые

материалы

и

атрибуты

для

сюжетно-ролевых

игр,

настольно-печатные игры.

-

Организовать

деятельность

детей.

Планируют

деятельность

помощью воспитателя).

Объединяются

в

проектные

группы.

Распределяют роли.

Распределяют обязанности.

Практический

этап.

-

Организация

работы

над

проектом (поэтапно).

(поиск

решений, продуктивная

деятельность,

поиск

информации,

ознакомление

с

художественной

литературой,

экскурсионная

деятельность,

игровые ситуации, проблемные

ситуации).

Воспитатель:

наблюдает,

оказывает

практическую

помощь, поддерживает интерес

детей,

направляет,

контролирует.

Родители:

активные

участники

проекта,

помощники

своим

детям. Работа по принципу «Не

за детей, а вместе с детьми».

Ищут варианты решения задач.

Добывают

необходимую

информацию,

наглядный

материал.

Презентационный

этап

-Подготовка

к

презентации

альбомов, планшетов.

-

Выставка

альбомов,

планшетов,

рисунков

в

музыкальном

зале

для

всех

участников

образовательного

процесса.

-

Подготовка

к

показу

инсценировки «В каморке папы

Карло» для детей других групп

Индивидуальная

подготовка

альбомов

(совместно

с

родителями).

Общая подготовка презентации

Активные участники

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

назв.

раздел

а

название

мероприяти

я

вид деятельности

участники

продукт

срок

1.

почв

а

Что такое

почва?

эксперимент

воспитатель,

дети

Сентябр

ь

октябрь

Какая

бывает

почва?

эксперимент

воспитатель,

дети

коллекция

камней и

минералов

Как

образуется

почва?

игра –

драматизация «Как

медведь пень

потерял»

воспитатель,

дети,

родители

изготовление

фигурок для

театра на

фланелеграфе,

показ сказки

детям других

групп

Обитатели

Подземного

царства

экскурсия в сквер

воспитатель,

дети,

родители

изготовление

ограничителей

«Защитим

жителей

Подземного

царства»

Кроты и

дождевые

черви

экологическое

наблюдение за

червями,

просмотр видео

«Эти

удивительные

животные - кроты»

воспитатель,

дети

Загрязнение

почвы

эксперимент

воспитатель,

дети,

родители

изготовление

предупредительн

ых знаков

«Охраняйте

окружающую

среду»

2.

огон

ь

«Новогодня

я история»

просмотр

диафильма

воспитатель,

дети

Ноябрь

декабрь

«Есть такая

профессия –

пожарный»

экскурсия в

пожарную часть

воспитатель,

дети,

родители

сюжетная игра

«Мы -

пожарные»,

«Спасатели»

«Огонь – не

забава»

изобразительная

деятельность

воспитатель,

дети

конкурс

рисунков

«Огонь –

друг и враг»

беседа, тренинг,

творческое

рассказывание,

сбор иллюстраций,

рисунков,

фотографий

воспитатель,

дети,

родители

презентация

семейно-

групповых

панно

«Подарок

для

Золушки»

познавательно-

практический

досуг

воспитатель,

дети,

учитель-

дефектолог

«В каморке

папы

Карло»

костюмированное

театрализованное

представление

воспитатель,

дети,

музыкальны

й

руководител

ь,

преподавате

ль

физкультур

ы

«выездной мини-

театр» - показ

театрализованно

й постановки

ребятам других

групп

3.

вода

Тайны воды

экспериментальная

деятельность

воспитатель,

дети

Январь

февраль

Откуда

берется снег

и лед

экспериментальная

сказка

«Приключения

Муравьишки»

воспитатель,

дети

Круговорот

воды в

природе

сказка «Чудесные

превращения»

воспитатель,

дети,

родители

изготовление

масок для

драматизации

Путешестви

е с

Брызгалкой

познавательное

развлечение

воспитатель,

дети,

родители,

сотрудники

группы

«Вода в

жизни

человека»

художественная

деятельность

воспитатель,

дети,

родители

создание

коллективного

альбома с

рисунками,

иллюстрациями,

фотографиями

Очистка

воды

эксперимент

воспитатель,

дети

4.

возду

Свойства

воздуха

эксперимент

воспитатель,

дети,

создание альбома

«Стихийные

Март

апрель

х

психолог

бедствия»,

сюжетная игра

«Путешествие на

воздушном

шаре»

Парашютист

ы

конструктивная

деятельность с

элементами

экспериментирова

ния

воспитатель,

дети,

родители

выставка

совместного

творчества

«Умелые ручки»,

сюжетная игра

«Парашютисты»

Игрушки -

вертушки

совместная

трудовая

деятельность

воспитатель,

дети,

родители

конкурс на

лучшую игрушку

«Папа может все

что угодно»

Мы -

исследовате

ли

совместная

деятельность в

лаборатории

воспитатель,

дети,

учитель-

дефектолог



В раздел образования