Автор: Кобелева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №72 для детей с нарушениями зрения"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»
Дата публикации: 08.08.2022
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
№
72
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»
ПОДГОТОВИЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ О.Н.КОБЕЛЕВА
1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Братск 2022
Хочу поделиться с вами исследовательски-творческим проектом «Четыре стихии»,
который направлен на формирование у детей реальных представлений об объектах и
явлениях природы посредством экспериментальной деятельности, так как никакая другая
не
позволит
так
удовлетворить
потребность
детей
в
новых
знаниях.
Метод
проектирования сформирует у ребенка потребность в саморазвитии, что поможет связать
обучение с жизнью.
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»
Приоритетное направление в работе: познавательное
Образовательные
области,
содержание
которых
включено
в
проект:
речевое,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое
Гипотеза
проекта: процесс
формирования
знаний об окружающей
действительности
поможет усилить развитие начальной учебно-познавательной компетентности, позволит
мобилизовать силы дошкольника в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее
связей
и
закономерностей,
повысит
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей личности.
Вид проекта: исследовательски -творческий, групповой
Актуальность
темы:
ФГОС
ДО
особое
внимание
уделяет
познавательно
–
исследовательской
деятельности
(исследование
объектов
окружающего
мира
и
экспериментирование
с
ними).
Характерными
видами
деятельности
для
реализации
данного направления в работе являются:
- организация решения познавательных задач
- применение экспериментирования в работе с детьми
- использование технологии проектирования
К 6—7 годам у детей складываются определенные представления о физических
явлениях: о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.
д.
Это
и
не
удивительно.
Телевидение,
радио,
технические
игры
и
игрушки
–
вот
источники этих представлений.
Но если взрослыми не ставится задача объяснить физические явления, дать им
истолкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правильными и точными.
Больше того, они носят весьма поверхностный и зачастую ложный характер.
Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором
узнает,
взрослые
упускают
отличную
возможность
развить
умственные
способности
дошкольника. Ознакомление с законами неживой природы в той или иной мере связано с
анализом и сравнением происходящих явлений; пониманием, почему они протекают так;
установлением простейших связей между несколькими явлениями. Растет сам интерес
ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность.
Важно
и
то,
что
ребенок
при
этом от
поверхностного
восприятия отдельных
предметов
поднимается
до
объяснения,
учится
логически
мыслить,
расширяет
свой
словарный
запас.
Чем
больше
правильных
представлений
о
природе
получает
дошкольник, тем лучше он будет в дальнейшем усваивать школьные знания.
Но как знакомить детей-дошкольников с физическими явлениями? Прежде всего,
надо всегда учитывать особенности детского мышления. Они, эти особенности, требуют,
чтобы при объяснении ребенок и сам действовал с предметами, со свойствами которых
его знакомят.
Цель проекта: развитие поисково – познавательной деятельности детей как основы для
интеллектуально-личностного и творческого развития.
Задачи проекта:
для детей:
•
повысить интерес к исследованиям окружающей действительности,
•
развить мыслительные операции, познавательную активность, любознательность,
•
активизировать
восприятие
материала
по
многим
образовательным
областям
(познание, социализация, безопасность и др.),
•
сформировать навыки безопасного поведения в разных ситуациях,
•
дать
возможность
самостоятельно
решать
задачи
гуманного
взаимодействия
с
природой на основе экологических умений и навыков,
•
развить
художественный
вкус
и
творческое
воображение
при
выполнении
продуктов проекта и их презентации.
для взрослых:
совершенствовать
дидактические,
академические,
перцептивные,
коммуникативные,
организаторские способности, педагогическое воображение
Участники проекта: дети 5-7 лет, родители, педагоги
Сроки реализации: в течение года.
Предполагаемый результат:
•
дети приобретут опыт самостоятельной деятельности и исследовательской работы,
•
получат новые знания и умения, пополнят лексический словарь,
•
овладеют
средствами
общения
и
способами
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками,
•
научатся делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования
объектов и явлений,
•
расширят
представления
о
своих
личностных
возможностях
и
научатся
моделировать свое поведение в различных ситуациях,
•
научатся соблюдать элементарные правила безопасности,
•
разовьют
презентационные
навыки,
умение
находить
информацию
из
разных
источников.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I. Поисковый:
•
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
•
Сбор и анализ познавательной литературы для взрослых и детей.
•
Обращение к специалистам и родителям.
II. Информационно- аналитический:
•
Сбор и анализ познавательной литературы для детей и взрослых
•
Планирование деятельности, распределение ролей и обязанностей
•
Объединение в проектные группы
III. Практический
•
Проведение цикла познавательных занятий по темам: «Почва», «Огонь», «Вода»,
«Воздух»
•
Оформление альбомов «Вода в жизни человека», «Стихийные бедствия в природе»,
семейного панно «Огонь – друг и враг»
•
Выставки поделок «Умелые ручки» (совместно с родителями), рисунков «Огонь не
забава»
•
Коллекционирование камней и минералов
•
Изготовление предупредительных знаков «Защитим жителей Подземного царства»,
«Сохраним окружающую среду»
•
Создание фигурок и масок для театрализованной деятельности «Как медведь пень
потерял», «Чудесные превращения»
•
Конкурс на лучшую игрушку-вертушку «Папа может все что угодно»
•
Экскурсии в пожарную часть, в сквер имени Кирова, на детскую площадку
IV. Контрольно-оценочный
•
Подведение итогов
•
Анкетирование детей и взрослых
•
Оценка этапов реализации проекта
V. Презентационный
•
Показ театрализованного представления «В каморке папы Карло»
•
Выставка продуктов детской и совместной деятельности в музыкальном зале для
всех участников образовательного процесса
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
•
интерес детей и родителей,
•
методические разработки,
•
интеграция со специалистами детского сада.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОЗМОЖНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОЕКТА:
Проект можно использовать в любой старшей и подготовительной группе детского
сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в
продленных группах начальной школы.
В
ходе
работы
по
проекту
сделан
вывод,
что
подобные
занятия,
игры,
продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями,
эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Проводимая работа поможет детям ознакомиться с законами неживой природы,
понять, как протекают те или иные явления, установить между ними связь, повысит
интерес
ребенка
к
окружающему
миру,
разовьет
его,
научит
любоваться
природой,
бережно относиться к ней.
ПОЭТАПНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
Этапы проекта
Деятельность педагогов,
родителей
Деятельность детей
Поисковый этап
-
Формулировка
проблемы:
«Что
мы
знаем
о
неживой
природе?».
-
Введение
в
поисково
–
познавательную деятельность.
- Проблемные вопросы детям.
-
Формулирование
задач:
углубить
и
систематизировать
знания
детей
о
неживой
природе.
Вхождение в проблему.
Вживание
в
новый
вид
деятельности.
Активизация
информационного
опыта,
работа
в
проблемном
поле.
Принятие задач.
Уточнить
задачи
проекта
и
конечный продукт проекта.
Информационно-
аналитический
- Оказание помощи в решении
задач
и
планировании
деятельности.
-
Довести
до
сведения
родителей
о
предстоящем
проекте. Актуализировать перед
родителями
важность
темы.
Заинтересовать
родителей
и
нацелить их на взаимодействие.
-
Составить
перспективный
план мероприятий.
-
Подобрать
художественную
литературу,
наглядные
материалы, видеоматериалы по
теме.
-
Подобрать
необходимые
материалы
и
атрибуты
для
сюжетно-ролевых
игр,
настольно-печатные игры.
-
Организовать
деятельность
детей.
Планируют
деятельность
(с
помощью воспитателя).
Объединяются
в
проектные
группы.
Распределяют роли.
Распределяют обязанности.
Практический
этап.
-
Организация
работы
над
проектом (поэтапно).
(поиск
решений, продуктивная
деятельность,
поиск
информации,
ознакомление
с
художественной
литературой,
экскурсионная
деятельность,
игровые ситуации, проблемные
ситуации).
Воспитатель:
наблюдает,
оказывает
практическую
помощь, поддерживает интерес
детей,
направляет,
контролирует.
Родители:
активные
участники
проекта,
помощники
своим
детям. Работа по принципу «Не
за детей, а вместе с детьми».
Ищут варианты решения задач.
Добывают
необходимую
информацию,
наглядный
материал.
Презентационный
этап
-Подготовка
к
презентации
альбомов, планшетов.
-
Выставка
альбомов,
планшетов,
рисунков
в
музыкальном
зале
для
всех
участников
образовательного
процесса.
-
Подготовка
к
показу
инсценировки «В каморке папы
Карло» для детей других групп
Индивидуальная
подготовка
альбомов
(совместно
с
родителями).
Общая подготовка презентации
Активные участники
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
назв.
раздел
а
название
мероприяти
я
вид деятельности
участники
продукт
срок
1.
почв
а
Что такое
почва?
эксперимент
воспитатель,
дети
Сентябр
ь
октябрь
Какая
бывает
почва?
эксперимент
воспитатель,
дети
коллекция
камней и
минералов
Как
образуется
почва?
игра –
драматизация «Как
медведь пень
потерял»
воспитатель,
дети,
родители
изготовление
фигурок для
театра на
фланелеграфе,
показ сказки
детям других
групп
Обитатели
Подземного
царства
экскурсия в сквер
воспитатель,
дети,
родители
изготовление
ограничителей
«Защитим
жителей
Подземного
царства»
Кроты и
дождевые
черви
экологическое
наблюдение за
червями,
просмотр видео
«Эти
удивительные
животные - кроты»
воспитатель,
дети
Загрязнение
почвы
эксперимент
воспитатель,
дети,
родители
изготовление
предупредительн
ых знаков
«Охраняйте
окружающую
среду»
2.
огон
ь
«Новогодня
я история»
просмотр
диафильма
воспитатель,
дети
Ноябрь
декабрь
«Есть такая
профессия –
пожарный»
экскурсия в
пожарную часть
воспитатель,
дети,
родители
сюжетная игра
«Мы -
пожарные»,
«Спасатели»
«Огонь – не
забава»
изобразительная
деятельность
воспитатель,
дети
конкурс
рисунков
«Огонь –
друг и враг»
беседа, тренинг,
творческое
рассказывание,
сбор иллюстраций,
рисунков,
фотографий
воспитатель,
дети,
родители
презентация
семейно-
групповых
панно
«Подарок
для
Золушки»
познавательно-
практический
досуг
воспитатель,
дети,
учитель-
дефектолог
«В каморке
папы
Карло»
костюмированное
театрализованное
представление
воспитатель,
дети,
музыкальны
й
руководител
ь,
преподавате
ль
физкультур
ы
«выездной мини-
театр» - показ
театрализованно
й постановки
ребятам других
групп
3.
вода
Тайны воды
экспериментальная
деятельность
воспитатель,
дети
Январь
февраль
Откуда
берется снег
и лед
экспериментальная
сказка
«Приключения
Муравьишки»
воспитатель,
дети
Круговорот
воды в
природе
сказка «Чудесные
превращения»
воспитатель,
дети,
родители
изготовление
масок для
драматизации
Путешестви
е с
Брызгалкой
познавательное
развлечение
воспитатель,
дети,
родители,
сотрудники
группы
«Вода в
жизни
человека»
художественная
деятельность
воспитатель,
дети,
родители
создание
коллективного
альбома с
рисунками,
иллюстрациями,
фотографиями
Очистка
воды
эксперимент
воспитатель,
дети
4.
возду
Свойства
воздуха
эксперимент
воспитатель,
дети,
создание альбома
«Стихийные
Март
апрель
х
психолог
бедствия»,
сюжетная игра
«Путешествие на
воздушном
шаре»
Парашютист
ы
конструктивная
деятельность с
элементами
экспериментирова
ния
воспитатель,
дети,
родители
выставка
совместного
творчества
«Умелые ручки»,
сюжетная игра
«Парашютисты»
Игрушки -
вертушки
совместная
трудовая
деятельность
воспитатель,
дети,
родители
конкурс на
лучшую игрушку
«Папа может все
что угодно»
Мы -
исследовате
ли
совместная
деятельность в
лаборатории
воспитатель,
дети,
учитель-
дефектолог