В.Г. Распутин "Уроки французского". Испытание человека.
Автор: Осадчая Евгения Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ №24 Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: Конспект урока Тема: В.Г. Распутин "Уроки французского". Испытание человека. Раздел: среднее образование
Цели урока:
•
охарактеризовать жизнь людей в период Великой Отечественной войны, изображенную в
рассказе;
•
дать развернутую характеристику главных персонажей рассказа – мальчика и Лидии
Михайловны;
•
характеризовать второстепенных персонажей по их действиям и внешнему виду;
•
сформулировать свое понимание конфликта рассказа, связанного с тяжелыми
обстоятельствами жизни во время войны;
•
понимать поэтику названия рассказа
Урок может проводиться в форме беседы или дискуссии по опорным вопросам и заданиям.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Вспомнить с учащимися, какие произведения об учителях они знают.
•
А.П.Платонов «Ещё мама» (первой учительнице Аполлинарии Николаевне)
•
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
3. Работа по теории литературы, записи терминов в словарь.
•
Автобиография – описание своей жизни.
•
Автобиографичный – обладающий чертами автобиографии.
•
Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого
размера.
4. Слово учителя о творчестве писателя
Из интервью Валентина Распутина:
Родился я в 1937 году, в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре…
В юности я совершенно не думал о литературном призвании. Считал, что мне суждено стать
учителем, радовался этому, гордился и серьезно готовился к этому делу…
Да, рассказ «Уроки французского в немалой степени автобиографичен. Так же, как герой рассказа,
поехал я вскоре после войны, чтобы продолжить учебу в пятом классе, из своей родной деревеньки
в районный поселок под названием Усть-Уда. Это в среднем течение Ангары. Так же французский
язык вела у нас Лидия Михайловна.Ее фамилия Молокова, теперь она живет в Саранске.
Удивительно, что Лидия Михайловна забыла, что она похожим же, как в рассказе, способом
отправила мне посылку с макаронами – в то голодное время богатство огромное… Я эти макароны
запомнил на всю жизнь. Не боясь громкого и красивого слова, хочу сказать, что это был тот
случай, когда пища физическая, утоляющая голод, перешла в пищу другого порядка…Если
«вечный двигатель» нельзя создать в механике, он существует в человеческой душе. Это добро, и
особенно добро, получаемое в детстве, когда все в ребенке свежо и обострено к воспитанию.
5. Вопросы и задания
•
1. Какое впечатление произвело на вас чтение рассказа В.Распутина?
•
2. Почему мальчик был вынужден уехать из дому? Где он жил? Почему голодал?
•
3. Почему мальчик стал играть на пустыре в «чику»?
•
4. Как проявляются черты характера мальчика во время игры на деньги?
•
5. Прочитайте сцену драки на пустыре, что было для мальчика главным во время игры и
драки?
•
6. Дайте характеристику Вадика, Птахи, Тишкина. Что отличает их от главного героя?
•
7. Почему Лидия Михайловна предлагает мальчику позаниматься французским языком
индивидуально у нее дома?
•
8. Как ведет себя мальчик, получив посылку и догадавшись, что она отправлена
учительницей? Почему?
•
9. Прочитайте сцену игры на деньги в квартире учительницы, когда она пытается обмануть
мальчика. Сравните реакцию мальчика на обман в игре с детьми и учительницей.
Охарактеризуйте мальчика.
•
10. Можно ли считать описываемые в рассказе ситуации испытанием мальчика и
учительницы? Какие качества характера героев проверяются в этих ситуациях?
•
11. Только ли французскому языку научила Лидия Михайловна мальчика? Какие уроки
воспринял герой, пережив изображаемые события?
6. Подведение итогов.
Этот рассказ – о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались
мальчишки сразу после окончания Великой Отечественной войны, об учительнице французского
языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику – урок взаимопонимания,
уважения человеческого достоинства, помощи, не уважающей того, кому она адресована.
В «Уроках французского» автором вырабатывается и закрепляется новый аспект концепции
личности: формирование личности человека в условиях добра, красоты и ответственности.
Одновременно в рассказе художественно воплощаются мысли о необходимости участия в этом
процессе самого человека путем требовательного и постоянного соотнесения своих чувств и
поступков с нравственными нормами, путем самовоспитания.