Автор: Моисеенко Валентина Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Горин Солнечного района Хабаровского края Населённый пункт: поселок Горин Солнечного района Хабаровского края Наименование материала: статья Тема: Деятельностный подход в обучении Раздел: полное образование
Автор: Моисеенко В.И., учитель математики МБОУ СОШ п.Горин
Когда людей станут учить
не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Как
известно,
в
основе
нынешней
модернизации
российского
образования,
детерминированной
реалиями
времени,
лежат
идеи
личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из
важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том,
чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить
умения,
позволяющие
им
самостоятельно
добывать
информацию
и
активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В
связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких
технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у
учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Проблема современной школы – непрочные и недействительные
знания. Школа, говоря словами К.Д.Ушинского, «много сыплют в детей и
редко справляются, осталось ли что-нибудь из насыпанного». Обо всем
слышали,
что-то
выучили,
но
большей
частью
знают
мало,
поверхностно,
приблизительно,
а
навыки
пользования
знаниями
и
умениями нередко отсутствуют вовсе.
Как сделать знания прочными, действенными? Как создать продукт,
пользуясь которым выпускник школы мог бы быть всегда уверенным в
своих знаниях и благодаря им защищенным в жизни?
Чтобы обеспечить прочность и осознанность знаний необходимо
внедрить
такое
обучение,
которое
можно
было
бы
уподобить,
по
выражению Ушинского, росту сильного дерева, которое, с каждым годом
приобретая новые ветви, вместе с тем утолщает и укрепляет свой корень.
Полу знание – полу умение никому не нужно.
Деятельностный подход в обучении как раз и позволяет обеспечить
прочность и осознанность знаний учащихся.
Модуль 1. Теоретическое обоснование опыта.
Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского,
П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в
трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой,
Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является
законченной теорией учения, признанной в мире.
Деятельностный подход к жизни вообще является значительным
достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о
том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и
деятельностью
обусловлена.
При
этом
деятельность
понимается
как
преднамеренная
активность человека,
проявляемая
в
процессе
его
взаимодействия
с
окружающим
миром,
и
это
взаимодействие
заключается
в решении жизненно
важных з а д а ч , определяющих
существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь
—
э т о «совокупность,
точнее
система,
сменяющих
друг
друга
деятельностей».
Согласно
этой
теории
целью
обучения
является
не
вооружение
знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со
знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос:
для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо
делать, а для этого — узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения —
дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством
обучения действиям.
Для
учителя
это
означает,
что
в
процессе
обучения
он
должен
решать
задачу
формирования
у
обучаемых
умения
осуществлять
деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач
определенного
типа,
называют
способом
действий.
Таким
образом,
конечной
целью
обучения
является
формирование
способа
действий.
Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением
соответствующим умственным действиям, а формирование умственного
действия
невозможно
без
усвоения
определенных
знаний.
Поэтому
первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и
действия, входящие в ее состав, а не знания.
Подход
к
процессу
учения
как
к
деятельности
требует
также
принципиально
другого
рассмотрения
соотношения
знаний,
умений.
Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как
их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне
действий обучаемого.
Критерий знания также неотделим от действий. Знать — это всегда
выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными
знаниями. Знание— понятие относительное. Качество усвоения знаний
определяется
многообразием
и
характером
видов
деятельности,
в
которых знания могут функционировать.
Таким
образом,
вместо
двух
проблем—
передать
знания
и
сформировать умения по их применению — перед обучением теперь
стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого
начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их
применение в заранее предусмотренных пределах.
Модуль 2. Технология деятельностного подхода к обучению.
Обучение учащихся исполнительной части деятельности строится
на психологической теории П.Я.Гальрина планомерного формирования
умственных действий.
Согласно этой теории выделяются следующие этапы:
1.
Этап мотивации к выполнению действий (проблемные ситуации);
2.
Этап
создания
ориентировочной
основы
действий
(система
указаний, которые надо выполнить, например: алгоритм, схема,
модель,
график
и
т.д.)
Гальперин
выделил
ориентировочную
основу трех видов:
Учитель сам создает ориентировочную модель;
Совместное создание модели;
Самостоятельное создание модели.
3.
Э т ап
ф о рм и р о ва н и я
д е й с т в и й
в
м ат е р и а л ь н о й
и л и
материализованной форме (громко вслух, с проговариванием всех
операций);
4.
Этап формирования действий как внешне речевого (опору убрали,
вслух объясняют). Дидактический смысл этого этапа в том, что
создается
ситуация,
в
которой
ученик
вынужден
вспомнить
последовательность
действий
и
осмыслить
усвоенные
способы
выполнения каждой операции;
5.
Этап формирования внешней речи про себя (шепотом про себя);
6.
Этап формирования действия во внешней речи (молча)
Модуль 3. Обобщенное описание системы работы.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет
положение:
усвоение
содержания
обучения
и
развитие
ученика
происходит в процессе его собственной деятельности.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно
включить
их
в
специально
организованную
деятельность,
сделать
«хозяевами»
этой
деятельности.
Для
этого
нужно
выработать
у
школьников
мотивы
и
цели
учебной
деятельности
(«зачем
учиться
математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»).
Основной из главных задач учителя является организация учебной
деятельности
таким
образом,
чтобы
у
учащихся
сформировались
потребности
в
осуществлении
творческого
преобразования
учебного
материала с целью овладения новыми знаниями.
Китайская
мудрость
гласит:
“Я
слышу
–
я
забываю,
я
вижу
–
я
запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных
поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися,
развивать их познавательную деятельность.
При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие
компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков,
сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование
информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения,
навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для
этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели
учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то….
(формирование мировоззрения)
Деятельностный
подход
в
обучении
предполагает
умение
учащихся
планировать свои действия по выполнению задания. Как же научить
каждого пользоваться знаниями в различных ситуациях? Необходимо на
уроке создать ситуацию, в которой учащиеся испытывают потребность в
освоении
деятельности,
адекватной
знанию.
Такая
потребность
возникает
у
человека
в
его
личной
деятельности,
если
при
ее
выполнении он испытывает затруднения, какой-то дискомфорт: что-то не
то, что-то не так. Этот дискомфорт возникает в ситуации, возбуждающей
у
учащихся
потребность
в
овладении
запланированной
учителем
деятельности. Для его создания можно выделить четыре момента:
1.
Поставить перед учащимися вопрос: зачем нам нужно это знание?
Их ответ обязательно будет содержать указание на деятельность;
2.
Предложить
учащимся
выполнить
названную
деятельность
в
конкретной ситуации, специально подобранной так, чтобы у них
возникали затруднения;
3.
Обратить
внимание
учащихся
на
возникающие
затруднения
и
резюмировать: «Не все смогли эту деятельность выполнить. Нужно
этому поучиться»;
4.
Побудить
учащихся
самостоятельно
сформировать
цель
той
деятельности, которой им предстоит овладеть.
После
того
как
учащиеся
осознали
цель
предстоящей
деятельности,
учитель
побуждает
их
к
составлению
программы
достижения
поставленной цели следующим обращением: «Какие же действия нужно
выполнить, чтобы достичь этой цели?»
Обучение
составлению
программы
действий
по
выполнению
задания осуществляется в следующей последовательности:
1.
Формулирование
и
запись
в
тетрадь
задания,
побуждающего
к
деятельности, которой учащиеся должны овладеть;
2.
Побуждение
учащихся
к
составлению
программы
выполнения
задания, т.е. «Какие действия и в какой последовательности нужно
выполнить, чтобы …»;
3.
Побуждение
учащихся
к
осмыслению
источника
выделенных
действий, т.е. «Откуда вы знаете, что нужно выполнять именно эти
действия?»
4.
Составление системы действий по выражению задания с опорой на
содержание знания (совместная деятельность учителя и учащихся);
5.
Побуждение учащихся к самостоятельному составлению системы
действий с последующей проверкой.
Можно выделить следующие виды деятельности на различных этапах
урока:
Организация деятельности по анализу формулировки темы и
постановки цели урока;
Организация деятельности по изучению нового материала;
Организация деятельности по отработке теоретического материала;
Организация деятельности по отработке знаний;
Организация деятельности учащихся на этапе контроля за
усвоением знаний;
Воспитательная направленность уроков математики.
Успех
урока
во
многом
зависит
от
организации
деятельности
учащихся уже на первых минутах учебного занятия.