Напоминание

Деятельностный подход в обучении


Автор: Моисеенко Валентина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Горин Солнечного района Хабаровского края
Населённый пункт: поселок Горин Солнечного района Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностный подход в обучении
Раздел: полное образование





Назад





Деятельностный подход в обучении

Автор: Моисеенко В.И., учитель математики МБОУ СОШ п.Горин

Когда людей станут учить

не тому, что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг.
Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования, детерминированной реалиями времени, лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Проблема современной школы – непрочные и недействительные знания. Школа, говоря словами К.Д.Ушинского, «много сыплют в детей и редко справляются, осталось ли что-нибудь из насыпанного». Обо всем слышали, что-то выучили, но большей частью знают мало, поверхностно, приблизительно, а навыки пользования знаниями и умениями нередко отсутствуют вовсе. Как сделать знания прочными, действенными? Как создать продукт, пользуясь которым выпускник школы мог бы быть всегда уверенным в своих знаниях и благодаря им защищенным в жизни? Чтобы обеспечить прочность и осознанность знаний необходимо внедрить такое обучение, которое можно было бы уподобить, по выражению Ушинского, росту сильного дерева, которое, с каждым годом приобретая новые ветви, вместе с тем утолщает и укрепляет свой корень. Полу знание – полу умение никому не нужно. Деятельностный подход в обучении как раз и позволяет обеспечить прочность и осознанность знаний учащихся.
Модуль 1. Теоретическое обоснование опыта.
Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире. Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как
преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных з а д а ч , определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь — э т о «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого — узнать, как это надо делать.
Т.е. цель обучения —

дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством

обучения действиям.
Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания. Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Критерий знания также неотделим от действий. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание— понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. Таким образом, вместо двух проблем— передать знания и сформировать умения по их применению — перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Модуль 2. Технология деятельностного подхода к обучению.
Обучение учащихся исполнительной части деятельности строится на психологической теории П.Я.Гальрина планомерного формирования умственных действий. Согласно этой теории выделяются следующие этапы: 1. Этап мотивации к выполнению действий (проблемные ситуации);
2. Этап создания ориентировочной основы действий (система указаний, которые надо выполнить, например: алгоритм, схема, модель, график и т.д.) Гальперин выделил ориентировочную основу трех видов:  Учитель сам создает ориентировочную модель;  Совместное создание модели;  Самостоятельное создание модели. 3. Э т ап ф о рм и р о ва н и я д е й с т в и й в м ат е р и а л ь н о й и л и материализованной форме (громко вслух, с проговариванием всех операций); 4. Этап формирования действий как внешне речевого (опору убрали, вслух объясняют). Дидактический смысл этого этапа в том, что создается ситуация, в которой ученик вынужден вспомнить последовательность действий и осмыслить усвоенные способы выполнения каждой операции; 5. Этап формирования внешней речи про себя (шепотом про себя); 6. Этап формирования действия во внешней речи (молча)
Модуль 3. Обобщенное описание системы работы.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка.

Позиция учителя:
к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика:
за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача
– задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность
– управляемый учебный процесс.
Учебное действие
– действие по созданию образа.
Образ
– слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие
– я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка
– Я считаю так то…. (формирование мировоззрения) Деятельностный подход в обучении предполагает умение учащихся планировать свои действия по выполнению задания. Как же научить каждого пользоваться знаниями в различных ситуациях? Необходимо на уроке создать ситуацию, в которой учащиеся испытывают потребность в освоении деятельности, адекватной знанию. Такая потребность возникает у человека в его личной деятельности, если при ее выполнении он испытывает затруднения, какой-то дискомфорт: что-то не то, что-то не так. Этот дискомфорт возникает в ситуации, возбуждающей у учащихся потребность в овладении запланированной учителем деятельности. Для его создания можно выделить четыре момента: 1. Поставить перед учащимися вопрос: зачем нам нужно это знание? Их ответ обязательно будет содержать указание на деятельность; 2. Предложить учащимся выполнить названную деятельность в конкретной ситуации, специально подобранной так, чтобы у них возникали затруднения; 3. Обратить внимание учащихся на возникающие затруднения и резюмировать: «Не все смогли эту деятельность выполнить. Нужно этому поучиться»; 4. Побудить учащихся самостоятельно сформировать цель той деятельности, которой им предстоит овладеть. После того как учащиеся осознали цель предстоящей деятельности, учитель побуждает их к составлению программы достижения поставленной цели следующим обращением: «Какие же действия нужно выполнить, чтобы достичь этой цели?» Обучение составлению программы действий по выполнению задания осуществляется в следующей последовательности: 1. Формулирование и запись в тетрадь задания, побуждающего к деятельности, которой учащиеся должны овладеть; 2. Побуждение учащихся к составлению программы выполнения задания, т.е. «Какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы …»;
3. Побуждение учащихся к осмыслению источника выделенных действий, т.е. «Откуда вы знаете, что нужно выполнять именно эти действия?» 4. Составление системы действий по выражению задания с опорой на содержание знания (совместная деятельность учителя и учащихся); 5. Побуждение учащихся к самостоятельному составлению системы действий с последующей проверкой. Можно выделить следующие виды деятельности на различных этапах урока:  Организация деятельности по анализу формулировки темы и постановки цели урока;  Организация деятельности по изучению нового материала;  Организация деятельности по отработке теоретического материала;  Организация деятельности по отработке знаний;  Организация деятельности учащихся на этапе контроля за усвоением знаний;  Воспитательная направленность уроков математики. Успех урока во многом зависит от организации деятельности учащихся уже на первых минутах учебного занятия.


В раздел образования