Напоминание

Формирование у дошкольников поведенческих стереотипов


Автор: Свиридова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Можайский соц.реабилитационный центр для несовершеннолетних
Населённый пункт: город Можайск
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование у дошкольников поведенческих стереотипов
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД
Формирование у дошкольников поведенческих

стереотипов.
Работу выполнила: Свиридова М.В. – воспитатель I категории
Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство- уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, - уважай других, веди себя так, чтобы не вызывать у людей осуждения, неприязни. Культура человеческих отношений - дело не только личное, но и общественное. Истинная культура поведения – органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам морали. Антон Семенович Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». Воспитанность не образуется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность - это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь - Ребенок!» Тем временем ребенок растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия, например: не подозревает о том, что встретившись в дверях со взрослым человеком надо посторониться, уступить место, с бутербродом или мороженым заходить в общественные места, где много народу, нельзя - можно нечаянно испачкать одежду, привлекать внимание окружающих громкими разговорами - признак невоспитанности, нельзя вслушиваться в разговор взрослых и вставлять свои реплики и многое другое. Действительно, как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: невоспитан. Вот почему, заботясь о гармоническом развитии ребенка, необходимо иметь ввиду не только физическое и нравственное здоровье, эстетическое и интеллектуальное развитие. Этого мало. Надо учить его и внешним формам выражения воспитанности. Как часто приходится краснеть за поведение детей повзрослевших, но так и не научившихся вести себя , как требуют того обстоятельства. Причина? Не знают элементарных законов общежития, не умеют отличать непринужденность от развязанности, не знакомы с существующим этикетом. У некоторой части молодежи сложилось неправильное представление: красивые манеры, любые проявления воспитанности - «пережиток». Считается, что главное достоинство человека - в его внутреннем содержании. Можно ли представить себе воспитанным того, кто хотя
образован и начитан, но в общении с людьми развязан и груб, игнорирует правила приличия? Такой человек производит впечатление нравственно неполноценного. Воспитание ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками. Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляют наибольшую сложность для педагога формирование у ребенка нравственных основ поведения. Перед педагогом возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и в добрых человеческих проявлениях. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Вежливость... Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо», «пожалуйста». В любых ли условиях он так поступает, или только в заученных и знакомых ситуациях? Попробуйте уронить какой-либо предмет – носовой платок, записную книжку, карандаш – и посмотрите, как прореагирует ваш ребенок, поднимет и подаст вам или «не заметит». Как это сделает – с готовностью или лишь отметит вслух: «Уронила…?», а может поднимет и будет ждать похвалы? Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребенка хорошо осознанной необходимостью. Деликатность-сестра вежливости. Зачатки деликатности уходят глубоко в детство. Иногда родители задерживают всходы этого драгоценного свойства характера недостаточной требовательностью к детям, снисходительно относятся к тому, что ребенок ведет себя шумно в поликлинике, заглядывает в кабинет врача, с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующих. Когда так говорит ребенок в два-три года, то это можно отнести к детской непосредственности, в этих случаях следует остановить ребенка, поправить. Если такое происходит в четыре-пять лет, то это упущение, когда детская непосредственность переросла в бестактность. Чуткость-это моральное качество человека, выражается в его отношении к окружающим. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах: «Помоги бабушке», «Поделись с братом», развивать умение сочувствовать: «Мама устала, не шуми, играй тихо». Чувство такта… Оно является регулятором поступков человека, чувство такта у ребенка проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, не перебивать разговор взрослых. Такт как нравственную основу отношений с людьми следует формировать как можно раньше. Воспитатель в детском саду должен советовать родителям, чтобы они сохраняли некоторую дистанцию. Нельзя, чтобы ребенок допускал панибратство в отношениях с родителями, иначе ребенку трудно определить границу дозволенного. Предупредительность… Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись из добрых побуждений. Необходимо подсказывать ребенку в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять брошенную вещь, придержать дверь, пропустить вперед девочку или малыша или старшего. Скромность… Это нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением
большинства, поступать хорошо не ради похвалы, учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой. Детей, не обладающих скромностью, хвалить реже: «Не только ты умеешь, но и другие тоже». Если детей своевременно не приучали вести себя скромно, то к моменту перехода в школу они становятся шумными, развязанными, не умеющими подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечание. Общительность…В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях истоки уважения к людям. Дисциплинированность… Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность. Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослых. Основная задача - воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями. Каковы пути и средства воспитания у детей нравственного поведения? Маленькому ребенку прививают те навыки, о которых говорится в программе детского сада и которые связаны с выполнением режима. Ребенок должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения. Обучение как один из ведущих методов воспитания помогает усвоить определенный объем конкретных навыков и умений, от которых зависит поведение ребенка, его организованность, самостоятельность, упорядоченность и осмысленность действий. С этой целью ребенка обучают правилам, связанным с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, вежливости, поведения за столом, на занятиях и др. С правилами знакомят постепенно, в соответственных ситуациях, с учетом возраста детей. По мере взросления расширяется и круг правил, усваивая которые он дополнительно расширяет и конкретизирует свои знания об уже известных. Например, воспитанников знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на занятиях», «Как вести себя на улице, в транспорте», «Соблюдай правила пешехода», «Как вести себя во время разговора со взрослыми», «Правила дружной игры», «Правила вежливости» и др. Чтобы руководствоваться этими правилами, ребенку недостаточно их знать. Необходимо учитывать, что у детей дошкольного возраста может наблюдаться разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей. На это указывал А.С. Макаренко, говоря, что между пониманием ребенка, как нужно поступать и привычным способом поведения «есть какая-то маленькая канавка и нужно эту канавку заполнить опытом». «Заполнить опытом»- значит постоянно упражнять ребенка в выполнении правил поведения. Полезно упражнять ребенка в выполнении правил в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные игры, поручения, задания. Для расширения представлений детей о культуре отношений, воспитатели используют ролевые игры «Магазин», «Поликлиника», «Библиотека» и другие, правила и условия которых обязывают ребят проявлять такт, вежливость, умение обратиться с просьбой. По ходу игры педагог напоминает детям, что они должны быть вежливыми, предупредительными. Вводя любое правило, педагог должен детям разъяснять его смысл. Убедившись, что дети знают и понимают правила, можно требовать соответствующих форм поведения. Полезно не только знакомить ребенка с правилом, а еще и показать способы его выполнения.
Воспитатель может использовать и косвенные приемы, намечающие лишь линию поведения: «Ты большой, и, наверное, не стоит напоминать тебе, как себя вести». Этот прием основан на естественном стремлении ребенка казаться старше, на побуждающем чувстве собственного достоинства. Требование выполнять то или иное правило должно вызывать положительную реакцию у ребенка. Для этого иногда полезно высказать авансом хорошее мнение о предлагаемом примерном его поведении: «Ты сегодня будешь дружно играть с ребятами, не ссориться с ними из-за игрушек, да?». Этот прием создает желание ребенка быть хорошим. Нередко, руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечание, чтобы оно не вызвало в ребенке внутреннего сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого. Например, замечание, основанное на контрастных понятиях «хорошо», и «плохо» оказывает положительное воздействие на детей: «Удивляюсь, как ты, такая хорошая хозяюшка, поступила плохо: бросила все дела, не закончив их. Разве ты не помнишь правило: после себя все убирать на место?» Выбирая способы влияния на детей, воспитатель учитывает возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию, настроение ребенка. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим». В другом - сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем - воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя нехорошо». В четвертом - спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел?» Можно использовать знакомые потешки, меткие сравнения художественных произведений. Таким образом, руководя поведением детей, важно творчески подходить к выбору методов и приемов. Творчество педагога проявляется в умении понимать ребенка и находить решения в выборе средств воздействия, в способности определять, когда и с каким ребенком быть мягким или строгим, когда и в каких случаях возможны исключения от общепринятых правил, а когда они недопустимы. В любом случае, взрослый старается предвидеть реакцию ребенка на избираемый метод. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить», «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые, дети лучше реагируют на игровые приемы, добрую шутку, потешку. Руководство поведением детей должно сочетаться с представлением им разумной самостоятельности. Когда ребенок прочно овладеет культурой поведения, то он будет вести себя так, как его учили, и в отсутствие воспитателя.


В раздел образования