Напоминание

Авторская методика лечения заикания у дошкольников Г.А. Волковой


Автор: Зобнина Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Презентация
Тема: Авторская методика лечения заикания у дошкольников Г.А. Волковой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторская методика лечения заикания у

дошкольников Г.А. Волковой

выполнила: Зобнина О.С.

Преодоление заикания в игровой деятельности

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста

Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка.

Г.А.

Волкова

разработала

систему

использования

игр

(дидактических,

с

пением,

подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 4-5, 5-6, 6-7

лет на разных этапах последовательных логопедических занятий:

1.

На этапе молчания (4-6 дней) и шепотной речи (10 дней);

2.

Сопряженной (4-5 недель) и отраженной речи (4-5 недель);

3.

Вопросно-ответной речи (8-10 недель);

4.

Самостоятельной речи (8-14 недель);

5.

На этапе закрепления активного поведения и свободного общения детей.

Одни игры являются оригинальными, другие созданы

на основе литературных текстов, переработанных в

зависимости

от

задач

коррекционного

обучения.

Методика игровой деятельности испытана в работе

логопедов и получила положительную оценку.

Эффективность

логопедической

коррекции

достаточно высока: в 60% случаев, с учетом катамнеза

до трех лет, заикание преодолевается.

Методика игровой деятельности используется в зависимости

от возраста детей,

особенностей их поведения,

степени проявления заикания,

этапов коррекционной работы.

Данная

методика

направлена,

в

первую

очередь,

на

воспитание

у

дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения

и таких

сторон личности, как подражательность, самостоятельность,

общительность, активность необходимых для социальной реабилитации

заикающегося.

Разнообразные дидактические игры:

на развитие слуха,

дыхания,

голоса,

звукоподражания,

игры

с

разборными

игрушками:

матрешками,

бочонками,

пирамидами,

шарами,

башенками

с

кольцами,

домино,

лото,

игры с куклами и т. д.

Развивают:

a)

зрительное и слуховое восприятие,

b)

внимание,

c)

пальчиковую моторику,

d)

подражательность,

e)

произвольную память

На простом речевом материале игры знакомят

детей

с

разными

образцами

речи,

данными

логопедом.

Игры с пением

Для

заикающихся

детей

полезны

игры

с

пением

-

хороводы

и

игры-

инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии

с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой.

В этих играх у детей развивается:

внимание;

произвольное поведение;

просодические компоненты речи;

чувство коллективизма;

умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом

и

ритмом

музыки,

выразительность

движений

-

с

характером

музыкального сопровождения.

Подвижные игры

С заикающимися детьми проводятся игры средней и

малой

подвижности,

чтобы

не

нарушать

у

детей

темпа дыхания и речи.

Среди них можно выделить:

a)

подвижные

игры

с

простыми

движениями

мячом, обручем, лентой, флажками);

b)

подвижные игры с сюжетом;

c)

спортивно-развлекательного

характера

(кегли,

бабки, игры с мячом, шарами).

Игры-драматизации

В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза,

настольный,

пальчиковый

театр)

слово

связано

с

действиями

персонажей,

с

рисованием,

конструированием

декораций,

с

целенаправленной

сценической атрибутикой.

Творческие игры

Творческие игры отличаются высоким уровнем

самостоятельности и самоорганизации детей в

деятельности. У заикающихся детей эти качества

воспитываются вначале в творческих играх по

предложению логопеда (взрослого), затем - по

замыслу самих детей. Главным моментом творческой

игры является выполнение роли.

Содержание занятий на разных этапах логопедической работы

Перед

занятиями

логопед

проводит

обследование,

оно

проводится

в

течение

месяца.

Заканчивая

этап

обследования,

логопед

оформляет

соответствующую

документацию:

тетрадь № 1 - речевые карты на каждого ребенка;

тетрадь № 2 - для связи работы логопеда и воспитателей;

тетрадь № 3 - рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных

планов;

тетрадь № 4 - записи домашних заданий на каждого ребенка;

тетрадь № 5 дневник на каждого ребенка;

составляет план работы на год,

совместно с воспитателями оформляет родительский уголок;

готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

Режим молчания (4-6 дней)

Во время режима молчания с детьми проводятся дидактические игры без речи. В

этот период логопед начинает коррекцию звукопроизношения путем воспитания у

детей звуковой культуры речи: развивает слуховое внимание и слуховую память,

зрительное внимание и память, пространственные ориентировки; воспитывает

подражательность, тормозные установки, общую и речевую моторику и т.д.

Воспитатели

также

проводят

индивидуальную

логопедическую

безречевую

работу по заданию логопеда: тактильный контроль за диафрагмальным дыханием,

зрительный

контроль

за

удлинением

выдоха,

артикуляторная

гимнастика,

обучение расслаблению мышц рук, ног, шеи и т.д.

Шепотная речь (10 дней)

Используется

шепотное

произношение

считалок,

потешек,

звукоподражаний с глухими согласными с, ш, х, ф. Проводятся игры

на

расслабление.

Продолжается

работа

по

развитию

и

упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с

правилами и с сюжетом.

Индивидуальные

логопедические

занятия

направлены

на

дальнейшее совершенствование навыков звуковой культуры речи на

материале

игр

без

голоса.

Логопед

напоминает

детям

о

необходимости говорить шепотом вне занятия.

Сопряженная речь (4-5 недель)

В задачи этого этапа входят воспитание:

1.

сопряженного произношения;

2.

речевого дыхания, удлинения выдоха;

3.

мягкой голосоподачи;

4.

слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах;

5.

просодической стороны речи;

6.

подражательности;

7.

активности;

8.

элементов творчества через обучение правилам игр.

Также: коррекция нарушений моторики, коррекция нарушений звукопроизношения,

активизация

и

пополнение

словаря

по

темам:

«Осень»,

«Фрукты»,

«Овощи»,

«Птицы», «Грибы», «Профессии».

Отраженная речь (4-5 недель)

Задачи этапа:

1.

Воспитание отраженной речи.

2.

Работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием,

голосом, слитностью, темпом и ритмом речи).

3.

Развитие моторики (умения расслаблять мышцы).

4.

Продолжение обучения играм и правилам игр (обучение общению с

партнером, умению следить за игрой других).

5.

Воспитание

произвольного

поведения

(выполнять

требования,

исходящие не только от взрослых, но и от товарищей).

6.

Коррекция

нарушений звукопроизношения. Раскроем

решение этих

задач

на

примерах

выполнения

программных

тем:

«Знакомство

с

трудом взрослых», «Зимующие птицы».

Вопросно-ответная речь (8-10 недель)

Задачи этапа:

1.

Продолжение работы над просодическими компонентами речи.

2.

Воспитание длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитного произношения

фразы, правильной паузации, темпа, ритма, интонационной выразительности.

3.

Воспитание умения отвечать на вопрос полной фразой (I период), одним словом

(II период), работа над диалогической речью.

4.

Воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности,

творчества.

5.

Продолжение коррекции нарушений звукопроизношения.

6.

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

7.

Осуществление совместного с воспитателем прохождения программы по темам

«Зима», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда», «Птицы».

Самостоятельная речь (8—14 недель)

Этот этап включает два раздела:

воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа

воспитание самостоятельной речи на материале рассказа.

Задачи воспитания самостоятельной речи на материале пересказа:

1.

обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией;

2.

пересказу событий, действий по материалам различных игр;

3.

воспитание активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах

игр;

4.

продолжение

работы

по

коррекции

нарушений

звукопроизношения,

по

развитию

лексико-грамматической стороны речи;

5.

осуществление указанных выше задач на материале программы по развитию речи.

Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа (4—6 недель)

Виды

работы:

обучение

описательному

рассказу,

рассказу

по

памяти,

творческому рассказу.

1.

Описание

внешнего

вида

какого-либо

предмета,

игрушки,

бытовых

помещений, растений, орудий труда и т.д.

2.

Обучение рассказыванию по памяти складывается из:

составления совместного рассказа на основе коллективного опыта;

составления рассказов на основе индивидуального опыта.

1.

Воспитание творческой инициативы, просодии, навыков самостоятельной

речи. Творческая игра в театр.

2.

Обучение детей составлению описательных рассказов.

Данная методика способствует созданию единого

подхода

к

детям,

тесной

связи

между

логопедической

и

воспитательной

работой,

что

обеспечивает

условия

для

закрепления

инициативного поведения и правильной речи детей

вне специальных занятий. В системе различных игр

дети

усваивают

правила

поведения

в

игровых

и

мнимых

ситуациях.

Усвоенные

формы

взаимоотношений

способствуют

перестройке

поведения и речи заикающихся детей и устранению

дефекта.



В раздел образования