Автор: Киричкова Людмила Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №998 ДО №7 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Игра-викторина "В гостях у дедушки Корнея" Раздел: дошкольное образование
Игра-викторина. (средняя группа)
Цель. Расширять знания детей о писателе К.И.Чуковском, прививать любовь к
его творчеству; проверить знание детьми его произведений; развивать
внимание, память, связную речь.
Оборудование. Портрет писателя; выставка книг, детских рисунков,
иллюстраций художников к произведениям автора; предметы для конкурса
«Бюро забытых вещей».
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты
лица, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся
глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского
писателя Корнея Ивановича Чуковского.
Ведущий прикрепляет на доску портрет писателя.
–В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, открылся
музей Корнея Ивановича Чуковского. Это необычный музей: здесь посетителей
называют гостями; каждый день смеются дети; звучат стихи не только Корнея
Ивановича. Побывав в музее, вы встретитесь с Мойдодыром, Бармалеем,
Крокодилом, увидите те самые комнаты, где жил проказник Бибигон.
В этом поселке есть терем-теремок. Местные жители называют его «дом
дедушки Корнея». Целый день в нем звенят детские голоса. Здесь происходят
интересные встречи с писателями, артистами, учеными. И почти все выходят
отсюда с радостными лицами. Вы, наверно, догадались, что это детская
библиотека. А построил ее на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней
главным работником все тот же детский писатель Корней Иванович Чуковский.
Сегодня мы будем говорить о его произведениях, вспомним своих любимых
героев.
Ведущий.
Эта удивительная история произошла лет 100 тому назад.
Жил в то время в Петрограде один человек. Звали его Корней Иванович
Чуковский. По профессии он был литературный критик, писал критические
статьи о литературе Он был уже известным литератором, автором многих книг,
Свою профессию любил и считал её своим призванием, И если бы кто-нибудь
сказал ему, что скоро он станет знаменит в другом литературном жанре,он очень
бы удивился. А ещё больше бы он удивился, если бы ему сказали, что его
прославят стихи и сказки для детей. Детским поэтом и сказочником Чуковский
стал совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка.
Заболел он в городе Хельсинки, и Корней Иванович вёз его домой в ночном
поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше.
Да и не так уж это было важно. Важно было не замолчать, не останавливаться,
не замкнуться ни на секунду, а быстро лепить строку к строке под чёткий стук
вагонных колёс:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил,-
Крокодил, крокодил, Крокодилович!
Ему самому всё это казалось, вероятно, чистейшей ерундой, но мальчик
неожиданно затих и стал слушать, а потом спокойно уснул.
Быть может этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с
Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим
письменным столом и работал над важной статьёй, которую заказал ему один
серьёзный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая
дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел
из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет знаменитый «Мойдодыр».
С тех пор прошло много лет. Чуковский прожил долгую жизнь (77 лет). Его
книги любите вы, любят ваши папы и мамы, любили дедушки и бабушки.
I. Разминка
Ведущий. Какие еще сказки для детей написал Чуковский?
Дети. «Крокодил», «Тараканище», «Телефон», «Краденое солнце», Муха-
Цокотуха», «Путаница», «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Бармалей»,
«Приключения Бибигона».
Ведущий. Назовите героев, пришедших к Мухе-Цокотухе.
Дети. Тараканы, блошки, бабочка, букашки, бабушка пчела, жуки-червяки,
козявочки, кузнечик.
Ведущий. Кто звонил по телефону в одноименном произведении?
Дети. Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру,
зайчатки, цапли, олень, носорог.
II.Вспомним строки
Ведущий. Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте
некоторые строки и скажите: о ком в них говорится?
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной... (Мочалка)
Побежало по кустам,
По березовым листам... (Солнце)
Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый... (Таракан)
–Кому принадлежат следующие слова?
Если только захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)
О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными? (Айболит)
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких) детей! (Бармалей)
Физкультминутка «Танцы гостей Мухи-Цокотухи»
Ведущий. Родился писатель в 1882 году в Петербурге. А Корней – это не совсем
его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии
сделал имя и фамилию, и получилось «Корней Чуковский». Свое литературное
имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло
по наследству его детям, внукам и правнукам.
III. Конкурс рисунков
Ведущий прикрепляет на доску иллюстрации к произведениям Чуковского.
Ведущий. К какому произведению относится этот рисунок?
Дети отвечают.
–А теперь посмотрим на ваши рисунки, подготовленные к сегодняшнему дню.
Дети называют героев, изображенных на рисунках, определяют названия
произведений.
IV. Викторина-цепочка
Ведущий. А теперь вашими ответами на вопросы будут являться названия
произведений.
В каком произведении Чуковского посуда перевоспитала свою хозяйку?
(«Федорино горе»)
Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – покушение на
убийство? («Муха-Цокотуха»)
Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался?
(Бармалей)
...Свинки замяукали:
«Мяу! Мяу!»
Кошечки захрюкали:
«Хрю! Хрю! Хрю!» («Путаница»)
Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил! («Краденое солнце»)
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом? («Мойдодыр)
А слониха-щеголиха
Так отплясывала лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала. («Тараканище»)
V. Конкурс сценок «От двух до пяти»
Ведущий.
Вам рассказывали о книге «От двух до пяти». Познакомимся с несколькими
фрагментами (инсценировки детей)
1.
–Мама, крапива кусается?
–Да.
–А как она лает?
2.
Индюк – это утка с бантиком?
3
–Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
– Если я вырасту тетей – врачом, а вырасту дядей – инженером.
4.
Машенька о радио:
–А как же туда дяди и тети с музыкой влезли?
И о телефоне:
–Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубку, забрался
5
- Правда, мам, троллейбус – это помесь трамвая с автобусом?
-Ах, мамочка, какая ты красивая! Как мотоцикл!
6
-Как же ты упал с кровати?
-А ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и
вижу: меня там нет.
7
-Я сегодня упала и сильно ушиблась.
-Плакала?
-Нет.
-Почему?
-А никто не видел.
Ведущий. Книга «От двух до пяти» выдержала более двадцати изданий. Эту
книгу автор писал пятьдесят лет. Первые заметки о детском языке вышли в 1912
году. Каждый выход в свет книги «От двух до пяти» был не простым
переизданием: всякий раз Корней Иванович переписывал книжку заново,
увеличивая ее содержимое. Последнее издание книги он посвятил своим семи
правнукам – людям будущего.
VI. Бюро забытых вещей
Ведущий. Что такое бюро забытых вещей?
Дети. Это место, куда приносят и сдают вещи, забытые в транспорте, на улице.
Ведущий. А сейчас назовите персонажей, которым принадлежат эти вещи.
Мочалка
И мочалку, словно галку,
Словно галку проглотил. (Мойдодыр)
Сито
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам. (Бабушка Федора)
Перчатки
А потом позвонили ... :
«Нельзя ли прислать перчатки?» (Зайчатки)
Градусник
И всем по порядку
Дает шоколадку,
Иставит, и ставит
Им градусники. (Айболит)
Монета
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. (Муха-Цокотуха)
VII. Подведение итогов. Дети могут почитать понравившиеся им строки из
произведений Чуковского.
Литература.
1 М. А. Бесова . В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до10
лет. Ярославль «Академия развития» 1997
2 Н.В.Новоторцева, Развитие речи детей 1.Ярославль «Академия развития»
1997
3К.И. Чуковский От двух до пяти. Собрание сочинений в 15 т.
т. 2 М., Терра-Книжный клуб. 2001
4 Произведения К. Чуковского.