Автор: Равинская Зинаида Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБНОУ СО "Самарский региональный центр для одаренных детей"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Тот, кто зажигает звезды"
Раздел: полное образование
1
Воспитатель
ГБНОУ СО «Самарского регионального центра
для одаренных детей»,
Равинская Зинаида Алексеевна.
«Тот, кто зажигает звезды».
Науку, которая не только влияет на прикладное развитие важных на сегодня
отраслей
знаний:
космической
геодезии
и
космической
навигации,
стремительно развивающихся в XXI веке, - но и отвечает за формирование
мировоззрения, давая представление о мире и о месте человека во Вселенной
исключили из Федерального базисного учебного плана в 2008 году. Вернули
астрономию, как обязательный школьный
предмет только в 2017 году.
Поистине тяжелые времена для астрономии, как школьного предмета,
наступили
в
начале
ХХI
века.
Так,
в
школьном
астрономическом
образовании назрело ряд трудноразрешимых проблем:
- отсутствие целенаправленной подготовки в педвузах РФ будущих учителей
физики
к
преподаванию
астрономии,
и
как
следствие,
отсутствие
квалифицированных
педагогов,
которые
могут
на
надлежащем
уровне
преподавать астрономию в старших классах;
-
отсутствие
надлежащего
оснащения
учебных
заведений
приборами
и
материалами для практических занятий;
- ограниченность времени, отведенного в школах под астрономию (не более 1
часа в неделю) и др.
По мнению большинства педагогов, преподающих астрономию, выходом
из
сложившейся
ситуации
может
быть
лишь
дополнительное
астрономическое
образование.
Но
снова
возникает
вопрос
о
квалифицированных педагогах, которые могут дать школьникам не просто
базовые знания, умения и навыки; а качественно подготовят ребят к участию
в
олимпиадах
по
астрономии.
А
также,
что
самое
главное,
сможет
заинтересовать ребят предметом. У нас есть такой педагог, Филиппов Юрий
Петрович – старший преподаватель кафедры общей и теоретической физики
национального
исследовательского
университета
имени
академика
С.П.
Королева.
Много лет Юрий Петрович работает в нашем Центре для одаренных
детей. Кроме обязательного учебного предмета - астрономии, ведет спецкурс
по
подготовки
ребят
к
олимпиадам
по
физике
и
астрономии,
сам
разрабатывает
методические
пособия,
куда
включает
задачи
астрономических олимпиад для учеников 7 -11 классов,; а также является
2
научным руководителем обучающихся, занимающихся научно-практической
деятельностью, представляет им возможность в получении дополнительного
объема знаний по астрономии (астрофизике) и космонавтике, кроме того, он
обучает ребят правильному оформлению и подаче научного материалу.
Интерес к небесным телам, звёздам и иным галактикам возникает с 11-12
лет, но в эти годы ребята не владеют тем объёмом знаний по физике и
математике,
который
необходим при
освоении
астрономических
знаний.
Важность
же
предмета
нельзя
недооценивать.
Через
астрономию
иллюстрируется работа законов физики за пределами Земли, происходит
знакомство
с
освоением
космического
пространства
и
современными
достижениями в этой области, требующей объединения
усилий ведущих
держав,
удовлетворяется
подростковая
любознательность,
воспитывается
интерес к познанию. Именно поэтому Юрий Петрович старается привлечь
внимание
ребят
7
–
8-х
классов
к
этому
интереснейшему
предмету
и
обучающиеся, занимающиеся у него на спецкурсах успешно участвую в
олимпиадах и выступают на конференциях. Так например: Матвей Кистин –
учащийся 7 класса, стал победителем на региональном этапе Всероссийской
олимпиады школьников по астрономии имени В. Я. Струве для обучающихся
7
–
8
классов
в
2022
году
.Победителями
и
призерами
окружного
и
регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по астрономии
с
2019
по
2021
гг.
становились
следующие
обучающиеся
нашего
«Самарского регионального центра для одаренных детей» - Струнин Даниил,
Редин Андрей, Майоров Степан, Зубцова Яна и др.
Юрий Петрович Филиппов много лет является научным руководителем
Самарской областной астрономической школы, которая работает с 2002 года.
Астрошкола
объединяет
всех
взрослых
и
ребят
Самарской
области,
увлекающихся астрофизикой и астрономией. До 2016 года, пока на базе
нашего
Центр
не
было
смен
«Вега»
(региональный
центр,
по
образу
Сочинского «Сириуса»), школа велась в дистанционной форме обучения и
один
раз
в
году,
в
августе
месяце,
на
базе
Детского
образовательного
оздоровительного лагеря «Жигули», находящегося на берегу реки Волги (на
территории
заповедника
«Самарская
Лука»).
С
2016
года,
ребята,
интересующиеся
астрономией
и
астрофизикой
имеют
возможность
заниматься в очном режиме на «астрономических сменах», непосредственно
общаться
с
педагогами
и
друг
другом,
обмениваться
новостями,
впечатлениями, знаниями.
Но самым любимым местом встречи остается лагерь «Жигули», который
располагает
обсерваторией
и
площадкой
для
мобильных
ночных
наблюдений.
А
это
значит,
что
кроме
лекций
по
основным
вопросам
3
астрономии (астрофизики), оптики и космонавтики, семинарских занятий по
указанным дисциплинам, можно заниматься любимым делом ребят (знаю по
своему
опыту,
так
как
сама
несколько
раз
с
ребятами
Центра
непосредственно
участвовала
в
работе
Астрономических
смен)
–
наблюдениями за солнцем, небесными телами и др. Обучает, как правильно
проводить наблюдения за Солнцем и как определить степень его активности
ведущий инженер кафедры лазерных и биотехнических систем Самарского
национального
исследовательского
университета
имени
академика
С.П.
Королева – Бахтинов Павел Иванович. Кроме того, на базе обсерватории, он
вместе с ребятами проводит ночные наблюдения объектов небосвода.
Августовская
«астрономическая
смена»
всегда
ориентируется
на
12
августа. 12 августа – это ночь «максимума». Дело в том, что в эту ночь
наблюдается
максимальный
метеорный
поток
из
созвездия
Персея.
Но
понятно, что ребята на этих наблюдениях не просто лежат, смотрят на звезды
и загадывают желание увидев «падающую звезду». Во-первых; это никакая
не
звезда,
а
метеор,
а
во-вторых;
серьезное
наблюдение,
к
которому
участников
смены
готовит
учитель
физики
и
астрономии,
заместитель
директора Самарского «Лицея авиационного профиля № 135 (Базовой школы
Российской академии наук)»– Ананченко Ольга Владимировна. Во - время
ночных наблюдений, ребята должны за короткий отрезок времени (секунды
или,
даже,
долю
секунды)
определить
длину
пути
метеора,
зенитное
расстояние,
видимую
звездную
величину,
был
ли
след,
проточность,
продолжительность
полета.
Особенно
тяжело
приходится
секретарю
наблюдений, который должен их зафиксировать, он, также выбирается из
присутствующих на наблюдениях обучающихся. После наблюдений, каждый
из участников, вносит данные наблюдений за каждый период в свой личный
Дневник наблюдений, а затем, составляется кривая падения метеоров и ее
описание,
дневники
сдаются
на
проверку
педагогу,
отвечающему
за
наблюдения. «Я научилась определять все параметры метеоров, грамотно и
быстро систематизировать полученные данные» - делилась одна из участниц
смены.
Кроме
того,
в
рамках
очного
этапа
проводятся
три
учебно-
познавательных
конкурса:
конкурс
научно-исследовательских
работ
школьников
по
астрономии
(астрофизике),
космонавтике;
конкурс
по
основным
результатам
практических
наблюдений,
конкурс
творческих
исследовательских заданий для малых исследовательских групп. Каждый
конкурс завершается награждением победителя и призеров оригинальными
медалями Астрошколы.
Все
педагоги,
много
лет
работающие
в
Астрошколе,
это
люди,
увлеченные астрономией, энтузиасты, даже во время пандемии 2020 и 2021
4
года
смены
Астрошколы
не
отменяли,
а
ребята
вместе
со
своими
руководителями выезжали на летнюю смену.
Но этих практических занятий очень и очень мало, что такое 5-7 дней в
год, тем более, что не все они могут быть пригодны для наблюдений, то небо
затянуто облаками, то луна, как огромный фонарь, освещает все вокруг. Да и
сколько ребят смогут поехать на астрономическую смену тоже большой
вопрос. Так и получается, что в Самаре Космической нет ни кадров для
работы с молодым поколением, ни необходимого оборудования.
На сайте - TAБУРЕНT/РУ разместили проект Самарского планетария,
который (как сообщается) должен быть построен в 2022 году. Закачивается
лето 2022 года, пока конкретных действий не наблюдается. А ведь надо,
чтобы
ребята имели возможность круглый год, вживую, наблюдать за звездами,
небесными телами, явлениями и событиями, которые происходят в этом
необъятном и загадочном мире.
Больше
половины
выпускников
2022
года,
физико-математического
отделения
«Самарского
регионального
центра
для
одаренных
детей»
поступило
в
Самарский
национальный
исследовательский
университет
имени академика С.П. Королева.
Да, астрофизиками станут не все, потому что астрономия – наука очень
сложная и многокомпонентная, и стране нужны ученые в этой области, а не
огромный штат рядовых техников. Но, может быть, при более серьезном
подходе к изучению предмета в школе и лучшем оснащении, удалось бы со
временем
вырастить
квалифицированных
преподавателей
астрономии,
которые
бы
смогли
привить
интерес
к
науке,
объяснить
ее
значимость
будущим поколениям?