Автор: Хлынова Марина Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№73 "Лира" с углублённым изучением предметов искусств
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Ключевые компетенции через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Раздел: полное образование
Ключевые компетенции через проектную деятельность учащихся на уроках географии
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных
для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся
мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с
людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название
«ключевых компетенций». Для оценки качества содержания образования современные
ключевые компетенции, определены как система «универсальных знаний, умений,
навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
На мой взгляд, под компетенцией понимается результат образования, готовность
ученика для достижения поставленной цели. Новое направление этому процессу придал
приоритетный национальный проект «Образование. Это требует от школы: во-первых,
формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно
искать
и
обрабатывать
информацию,
обмениваться
её,
т.е.
ориентироваться
в
информационном пространстве, во-вторых, создания условий, способствующих наиболее
полному развитию способностей учащихся. Наиболее перспективным методом развития
ключевых
образовательных
компетенций
учащихся
на
уроках
географии
является проектная деятельность.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников
учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над
проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и
четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и
цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.
наличие
значимой
в
исследовательском,
творческом
плане
проблемы,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее
решения.
2.
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов.
3.
организация
самостоятельной
(индивидуальной,
парной,
групповой)
деятельности учащихся и использование исследовательских методов.
Каким же образом проектное обучение способствует формированию, развитию и
совершенствованию отдельных ключевых образовательных технологий?
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения,
связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать
решения.
Так, например в 8 классе при изучении темы «Морские ресурсы России» я провожу
урок-симпозиум, на котором учащиеся выступают с сообщениями: «Чем богаты моря
России?», «Чем грозит истощение морских ресурсов человеку?», «Причины истощения
морских ресурсов», «Экологические проблемы морей», после чего отвечают на вопросы
«аудитории» (класса). При изучении темы «Рельеф России» в 8 классе использую прием
«Толстые и тонкие вопросы»
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик
должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это –
особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы
жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы
семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни
человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например, владение эффективными способами организации свободного времени. Так, в 9
классе при изучении темы «География Тюменской области» провожу урок – деловую
игру: «Тюмень-город мой родной», целью которого является выработка у учащихся
умений решать проблемы, возникающие в практической деятельности, развивать
творческое мышление, способность оценивать деятельность, прививать интерес к
познанию своего края.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми
объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей
функциональной
грамотности:
умение
отличать
факты
от
домыслов,
владение
измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных
методов познания. В 6 классе при изучении темы «Океаны», учащиеся самостоятельно
проводят учебное исследование по рельефу дна Индийского океана, а затем докладывают
о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое
положение изучаемой темы.
4. Информационные компетенции. При помощи информационных технологий
формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Так, в 11
классе при изучении темы «Австралия»,
учитель дает индивидуальное задание
школьникам: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проспект для туриста,
посещающего Австралию. На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску
информации, затем составляют и выпускают медиапродукт. Такая постановка задачи
вовлекает учащихся в творческую деятельность. Вся информация рассматривается как
свежие научные данные, о которых школьники мало знают. Они должны оценить эти
данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления или процесса.
5.
Коммуникативные
компетенции.
Включают
знание
необходимых
языков,
способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки
работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. В данном
случае уместно использование дискуссионных методов обучения, например в 11 классе
при изучении темы «Глобальные проблемы человечества».
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере
гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя,
избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя,
клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах
экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Данные компетенции можно развивать не на всех учебных занятиях по географии, а
лишь на отдельных, когда тематика занятия пересекается с соответствующими
категориями сферы гражданско-общественной деятельности. Достигается это путем
постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей владения
простейшими исследовательскими умениями и навыками для ее решения. В 11 классе при
изучении темы «Индия» использую «Продвинутую лекцию», в ходе которой учащиеся
ищут соответствие и несоответствие первоначальной информации с материалом лекции,
затем кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии – идёт обсуждение
полученных результатов. Использование этого приёма позволяет превратить монотонный
рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со
всем классом.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение
способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной
саморегуляции и самоподдержки. В 11 классе при изучении темы «Австралия» использую
прием составления эссе «Австралия – рай для туристов». Ученик в письме выражает свои
чувства и мысли, даёт подробное описание объекта или явления.
Использование проектного обучения на уроках географии развивает у школьников
такие умения, как:
1.
умение
работать
с
увеличивающимся
и
постоянно
обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;
2.
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
3.
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
4.
умение решать проблемы;
5.
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного
опыта, идей и представлений;
6.
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно
по отношению к окружающим;
7.
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
8.
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая
мобильность);
9.
способность брать на себя ответственность;
10. способность участвовать в совместном принятии решения;
11. способность
выстраивать
конструктивные
взаимоотношения
с
другими
людьми;
12. умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге
способствует
формированию
ключевых
образовательных
компетенций
учащихся.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания
из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения
устанавливать
причинно-следственные
связи. Кроме
того,
метод
проектов —
это
замечательное
дидактическое
средство
для
обучения
проектированию —
умению
находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека,
занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует
формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной
интеллектуальной
деятельности,
готового
к
сотрудничеству
и
взаимодействию,
наделенного опытом самообразования.