Напоминание

Ключевые компетенции через проектную деятельность учащихся на уроках географии


Автор: Хлынова Марина Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№73 "Лира" с углублённым изучением предметов искусств
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Ключевые компетенции через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Раздел: полное образование





Назад




Ключевые компетенции через проектную деятельность учащихся на уроках географии

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных

для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся

мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с

людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название

«ключевых компетенций». Для оценки качества содержания образования современные

ключевые компетенции, определены как система «универсальных знаний, умений,

навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

На мой взгляд, под компетенцией понимается результат образования, готовность

ученика для достижения поставленной цели. Новое направление этому процессу придал

приоритетный национальный проект «Образование. Это требует от школы: во-первых,

формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно

искать

и

обрабатывать

информацию,

обмениваться

её,

т.е.

ориентироваться

в

информационном пространстве, во-вторых, создания условий, способствующих наиболее

полному развитию способностей учащихся. Наиболее перспективным методом развития

ключевых

образовательных

компетенций

учащихся

на

уроках

географии

является проектная деятельность.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников

учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над

проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и

четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и

цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.

наличие

значимой

в

исследовательском,

творческом

плане

проблемы,

требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее

решения.

2.

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых

результатов.

3.

организация

самостоятельной

(индивидуальной,

парной,

групповой)

деятельности учащихся и использование исследовательских методов.

Каким же образом проектное обучение способствует формированию, развитию и

совершенствованию отдельных ключевых образовательных технологий?

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения,

связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать

окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь

выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать

решения.

Так, например в 8 классе при изучении темы «Морские ресурсы России» я провожу

урок-симпозиум, на котором учащиеся выступают с сообщениями: «Чем богаты моря

России?», «Чем грозит истощение морских ресурсов человеку?», «Причины истощения

морских ресурсов», «Экологические проблемы морей», после чего отвечают на вопросы

«аудитории» (класса). При изучении темы «Рельеф России» в 8 классе использую прием

«Толстые и тонкие вопросы»

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик

должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это –

особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы

жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы

семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни

человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,

например, владение эффективными способами организации свободного времени. Так, в 9

классе при изучении темы «География Тюменской области» провожу урок – деловую

игру: «Тюмень-город мой родной», целью которого является выработка у учащихся

умений решать проблемы, возникающие в практической деятельности, развивать

творческое мышление, способность оценивать деятельность, прививать интерес к

познанию своего края.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в

сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,

методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми

объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей

функциональной

грамотности:

умение

отличать

факты

от

домыслов,

владение

измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных

методов познания. В 6 классе при изучении темы «Океаны», учащиеся самостоятельно

проводят учебное исследование по рельефу дна Индийского океана, а затем докладывают

о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое

положение изучаемой темы.

4. Информационные компетенции. При помощи информационных технологий

формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую

информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Так, в 11

классе при изучении темы «Австралия»,

учитель дает индивидуальное задание

школьникам: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проспект для туриста,

посещающего Австралию. На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску

информации, затем составляют и выпускают медиапродукт. Такая постановка задачи

вовлекает учащихся в творческую деятельность. Вся информация рассматривается как

свежие научные данные, о которых школьники мало знают. Они должны оценить эти

данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления или процесса.

5.

Коммуникативные

компетенции.

Включают

знание

необходимых

языков,

способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки

работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. В данном

случае уместно использование дискуссионных методов обучения, например в 11 классе

при изучении темы «Глобальные проблемы человечества».

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере

гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя,

избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя,

клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах

экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Данные компетенции можно развивать не на всех учебных занятиях по географии, а

лишь на отдельных, когда тематика занятия пересекается с соответствующими

категориями сферы гражданско-общественной деятельности. Достигается это путем

постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей владения

простейшими исследовательскими умениями и навыками для ее решения. В 11 классе при

изучении темы «Индия» использую «Продвинутую лекцию», в ходе которой учащиеся

ищут соответствие и несоответствие первоначальной информации с материалом лекции,

затем кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии – идёт обсуждение

полученных результатов. Использование этого приёма позволяет превратить монотонный

рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со

всем классом.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение

способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной

саморегуляции и самоподдержки. В 11 классе при изучении темы «Австралия» использую

прием составления эссе «Австралия – рай для туристов». Ученик в письме выражает свои

чувства и мысли, даёт подробное описание объекта или явления.

Использование проектного обучения на уроках географии развивает у школьников

такие умения, как:

1.

умение

работать

с

увеличивающимся

и

постоянно

обновляющимся

информационным потоком в разных областях знаний;

2.

умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

3.

умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

4.

умение решать проблемы;

5.

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного

опыта, идей и представлений;

6.

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно

по отношению к окружающим;

7.

умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

8.

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая

мобильность);

9.

способность брать на себя ответственность;

10. способность участвовать в совместном принятии решения;

11. способность

выстраивать

конструктивные

взаимоотношения

с

другими

людьми;

12. умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге

способствует

формированию

ключевых

образовательных

компетенций

учащихся.

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников

самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания

из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения

устанавливать

причинно-следственные

связи. Кроме

того,

метод

проектов —

это

замечательное

дидактическое

средство

для

обучения

проектированию —

умению

находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека,

занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует

формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной

интеллектуальной

деятельности,

готового

к

сотрудничеству

и

взаимодействию,

наделенного опытом самообразования.



В раздел образования