Роль театрализованных игр в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников
Автор: Краснова Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 95 "Алёнушка" Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Роль театрализованных игр в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
«Роль театрализованных игр в развитии коммуникативных
навыков старших дошкольников»
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ
переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В.
Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным
средством социализации дошкольника в процессе осмысления им
нравственного подтекста литературного или фольклорного
произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер,
что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства
и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной
игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с
чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего
выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико
значение театрализованной игры и для речевого развития
(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности
речи). Наконец, театрализованная игра является средством
самовыражения и самореализации ребенка.
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий
потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что
можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций
в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение),
театрализованные игры применяются главным образом в качестве
некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших
результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты,
но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа
индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть
"хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль
понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не
переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь
и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно
назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто
перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду
игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель
только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка
сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов,
фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает прежде всего из-
за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего
дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его
познавательным интересам, уровню развития психических процессов,
возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности.
Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом
опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и
потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в
группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной
творческой театрализованной игре места в нем не осталось...
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной
игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении
может быть разрешено только при условии разработки научно
обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.
Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные
теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития
театрализованной игры, и определиться с понятиями.
Характерными особенностями театрализованных игр являются -
литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей
(Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.) Их можно разделить
на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в
свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста",
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-
имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые
диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки
спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации
с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной
подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их
заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и
режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя
сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды
режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,
используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный,
кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей.
Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно
связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.
Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию)
характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат,
интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать
как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие
театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте
художественной деятельности.
Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки
зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов; восприятия,
исполнения (как развития специальных умений) и творчества.
Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной,
музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в
общем контексте становления художественной деятельности. Однако
данный подход по отношению к театрализованной деятельности
разработан недостаточно.
Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных
исследований (О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др.) доказывает
целесообразность его применения для целенаправленного развития
театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.
Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности
делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных
произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер",
"режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель",
"костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой
театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление,
воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и
проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная,
музыкальная и пр.). Значит, театрализованная деятельность интегративна,
причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в
интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета
или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении
адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств
выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление,
нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, афиш, программок.
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению
к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что
также вызывает определенные трудности в педагогической работе,
поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и
обязательной содержательной основой театрализации; между
импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации;
между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат.
Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-
игровой деятельности как самоценной свободной и творческой
деятельности дошкольника.
Театрализованно -игровая деятельность детей рассматривается в двух
взаимосвязанных аспектах:
• как разновидность художественной деятельности, где интегрируется
со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и
изобразительная;
• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом
опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с
предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и
бытование театрализованной игры в самостоятельной детской
деятельности.
Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь
специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми
старшего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры состоят в
постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или
фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное
построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается
со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько
произведений; от игры, где используются средства выразительности для
передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения
через образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в
которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист",
"оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка
связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных
способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-
игровой деятельности как средству самовыражения личности и
самореализации способностей.
Задачи и содержание работы.
Первая - формирование положительного отношения детей к
театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к
определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету,
наличие интереса к театральной культуре, осознание причин
положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с
наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в
театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей
становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с
назначением театра, историей его возникновения в России, устройством
здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими
представителями данных профессии, видами и жанрами театрального
искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей,
клоунада и пр.)
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально
-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и
режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-
драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и
самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору
творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами,
играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны
самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа"
из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по
сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и
пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с
"живой рукой", тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок, отличают более глубокий
нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В
театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-
басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л.
Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный
переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению
разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она
становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой
реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для
старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они
осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание
ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром,
деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение
комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя
как "умного, доброго советчика".
Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие
способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и
самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной,
интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-
сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не
только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями
оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и
"зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-
заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы
костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов
общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу
(переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе
результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и
субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том
числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и
импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения
задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных
примерах необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация
всегда подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего
опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать
образы героев, определенным уровнем освоения разных средств
реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует
предоставления детям права выбора средств для импровизации и
самовыражения.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех
возрастных групп требует учета основных принципов организации
театрализованной игры.
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности,
объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный
(подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной
игры с разными видами искусства и разными видами художественной
деятельности ребенка.
Согласно принципу импровизационности театрализованная игра
рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое
взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого
составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы,
отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у
ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе
интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по
развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный
педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию
работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Первый этап посвящен углублению художественного восприятия
литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст
и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и
эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее
реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому
развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности
в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной
деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с
текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание
книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические
игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-
развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с
книгой.
Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с
помощью средств невербальной, интонационной и языковой
выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-
игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников,
поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми
героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и
настроений способствуют занятия по познавательному и речевому
развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные
игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов
наглядности и т.д. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать
самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на
основе текста.
Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой , игровой и других
видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций
"зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер".
Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной
деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление
приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В
старшей группе целесообразна углубленная работа по развитию речевого
творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке
спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности
стимулируется предметной средой.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что
театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации
ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе
сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет
интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое
воплощение в театрально-игровой деятельности.