Напоминание

Изучение произведений В.Г.Распутина в старших классах. Из опыта работы.


Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: «Пронзительная любовь к Родине…»
Тема: Изучение произведений В.Г.Распутина в старших классах. Из опыта работы.
Раздел: полное образование





Назад




Доклад

«Пронзительная любовь к Родине…» (Изучение произведений

В.Г.Распутина в старших классах. Из опыта работы).

Л.Е. Лепешкина,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

… На том основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его!

А.С. Пушкин

Современный учитель литературы, работая в школе,

сталкивается с многими проблемами. Больше всего его беспокоит

то, что детям неинтересно читать книги. Многие авторы, темы

произведений кажутся школьникам давно неактуальными. В

частности, их мало привлекают произведения русской классики.

Чтобы подготовиться к уроку, в лучшем случае ребята читают

романы и повести в кратком изложении или просматривают

фильмы,

созданные

по

их

сюжетам.

Есть,

правда,

у

старшеклассников серьезная мотивация – итоговое сочинение в 11

классе, которое является допуском к аттестации и к которому надо

серьезно готовиться. Или сдача ЕГЭ по литературе, где требуются

знания произведений разных авторов. Но мотивация эта действует,

когда школьник сталкивается лицом к лицу с проблемой.

Можно ли изменить ситуацию? Какая книга может найти

отклик в душе подростка? Как быть учителю литературы, если к

уроку ребенок не готов, у него нет интереса к предмету? Конечно,

многое зависит от личности самого учителя, от его неформального,

неравнодушного подхода к работе, к делу, которым он занимается.

От его умения «подать» того или иного автора, от глубокого знания

темы и предмета разговора, словом, от его мастерства… Не менее

важно и то, что изучают дети на уроке.

Есть в русской литературе произведения, которые оставляют

глубокий след, заставляют ученика думать, примерять на себя

жизнь того или иного героя, ситуации, в которых он оказывается…

Эти

книги

тревожат,

надолго

запоминаются.

Среди

них

произведения Валентина Григорьевича Распутина. К сожалению,

их в школьных программах совсем немного. Программы по

литературе авторов В.Я Коровиной и Г.С Меркина, по которым мы

работаем в гимназии, предлагают рассказ «Уроки французского» в

среднем звене и в рамках обзора «Деревенской прозы» 50 – 80

годов повести «Последний срок» и «Прощание с Матерой» в 11

классе. И то 2 последних произведения – на выбор учителя,

преподаватель может отдать предпочтение и другим предлагаемым

авторам деревенской прозы.

Перед чтением и обсуждением произведений «Последний

срок» и «Прощание с Матерой», говоря о биографии В.Г.

Распутина, упоминаю такой факт. Осенью в Иркутске на базе

местного

краеведческого

музея

проходят

Всероссийские

конференции, посвященные творчеству писателя. Они уже давно

приобрели статус международных. Среди гостей - представители не

только Сибири, но и других регионов России. Всегда много

любителей творчества знаменитого сибиряка из Пекина. Китайцам,

в том числе и молодежи (и это удивительно!), интересны

произведения Распутина. Чем привлекают китайцев его книги?

Гуманизмом, беспокойством за судьбу человека, совестливостью,

любовью к Родине, природе. Проблемы, которые поднимает

Распутин, актуальны для китайских читателей. Данная информация

не

оставляет

равнодушными

учеников,

они

проникаются

уважением к русскому писателю, интересуются его творчеством.

Тема патриотизма, любви к малой Родине является одной из

главных в повестях «Последний срок» и «Прощание с Матерой». В

качестве эпиграфа к уроку по этим произведениям Распутина беру

слова А.С. Пушкина:

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его!

Что имел в виду поэт? На чем основано самостоянье человека?

Что является главным в его жизни? Отвечая на эти вопросы,

ученики приходят к выводу: это любовь к той земле, месту, где

человек родился. Говоря словами самого Александра Сергеевича

из этого же стихотворения, это «любовь к родному пепелищу», та,

что «дает для сердца пищу», что делает человека Человеком.

Непривычные, не похожие ни на кого другого распутинские

старики и старухи не представляют себе жизни без малой Родины,

без связи с предками, без могил близких и родных. Для них это

главное. В этом их сила. Ученики, анализируя повести, отмечают,

что только

старшее поколение живет в

согласии со своим

внутренним миром, по заповедям Божьим. Старуха Анна из

«Последнего срока» вырастила дочерей и сыновей, исполнила свой

материнский долг. Счастлива ли она? Сложно сказать. Ее дети

духовно бедны, эгоистичны, они оборвали связь с матерью, местом,

где родились и выросли. Все четверо уже давно забыли дорогу

домой. Нет между ними той родственной близости, теплоты,

взаимной любви и привязанности, которая скрепляет и объединяет

родных людей. Зависть, порой даже злоба – то, что осталось между

ними. И, сидя около умирающей матери, глядя друг на друга, они

понимают, что стали совсем чужими. Семья распалась. По мнению

самого

Распутина,

причина

нравственной

«толстокожести»,

равнодушия и бессердечия

молодого поколения

в

утрате

душевной связи с корнями, с малой Родиной, негативном влиянии

извне.

Другая повесть «Прощание с Матерой» - произведение о

судьбе не одного человека, а целой деревни. Жители Матеры не

могут смириться с тем, что их остров должен исчезнуть, что

необходимо бросать насиженные места и уезжать куда – то

навсегда. Неужели, чтобы построить новую жизнь, надо стереть с

лица земли то, что дорого сердцу? И хоть современному ученику не

совсем понятен образ жизни старых материнцев, их привычки и

традиции, но

школьники с уважением и теплотой говорят об

искренней любви и привязанности стариков к родному дому.

Ученики находят глубокий смысл в словах Дарьи Пинигиной,

героини повести:

«Быть может, это одно вечно, лишь оно

передаваемое, как Дух Святой, от человека к человеку < … > и

вынесет когда-нибудь

к чему-то, ради чего жили поколенья

людей». Узнав, что Матера будет затоплена, Дарья, как и другие

старики, не о себе волнуется, не за свою жизнь переживает, а за

судьбу острова. С какой горечью она говорит: «А ить с меня

спросют [умершие предки]. На тебя, скажут, понадеялись, а ты? Я

ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, тоже

навроде как я виноватая».

Вина за деяния других, ответственность за их поступки…. А

разве можно быть виноватым за другого, ведь ты не причастен к

тому, что происходит вокруг? Этот вопрос заставляет задуматься

учеников. Совестливость и ответственность за происходящее –

главные качества стариков – материнцев. Для старшеклассников

становится понятной важная мысль В.Г. Распутина: мы пришли в

этот мир не зря, все, что происходит вокруг, - это наша жизнь. И от

нас зависит, какой будет она, мы не только в ответе за себя и свои

поступки, но и за тех, кто с нами рядом.

Когда ребята читают эпизод, где Дарья готовится к прощанию

с избой, в которой жила она сама, ее дети, ее родители, никто из

учеников не задает вопрос: зачем она ее белит, моет, ведь завтра

Матеру затопит, все уйдет под воду, все погибнет? Они понимают,

что она не может по – другому, она должна это сделать. Это ее

последняя дань уважения своим предкам.

Такая пронзительная любовь к родной земле, где живут герои

Распутина, не оставляет ребят равнодушными. Может ли человек

быть счастливым, если он забывает о том, откуда он родом, кто дал

ему жизнь? К чему приведет это беспамятство? Как сохранить в

себе душевное равновесие? Об этом и многом другом заставляет

задуматься писатель, он волнует нас, беспокоит нашу совесть.

Уроков, отведенных программой на изучение произведений В.Г.

Распутина, крайне мало. Но есть выход: продолжить общение с

мастером слова на классных часах, во внеурочной деятельности,

дома. Можно, например, прочитать с детьми очень сильные

публицистические очерки В.Г. Распутина о Байкале, Сибири,

посмотреть документальный фильм «Река жизни», посвященный

горестным раздумьям автора о родной земле. Безусловно, такое

погружение в мир талантливого и глубокого писателя оставит

яркий след.

Предназначение учителя литературы сегодня и всегда – нести

истину детям, помогать им определять, что главное, а что

второстепенное, без чего человеку нельзя жить. Прикасаясь к

хрупкому миру души ребенка, он должен помнить о том, какое

воздействие имеет слово, как глубоко оно способно проникать в

умы и сердца. Пусть детям повезет, и каждому из них встретиться

мудрый наставник, благодаря которому они полюбят книгу,

которого они будут всегда тепло вспоминать, потому что он, их

учитель, научил их жить и ценить то, что дорого каждому: семью,

дом, Родину.

Использованная литература

1. Распутин В. Повести и рассказы. Москва. Современник. 1984 г.

2. Чалмаев В.А. «Откройте русскому человеку русский «Свет»:

Валентин Григорьевич Распутин. // Литература в школе. – 2005. -

№9.

3.Черников

А.П.

Уроки

духовности.

Повесть

В.

Распутина

«Прощание с Матерой» на уроках литературы. //Литература в

школе. – 2012. - №6.



В раздел образования