Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: «Пронзительная любовь к Родине…»
Тема: Изучение произведений В.Г.Распутина в старших классах. Из опыта работы.
Раздел: полное образование
Доклад
«Пронзительная любовь к Родине…» (Изучение произведений
В.Г.Распутина в старших классах. Из опыта работы).
Л.Е. Лепешкина,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
… На том основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его!
А.С. Пушкин
Современный учитель литературы, работая в школе,
сталкивается с многими проблемами. Больше всего его беспокоит
то, что детям неинтересно читать книги. Многие авторы, темы
произведений кажутся школьникам давно неактуальными. В
частности, их мало привлекают произведения русской классики.
Чтобы подготовиться к уроку, в лучшем случае ребята читают
романы и повести в кратком изложении или просматривают
фильмы,
созданные
по
их
сюжетам.
Есть,
правда,
у
старшеклассников серьезная мотивация – итоговое сочинение в 11
классе, которое является допуском к аттестации и к которому надо
серьезно готовиться. Или сдача ЕГЭ по литературе, где требуются
знания произведений разных авторов. Но мотивация эта действует,
когда школьник сталкивается лицом к лицу с проблемой.
Можно ли изменить ситуацию? Какая книга может найти
отклик в душе подростка? Как быть учителю литературы, если к
уроку ребенок не готов, у него нет интереса к предмету? Конечно,
многое зависит от личности самого учителя, от его неформального,
неравнодушного подхода к работе, к делу, которым он занимается.
От его умения «подать» того или иного автора, от глубокого знания
темы и предмета разговора, словом, от его мастерства… Не менее
важно и то, что изучают дети на уроке.
Есть в русской литературе произведения, которые оставляют
глубокий след, заставляют ученика думать, примерять на себя
жизнь того или иного героя, ситуации, в которых он оказывается…
Эти
книги
тревожат,
надолго
запоминаются.
Среди
них
произведения Валентина Григорьевича Распутина. К сожалению,
их в школьных программах совсем немного. Программы по
литературе авторов В.Я Коровиной и Г.С Меркина, по которым мы
работаем в гимназии, предлагают рассказ «Уроки французского» в
среднем звене и в рамках обзора «Деревенской прозы» 50 – 80
годов повести «Последний срок» и «Прощание с Матерой» в 11
классе. И то 2 последних произведения – на выбор учителя,
преподаватель может отдать предпочтение и другим предлагаемым
авторам деревенской прозы.
Перед чтением и обсуждением произведений «Последний
срок» и «Прощание с Матерой», говоря о биографии В.Г.
Распутина, упоминаю такой факт. Осенью в Иркутске на базе
местного
краеведческого
музея
проходят
Всероссийские
конференции, посвященные творчеству писателя. Они уже давно
приобрели статус международных. Среди гостей - представители не
только Сибири, но и других регионов России. Всегда много
любителей творчества знаменитого сибиряка из Пекина. Китайцам,
в том числе и молодежи (и это удивительно!), интересны
произведения Распутина. Чем привлекают китайцев его книги?
Гуманизмом, беспокойством за судьбу человека, совестливостью,
любовью к Родине, природе. Проблемы, которые поднимает
Распутин, актуальны для китайских читателей. Данная информация
не
оставляет
равнодушными
учеников,
они
проникаются
уважением к русскому писателю, интересуются его творчеством.
Тема патриотизма, любви к малой Родине является одной из
главных в повестях «Последний срок» и «Прощание с Матерой». В
качестве эпиграфа к уроку по этим произведениям Распутина беру
слова А.С. Пушкина:
…На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его!
Что имел в виду поэт? На чем основано самостоянье человека?
Что является главным в его жизни? Отвечая на эти вопросы,
ученики приходят к выводу: это любовь к той земле, месту, где
человек родился. Говоря словами самого Александра Сергеевича
из этого же стихотворения, это «любовь к родному пепелищу», та,
что «дает для сердца пищу», что делает человека Человеком.
Непривычные, не похожие ни на кого другого распутинские
старики и старухи не представляют себе жизни без малой Родины,
без связи с предками, без могил близких и родных. Для них это
главное. В этом их сила. Ученики, анализируя повести, отмечают,
что только
старшее поколение живет в
согласии со своим
внутренним миром, по заповедям Божьим. Старуха Анна из
«Последнего срока» вырастила дочерей и сыновей, исполнила свой
материнский долг. Счастлива ли она? Сложно сказать. Ее дети
духовно бедны, эгоистичны, они оборвали связь с матерью, местом,
где родились и выросли. Все четверо уже давно забыли дорогу
домой. Нет между ними той родственной близости, теплоты,
взаимной любви и привязанности, которая скрепляет и объединяет
родных людей. Зависть, порой даже злоба – то, что осталось между
ними. И, сидя около умирающей матери, глядя друг на друга, они
понимают, что стали совсем чужими. Семья распалась. По мнению
самого
Распутина,
причина
нравственной
«толстокожести»,
равнодушия и бессердечия
молодого поколения
в
утрате
душевной связи с корнями, с малой Родиной, негативном влиянии
извне.
Другая повесть «Прощание с Матерой» - произведение о
судьбе не одного человека, а целой деревни. Жители Матеры не
могут смириться с тем, что их остров должен исчезнуть, что
необходимо бросать насиженные места и уезжать куда – то
навсегда. Неужели, чтобы построить новую жизнь, надо стереть с
лица земли то, что дорого сердцу? И хоть современному ученику не
совсем понятен образ жизни старых материнцев, их привычки и
традиции, но
школьники с уважением и теплотой говорят об
искренней любви и привязанности стариков к родному дому.
Ученики находят глубокий смысл в словах Дарьи Пинигиной,
героини повести:
«Быть может, это одно вечно, лишь оно
передаваемое, как Дух Святой, от человека к человеку < … > и
вынесет когда-нибудь
к чему-то, ради чего жили поколенья
людей». Узнав, что Матера будет затоплена, Дарья, как и другие
старики, не о себе волнуется, не за свою жизнь переживает, а за
судьбу острова. С какой горечью она говорит: «А ить с меня
спросют [умершие предки]. На тебя, скажут, понадеялись, а ты? Я
ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, тоже
навроде как я виноватая».
Вина за деяния других, ответственность за их поступки…. А
разве можно быть виноватым за другого, ведь ты не причастен к
тому, что происходит вокруг? Этот вопрос заставляет задуматься
учеников. Совестливость и ответственность за происходящее –
главные качества стариков – материнцев. Для старшеклассников
становится понятной важная мысль В.Г. Распутина: мы пришли в
этот мир не зря, все, что происходит вокруг, - это наша жизнь. И от
нас зависит, какой будет она, мы не только в ответе за себя и свои
поступки, но и за тех, кто с нами рядом.
Когда ребята читают эпизод, где Дарья готовится к прощанию
с избой, в которой жила она сама, ее дети, ее родители, никто из
учеников не задает вопрос: зачем она ее белит, моет, ведь завтра
Матеру затопит, все уйдет под воду, все погибнет? Они понимают,
что она не может по – другому, она должна это сделать. Это ее
последняя дань уважения своим предкам.
Такая пронзительная любовь к родной земле, где живут герои
Распутина, не оставляет ребят равнодушными. Может ли человек
быть счастливым, если он забывает о том, откуда он родом, кто дал
ему жизнь? К чему приведет это беспамятство? Как сохранить в
себе душевное равновесие? Об этом и многом другом заставляет
задуматься писатель, он волнует нас, беспокоит нашу совесть.
Уроков, отведенных программой на изучение произведений В.Г.
Распутина, крайне мало. Но есть выход: продолжить общение с
мастером слова на классных часах, во внеурочной деятельности,
дома. Можно, например, прочитать с детьми очень сильные
публицистические очерки В.Г. Распутина о Байкале, Сибири,
посмотреть документальный фильм «Река жизни», посвященный
горестным раздумьям автора о родной земле. Безусловно, такое
погружение в мир талантливого и глубокого писателя оставит
яркий след.
Предназначение учителя литературы сегодня и всегда – нести
истину детям, помогать им определять, что главное, а что
второстепенное, без чего человеку нельзя жить. Прикасаясь к
хрупкому миру души ребенка, он должен помнить о том, какое
воздействие имеет слово, как глубоко оно способно проникать в
умы и сердца. Пусть детям повезет, и каждому из них встретиться
мудрый наставник, благодаря которому они полюбят книгу,
которого они будут всегда тепло вспоминать, потому что он, их
учитель, научил их жить и ценить то, что дорого каждому: семью,
дом, Родину.
Использованная литература
1. Распутин В. Повести и рассказы. Москва. Современник. 1984 г.
2. Чалмаев В.А. «Откройте русскому человеку русский «Свет»:
Валентин Григорьевич Распутин. // Литература в школе. – 2005. -
№9.
3.Черников
А.П.
Уроки
духовности.
Повесть
В.
Распутина
«Прощание с Матерой» на уроках литературы. //Литература в
школе. – 2012. - №6.