Напоминание

Учебные материалы к урокам литературы, тематическим классным часам в 10 -11 классах


Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: По рассказам писателя Варлама Шаламова….
Тема: Учебные материалы к урокам литературы, тематическим классным часам в 10 -11 классах
Раздел: полное образование





Назад




Учебные материалы

к урокам литературы,

тематическим классным часам в 10 -11 классах

По рассказам писателя Варлама Шаламова….

Исполнитель:

Лепешкина Лариса Елизаровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

«Колымские рассказы» Варлама Шаламова - панорама жизни, страданий

и смерти людей в Дальстрое – лагерной империи на Северо-Востоке СССР,

занимавшей территорию свыше 2 миллионов квадратных километров.

Центральный предмет изображения «Колымских рассказов» - лагерная

судьба

рядовых

советских

граждан,

отбывающих

заключение

по

политическим

обвинениям:

фронтовиков,

инженеров,

творческой

интеллигенции, крестьян и др.

Произведения В.Шаламова имеют историческое значение, потому что сам

автор прошел те круги ада, о которых рассказал в своем сборнике. Недаром

его

произведения

еще

называют

«показаниями

автора».

«Колымские

рассказы»

знакомят

читателя

с

жизнью

заключённых

и

являются

художественным осмыслением всего увиденного и пережитого Шаламовым

за четырнадцать лет, проведённых на Колыме (1937—1951). В его прозе,

действительно, «течет живая кровь времени».

Сборник «Колымские рассказы» — главное произведение писателя,

которое он сочинял почти 20 лет, оно состоит из 137 произведений. Эти

рассказы

оставляют

крайне

тяжелое

впечатление.

Главные

темы

произведений: лагерный быт, судьбы заключенных, взаимоотношения зэков с

начальством. Все они обреченно ждали неминуемой смерти, не питая

надежд, не вступая в борьбу. Голод и его судорожное насыщение,

измождение,

мучительное

умирание,

медленное

и

почти

столь

же

мучительное

выздоровление,

нравственное

унижение

и

нравственная

деградация — вот что находится постоянно в центре внимания писателя. Все

герои несчастны, их судьбы безжалостно сломаны.

Тему

своей

книги

Шаламов

определил

так:

«художественное

исследование

страшной

реальности»,

«новое

в

поведении

человека,

низведенного до уровня животного», «судьба мучеников, не бывших и не

умевших стать героями». Он характеризовал «Колымские рассказы» как

«новую прозу, прозу живой жизни, которая в то же время – преображенная

действительность, преображенный документ».

Сам же автор «Колымские рассказы» считал документом. Он ничего не

объясняет, не вдается в анализ.

Язык произведения прост, не украшен

средствами выразительности, что создает ощущение правдивого рассказа

обычного человека, одного из многих, кто переживал все это. Рассказы – это

цепь частных эпизодов. Вот кто-то сгнил заживо, вот другого зарезали из-за

теплой фуфайки, вот сцена раздачи и поедания селедки, которая вся, с

головой, шкурой, хвостом и костями, рассасывается в беззубых арестантских

ртах. Холод, голод, цинга, туберкулез, нервное и физическое истощение,

деградация и распад личности, равнодушие и жестокость,

на каждой

странице смерть. Выделить какой-либо один или несколько рассказов –

«лучших», «наиболее характерных» - невозможно, потому что данные

произведения можно начинать читать с любого места, с полуфразы и

мгновенное погружение в произведение обеспечено.

В.Шаламов рассматривает в своих рассказах не личность, а пепел,

оставшийся при ее сгорании, не человеческое достоинство, а его прах. Он

описывает весь ужас происходящего в лагерной жизни. Лагерники- это

полулюди – полузвери. Персонажи его одинаковы потому, что в лагере все

одинаковы. Нет личностей, нет ярких людей. Никто не балагурит, не сыплет

пословицами. Рассказчик краток, так же, как кратка жизнь лагерника.

Многие эпизоды из этой книги нельзя читать без содрогания,

поскольку они хладнокровно, без всякого пафоса фиксируют превращение

человека в животное, в затравленного и агрессивного зверя. В первом

рассказе цикла описана ужасающая своей обыденностью сцена убийства

арестанта, не согласившегося отдать свой свитер бригадиру, чтобы тот

расплатился им за карточный долг. Жизнь человека оказывается всего лишь

досадной преградой к завладению чужой вещью: «Играли в карты у коногона

Наумова...», один заключенный проигрывает другому свои вещи. Когда

играть больше не на что, взгляд Наумова падает на двух чужаков —

заключенных из другого барака, пиливших в бараке коноводов дрова за

небольшое пищевое вознаграждение. На горе одного из зэков на нем

оказывается свитер, присланный женой. Отдавать его он отказывается.

«Сашка, дневальный Наумова, тот самый Сашка, который час назад наливал

нам супчику за пилку дров, чуть присел и выдернул что-то из-за голенища

валенка. Потом он протянул руку к Гаркунову, и Гаркунов всхлипнул и стал

валиться на бок». Для Сашки, как и для многих заключенных, оказавшихся в

лагере, библейская заповедь «Не убий!» не является тем табу, которое

всегда было главным нравственным законом жизни. «Возлюби ближнего

своего» - это тоже не об этих людях! Твои сокамерники - если не враги, то

конкуренты, которые тебе мешают жить.

Проигранный Наумовым свитер сняли с мертвого тела. «Свитер был

красный, и кровь на нем была едва заметна... Игра была кончена, и я мог

идти домой. Теперь надо было искать другого партнера для пилки дров». В

последней строке выражено, возникшее как реакция на бесчеловечные

условия, равнодушие к чужой жизни, которой ты ничем не можешь помочь.

Герои Шаламова уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди

вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они, в сущности, уже

мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти,

воли. В этом замкнутом круге, навсегда остановившемся времени, где царят

голод, холод, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое,

теряет связь с окружающими.

Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу

укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают

могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы

стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье,

купят немного хлеба или даже табака. Заключенные не дорожат жизнью, но

зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности

открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений

человек никогда не станет прежним.

Читая Варлама Шаламова, с неизбежностью приходишь к выводу о

том, что нет единого ответа на вопрос, может ли человек сохранить себя в

бесчеловечных условиях лагеря. Отсутствие веры, которая в то время

преследовалась и уничтожалась государством, привело к утрачиванию

нравственных норм.

Что отличает человека от животного? Цели, которые мы ставим сами,

способность не идти на поводу у инстинктов. Но самое главное отличие -

нравственность. Именно нравственность руководит большинством наших

поступков. Нравственность помогает сделать правильный выбор. И вера,

которая дает нам надежду на лучшее, лежит в основе нравственности.

Есть те, кому удалось сохранить в себе доброту, отзывчивость,

собственное достоинство. Рассказ «Крест», посвященный отцу Варлама

Шаламова, который всю свою жизнь посвятил Богу, за что тяжело и

поплатился.

На каждом из нас отпечатываются трудности, которые нам пришлось

пережить. Но можете ли вы представить, что в один момент ваша жизнь

рушится? Были в нашей стране такие времена, когда у людей рушились не

только представления о жизни, но и сама жизнь. Так и случилось с героем

рассказа. Ещё вчера он был соборным священником, а сегодня - церкви

закрыты, а некоторые и взорваны.

Старый священник лишился почти всего, чем дорожил, его жизнь

рухнула в одночасье. Его дорого и горячо любимого им сына убили на войне.

Это сказалась на его здоровье: он ослеп, оказался "закован в вечную свою

темноту". Будучи прежде служителем церкви, священник заботился о людях.

Может ли человек выдержать подобные испытания без веры во что-то?

У слепого священника была вера, именно она помогала ему мужественно

справиться с ними. Эту веру, свечу, освещающую тернистый путь жизни,

поддерживала его жена, старая и больная женщина. "Она едва ходила по

комнате, с трудом двигаясь от печки в кухне до окна в комнате; к концу дня

уставала так, что не могла найти в себе сил для чтения". На первый взгляд

она казалась больной, слабой, но на самом деле это была женщина, в которой

воля и сила духа были непоколебимы. Смыслом жизни для нее был ее муж.

Она всячески оберегала его от жестокой правды жизни: он не знал о том, что

в их доме нет мебели, что любимые козы священника были убыточны, что

они никому не нужны, что им нечего есть. Это ли не пример настоящей

нравственности? Хранить в себе страшную правду, плакать, но защищать

мужа, для которого этот удар может стать последним.

"Старуха старалась не думать о завтрашнем дне. И вот наступило такое

утро, когда козам было нечего дать, и слепой священник проснулся и стал

одеваться, нашаривая сапоги под кроватью. И тогда старуха закричала и

заплакала, как будто она была виновата в том, что у них нечего есть».

Каждый до этого момента нес свой крест. Священник ежедневно молился и

благодарил Бога за свою жену. Но в этот момент перед ним стоит задача

спасти от голода близких.

У священника и его жены была тайна – они сохранили нательный крест

из червонного золота. Живя на грани нищеты, в нечеловеческих условиях,

они хранили эту реликвию как символ веры.

Но в этот момент, когда надежды рухнули, выхода не было, священник

принял решение: разрубить крест на части, чтобы продать и получить деньги

на еду.

Смысл этого рассказа в том, что каждый несет свой крест так, как

может, но главное – не потерять человеческое в нечеловеческих условиях.

Сохранить облик, образ человека. Это главный закон нравственности.

Фрида Вигдорова, писательница, обратилась к Варламу Шаламову: «Я

прочитала Ваши рассказы. Они самые жестокие из всех, что мне приходилось

читать. Самые горькие и беспощадные… Но почему же закрываешь рукопись

с верой в честь, добро, человеческое достоинство?» Почему?

На этот вопрос писательницы можно ответить так: Потому что есть

среди заключенных люди, которые сохранили деликатность, чувство стыда,

человеческого достоинства.

«Колымские рассказы» и сегодня не утрачивают своего значения. Они

многое заставляют переосмыслить, о многом заставляют задуматься, … О

том, правильно ли мы живем, какие ценности для нас важны, и настоящие ли

это ценности. О том, что в погоне за сиюминутным, мы теряем себя, свою

душу. Читая произведения Шаламова, понимаешь, что, только сохранив в

себе «атомы добра», нравственности, ты останешься человеком. Человеком,

несмотря ни что….



В раздел образования