Напоминание

Доклад на педагогический совет


Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: «Смысловое чтение на уроках»
Тема: Доклад на педагогический совет
Раздел: полное образование





Назад




Доклад

на педагогический совет

по теме «Смысловое чтение на уроках» (слайд №1)

Исполнитель:

Лепешкина Лариса Елизаровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан)

заботиться о своем интеллектуальном развитии.

Это его обязанность перед обществом, в котором

он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный)

способ своего интеллектуального развития –

чтение.

Д.С. Лихачев (слайд №2)

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с

каждым

годом

в

геометрической

прогрессии

количества

текстовой

информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации

ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования

перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Современный человек сегодня сталкивается с серьезной проблемой.

Появляются противоречия между его ограниченными возможностями по

восприятию и переработке информации и существующими мощными

потоками этой информации.

Как справиться со всем этим? Как нам, педагогам, выстраивать свою

работу с учениками, ведь мы должны подготовить их к овладению

современными

средствами,

методами

и

технологиями

работы

с

информацией. Ученик сегодня должен не только уметь извлекать ее из

разных источников, представлять в понятном виде, но и уметь эффективно ее

использовать.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения

грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации.

С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.

И

наконец,

чтение

выполняет

воспитательную

функцию,

формируя

нравственную основу и гражданскую позицию ученика.

В ФГОС нового поколения, отражающем социальный заказ общества,

подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что

чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»

характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Это означает, что на каждом предмете

должна вестись работа по

формированию и развитию умений смыслового чтения. И работа эта должна

начинаться с самого раннего возраста.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с

формированием у школьника основ умения учиться и способности к

организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат

младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые

знания,

а

в

дальнейшем

создадут

основу

для

самообучения

и

самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: создать все

условия для того, чтобы учащийся овладел прочным и полноценным

навыком чтения.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон:

смысловой и технической (слайд №3).

Смысловая:

понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

способ чтения,

темп чтения,

правильность чтения,

выразительность.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что раньше учитель

начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял

технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах

применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники

чтения» (о самом факте его проведения, кстати, всегда было много споров).

При этом многие годы уделялось первостепенное внимание параметрам

«способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность»,

а параметр «осознанность чтения» рассматривали в последнюю очередь, т.е.

первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать не должно

сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты

нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение

значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество

человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни

в разных ситуациях деятельности и общения.

То есть главным сейчас становится смысловое чтение. Какие основные

умения смыслового чтения необходимо сформировать? (слайд №4)

умение осмысливать цели чтения (для чего я читаю?);

умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

умение

извлекать

необходимую

информацию

из

прослушанных

текстов различных жанров;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение

свободно

ориентироваться

и

воспринимать

тексты

художественного,

научного,

публицистического

и

официально

-

делового стилей;

умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой

информации.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для

овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и

жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать

на уроке различные типы и виды чтения.

К основным типам чтения относятся: чтение вслух и про себя, учебное

(на учебных занятиях) и самостоятельное. (слайд №5)

Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое

или просмотровое, изучающее и вдумчивое. (слайд №6)

Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации

или выделение главного содержания текста.

Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной

информации, конкретного факта.

Изучающее чтение

имеет цель извлечь полную и точную информацию с

последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от

читателя умений:

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по

теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;

переносить информацию текста в виде кратких записей;

различать темы и подтемы научного текста;

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в

данный момент информацию.

Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как

наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым

комплексом умений:

предвосхищать (предугадывать) содержание текста по заголовку и с

опорой на предыдущий опыт (так называемая предтекстовая работа);

понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу

чтения;

анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе

чтения и др.

Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение

нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение

характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем

смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который

задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.

Когда следует учителю начинать работать над формированием

навыка смыслового чтения?

Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения.

Уже

в

период

обучения

грамоте

следует

уделять

внимание

и

совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать

над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает.

На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы

узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание.

Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по

выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в

основном учитель использует на уроках

чтение вслух, учебный и

самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на

данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.

Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в

свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Нельзя одинаково читать

художественный

текст

и

научно-популярный.

Жанровое

и

стилевое

разнообразие текстов, с которым сегодня встречаются обучающиеся, требуют

от нас, учителей, продуманной организации детского чтения. Поэтому на

уроках математики или физики, химии или биологии, конечно, используется

механизм чтения отличный от механизма,который используется на уроке

литературы, где в основном читаются тексты художественные.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании

навыков смыслового чтения?

Какие способы решения проблемы, шаги можно предпринять для

ликвидации этих проблем?

Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении

самостоятельной работы, текстов разного уровня обучающиеся допускают

ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря

«дети не вчитываюся в задание». И это влечет серьезные последствия.

Например, на экзамене, не прочитав внимательно задание, ученик выполняет

его неверно, теряя при этом баллы, лишаясь возможности быть конкурентно

способным другим учащимся.

Шаги или способы решения проблемы: Систематическая работа по анализу

учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках.

Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание,

выделять в нем ключевые слова, на развитие навыков понимания смысла

задания.

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не

должна ограничиваться только уроком, а это чаще всего и происходит при

современном формате обучения, когда учащиеся выполняют домашнее

задание, отвечая на поставленные вопросы к тексту, решая задачи. Но

глубокой, полной работы с текстом не ведется.

Шаги:

Что предпринять, чтобы исправить ситуацию? Работа по

формированию навыков смыслового чтения должна идти и дома, когда в

качестве домашнего задания учащимся предлагаются различные тексты с

разнообразными заданиями к ним. Например, прочитайте текст и дайте

краткий или полный ответ на поставленный вопрос, запишите его; выберите

правильный ответ из разных вариантов и подтвердите свой выбор

фрагментом текста (цитатой), выскажите свою точку и краткое её изложите;

приведите доводы как в поддержку высказывания, так и его опровержения;

объясните различные ситуации с помощью текста и т.д.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных

технологий и методов обучения.

Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических

технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через

чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы,

чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, двучастный дневник и

др.) (о некоторых из этих технологий рассказывал Антон Вячеславович

Меркулов на последнем педагогическом совете, об этом будут говорить в

своих докладах завучи, также некоторые из этих приемов вы увидите на

открытых мероприятиях).

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Если учащийся

читает, то для самостоятельного чтения он, как правило, выбирает

художественные тексты: юмористические рассказы, детские детективы,

фантастику

-

и

мало

читает

научно-познавательной

литературы,

произведения русских классиков. И как следствие возникает еще одна

проблема:

дети

испытывают

большие

трудности,

когда

возникает

необходимость готовиться к экзаменам, когда, например, нужно писать

сочинение

в

11

классе

или

приводить

аргументы

по

истории,

обществознанию.

Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей

с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты

отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими

текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и

«несплошные». Содержание учебников (например, математики) требует,

чтобы школьники умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц,

графиков, диаграмм, схем, чертежей. рисунков и т.п., т.е. смысловую сторону

чтения нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.

Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные

внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского

кругозора, формированию читательской культуры.

Проблема

5. Низкий

уровень

читательской

культуры

родителей

обучающихся.

Шаги:совместные походы детей и родителей в походы в библиотеки,

тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением

родителей, индивидуальная работа с родителями.

Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих

навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие

большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника,

решении задачи по математике, при анализе информации, предоставленной

на слайде и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают

информацию,

которую

несёт

текст.

Дети

испытывают

трудности

в

понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении

причинно-следственной

связи

между

смысловыми

единицами,

в

формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к

тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.

Шаги: Учитель должен планировать индивидуальную работу с этими детьми:

учить анализировать содержание текста, развивать их зрительную память,

внимание, логическое мышление, мотивацию к чтению. Для выявления

детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа

учителя и педагога – психолога.

Новые образовательные стандарты предполагают по завершении

каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной

работы, которая проверяет владение учащимися метапредметными умениями

и навыками. В качестве такой работы можно предлагать детям работу с

текстом, которая проверит уровень сформированности навыков смыслового

чтения. И если работа эта будетпроводиться

не только на уроках

английского

языка

и

русского

языка,

литературы,

истории

и

обществознания, но и на уроках по другим предметам (математики,

географии, физике, химии, биологии, ОБЖ и т.д.) многие проблемы удастся

решить

Безусловно, умение читать, и не просто читать, а читать осмысленно –

это одно из самых важных умений человека. И если человек им владеет в

полной мере, он подготовлен к жизни, он в отличие от других обладает

огромным богатством знаний, он – разносторонняя, развитая личность,

которая востребована и по – настоящему интересна окружающим.

Спасибо за внимание. (слайд 7)



В раздел образования