"Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Автор: Аксенова Ольга Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ООШ №13 Населённый пункт: город Гусь-Хрустальный, Владимирская область Наименование материала: статья Тема: "Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13»
г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область.
Тема выступления
Формирование общеучебных умений
младших школьников в условиях
реализации ФГОС.
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ ООШ№13
Аксёнова
О.И.
г.Гусь –Хрустальный, 2015г.
В Концепции нового Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа
должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На
смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования:
умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.
В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным
результатом является формирование общеучебных навыков,
обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью
решения учебных задач».
Учебные затруднения младших школьников всегда привлекали пристальное
внимание педагогов. Проведенные исследования показали
актуальность
формирования у уч-ся навыков самоорганизации учебной деятельности.
Ведь только 40% обследованных детей к окончанию начальной школы
хорошо определяют цель выполняемого учебного задания,
41% - умеют планировать его выполнение,
88% - успешны в целесообразном выполнении учебного задания,
64% учеников умеют контролировать ход и результаты выполнения учебного
задания
и 54% - оценивать ход и результаты выполнения учебного задания.
Поэтому, я считаю, учителю начальной школы необходимо проводить
целенаправленную работу по формированию у младших школьников
самоорганизации учебной деятельности, основными задачами которой
будут:
создание условий для формирования у учащихся базовых
навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспита
ния, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и
полного общего среднего образования,
раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности
учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Самоорганизация –
свойство личности мобилизовать себя,
целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для
достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при
этом время, силы, средства.
Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности
школьника:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
- умение оценивать ход и результаты учебного задания.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на
этих же принципах.
Совершенно очевидно, что каждое из перечисленных умений имеет свой состав, все они
соотносятся между собой и обеспечивают полноценную организацию учебной
деятельности школьника.
Цель определяет не только общее направление и результативный этап труда, но и все
промежуточные звенья – этим предопределяет организацию всей деятельности. Цель –
ядро организации той или иной деятельности. Цель для ученика – установка на
деятельность. Уяснение цели учащимся создает определенное эмоциональное состояние,
мобилизует волевые усилия. Цель должна быть осознана.
Процессу целеопределения ученика-первоклассника необходимо научить. Для этого
учителю можно использовать прием ассоциации и договориться с детьми, что во время
обсуждения вопроса «Что будем делать в задании?» – будет появляться иллюстрация
сказочной героини – Мальвины. Использование иллюстрации Буратино,
интересующегося всем и сующего свой длинный нос повсюду, помогает детям запомнить
вопрос «Зачем будем делать?», т. е. определить мотив деятельности. Иллюстрация Пьеро
помогает ответить на вопрос «Как это сделать?», т. е. составить план выполнения задания.
Когда ученики знают что нужно делать, зачем и как, предлагается выполнить задание.
Нами используется значок «!» для обозначения начала процедуры выполнения задания.
Чтобы задание было выполнено аккуратно, внимательно и правильно, проверить его
предлагает иллюстрация мудрой и доброй Черепахи Тортилы. Процедуру оценивания
первоклассники начинают, когда учитель вывешивает иллюстрацию еще одного
сказочного героя – Папы Карло.
Постепенно, отходя от образов сказочных героев, ученики привыкают к каждому этапу
самоорганизации, без напоминания учителя.
Конечно, цель урока на начальном этапе ставит еще учитель, а ученики только ее
проговаривают (хором, в парах, по-очереди). И это им помогает осознать, чему они
научились на данном уроке и понять, для чего это им нужно. А когда это ученики
понимают, они продуктивнее работают.
Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних
влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение
собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на
постороннюю помощь.
Говоря о формировании у школьников
самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между
собой задачи.
Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся
самостоятельность в познавательной деятельности, научить их
самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся
знания в учении и практической деятельности.
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими
признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить,
способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой
подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые
знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому
материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку
зрения, независимую от других.
Самостоятельность не рождается сама по себе. Она воспитывается и
развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.
Ребёнок в первый раз переступивший порог школы, не может ещё
самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё
планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить
полученный результат с поставленной целью.
Научить учащихся учиться,
самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться –
одна из главных задач учителя.
Выделяют
основные этапы развития
самоорганизации у детей:
Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых,
старших, копируя их действия (этап подражания).
Например,
работа по алгоритму.
Алгоритм, в котором все предлагаемые
действия довольно жестко фиксированы, их последовательность
обязательна.
Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы,
находят некоторые способы их осуществления (этап частичной
самоорганизации).
Здесь, как пример,
работа по
памятке.
Памятка - инструкция, в которой даются указания о
необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся
имеют возможность перестановки одного-двух действий или
даже пропуска одного из них.
Младшие школьники выполняют определенную работу
самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее
знакомых видах деятельности (этап более полной с
самоорганизации).
В процессе обучения ученик должен достичь определённого достаточно
высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться
с разными заданиями, добавить новое в процессе решения учебных задач.
Таким образом, в начальных классах происходит увеличение роли
самостоятельной работы как средства организации и управления
самостоятельной деятельностью младшего школьника, что требует от
учителя определённых знаний о самостоятельной работе учащихся и
способах её реализации в процессе обучения.
В настоящее время существуют различные классификации
самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям,
другие – характеру учебных задач, выполняемые обучаемыми в ходе
самостоятельных работ, третьи берут за основу характер учебной
деятельности в процессе решения различных задач.
Рассматривая самостоятельную работу в контексте развивающего
урока, где она определяется общеизвестными компонентами учебной
деятельности, можно выделить следующие
виды самостоятельных работ
(по Ю.К.Бабанскому).
Приведу примеры заданий, используемых мною при изучения
темы
«Парные согласные в корне слова» .
1.
Самостоятельная работа на этапе постановки учебной
задачи.
Она содержит задания, направленные на формирование общего способа
действий, позволяет актуализировать предшествующий материал.
Пример 1
- А теперь выпиши остальные слова, записывая рядом проверочные
слова.
2.Самостоятельная работа на этапе решения поставленной
задачи.
Она содержит задания, в которых новые правила, определения, законы
становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности
ученика.
Пример 2
- Спиши. Найди слова с чередованием согласных в корне. Обозначь
корень, подчеркни чередование. Есть ли отличия между корнями?
- Сережа сказал, что в паре слов жучок – сучок есть чередование
согласных [ж\\с]. Прав ли Серёжа? (для сильных учеников)
3. Самостоятельная работа на этапе решения практических
задач.
Задания формируются таким образом, чтобы школьник при их
выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее.
Пример 3
- Спиши, заменяя обозначения звуков буквами.
- Не забывай о родственных словах, ласково называющих маленький
предмет.
Для разнообразия привычных заданий использую:
непривычные формулировки задания;
традиционные формулировки с материалом повышенной сложности;
задания, требующие сделать обобщение, вывод и т.п.
Пример 5
- Прочитайте предложения. Какие надо осуществить с ними
действия, чтобы получилась зимняя зарисовка? Зарисовку напишите.
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. (Работа в
парах)
Услужливый м…ро… зат…нул реки л……ком.
По листьям шуршит дождь.
Ре…кий в…тер теребит в…рху…ки д…ревьев.
Во все стороны двинулись мощные потоки в…ды.
До самых бр…вей нахлобучили они белосне…ные ша…ки. Надели
пуховые варе…ки. Шустрые сн…г…ри порхают по ши…кам елей.
Наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль
самостоятельных работ в учебно – воспитательном процессе классификация
Белкина Е.А. Основанием её являются познавательные задачи и специфика
учебно – познавательной деятельности учащихся. В этой классификации
выделены 4 типа самостоятельной работы.
1. Самостоятельные работы на основе предложенного алгоритма
действий.
К
первому типу относятся работы на основе данного учащимися
алгоритма действия. Познавательная деятельность обучаемых при этом
должна заключаться в узнавании объектов при повторном восприятии
информации о них. (1 уровень)..
1 класс
Тема: Знакомство с буквой Н, н.
-Составь слова
Мари
ни на
ра име
2 класс
Тема: Суффикс.
- Допиши ряды слов. Обозначь
суффиксы. Подчеркни корни с
чередованием.
Медведь – медведица – медвежонок
Волк - …-…
Тигр - … - …
Орёл - … - …
… - зайчиха - …
… - лосиха - …
- Слова с каким значением образуют
суффиксы – иц- ; - их -; - онок - ; -
ёнок - ?
2. Самостоятельные работы с частичным реконструированием.
Цель самостоятельных работ
второго типа
заключается в
формировании знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по
памяти усвоенную ранее информацию и решать типовые задачи.
Познавательная деятельность в этом случае заключается в чётком
воспроизведении или частичном реконструировании содержания материала
(2 уровень).
1 класс
Тема: Знакомство с буквой Л, л.
- Вставь нужную букву Л или Р.
Мо…ния …емни
…уна …ана
Орё… мо…е
Тема: Знакомство с буквой З, з.
- Составь слова.
Зано мок
кра за за ни
кас са са гар
коле ря
2 класс
Тема: Синонимы.
- Вставь пропущенные слова из
скобок. Объясни свой выбор.
Магазин детской … (наряд, одежды).
Вечером дети надели красивые,
праздничные (наряд, одежда) и т. п.
Тема: Приставка.
_ Выпиши 3 группы родственных
слов в столбики. Обозначь приставки.
Наполнить, залить, рисовать, записка,
наливать, заходить, лить, письмо,
запомнить и т. п.
3.
Самостоятельные работы, заключающиеся в решении
нетиповых задач.
Самостоятельная работа третьего типа способствует формированию у
обучаемых знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых
задач, когда осуществляется перенос знаний, умений и навыков. Такая
деятельность сводится к поиску, формированию и реализации способа
решения (3 уровень).
- Найди слово в слове.
ПЕНАЛ - …
ПОЛЮС - …
ПИЛОТ _ …
- Составь из букв слова.
А, М, Й
Л, А, У, Н
Р, О, Ё, Л
- Подумай, как связаны слова в
первой паре и допиши подходящее по
смыслу слово вместо пропуска.
У птицы это крыло, у человека –
рука.
У собаки морда, у человека - …..
У машины – мотор, у человека - ….
Тема: Корень
- Запиши пары слов в таком порядке:
а) однокоренные слова;
б) формы одного и того же слова.
Еловый – ельник, дождик –
дождиком, трава – травинка и т. д.
- Как ты думаешь, прав ли Саша,
который под буквой а) записал птица
– птицы? Почему?
Тема: Омонимы.
- Найди «спрятанную» шутку.
Ел старик хлеб с ухой, откуда же
Под столом рыбьи кости?
- На чём основана шутка?
4.Творческие самостоятельные работы.
Дидактическая цель самостоятельных работ
четвёртого типа –
создание предпосылок для творческой деятельности (4 уровень).
1 класс
- Составь предложения по картинке.
- Составь предложения по схеме.
- Придумайте слова к схемам.
2 класс
Тема: Значение слова.
- Слова иней, роса называют явления
природы. Назови и запиши известные
тебе явления природы. Составь и
запиши с написанными словами
предложения.
Самостоятельные работы творческого характера используются мною и
на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира».
Литературное чтение, 3 класс.
Сочини загадки, скороговорки,
сказки, двустишья,
четверостишья.
Оформи книжки – самоделки
на определённую тему.
Составь картинный план.
Расскажи историю от лица
одного из героев.
Озаглавь каждую часть текста.
Окружающий мир, 3 класс.
Тема: Солнце – источник тепла.
подготовь рассказ «Если бы на
Земле всё время была ночь»
Тема: Размножение растений.
подготовь книжку в картинках
«Как человек использует плоды
и семена растений?»
Особо выделю самостоятельные работы в парах, коллективно, задания
повышенной сложности.
Русский язык, 3 класс.
Тема: Правописание
непроизносимых согласных.
- Прочитайте слова. Составьте с
каждым из них словосочетание таким
образом, чтобы придуманное слово
начиналось с непроизносимой
согласной, имеющейся в исходном
слове.
Окружающий мир, 3 класс.
Тема: Животные – часть природы.
- Составьте рассказ «Человек и
животные»
(Работа в парах)
- Расскажи о посещении зоопарка,
цирка или театра зверей. Какое
животное тебе особенно
понравилось? Почему?
Со…нце, праз…ник, грус…ный,
звёз…ный, мес…ный, трос…ник.
(Работа в парах)
Планируя любой вид самостоятельной работы на уроке учитель должен
помнить о своей роли в организации этой деятельности. Учитель обязан:
определять задачу каждой самостоятельной работы;
обучать рациональным приёмам умственного труда
инструктировать учащихся перед выполнением задания,
наблюдать за ходом самостоятельной работы,
своевременно оказывать помощь учащимся в преодолении возникших
трудностей и исправлении допускаемых ошибок,
анализировать результаты каждой работы
оценивать результаты каждой работы.
Наряду с самостоятельной работой, которая принадлежит к
общепризнанным приёмам активизации учебной деятельности школьников
по овладению знаниями и умениями, в своей работе я использую и много
других приёмов, которые способствуют развитию активных
самостоятельных действий учащихся в учебном процессе. К ним я отношу
ситуации, в которых ученик проявляет следующие умения:
- защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства,
используя приобретенные знания;
- задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс
познания;
- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
- ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
- выбирает задания из поисковых и творческих задач;
- осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и
практических действий.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания
учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их
умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще
самостоятельно задаться целью. В процессе обучения он должен достичь определенного
достаточно
высокого уровня самоорганизации, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать
новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность
школьника, а предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания,
умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам.
Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие
этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование
высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности
развивается человек.