Автор: Козлова Ольга Михайловна Должность: методист Учебное заведение: МБУ ДО Лежневский ЦВР Населённый пункт: п.Лежнево Ивановская область Наименование материала: Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры Тема: Символы воинской славы России Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО Лежневский ЦВР
Интеллектуально-познавательная игра
«Символы воинской славы России»
Автор: Козлова Ольга Михайловна
Методист МБУ ДО Лежневского ЦВР
2016
Тема:
«Символы воинской славы России»
Задачи:
Образовательная:
1.
Познакомить уч-ся с ФЗ «О днях воинской славы ( победных днях)
России»
2.
Расширить и углубить знания о военной истории России, о символах
воинской доблести и славы ,победах русского народа в разные
исторические периоды
Развивающая:
1.
Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим
источником.
2.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между
историческими событиями.
Воспитательная:
1.
Формирование гражданской позиции.
2.
Патриотическое воспитание на основе примеров героического
прошлого страны.
3.
Воспитание чувства гордости за свое Отечество.
Возраст участников: учащиеся средних и старших классов.
Ожидаемые результаты: повышение мотивации к изучению
героических страниц нашего прошлого , утверждение в сознании
молодого поколения патриотических ценностей , гордости за свое
Отечество.
Оборудование : проектор, компьютер, карточки с текстом неполных
пословиц, таблица кроссворда.
Ведущий: На любом континенте , в любой стране мира военная
символика имеет глубокие исторические корни , самую разветвленную
систему значений и выразительных средств. Воинские символы во
многом способствуют укреплению патриотического сознания и
морального духа воинов , формированию сплоченности и стойкости
воинских коллективов.
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в
России. Чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков
.Русской Православной Церковью были установлены специальные
«викторианские дни» ( от Виктория – в римской мифологии богиня Победы).
Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу,
славе и доблести своих защитников.
Ход интеллектуально – познавательной игры
I.
Первый конкурс нашей игры - РАЗМИНКА. Командам даются
вопросы, на которые следует отвечать быстро. Капитан команды
выбирает карточку с вопросом в произвольном порядке. За
каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы:
1.
Какой вид Вооруженных Сил России является самым старым?
( сухопутные войска) Прообразом сухопутных войск была княжеская
дружина Киевской Руси.
2.
Какие два рода войск изначально входили в сухопутные войска? (пехота
и конница).
3.
Какой вид Вооруженных сил России является самым молодым?
( Ракетные войска стратегического назначения). Этот вид ВС был
создан в 1959г.
4.
Кому из русских военачальников принадлежат слова: «Кто к нам с
мечом придет – тот от меча погибнет?» ( А. Невскому)
5.
Назовите первый русский орден. ( Орден Святого Апостола Андрея
Первозванного , учредил Петр 1 в 1699 году)
6.
Головной убор , предназначенный для офицерского состава.
( Фуражка).
7.
Старинная одежда русского воина. ( кольчуга )
8.
Как называлось первое огнестрельное оружие на Руси? (пищали)
9.
Кто в России был первым основателем русского флота? ( Петр1).
10. Назовите головной убор танкиста ( шлем).
11. Головной убор – часть летнего обмундирования солдата . ( Пилотка)
12. Для чего использовались первые самолеты ? ( для разведки)
13.Как назывался воин вооруженный боевым луком? ( лучник)
14.Какой боевой снаряд бывалые солдаты называют « карманной
артиллерией» ? ( гранату).
II конкурс «ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ».
История человечества - это история войн , а значит и воинских
начальников. С их именами связаны славные победы , развитие армии и
флота , боевого искусства. Недаром русская пословица гласит « Крепка
рать воеводою».
Наш следующий конкурс будет проходить в форме отгадывания
кроссворда « Великие полководцы». В предложенном вам кроссворде есть
небольшая подсказка к каждой фамилии известного военачальника –
буква. Вы внимательно слушаете вопрос и вписываете фамилию
полководца в ваш кроссворд. ( каждой команде выдается распечатанный
лист кроссворда , ведущий задает вопросы ).Приложение 1.
III .конкурс « Это интересно». Блиц – турнир.
Вопрос задает ведущий для всех команд одновременно. Оценивается
быстрота и полнота ответа
1.
Кто из маршалов Советского Союза в свободное время
мастерил скрипки? ( М.Н. Тухачевский )
2.
Изображение какого сказочного существа присутствовало на
знаменах драгунских полков? ( Дракон ,отсюда и название)
3.
В 1813 году Александр 1 позволил жителям Подольской и
Волынской губернии вместо рекрутов направлять в армию
именно их…Кого? ( Лошадей)
4.
В 1903 году порутчик русской армии Турчинов на радость
всем солдатам изобрел именно это. Что? ( Полевую кухню)
5.
Этот военачальник был еще и дипломатом-послом в
Константинополе где все удивлялись тому , как человек
«..столь ужасный в баталиях , мог быть столь любезен в
обществе». О ком идет речь? ( М.И.Кутузов) В совершенстве
владел французским языком.
6.
Узнав о том , что он получил звание фельдмаршала этот
военачальник расставил стулья и по-детски стал через них
прыгать, приговаривая « ..я такого-то перескочил..».О ком идет
речь? И кого он имел ввиду? ( А.В.Суворов был повышен в
звании через головы 9 генералов , о которых и
приговаривал).
7.
При царе Петре 1 был учрежден орден в наказание. Кому и
за что она предназначалась? ( Чугунный орден за пьянство в
виде звезды введен в 1714 году , весил от 6,8 до 14 кг. Его
крепили на шею человеку цепями и он носил его либо
неделю , либо по другой версии пока не бросит пить ).
8.
В качестве наказания , Николай 1 , предоставлял своим
офицерам выбор между гауптвахтой ….и чем?
( Прослушиванием опер Глинки ,т.к. сам не любил музыку ).
9.
После битвы он устроил большой пир на поле боя и
пригласил на него пленных генералов , вернул им шпаги и
сказал « …пью за здоровье вас, моих учителей в военном
искусстве». О ком идет речь ? какая это битва? ( Петр 1 ,
Полтавская битва).
10.
Какой полководец при пробуждении обливался холодной
водой и громко будил свое войско криками « Кукареку»?
( А.В. Суворов ).
IV.
Конкурс « КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»
ДДддддддДанный конкурс предусматривает знание крылатых
выражений А.В. Суворова. Команды получают карточки с первой
частью крылатого выражения. Им необходимо дописать вторую
часть высказывания. Оценивается правильность и полнота
ответа.
1.
Дисциплина -……мать победы.
2.
Кто напуган -…..наполовину побит.
3.
Кто удивил , ……..тот победил.
4.
Двум смертям не бывать, а……одной не миновать.
5.
Мы русские и…….потому победим.
6.
Сам погибай -……товарища выручай.
7.
Скорость нужна , а…….поспешность вредна.
8.
Ученье свет , а ……неученье- тьма.
9.
Бдение начальника -….лучшее спокойствие
подчиненных.
10.Война закончена лишь тогда, когда….похоронен
последний солдат.
11.За ученого …..трое не ученых дают.
12.Опасности лучше идти навстречу , чем….ожидать ее
на месте.
V. конкурс «Русские боевые награды».
Воинские награды появились еще в античную эпоху. Так, римских воинов,
отличившихся в битве, награждали знаете каким почетным знаком? Верно,
почетным знаком в виде венка или короны.
История наших символов воинской чести ,доблести и славы неразрывно
связана с борьбой российского народа за свою независимость.
Основными символами являются:
- Боевое знамя ( знак объединяющий воинскую часть и указывающий на
ее принадлежность к Вооруженным силам государства);
- форма одежды и знаки различия ( указывают на принадлежность к виду
или роду войск и воинские звания );
- награды ;
- воинские ритуалы ;
- памятники и монументы защитникам Отечества.
Мы подробнее остановимся на такой важной форме материального и
морального поощрения за воинские отличия в боях – как награда. На
Руси воины за боевые заслуги и подвиги награждались гривнами ,
ценными подарками , доспехами , а позже – специально отчеканенными
орденами и медалями. Наградная система в царской России носила ярко
выраженный иерархический характер : орденами в армии и на флоте
награждались только офицеры и генералы.
. Когда же появился орден как почетная награда за воинские заслуги в бою?
Конечно в средние века.
Вопросы командам :
1.
В виде чего были первые русские ордена? ( виде креста или звезды)
2.
Когда появился первый орден в России? (1696 при Петре1 )
3.
Как назывался первый русский орден? (орден Андрея Первозванного);
4.
В виде чего был изготовлен первый орден ? (, крест в виде буквы «х»)
5.
Кто стал его первым обладателем?(и первым его обладателем стал
генерал – адмирал Федор Алексеевич Головин)
6.
Как называлась высшая награда в годы ВОВ? (Медаль «Медаль золотая
звезда Героя Советского Союза»)
7.
Назовите высший военный орден , учрежденный в ходе В.О.войны.
( орден «Победа» ).1943 год
Всего этой наградой были отмечены 12 человек. Первым был награжден Г.К.
Жуков.
Он является самым дорогим по номинальной стоимости на сегодня в мире .
Описании: Он представляет собой платиновую звезду с рубиновыми
лучами, окаймленными бриллиантами. Диаметр звезды – 72 мм., вес
бриллиантов – 16 каратов.
8.
Назовите девиз женского ордена святой Екатерины ( « За любовь и
Отечество»)
9.
Назовите высший солдатский орден в годы В.О.войны ( Орден Славы
3-х степеней ).
10.Кто награждался орденом Нахимова? ( Офицеры В.-М. флота ).
VII Конкурс. « БОНУС-БАЛЛ».
Конкурс проводится среди команд в момент подведения итогов основной
игры.
« О ком идет речь?». Зачитывается текст задания. Ответ на него
команды пишут на листочке . Бонусный балл получает команда , которая
первая сдала ответ и он правильный. Все остальные команды за
правильный ответ получают 0,5 балла.
Наполеона часто сравнивали с одним из русских полководцев , отмечая ,
что у них было общего , а что противоположного.
СХОДСТВО:
Оба были страстными любителями и знатоками всемирной истории
и географии;
Оба были очень трудолюбивы и выносливы;
Оба были блестящими математиками;
Оба закончили артиллерийские училища , в совершенстве знали это
дело, и вносили в него свои новшества;
Оба были блестящими дипломатами.
РАЗЛИЧИЯ:
Наполеон был очень замкнутым человеком , чурался женщин ,
общества , не умел танцевать. Наш герой , наоборот , был очень
общительным человеком , его называли душой общества. На балах
он чувствовал себя как рыба в воде.
Наполеону очень плохо давались языки. Родной язык у него был
итальянский , по – французски писал с ошибками. Наш герой
блестяще владел французским . немецким , польским, английским ,
шведским , турецким.
О ком идет речь? ( А.В.Суворов ).
Слово жюри, подведение итогов.