Напоминание

Символы воинской славы России


Автор: Козлова Ольга Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО Лежневский ЦВР
Населённый пункт: п.Лежнево Ивановская область
Наименование материала: Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры
Тема: Символы воинской славы России
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО Лежневский ЦВР
Интеллектуально-познавательная игра

«Символы воинской славы России»

Автор: Козлова Ольга Михайловна

Методист МБУ ДО Лежневского ЦВР
2016

Тема:

«Символы воинской славы России»

Задачи:

Образовательная:
1. Познакомить уч-ся с ФЗ «О днях воинской славы ( победных днях) России» 2. Расширить и углубить знания о военной истории России, о символах воинской доблести и славы ,победах русского народа в разные исторические периоды
Развивающая:
1. Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником. 2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.
Воспитательная:
1. Формирование гражданской позиции. 2. Патриотическое воспитание на основе примеров героического прошлого страны. 3. Воспитание чувства гордости за свое Отечество.
Возраст участников: учащиеся средних и старших классов.

Ожидаемые результаты: повышение мотивации к изучению

героических страниц нашего прошлого , утверждение в сознании

молодого поколения патриотических ценностей , гордости за свое

Отечество.

Оборудование
: проектор, компьютер, карточки с текстом неполных пословиц, таблица кроссворда. Ведущий: На любом континенте , в любой стране мира военная символика имеет глубокие исторические корни , самую разветвленную систему значений и выразительных средств. Воинские символы во многом способствуют укреплению патриотического сознания и морального духа воинов , формированию сплоченности и стойкости воинских коллективов. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России. Чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков .Русской Православной Церковью были установлены специальные «викторианские дни» ( от Виктория – в римской мифологии богиня Победы). Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.

Ход интеллектуально – познавательной игры


I.
Первый конкурс нашей игры - РАЗМИНКА.
Командам даются вопросы, на которые следует отвечать быстро. Капитан команды выбирает карточку с вопросом в произвольном порядке. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы:
1. Какой вид Вооруженных Сил России является самым старым? ( сухопутные войска) Прообразом сухопутных войск была княжеская дружина Киевской Руси. 2. Какие два рода войск изначально входили в сухопутные войска? (пехота и конница). 3. Какой вид Вооруженных сил России является самым молодым? ( Ракетные войска стратегического назначения). Этот вид ВС был создан в 1959г. 4. Кому из русских военачальников принадлежат слова: «Кто к нам с мечом придет – тот от меча погибнет?» ( А. Невскому) 5. Назовите первый русский орден. ( Орден Святого Апостола Андрея Первозванного , учредил Петр 1 в 1699 году) 6. Головной убор , предназначенный для офицерского состава. ( Фуражка). 7. Старинная одежда русского воина. ( кольчуга ) 8. Как называлось первое огнестрельное оружие на Руси? (пищали) 9. Кто в России был первым основателем русского флота? ( Петр1). 10. Назовите головной убор танкиста ( шлем). 11. Головной убор – часть летнего обмундирования солдата . ( Пилотка) 12. Для чего использовались первые самолеты ? ( для разведки) 13.Как назывался воин вооруженный боевым луком? ( лучник)
14.Какой боевой снаряд бывалые солдаты называют « карманной артиллерией» ? ( гранату).
II конкурс «ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ».
История человечества - это история войн , а значит и воинских начальников. С их именами связаны славные победы , развитие армии и флота , боевого искусства. Недаром русская пословица гласит « Крепка рать воеводою». Наш следующий конкурс будет проходить в форме отгадывания кроссворда « Великие полководцы». В предложенном вам кроссворде есть небольшая подсказка к каждой фамилии известного военачальника – буква. Вы внимательно слушаете вопрос и вписываете фамилию полководца в ваш кроссворд. ( каждой команде выдается распечатанный лист кроссворда , ведущий задает вопросы ).Приложение 1.
III .конкурс « Это интересно». Блиц – турнир.

Вопрос задает ведущий для всех команд одновременно. Оценивается

быстрота и полнота ответа
1. Кто из маршалов Советского Союза в свободное время мастерил скрипки? ( М.Н. Тухачевский ) 2. Изображение какого сказочного существа присутствовало на знаменах драгунских полков? ( Дракон ,отсюда и название) 3. В 1813 году Александр 1 позволил жителям Подольской и Волынской губернии вместо рекрутов направлять в армию именно их…Кого? ( Лошадей) 4. В 1903 году порутчик русской армии Турчинов на радость всем солдатам изобрел именно это. Что? ( Полевую кухню) 5. Этот военачальник был еще и дипломатом-послом в Константинополе где все удивлялись тому , как человек «..столь ужасный в баталиях , мог быть столь любезен в обществе». О ком идет речь? ( М.И.Кутузов) В совершенстве владел французским языком. 6. Узнав о том , что он получил звание фельдмаршала этот военачальник расставил стулья и по-детски стал через них прыгать, приговаривая « ..я такого-то перескочил..».О ком идет речь? И кого он имел ввиду? ( А.В.Суворов был повышен в звании через головы 9 генералов , о которых и приговаривал). 7. При царе Петре 1 был учрежден орден в наказание. Кому и за что она предназначалась? ( Чугунный орден за пьянство в виде звезды введен в 1714 году , весил от 6,8 до 14 кг. Его крепили на шею человеку цепями и он носил его либо неделю , либо по другой версии пока не бросит пить ).
8. В качестве наказания , Николай 1 , предоставлял своим офицерам выбор между гауптвахтой ….и чем? ( Прослушиванием опер Глинки ,т.к. сам не любил музыку ). 9. После битвы он устроил большой пир на поле боя и пригласил на него пленных генералов , вернул им шпаги и сказал « …пью за здоровье вас, моих учителей в военном искусстве». О ком идет речь ? какая это битва? ( Петр 1 , Полтавская битва). 10. Какой полководец при пробуждении обливался холодной водой и громко будил свое войско криками « Кукареку»? ( А.В. Суворов ). IV. Конкурс « КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»
ДДддддддДанный конкурс
предусматривает знание крылатых выражений А.В. Суворова. Команды получают карточки с первой частью крылатого выражения. Им необходимо дописать вторую часть высказывания. Оценивается правильность и полнота ответа. 1. Дисциплина -……мать победы. 2. Кто напуган -…..наполовину побит. 3. Кто удивил , ……..тот победил. 4. Двум смертям не бывать, а……одной не миновать. 5. Мы русские и…….потому победим. 6. Сам погибай -……товарища выручай. 7. Скорость нужна , а…….поспешность вредна. 8. Ученье свет , а ……неученье- тьма. 9. Бдение начальника -….лучшее спокойствие подчиненных. 10.Война закончена лишь тогда, когда….похоронен последний солдат. 11.За ученого …..трое не ученых дают. 12.Опасности лучше идти навстречу , чем….ожидать ее на месте.

V. конкурс «Русские боевые награды».
Воинские награды появились еще в античную эпоху. Так, римских воинов, отличившихся в битве, награждали знаете каким почетным знаком? Верно, почетным знаком в виде венка или короны. История наших символов воинской чести ,доблести и славы неразрывно связана с борьбой российского народа за свою независимость. Основными символами являются: - Боевое знамя ( знак объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к Вооруженным силам государства); - форма одежды и знаки различия ( указывают на принадлежность к виду или роду войск и воинские звания ); - награды ; - воинские ритуалы ; - памятники и монументы защитникам Отечества. Мы подробнее остановимся на такой важной форме материального и морального поощрения за воинские отличия в боях – как награда. На Руси воины за боевые заслуги и подвиги награждались гривнами , ценными подарками , доспехами , а позже – специально отчеканенными орденами и медалями. Наградная система в царской России носила ярко выраженный иерархический характер : орденами в армии и на флоте награждались только офицеры и генералы. . Когда же появился орден как почетная награда за воинские заслуги в бою? Конечно в средние века.
Вопросы командам
: 1. В виде чего были первые русские ордена? ( виде креста или звезды) 2. Когда появился первый орден в России? (1696 при Петре1 ) 3. Как назывался первый русский орден? (орден Андрея Первозванного); 4. В виде чего был изготовлен первый орден ? (, крест в виде буквы «х») 5. Кто стал его первым обладателем?(и первым его обладателем стал генерал – адмирал Федор Алексеевич Головин) 6. Как называлась высшая награда в годы ВОВ? (Медаль «Медаль золотая звезда Героя Советского Союза») 7. Назовите высший военный орден , учрежденный в ходе В.О.войны. ( орден «Победа» ).1943 год Всего этой наградой были отмечены 12 человек. Первым был награжден Г.К. Жуков. Он является самым дорогим по номинальной стоимости на сегодня в мире . Описании: Он представляет собой платиновую звезду с рубиновыми лучами, окаймленными бриллиантами. Диаметр звезды – 72 мм., вес бриллиантов – 16 каратов. 8. Назовите девиз женского ордена святой Екатерины ( « За любовь и Отечество»)
9. Назовите высший солдатский орден в годы В.О.войны ( Орден Славы 3-х степеней ). 10.Кто награждался орденом Нахимова? ( Офицеры В.-М. флота ). VII Конкурс. « БОНУС-БАЛЛ». Конкурс проводится среди команд в момент подведения итогов основной игры. « О ком идет речь?». Зачитывается текст задания. Ответ на него команды пишут на листочке . Бонусный балл получает команда , которая первая сдала ответ и он правильный. Все остальные команды за правильный ответ получают 0,5 балла. Наполеона часто сравнивали с одним из русских полководцев , отмечая , что у них было общего , а что противоположного. СХОДСТВО:  Оба были страстными любителями и знатоками всемирной истории и географии;  Оба были очень трудолюбивы и выносливы;  Оба были блестящими математиками;  Оба закончили артиллерийские училища , в совершенстве знали это дело, и вносили в него свои новшества;  Оба были блестящими дипломатами. РАЗЛИЧИЯ:  Наполеон был очень замкнутым человеком , чурался женщин , общества , не умел танцевать. Наш герой , наоборот , был очень общительным человеком , его называли душой общества. На балах он чувствовал себя как рыба в воде.  Наполеону очень плохо давались языки. Родной язык у него был итальянский , по – французски писал с ошибками. Наш герой блестяще владел французским . немецким , польским, английским , шведским , турецким. О ком идет речь? ( А.В.Суворов ). Слово жюри, подведение итогов.




В раздел образования