Напоминание

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе организации детского экспериментирования"


Автор: Морозова Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 62
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе организации детского экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад







Пояснительная записка
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях. Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог должен быть подготовлен к осуществлению этой работы. Практическая деятельность (опыт, простые эксперименты) всегда привлекают дошкольников. Особенное значение имеет экспериментальная деятельность в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, что связано с особенностями познавательной сферы этих детей. У д е т е й данной категории наблюдается неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, плохая память, недостаточное развитие мышления, отсутствие познавательных интересов. Дошкольники с задержкой психического развития плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в своей жизни. Значительные затруднения отмечаются в определении причинно-следственных связей между явлениями и процессами в окружающей действительности. Поэтому, для того чтобы повысить познавательную активность воспитанников, сформировать понимание причинно- следственных связей необходимо использовать различные методы организации и осуществления коррекционно-развивающего процесса. Большое значение имеет применение практических методов, одним из которых является опытно-экспериментальная деятельность. И это не случайно, всем хорошо известно выражение: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю». Опытно-экспериментальная деятельность позволяет ребёнку стать ребенок исследователем, который воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания. Таким образом, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования, являясь наиболее адекватным для детей с задержкой психического развития способом установления и понимания различных причинно- следственных связей, позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей. В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения. Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Знания и навыки дети получают не только в специально организованной деятельности по ознакомлению с окружающим, но во время прогулок, экскурсий, чтения книг, рассматривания энциклопедии и др.
Содержание программы рассчитано на образовательный курс в 28 занятий – один раз в неделю по 25 минут.
Цель:
формирование у дошкольников с задержкой психического развития естественно - научных знаний и представлений в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); - знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); 2. Развивать представления: - об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); - о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода, переход её в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость); 3. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека; 4. Познакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; 5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; 6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты обучения.

Воспитанники будут знать:
 Элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;  Формы взаимодействия человека с природой;  Основы экологической культуры.
Воспитанники будут уметь:
 Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;  Вести наблюдения в природе под руководством педагога;  Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога;  Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;  Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов.
Воспитают в себе:
 Любознательность;  Готовность к сотрудничеству;  Любовь к природе, ответственность человека перед ней.
При проведении диагностики следует обращаться к следующим источникам:
1. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений». – «Мозаика - Синтез», 2010
2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».- «Учитель», 2002 3. Козлова С.А. «Мой организм». – М., 2001 4. Н.А. Разагатова «Первые шаги в науку». – Самара, 2007
Тематический план
№ Тема Количество занятий В том числе Форма контроля теория практика экскурсии 1 Введение. 2 2 - - «Мозговой штурм» 2 «Мир вокруг нас» 3 1 2 - Разгадывание ребусов, загадок. 3 «Волшебница вода» 4 1 2 1 Презентация опытной работы в электронном виде 4 «Воздух- невидимка» 5 2 2 1 Презентация опытной работы в электронном виде. 5 «Волшебная кладовая» 3 1 1 1 Презентация опытной работы в электронном виде. 6 «Песочная мастерская» 2 1 1 Презентация опытной работы в электронном виде. 7 «Посмотрите, это я!» 3 1 2 - Презентация опытной работы в электронном виде. 8 «Да будет свет!» 3 1 2 - Презентация опытной работы в электронном виде. 9 «Сила огня» 2 1 1 - Презентация опытной работы в электронном виде. 10 Итоговое занятие 1 - 1 - Всего: 28 11 14 3

Содержание учебного материала

Тема 1. Введение.
Анализ взаимоотношений между человеком, растительным и животным миром. Познакомить с элементарными сведениями о мироздании, связи между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе; экологические законы природы; формы взаимодействия человека с природой.
Тема 2. «Мир вокруг нас»
Формировать систему представлений об окружающем материальном мире, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды; учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (живое - неживое, по происхождению, сенсорным характеристикам и т.д.) Практическая работа. Наблюдение - «Садик в бутылке»; ролевая экологическая игра «Живое - неживое». Работа со схемой «что нужно для роста».
Тема 3. «Волшебница вода»
Сравнить свойства воды, льда и снега, выявить особенности их взаимодействия. Выявить процесс испарения воды, зависимости скорости испарения от условий. Воспитывать бережное рациональное использование природных ресурсов. Практическая работа. Работа со схемой «Ходит капелька по кругу». Проведение опытов: «Свойства воды», «Помощница вода», провести исследование: вода-растворитель (игровое занятие «Как помочь ослику»), Познакомить с процессом очистки воды разными способами, фильтрование воды. Экскурсия к Семеновскому озеру. Исследование: «От чего болеет озеро». Формировать осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.
Тема 4. «Воздух-невидимка»
Изучение свойств воздуха и его влияние на жизнь человека, познакомить с различными способами его обнаружения. Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы. Учить устанавливать качественно - количественные связи воздуха и человека. Практическая работа. Проведение опытов на сравнение теплого и холодного воздуха «Ветер в комнате» («живая змейка»), «Как увидеть воздух». Презентация «Воздух-невидимка». Наблюдение «Куда ветер дует»
Тема 5. «Волшебная кладовая»
Познакомить с видами почв, их особенностями. Рельеф земли. Практическая работа. Сравнение видов почв: песок, глина, камни. Рассматривание энциклопедической литературы на тему «Как устроена «волшебная кладовая», исследование: «Твердый, мягкий, сыпучий».

Тема 6. «Песочная мастерская»
Познакомить детей с песком, его свойствами Практическая работа. Экспериментируют с песком: «Песчаный конус» (течения песка); «Свойства насеянного песка»; «Свойство мокрого песка»; «Песочные часы».
Тема 7. «Посмотрите, это я!»
Формирование осознания дошкольником себя человеком, как части природного мира. Познакомить с особенностями восприятия окружающей действительности отдельными людьми; сформировать элементарные представления о роли органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) в жизни человека. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Практическая работа. Проведение микроисследования «Как мы видим» (игровое упражнение «Чьи глаза тебе помогут?»), «Уши-органы слуха» (игровое упражнение «Где звенит колокольчик?»), «Кожа- орган осязания», «Как мы чувствуем запах». Представление результатов исследования «Здравствуйте, это я!»
Тема 8. «Да будет свет!»
Познакомить с влиянием солнечного света на рост растений и все живое. Практическая работа. Проведение опытов: «Свет и тени», «Отражение лучей». Игры с тенью
Тема 9. «Сила огня»
Познакомить с ролью огня в жизни человека, его отрицательной и положительной стороной. Учить обращаться с бытовыми приборами, познакомить с номером телефона пожарной службы. Практическая работа. Проведение опытов «Чего боится огонь?», «Горячо – тепло – холодно».
Тема 10. Итоговое занятие «Земля – наш дом. Мы хозяева в нем»
Обобщить и систематизировать представления дошкольников природоведческого и природоохранного характера; закрепить правила грамотного поведения в природе и быту. Формирование понимания ответственности человека за сохранение природы. Практическая работа. Защита мини-проектов «Волшебница вода», «Если хочешь быть здоров», «Наши маленькие помощники».

Картотека опытов
№ название опыта цели и задачи оборудование 1 «Свойства воды»  Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия;  Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).  Емкости со снегом, водой, льдом;  Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой. 2 «Помощница вода»  Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи;  Познакомить с силой воды.  Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.  Вертушка, емкость с водой, алгоритм деятельности. 3 «Как помочь ослику» (вода-растворитель)  Познакомить со свойствами некоторых веществ; учить делать простейшие умозаключения.  Емкости с водой; мешочек из ткани (2*3 см) с солью; поролоновые губки 2*3 см. 4 «Фильтрование воды»  Познакомить с процессами очистки воды разными способами.  Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. 5 «Ветер в комнате» («живая змейка»)  Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха;  Горячий воздух поднимается вверх, а холодный - опускается вниз.  Две свечи;  Змейка (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). 6 «Упрямый воздух»  Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места (сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы).  Шприцы, пипетки, емкость с подкрашенной водой 7 «Сухой из воды»  Определить, что воздух занимает место.  Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой;  Деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком). 8 «Как устроена «волшебная кладовая»  Дать представление о том, что почвы бывают разными, имеют различные свойства; подвести к пониманию: почему почву называют  Образцы почв: песок, глина, камни; емкость с водой; 2 прозрачных сосуда; 2 воронки
«Кладовой» 9 Рельеф земли. Родник.  Познакомить с различным рельефом Земли  Картины с изображением рельефа Земли; 10 «Как мы видим» (и/у «Чьи глаза тебе помогут?»)  Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности; закрепить знания об особенностях зрения живых организмов.  Картинки с изображением животных для решения различных ситуаций. 11 «Уши-органы слуха» (и/у «Где звенит колокольчик?»)  Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека; развивать слуховое восприятие детей, ориентируясь на звучание колокольчика.  Повязка на глаза, музыкальный колокольчик. 12 «Кожа-орган осязания»  Сравнить те м пе р ату ру в о д ы в н е с к о л ь к и х емкостях;  Определить расположения «тепловых» и «холодовых» (воспринимающих тепло и холод) точек на разных участках кожи.  Емкости с водой разной температуры (от холодной до самой теплой);  Металлический стержень, тонкая кисть, красная и синяя акварельная краска. 13 «Как мы чувствуем запах»  Упражнять детей в различении пищи по запаху;  Доказать необходимость вдоха для определения запаха.  Продукты с достаточно хорошо выраженным характерным запахом (черный и белый хлеб, лук, чеснок, апельсин;  Плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла, флакончик из- под духов, кожура апельсина и т.д. 14 «Садик в бутылке» (фабрика питания)  Показать, как растение может само обеспечивать себя питанием.  Банка с широким горлом, крышка к ней; цветочная земля; молодое комнатное растение. 15 «Отражение лучей»  Познакомить с распространением и преломлением солнечного света.  Стакан; вода; карандаши.

Свойства экспериментально - исследовательской деятельности дошкольников
Экспериментально - исследовательской деятельности дошкольника присущи определенные специфические свойства, характеризующие ее направленность, цель и задачи. Экспериментально - исследовательская деятельность Направляется на овладение знаниями, которые интересны дошкольнику Помогает осваивать общие исследовательские умения, необходимые для адаптации в окружающем мире. Развивает коммуникативные умения. Протекает в творческом взаимодействии педагога и воспитанника.

Классификация методов обучения
К методам обучения основам исследовательской деятельности можно отнести: - методы обучения поисковым процедурам; - методы обучения процедурам обсуждения; - методы эмоционально-личностной направленности. обучение поисковым процедурам обучение процедурам обсуждения эмоционально- личностная направленность метод постановки проблемы проблемный диалог метод «шести шляп мышления» продуцирование гипотез эвристическая беседа метод целеполагания метод постановки вопросов метод решения мыслительных задач метод конструирования понятий метод рецензирования метод направленного воображения метод умозаключений дебаты метод эмпатии метод парадокса дискуссия мнемотехнические методы метод наблюдений синектическая дискуссия методы эмоционально- волевой регуляции метод эксперимента метод доказательств метод сравнения метод аргументов и контраргументов метод рефлексии метод работы с текстом метод самотестирования «мозговой штурм» метод самооценки

Словарик терминов к таблице «Классификация методов обучения»
«ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» - популярный метод мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Мышление делится на 6 различных режимов. Для удобства автор предлагает каждый из них представить в виде шляпы определенного цвета. Вот описание каждого из режимов: Белая Шляпа – информация. Факты, цифры. Что мы уже знаем? Какая информация необходима? Как мы ее получим? Красная Шляпа – эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие возникают чувства, догадки? Желтая Шляпа – логический позитив. Поиск достоинств, преимуществ. Почему это нужно сделать? Почему это сработает? Черная Шляпа – критика. Она защищает от непродуманных действий, указывает на риск. Правда ли это? Что здесь неправильно? Зеленая Шляпа – творчество. Творческое мышление, поиск интересных идей. Синяя Шляпа – организация мышления. Контроль над мыслительным процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ –постановка цели или совокупности целей в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – специальный метод, характерным признаком которого являются умело наводящие вопросы педагога, с помощью которых дети подводятся к приобретению новых знаний. ПАРАДОКС – отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным»: «А почему не наоборот?» СИНЕКТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ – эффективный способ стимуляции творческого воображения в процессе группового решения проблем. МЕТОД ЭМПАТИИ – сочувствие. Сопереживание, умение поставить себя на место другого. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – основаны на построении ассоциативных цепочек. МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ – метод, при котором задается тема для направленного фантазирования, ассоциирования. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека.
Правила для педагога, занимающегося исследовательской деятельностью с

дошкольниками:

 Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.  На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают начальными базовыми навыками и знаниями.  Научитесь не торопиться с вынесением суждений.  Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.  Подходите ко всему творчески.
Совместная деятельность дошкольника и педагога.
Воспитанник Педагог проявляет познавательный интерес помогает сформулировать тему исследования открывает новые знания рекомендует источники получения информации приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием формирует исследовательские умения и навыки экспериментирует раскрывает возможные формы работы выбирает пути решения содействует прогнозированию результатов делает самостоятельные выводы помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует
Диапазон развития исследовательских умений
Исследовательские умения Начальный уровень развития Высокий уровень развития
Умение видеть проблему Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему Умение классифицировать Умение распределять предметы на группы по определенным признакам Уметь составлять классификационные таблицы, схемы Умение задавать вопросы Умение задавать вопросы Умение ставить оценочные и ориентированные на будущее вопросы Умения определять понятия Умение дать описание предмета, разъяснить по средствам примера Умение применять логические приемы мышления: анализ, сравнение, классификация Умение представить понятие на языке символов Умение придумать значок для обозначения предмета Умение найти и и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта Целеполагание Умение сформулировать цель исследования Разработка целей Рефлексия Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности Умение строить модель различных видов деятельности
Развитие исследовательских умений
Когнитивная Коммуникативная Креативная Организационная
(познавательная) деятельность деятельность деятельность деятельность Выделение главного и второстепенного Высказывание суждений Умение видеть проблему Целеполагание Определение понятий Формулирование вопросов Планирование Классификация Получение информации Умение моделировать Самооценка Сравнение Ведение дискуссии, отстаивание собственного мнения Выдвижение гипотезы, генерирование идеи Сопоставление полученных результатов с поставленными целями Определение закономерностей Презентация своей работы Умозаключения и выводы Волевая регуляция Наблюдение, эксперимент Изложение своих мыслей письменно (с помощью родителей) или рисунками, символами Представление информации о предмете на языке знаков, образов, символов Сотрудничество с другими детьми при работе в группе
Организация мини-лаборатории и центра науки в дошкольном учреждении
В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины камни, кристаллы, перья) 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения материалов (природного, бросового) 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкости для воды, песка, мелких камней)
Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерные)
1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, цепь, веревки, песочные часы, глобус, лампа, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пинетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, пипетки, вешалки, клеи, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы, 2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 3. Материалы: - природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п) - бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п ). 4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

Примерный алгоритм

подготовки и проведения занятия – экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования. 2. Выбор цели, задач; работы с детьми (как правило, это познавательные, раз- вивающие, воспитательные задачи). 3. Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления 4. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки). 5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и: пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Структура занятия-экспериментирования (примерная)
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия). 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления. 4. Уточнение плана исследования. 5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования 6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты : совместной деятельности детей в группах. 7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность. В проведении экспериментально-исследовательской работы выделяются следующие этапы: - определение и постановка проблемы - поиск и предложение возможных вариантов решения - непосредственное проведение эксперимента - обобщение полученных данных - вывод

Литература

1.
Козлова С.А. «Мой организм». – М., 2001
2.
Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М., 2004.
3.
Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности ДОУ. – М., 2006.
4.
Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах /Сост.Нищева Н.В. – СПб, 2012
5.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная дошкольного образования под редакцией. /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2010 г.
6.
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.,2002.
7.
Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. - М, 2003.
8.
Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений». – «Мозаика - Синтез», 2010
9.
Уроки тетушки Совы. Обучающая программа для детей от 2-х до 7 – ми лет - уроки для дошкольников по ознакомлению с окружающей природой.


В раздел образования