Напоминание

Развивающие игры Воскобовича В. В.


Автор: Обабкова Оксана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Кургана "Детский сад комбинированного вида № 85 " Улыбка"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: конспект мастер - класса для педагогов
Тема: Развивающие игры Воскобовича В. В.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мастер – класс для педагогов

«Развивающие игры Воскобовича»

Подготовила и провела

воспитатель МБДОУ города Кургана «Детский сад

комбинированного вида № 85 «Улыбка» Обабкова О.Г.
(Слайд 1) Ноябрь 2015 г. 1

Немного истории
(Слайд 2) Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разра- ботано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пу- стые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти аль- тернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы». Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развиваю- щих и коррекционных игр.
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича
(Слайд 3)  Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской дея- тельности.  Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.  Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического на- чал.  Формирование базисных представлений об окружающем мире, математи- ческих понятиях, звукобуквенных явлениях.  Развитие мелкой моторики.
Особенности развивающих игр Воскобовича
(Слайд 4) - Игры разработаны, исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. - Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. - Многофункциональность и универсальность. 2
Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.). - Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал. - Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Самые популярные игры Воскобовича
(Слайд 5)  Геоконт  Квадрат Воскобовича  Чудо КРЕСТИКИ  Коврограф Ларчик (Слайд 6)
«Геоконт»
- ее еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" - представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на нее координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), 3
мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и уст ановление закономерностей), творчество. (Слайд 7) Давайте и мы с вами поиграем. По рисунку составьте цветок – тюльпан. (Слайд 8)
«Квадрат Воскобовича»
или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4-х цветным (для 3-7летних детей). «Квадрат Воскобовича» или «Игровой Квадрат» бывает двухцветным и четырехцветным. Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. «Квад- рат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях Квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, ту- фельку, самолетик и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение предмета. Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить про- странственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, зна- комящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, кото- рое не имеет ограничение по возрасту. (Слайд 9) Сначала нужно прочитать ребенку сказку. 4
(Слайд 10) Затем найти схему сложения. Маленькому ребенку нужно показать, как складывать, ребенок постарше и сам догадается о последовательности действий. Некоторые схемы сложения начинаются не с квадрата, а уже со сложенной фигуры. (Слайд 11) Например, чтобы сложить башмачок, надо знать, как складывать ежика, или сложить его в процессе игры. (Слайд 12) С помощью «Квадрата» можно получать и объемные фигуры, например самолетик. Для этого надо уже готовый башмачок повернуть против часовой стрелки, как показано на схеме, отогнуть крылья и самолетик готов. 5
Занимаясь с ребенком играми — головоломками Воскобовича вы разовьете:  Сенсорные способности. Научите различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры.  Интеллект: процессы внимания, памяти, умения сравнивать и а н а л и з и р о ват ь , г и б ко с т ь м ы ш л е н и я , с о о б р а з и т е л ь н о с т ь , пространственное воображение.  Мелкую моторику рук.  Творческие способности. Давайте мы с вами поиграем. Скоро Новый год. И, конечно, будет много слад- ких подарков. И наш квадрат мы превратим в сладкую конфету. (Слайд 13)
«ЧудоКРЕСТИКИ»
представляют собой игру с вкладышами. 6
Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Как играть. 1. Крестики составляем из частей в игровом поле произвольно или в определен- ном порядке. Например:  по цветам радуги - от красного до фиолетового;  выборочно - зеленый, синий и т.д.;  по количеству частей: целый крестик, затем крестик из двух частей, из трех частей и т.д.;  по пространственному расположению: в центре игрового поля - крестик красного цвета (в дальнейшем он является ориентиром). Слева и повыше его - крестик оранжевого цвета, над ним — крестик желтого цвета и т.д. 2. Крестики собираем на столе, накладывая друг на друга - «строим башню». Сначала произвольно, затем по алгоритмам:  По цвету. Первый этаж - крестик красного цвета, второй - оранжевого и т.д.  По количеству частей. Первый этаж - крестик из двух частей, второй из трех, третий - из четырех, пятый - из пяти частей и т.д.  По геометрическим фигурам. Первый этаж - крестик с кругом, второй - с квадратом, третий - с трапецией и т.д. 3. Составляем фигуры из приложения к игре. (Слайд 14) Приложение состоит из схематичных рисунков уменьшенного масштаба двух вариантов: - составных, в которых части крестиков прорисованы; - силуэтных, в которых части крестиков не показаны. 7
Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» ребенок собирает драконов, человечков, птиц, животных, растения, бабочек, рыцарей, ракеты, самолеты, посуду, солдатиков и многое другое. (Слайд 15) Давайте мы с вами прогуляемся по лесу и найдём грибочки на пенёчке. (Слайд 16)
Коврограф «Ларчик»
Находит широкое применение в работе д/с. Коврограф представляет собой поле, расчерченное на квадраты 10х10 см. Это особенно удобно для д/с, так как наши доски не расчерчены на клетки. В комплект также входят: - приспособления для фиксации на нем дидактического материала (пособия «Разноцветные липучки», «Кармашки»); - приложения «Разноцветные веревочки», «Цветные карточки», «Буквы и цифры». - методическое пособие «Ларчик».
Фото 1-
фиксация дидактического материала разноцветными липучками. (Слайд 17)
Фото 2 —
один из способов использования разноцветных веревочек и липучек. 8
Например: Воспитатель ставит красную точку (липучку). Просит первого ребенка поставить синюю точку через 2 клетки вправо. Второму ребенку предлагается поставить желтую точку через 3 клетки вниз от красной и т.д. Когда дети поставят 4 цветные точки, воспитатель спрашивает их, какая фигура получилась. После правильного ответа детей, воспитатель разноцветной веревочкой «чертит» ромб на коврографе. Таким образом, используя разноцветные веревочки, можно заниматься графическими диктантами на коврографе или создавать различные картины. (Слайд 18) Кроме того, в качестве приложений к «Ларчику» могут использоваться многие игры, разработанные в ООО «Развивающие игры Воскобовича». Возьмём «Ларчик» выложим с помощью ленточки прямую линию. Таким образом, мы развиваем мелкую моторику. Параллельно с развитием мелкой мо- торики, можно автоматизировать поставленные звуки (представляем, что ли- ния-дорожка, по которой ползёт змея и шипит). В это время пальцем проводим по дорожке и произносим звук «ш». Задачу можно усложнить следующим об- разом: с помощью второй ленточки выкладываем кривую, волнообразную, ло- маную линию. Придавливаем ленточку пальцем, нажимаем на неё (массажиру- ем кончики пальцев, развиваем мелкую моторику кистей рук, а, следовательно, развиваем речь у детей). Змея ползёт вверх, спускается вниз, произносим гром- ко и тихо звук «ш». С помощью ленточек можно обводить и соединять картинки, создавать из них различные фигуры и узоры; изучать новые и повторять знакомые буквы. Например: "Росли в лесу два дерева - одно высокое, другое - низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: "Я - самое высокое дерево. Я - самое сильное." Низкое де- рево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из сто- роны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: "Помоги-и-и-и...". Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо". Какой звук? - Звук И. А какую 9
мы букву построили? - Букву И. Звук и буква - через сказку, через образ, через детские руки. (Слайд 19)
Итак,
на что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:  Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.  Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.  Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.  Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам. 10


В раздел образования