Автор: Асфандиярова Райля Давлетхановна
Должность: УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное заведение: МОБУ"СОШ№4"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА, НЕФТЕЮГАНСКИЙ РАЙОН, ПГТ ПОЙКОВСКИЙ
Наименование материала: Статья
Тема: Система поддержки одаренных и талантливых детей.
Раздел: полное образование
Система поддержки одаренных и талантливых детей
.
Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена
разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения
в течение всего периода становления личности.
Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей,
руководителей образовательного учреждения, творческой
общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого
потенциала детей.
Актуальность необходимость государственно-муниципальной поддержки прав
одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей
одаренности.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми
в образовательном учреждении имеет следующее содержание:
Выявление одаренных и талантливых детей
—анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
— диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов
психологических служб;
— преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством
создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе
общеобразовательных учреждений;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение
и воспитание;
— включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению
предметов школьной программы;
— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах
разного уровня;
Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ;
— Премия администрации ОУ «Ученик года»;
— Увеличение каникулярного времени;
— Внеконкурсное зачисление в школу искусств;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с родителями одаренных детей
— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с преподавателями
— Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация
поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение
эмоционального положительного фона обучения»
— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
— Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала
талантливого ученика
Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных
условий развития одаренности.
Выявление одаренных и талантливых детей
Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей,
сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги и руководители
ОУ понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства.
Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка.
В настоящее время во всех общеобразовательных учреждениях имеется банк данных
о талантливых и одаренных детях. Многие педагоги используют для этого
«Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
Система поддержки талантливых детей.
Культивирование талантов из всей школьной среды
Конкурсы и олимпиады
Дополнительное образование
Творческие мероприятия
Исследования, проекты
Эксклюзивное сопровождение.
Интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов.
Банк данных одаренных детей, отслеживание и фиксация их достижений.
Слеты одаренных детей.
Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка.
Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся
талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей
каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
В рамках первого направления следует продолжить развивать сеть образовательных
учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки одаренных
школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду,
обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной
школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников,
практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и
семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся
(ученические портфолио) при приеме в вузы.
Широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных
школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания
осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям. Это
также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения
современной учебной литературы, распространением электронных образовательных
ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием
различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских
музеев, научных архивов и библиотек. Такая работа должна осуществляться как на основе
отечественных разработок, так и посредством локализации лучших образовательных
ресурсов со всего мира.
Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и
молодежи. Развитие массового спорта в Образовательных учреждениях.
За последние десять лет в Российской Федерации сложилась устойчивая тенденция
ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи.
Реорганизация органов управления образования и физической культуры исключила из их
структур подразделения, которые осуществляли деятельность в области развития
школьной физической культуры. Это повлекло за собой уменьшение финансирования,
сокращение количества и выход из строя существующих спортивных объектов в
общеобразовательных учреждениях, слабую их оснащенность спортивным инвентарем.
По причине резкого повышения стоимости платных физкультурно-оздоровительных
услуг, а также роста цен на спортивную форму и инвентарь, занятия массовой физической
культурой и спортом становятся недоступными для большинства детей и подростков во
внеурочное время.
Необходимые меры
Разработка и реализация федеральной и региональных целевых программ развития
физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, включающей в себя:
нормативное финансирование учебной и внеклассной работы по физической культуре и
развитию массового спорта в образовательных учреждениях с учетом увеличения
отводимого на неё времени; развитие и совершенствование материально-технической,
спортивной базы, необходимой для качественной учебно-спортивной работы, открытие в
структуре каждого образовательного учреждения спортивного клуба или центра
содействия укреплению здоровья школьников.
Создание широкой сети физкультурных и спортивных детских площадок как по
месту жительства, так и при школе.
Обеспечение инновационной подготовки и повышения квалификации специалистов
физкультурно-спортивного профиля для образовательных учреждений, специалистов
реабилитационной и лечебной физической культуры, способных работать с инвалидами и
детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.