Автор: Углова Анна Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Быковская СОШ
Населённый пункт: Быково, Подольский городской округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль семейного окружения в системе работы по профилактике и устранению заикания у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Номинация: «Организация работы с родителями»
Название
работы
(конкурсного
методического
материала),
тема:
«Тематический
материал:
Рекомендация
(консультация)
«Роль
семейного окружения в системе работы по профилактике и устранению
заикания у дошкольников»
Выполнила:
Учитель – логопед
Углова
Анна Алексеевна
Подольск 2021
1
Роль семейного окружения в системе работы по профилактике и устранению
заикания у дошкольников
Введение
Актуальность . К проблеме заикания приковано пристальное внимание ученых
разных стран мира в течение многих лет, но до настоящего времени она остается наименее
расшифрованной среди других проблем речевой патологии. Появившиеся в последние
годы в нашей стране прогрессивные идеи в отношении разных клинических форм
заикания и разработка их диагностических критериев не получила еще достаточного
развития в практике. Наличие разных точек зрения на патогенез заикания, отсутствие
глубоких
теоретических
обоснований
и
недостаточная
эффективность
методов
реабилитации
заикающихся
свидетельствуют
о
необходимости
продолжения
углубленного всестороннего изучения феномена заикания и заикающихся как носителей
этой речевой патологии.
Родители – это главные педагоги и дети, особенно в раннем и дошкольном
возрасте, приобретают от них больше, чем откуда бы то ни было. Семья оказывает
решающее воздействие на ребёнка. Опора на семью, серьёзный настрой родителей на
проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности позволяет
значительно продвинуть ребёнка в развитии. Возникновение тяжелых нарушений речи, а
именно заикания, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все
члены семьи и особенно мать находятся в состоянии эмоционального стресса. Это
приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению взаимоотношений.
В такой
ситуации формируются неправильные варианты воспитания ребёнка, что
утяжеляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических
расстройств.
Эффективность работы по устранению заикания у детей во многом зависит от
единства требований со стороны логопеда и родителей, а так же от того насколько
активно родители участвуют в этом процессе. Необходимо сделать так, чтобы родители
стали активными участниками коррекционно-педагогического процесса. В настоящее
время установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды
и характера общения с родителями. Этим подтверждается актуальность выбранной темы
исследования.
Цель– выявление роли семейного окружения в системе профилактики и
устранения заикания у дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
2
1
Проанализировать
психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме
заикания, его причин и проявлений
2. Выявить основные методы коррекции заикания
3. Рассмотреть особенности семейного воспитания детей с заиканием
4. Выделить пути взаимодействия логопеда и семьи при устранении заикания у
дошкольника
5. Разработать рекомендации для родителей по профилактике и устранению
заикания у дошкольников
Объектом исследования является заикание.
Предметом исследования является семейное воспитание детей с заиканием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ и
обобщение материалов исследований, выполненных в области общих и специальных
педагогических и лингвистических работ по проблеме исследования.
Теоретической основой исследования явились труды Беляковой Л. И.[1],
Дьяковой Е. А.[14], Власовой Н. А.[5], Выгодской И.Г.[7], Рау Е. Ф.[20], Рау Е.Ю [22].
1.1 Особенности проявления заикания
Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени
достаточно полно. По своим проявлениям заикание — крайне неоднородное расстройство.
Многообразие проявлений заикания, отмеченное исследователями, позволяет утверждать,
что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания
обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы,
физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также
наличие психологических особенностей [15].
Первые реакции на дефект у ребенка неосознанны, не носят эмоциональной
окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их
восприятие сопровождается у него развитием понимания, что он говорит не так, как все
(неплавно, прерывисто, с запинками), что ему что-то мешает свободно говорить (двигать
языком, губами и т. д.).
Запинки возникают внезапно, необъяснимо от чего, являются предметом внимания
окружающих, не поддаются сразу преодолению, не исчезают самостоятельно и
постепенно входят в патологическую условно-рефлекторную цепочку (Н.И. Жинкин).
3
Отсутствие фиксации на речевых запинках у ребенка происходит, прежде всего,
под влиянием благоприятных окружающих условий, доброжелательного и спокойного
отношения к проявлению этих запинок. В этом случае запинки не мешают общению
ребенка с окружающими. Такая картина преимущественно характерна для детей с
запинками несудорожного характера, которые, по мнению ряда авторов (М. Зееман,; Л.И.
Белякова, Е.А. Дьякова; В.И. Селиверстов, и др.), встречаются у детей довольно часто (в
80% от общего числа всех детей от 2 до 4 лет) и легко проходят, если нет осложнений
[17].
Иная картина наблюдается в случаях обострения чувствительности к восприятию
своих речевых нарушений. Возникшие представления о речевых запинках у заикающегося
могут опережать само их появление и выступать в данном случае уже как их предвидение
и ожидание. Понятия о своей неправильной речи складываются у заикающихся по-
разному и постепенно, с накоплением опыта.
Осознанное внимание к своим речевым проблемам побуждает к волевым
действиям по преодолению речевого дефекта. Причем невозможность самостоятельно
справиться с этой задачей усугубляется ощущениями собственной неполноценности.
Состояние яркого переживания способствует фиксированности на своем дефекте, которая
увеличивается с возрастом. Со временем у каждого заикающегося складывается своя
иерархия коммуникативных трудностей.
Неблагоприятный
опыт
прошлого
порождает
не
только
определенные
представления о своей неправильной речи, о самом себе и своем положении в обществе,
но и формирует неуверенность в своих речевых возможностях. Предвидение и ожидание
речевых запинок в совокупности с отрицательными эмоциями во многих случаях
приводит к навязчивым страхам речи (логофобии, звукофобии), снижению речевой
активности. Переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью
свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться состоянием
эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаяния, физического напряжения во
время речи, повышенной психической истощаемостью. В зависимости от благоприятных
или неблагоприятных условий названные явления могут или проявляться кратковременно,
или перерастать в стойкие патохарактерологические особенности.
Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие
расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые
соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток
на развитие личности подростка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на
4
всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим,
социальным и педагогическим проблемам [17].
1.2 Методы коррекции заикания
Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного
понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к
преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и
недостаточным уровнем знаний о ее природе.
На необходимость комплексного воздействия при коррекции заикания указывали
И.А. Сикорский и И.К. Хмелевский. Ими высказывались взгляды, не утратившие своего
значения в настоящее время. Так, И.А. Сикорский в лечение заикания включал
гимнастику речи, психотерапевтическое, фармацевтическое лечение и двигательные
упражнения [17].
Опираясь на учение отечественных физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова и
их
последователей,
ученые
и
специалисты-практики
определили
современный
комплексный подход к преодолению заикания. Л.З. Андронова, К.М. Данилов и И.В.
Черепанов, В.С. Кочергина, В.А. Куршев, сотрудники лаборатории НИИ дефектологии
под руководством Р.Е. Левиной, В.И. Селиверстов (2000), А.В. Ястребова и др. своими
исследованиями
способствовали
развитию
лечебно-педагогического
подхода
к
преодолению заикания.
В трудах многих авторов встречаются указания по некоторым частным вопросам
устранения
заикания.
Многие
исследователи-клиницисты приходят
к
выводу
о
необходимости комплексного всестороннего лечения этого
дефекта речи, которое
предусматривает
логопедические
упражнения,
лекарственную
терапию,
а
также
целенаправленное психотерапевтическое воздействие на личность больного, помогающее
ему адаптироваться к условиям социальной среды.
Научные
исследования,
основанные
на
экспериментальном
и
клинико-
психологическом
изучении
заикающихся,
позволили
сформулировать
ценные
теоретические и практические положения, определить место логопедии и различных
лечебных мероприятий в комплексной системе лечения [14].
При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный
подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как
биологического, так и социально-психологического характера.
5
Во-первых,
это
сочетание
коррекционно-педагогической
и
лечебно-
оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи,
моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление
организма в целом.
Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но
согласованных
между
собой
средств
воздействия
разных
специалистов.
Это
предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста
по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.
По мнению Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой; В.А. Ковшикова; М.И. Лохова, Ю.А.
Фесенко; В.М. Шкловского и др. при разработке реабилитационных мер следует
учитывать характер первичного поражения нервной системы при различных формах
заикания [17].
При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть
направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может
достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических
приемов (стресс-терапия, гипноз, аутогенная тренировка). Логопедические занятия на
этом фоне проходят значительно эффективнее.
Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в
длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию
регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических
процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию
последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия для этой
группы заикающихся должны быть регулярными в течение значительного времени. В
комплекс лечебных и психологических воздействий обязательно включают методы,
направленные на ритмизацию движений.
Таким образом, согласно представлению авторов, в тех случаях, когда нервные
механизмы заикания связаны с органо-функциональным поражением моторных структур
мозга, нормализация в функциональной системе речи должна идти за счет выработки
новых речедвигательных рефлексов, в то время как при невротическом заикании лечение
направляется
на
восстановление
и
укрепление
имеющихся
речевых
моторных
автоматизмов, приобретенных в раннем речевом онтогенезе.
По мнению Н.А. Власовой [5], преодоление заикания наиболее эффективно в
процессе постепенного воспитания речи от сопряженного произношения до нормальной
речи. В.И. Рождественская предлагает систему расслабляющих, дыхательных, голосовых
упражнений в игровой форме, а также задания для воспитания координации речи с
6
различными движенияминаправленными на коррекцию темпа речи. Этому аспекту работы
автор придает ведущее значение.
Развивая приведенные выше положения, Е.Ю. Рау рассматривает зависимость
выраженности заикания от условий общения и пути адаптации заикающихся к трудным
коммуникативным ситуациям. Работая с детьми дошкольного возраста, посещающими
логопедический детский сад, заикание необходимо преодолевать в игровой деятельности.
Автор подчеркивает, что игровая деятельность позволяет создать различные ситуации,
отражающие реальные
события и
взаимоотношения между людьми.
Участие
в
разнообразных игровых ситуациях, выполнение ролей от второстепенных до ведущих
воспитывает
у
заикающихся
необходимые
качества
личности.
В
процессе
дифференцированного использования игровой деятельности происходит коррекция
личностных отклонений заикающихся детей и на этой основе воспитание их речи [26].
В статье «Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников»
Е.Ю. Рау [25] подчеркивает необходимость включения в процесс коррекции заикания
психотерапевтических методов. В варранте эмоционально-стрессовой психотерапии для
детей дошкольного возраста реконструкция личности осуществляется посредством
применения игровой психотерапии, в частности ролевой игры. Подбор ролевых
характеристик происходит неслучайно: роли подбираются с учетом индивидуальных,
конструктивных форм общения.
В основе методики проведения сеанса-сказки по Е.Ю. Рау лежит быстрое
разрушение
патологических
коммуникативно-поведенческих
стереотипов.
Данная
методика включает следующие этапы:
1.
Подготовительный
этап.
Создание
установки
логопсихотерапевтом
на
неоходимость «волшебного превращения» в героев сказки.
2.
Этап введения в процедуру превращения. Дети получают указания на
включение в суггестивное состояние (стоять спокойной с закрытыми глазами),
в это время ведущий надевает костюм волшебника, что создает у детей
ощущение таинственности происходящего.
3.
Этап
фокусировки
внимания.
Логопсихотерапевт
говорит
детям
о
необходимости смотреть в глаза «волшебнице», чтобы волшебная палочка не
потеряла свою силу.
4.
Этап интенсивного эмоционального воздействия. Воздействие направлено на
подкрепление у детей суггестивного состояния.
7
5.
Этап суггестивного введения в новый ролевой образ. На данном этапе детям
дается установка на совершение окончательного превращения в героев сказки,
которые обладают новыми формами коммуникативного поведения.
6.
Этап введения в речь. На данном этапе уже сформирована психологическая
готовность к новой форме речи в новом образе, ведущий обеспечивает
поэтапное введение ее от сопряжено-отраженной к вопросно-ответной, а затем
к спонтанной форме.
7.
Этап введения в суточное молчание или этап ограничения речи. На данном
этапе у ребенка создается устанвока на режим молчания в домашних условиях
в течение 24 часов [25].
Методика В.И. Селиверстова преимущественно рассчитана на работу с детьми в
медицинских учреждениях. В предложенной автором схеме занятий речевые упражнения
усложняются
в
зависимости
от
разной
степени
самостоятельности
речи,
ее
подготовленности, структурной сложности, от видов деятельности, в процессе которых
происходит речевое общение [13].
И.Ю. Абелева, так же как и В.И. Селиверстов, рекомендует начинать работу с
подготовительных
упражнений
по
технике
речи:
дыхательных,
голосовых,
артикуляционных. Речевые упражнения по коррекции заикания строятся по принципу
постепенного усложнения компонентов речи [15].
Следует отметить, что неотъемлемой частью каждой логопедической методики
коррекции заикания является работа над интонацией. Одни авторы считают необходимым
уже с первых занятий воспитывать у заикающихся эмоциональную, выразительную речь.
А.Я. Ястребова предлагает направлять работу над интонацией на развитие умения
вслушиваться в чужую речь и передавать в своей речи соответствующую интонацию.
Выразительная речь требует от заикающегося умения владеть разным речевым темпом и
модуляциями голоса. На начальных этапах коррекции обучающиеся затрудняются в
переносе сформированного на занятиях навыка в условиях естественной коммуникации,
поэтому необходим постепенный путь овладения заикающимися различным темпом речи
[15].
В ряде работ было показано, что аппаратурные воздействия, применяемые при
коррекции заикания, влияют на скорость речи по-разному. Заглушение речи шумом
незначительно влияет на временные характеристики речи заикающихся.
Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:
• характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых,
моторных и нервно-психических особенностей);
8
• сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;
• комплексностью воздействия;
• адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом
возрастных и психологических особенностей обучающихся и др.; установкой на учение.
Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств
и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную
перспективу процесса коррекции заикания [17].
9
2.1 Особенности семейного воспитания детей с заиканием
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи,
начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего
возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его
собственная речь. Очевидным является стремление родителей дать ребенку самое лучшее
образование, что часто, по сути, оказывается чрезмерным, значительно больше того, чем
ребенок может полноценно усвоить, а значит негативным, ведущим к нарушениям как
настроения, так и поведения. В этих случаях можно сказать о нарушении детско-
родительских отношений: вместо заботы, ласкового тона, веселого участия в играх с
ребенком — жесткое расписание, стремление везде успеть, неадекватные требования к
выполнению правил поведения. Все это может послужить основанием для возникновения
у ребенка психоэмоционального напряжения. На этом фоне воздействие любого фактора
стрессового характера (испуг, посещение яркого зрелищного мероприятия, соматическое
заболевание или грубое поведение родителей) может привести к заиканию. Даже
поступление в детский сад без предварительной подготовки может явиться таким
психоэмоциональным фактором, который вызовет стрессовые реакции у ребенка. В этих
случаях внезапно начавшееся заикание, как правило, сочетается с расстройствами другого
характера:
потеря
аппетита,
нарушения
сна,
повышенная
утомляемость,
энурез,
раздражительность, плаксивость и т.д. [9]
Дети по-разному переносят речевые нарушения. Одни дети легко переносят
заикание, не замечая дефекта, но чаще это маленькие дети. Более старшие его переживают
тяжело и это вызывает у них чувство подавленности, ребенок стремится к уединению. На
отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств:
- глубина самого дефекта;
- интеллектуальный уровень самих родителей;
- просвещенность родителей в сфере знаний логопедии;
- понимание психологии ребенка;
- особенности характера;
- семейные отношения и другие.
Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка
к своей речи, так как родитель является авторитетом. Разумная семья всегда старается
воздействовать на формирование речи ребенка, начиная с самых ранних лет жизни, а при
ее нарушении обращаются к специалистам [30].
10
Так, А. С. Спиваковская показала, что родительская позиция в семьях, где есть
дети с нарушениями развития, в частности с тяжелыми речевыми нарушениями,
отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним
проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными
детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к
завтрашнему дню, к будущему ребенка.
Некоторые исследователи считают, что по мере роста и развития ребенка с
тяжелой речевой патологией в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые
проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого
конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех
этапах жизни ребенка.
Реакция родителей на тяжелый речевой дефект ребенка бывает обусловлена как
их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни, так и
особенностями личности. Индивидуумы, которые уже испытали или пережили какие либо
кризисы, лучше подготовлены к жизненным невзгодам, и им легче справиться с новой
бедой — появлением аномального ребенка. Однако для всех рождение аномального
ребенка в огромной степени изменяет их жизнь, и оптимизм, который сопровождает
ожидание нового человека, надежды на успех в его будущей жизни вытесняются чувством
жертвенности, досады или озлобления. При таких условиях у некоторых людей нередко
обостряются проблемы внутрисемейных отношений, возможен уход от активного
межличностного взаимодействия.
Все многообразие реакций родителей на появление аномального ребенка можно
условно разделить на 4 основные фазы.
Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители
испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности при рождении
ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение
беспомощности. Сложная гамма чувств и отрицательных эмоций выбивает людей из
привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во
взаимоотношениях
между
супругами.
Часто
длительное
заболевание
ребенка
и
последующая инвалидность, отсутствие эффекта от лечения, состояние безнадежности
ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже
разрушению семьи[11].
Результатом
такого
состояния
родителей
часто
является
резкое
падение
самооценки. Этот период сложен тем, что родители оказываются просто не в состоянии
адекватно понять и переработать полученную информацию. В таких случаях требуется
11
применение ряда психокоррекционных мероприятий, а затем уже следует проводить
консультирование семьи.
Нередко
шоковое
состояние
родителей
трансформируется
в
негативизм,
отрицание
поставленного
диагноза.
Период
такого
негативизма
и
отрицания
рассматривается исследователями как вторая фаза состояния семьи. Функция отрицания
направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство
стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Таким образом,
отрицание
может
быть
своеобразным
способом
устранения
эмоциональной
подавленности, тревоги.
Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и
проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые родители многократно
обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз.
Другие
родители
признают
диагноз,
но
при
этом
становятся
неоправданными
оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают
формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной
адаптации.
Четвертая фаза это самостоятельное, сознательное обращение родителей за
помощью к специалистам. Это начало социально-психической адаптации, когда родители
уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами
ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей способна
самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению
специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке [11].
Наряду с этими неблагоприятными условиями воспитания бывают негативные
явления в виде неправильной оценки родителями показателей плавности речи у своих
детей. Они запрещают ребенку делать запинки и остановки в речи не только с помощью
устрашающего тона голоса и слов, но иногда наказывают физически, считая речевые
ошибки баловством, игрой. Так как такие родители обращают особое внимание на
неизбежные для дошкольного возраста различные виды нарушений плавности речи [3], то
тем самым фиксируют внимание ребенка на запинках или «обучают заикаться» [12]).
В другом направлении действуют родители, которые стараются не придавать
значения большому количеству повторов, остановкам в речи, произнесению слов на вдохе
и даже запинкам судорожного характера. Они не замечают возникшую проблему,
игнорируют и не понимают болезненного состояния ребенка, оставляя условия его
воспитания прежними, что приводит к углублению патологического реагирования. Такие
родители не обращаются к специалистам, считая, что возраст 2-4-х лет является
12
преждевременным для занятий с логопедом, или надеются, что данная проблема
разрешиться «как-нибудь сама». [5].
Е.Ю. Рау были проанализированы ситуации психологической травматизации,
которые приводят к появлению заикания у детей [24]. Они представляют собой
длительное воздействие неблагоприятных факторов, которые зачастую относятся к
методам воспитания в семье. По мнению психоневролога В.Е.Кагана, определенные
формы невротического состояния (невроз, истерические, психостенические, астенические
черты в поведении) могут быть обусловлены такими типами воспитания ребенка в семье
как гипер- и гипоопека, эгоцентризация. Тип воспитания как бы накладывается на
изначальные черты темперамента ребенка (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик),
вызывая при этом определенный набор неадаптивных тенденций в поведении. В этом
случае система взаимоотношений в семье развивается под знаком дисгармонии.
Характер взаимоотношений в «дисгармонической» семье часто не удовлетворяет
маленького
ребенка
и
извращает
представления
ребенка
о
себе,
выражаясь
в
несоответствии, конфликте между его переживаниями, желаемыми притязаниями и
реальными достижениями. В таком случае, заикание может возникнуть на фоне
«хронической
фрустрации»
-
отрицательных
психических
состояний
стрессового
происхождения, которую провоцирует длительно действующая «стимульная ситуация
помехи» по С. Розенцвейгу. В этом случае у ребенка, по данным Стенгера, нет навыка
устранять и разрешать конфликтные ситуации, то есть «снимать» фрустрацию [24].
Особое место в причинах появления заикания можно отвести одновременному
усвоению ребенком двух языков. Многочисленная научная литература свидетельствует о
том, что проблема билингвизма тесно связана с проблемой возникновения речевых
нарушений, особенное место среди которых занимает заикание [2, 4, 11, 13, 14]. Ситуация
обучения второму языку бывает двоякой: ребенка могут целенаправленно обучать языку:
няни-языковые носители, языковой детский сад, специальные педагог, приходящий к
ребенку; а также ребенок может усваивать языки в семье, где мать и отец с ребенком и
между собой говорят на разных языках. Оба типа ситуаций речевого воспитания
вызывают напряжение нервной системы ребенка, в особенности в тех случаях, когда у
него есть признаки какой-либо патологии в речи (задержка речевого развития, нарушения
звукопроизношения, минимальные проявления дизартрии и пр.).
2.2 Взаимодействие ДОУ и семьи при работе с детьми с заиканием
Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и
организация преемственности в деятельности детского сада и семьи - важнейшие факторы
13
эффективности всей коррекционно- развивающей работы с детьми с заиканием. В работе с
семьей логопед должен опираться на следующие принципы:
- доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры
родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение
понять и помочь решить проблемы с недостатками речи их детей;
- принцип личностной заинтересованности родителей – родители должны видеть
во взаимодействии личностный смысл, который поможет им строить общение и
совместную деятельность;
- принцип эмансипации – освобождение родителей от стереотипных установок на
воспитание и развитие ребенка, как несмышленого малыша, пробуждение их желания
познать самих себя;
- принцип утверждения самоценности родителей – этот принцип предполагает:
создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно
проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому
родителю, оказание им своевременной поддержки [29].
Если у дошкольника появилось заикание, то родителям необходимо объяснить
условия возникновения и динамику этого расстройства. Чем чаще повторяются
судорожные запинки, тем «прочнее» становится патологическое состояние речевой
функции. Психотерапевтическая и логопедическая работа в таких семьях очень сложна, и
ее эффективность будет зависеть от того, насколько точно родители могут выполнять
требования
и
рекомендации
логопеда
и
врача,
т.к.
даже
на
начальном
этапе
коррекционного воздействия оно должны быть комплексным.
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом
зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. При этом
важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Руководствуясь этим принципом в работе, логопед может использовать разные формы
преемственности с родителями:
-коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- наглядно-информационная работа.
Все эти формы находят свое отражение в перспективном плане работы с
родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость
их использования важна не только для педагогов, но прежде всего, для родителей, чьи
дети посещали дошкольное учреждение.
14
Коллективная работа проводится в тех случаях, когда родителей можно
объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у
детей. Изначально логопед знакомит родителей с сущностью речевого дефекта ребенка, а
также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили
общий и речевой режим в домашних условиях. А также выполняли задания логопеда
дома. Коллективная работа включает в себя родительские собрания, открытые занятия,
развлечения, праздники, лектории, семинары, тренинги общения. Особо отмечается роль
родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий, она проявляется: в
единстве требований к ребенку; помощи в адаптации к условиям детского сада; в
оформлении тетради ребенка, дидактического материала и контроле за выполнением
заданий; участии во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду
(открытых занятиях, праздниках, оформлениях помещений детского сада и стендов и так
далее).
Индивидуальная форма работы подчиняется этическим аспектам общения
педагога и родителей по поводу проблем ребенка и предполагает проведение для
родителей
индивидуальных
бесед,
консультаций,
практикумов,
игротренингов,
анкетирования.
Наглядно – информационная форма включает в себя: информационные стенды,
библиотеку для родителей, выпуск газеты, памятки, информационные листы, картотеку
игр, выставку детского речевого творчества. Стенды для родителей оформляются
логопедом совместно с воспитателями в течении года, привлекая самих родителей. На
них помещаются сведения, касающиеся развития ребенка в норме, различные виды
аномалии,
списки
рекомендуемой
литературы.
Материал
стенда
периодически
обновляется, что позволяет проследить за
динамикой речевого развития детей.
Индивидуальная тетрадь – это тоже совместная работа логопеда, ребенка и родителей.
Выполнение заданий с ребенком позволяет родителям следить за ходом развития ребенка
в течении всего года, позволяет закреплять знания, полученные ребенком на занятии [12].
Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на
протяжении всего времени пребывания в детском саду. Раскрывая задачи и содержание
логопедических
занятий,
логопед
выборочно
знакомит
родителей
с
приемами
педагогического воздействия, необходимых для осуществления дифференцированного
подхода к каждому ребенку. При этом отмечается особая роль родителей в комплексе
психолого – педагогических мероприятий и пути реализации преодоления трудностей
речевого развития в условиях взаимодействия педагогов логопедической группы и семей
детей с заиканием:
15
- единство целей, задач и требований к ребенку;
- обеспечение параллельности осуществления коррекционного обучения ребенка
и консультативно – методической работы в семье;
- установление и последовательное поддержание эмоционально –положительных
взаимоотношений участников коррекционного процесса в семье и в логопедической
группе детского сада;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями;
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском
саду [30].
На протяжении учебного года систематически проводятся с родителями
воспитанников плановые и текущие консультации, беседы по тематике, связанной с
особенностями воспитания и обучения детей. Консультации должны быть предельно
четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводиться не для
«галочки», а для пользы дела. Тематика консультаций разнообразна: «Ранняя диагностика
и коррекция задержки речевого развития», «Проведение артикуляционной гимнастики в
домашних условиях», «Развиваем слуховое восприятие у детей», «Автоматизация звука»,
«Игровые упражнения по развитию мелкой моторики у ребенка», «Значение развития
фонематического слуха у детей», «Обогащаем словарь детей», «Развивающий массаж в
логопедической работе с дошкольниками». К некоторым консультациям организуется
выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» пможно представить
мозаику, палочки, нитки, шнуровки, бусы.
Большое значение для родителей имеет посещение занятий логопеда и
воспитателей в дни открытых дверей («Осенний калейдоскоп», «Гостиная народного
фольклора», «Логопедическая карусель»), которые проводятся в ДОУ один раз в квартал.
Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в
выполнении заданий, знакомится с основными приемами постановки звуков, а также с
требованиями,
предъявляемыми
к
речи
детей
в
процессе
непосредственно
–
образовательной деятельности.
Учитывая индивидуальные особенности наших детей, в течении всего учебного
года логопед должен систематически проводить индивидуальные консультации и беседы
с родителями воспитанников. Тематика их различна: это и выполнение артикуляционных
упражнений в домашних условиях, и рекомендации по автоматизации поставленных
звуков, и грамотное выполнение лексико-грамматических заданий, и другие. Такого рода
общение с родителями располагает их к искреннему, открытому диалогу, желанию
поделиться теми проблемами, которые возникают в процессе занятий с детьми дома.
16
Чтобы объединить родительские возможности со своими профессиональными
знаниями
и
умениями
в
деле
профилактики
речевых
нарушений,
родителям
предоставляются анкеты на различные темы: «Воспитание звуковой культуры речи у
детей», «Готов ли ваш ребенок в школу?», «Стиль общения с ребенком» и другие. Отвечая
на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания и обучения
детей. Важным моментом в анкете является вопрос, направленный на выявление
потребности родителей в педагогических знаниях(например, «по каким вопросам вы
хотели бы получить консультацию»).
2.3 Рекомендации по профилактике и устраинению заикания в семейном окружении
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения,
знание
некоторых методических приёмов, несомненно, поможет им в организации речевых
занятий дома. Независимо от того какая патология у ребёнка родители должны соблюдать
ряд требований:
1.
В условиях семьи вполне может быть обеспечено укрепление анатомо-
физиологической основы речи (отклонения в развитии зубов, прикуса),
предупреждение
факторов
биологического
характера
(заболевания
носоглотки, органов слуха и другие) отрицательно влияющие на состояние
речевой функции. Родителям очень важно следить за состоянием и
развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к
стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
2.
Немаловажное значение в речевом развитии детей играет слух. Поэтому
важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребёнка.
Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных
звуковых воздействий (включенные на полную громкость аудио технику,
телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение, и
не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
3.
Родителям следует беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка: не
допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать
дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
4.
Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо,
употреблять
вместо
общепринятых
слов
усечённые
слова
или
звукоподражания, сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребёнку не даст –
будет лишь тормозить развитее речи.
17
5.
Вредно нагружать ребёнка сложным речевым материалом, заставлять
повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию
и
объёмом
стихотворения,
читать
художественные
произведения,
предназначенные для более старшего возраста [26].
В статье «Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и
младших школьников как фактор риска появления закания» [23] Е.Ю. Рау и Е.С.
Казбанова подчеркивают, что в настоящее время комлекс профилактических мер по
предотвращению заикания недостаточно развит. Авторы указывают, что в дошкольном
воспитании должны учитываться возрастные особенноси развития ребенка, в первую
очередь – гиперсензитивный период развития речевой функции в 2,5 – 3,5 года. Е.Ю. Рау
и
Е.С.
Казбанова
сформулировали
следующие
рекомендации
для
родителей,
способствующие профилактике недостатков темпо-ритмической организации речи:
1.
В
обучении
и
воспитании
детей
следует
выбирать
такую
модель
коммуникации, при которой используются паралингвистические средства
вербального и невербального общения
2.
Образе речи взрослого должен быть совершенным с точки зрения темпа,
артикуляции, четкости, напевности, ритмизации, звучности голоса. Особенно
это важно в период младенчества, когда ритмизированная речь матери
сочетается с движением (например, покачиванием ребенка), а также в период
2,5-3,5 года.
3.
Материалы для рассказывания и чтения должны соответствовать возрасту и
уровню речевого развития ребенка. Рекомендуется использовать классические
произведения высокого художественного уровня.
4.
Использование невербальных средств, в том числе игровая коммуникация с
музыкой и движениями (занятия по танцам, пению) [23].
По данным Харенковой А.В. первостепенную роль в коррекции и предупреждении
заикания и его хронификации играет семья. Поскольку ребенок в раннем возрасте не
может самостоятельно контролировать свое самочувствие, в том числе и усталость, а всё
новое представляется ему интересным и увлекательным, то именно родители должны
дозировать
поступающую информацию, создавать благоприятную атмосферу для ее
усвоения и контролировать время и объем ее поступления.
Все вышесказанное позволяет выделить принципиальные условия воспитания и
обучения ребенка, у которого остро появилось заикание, и дать основные рекомендации
по поведению родителей в инициальный период заикания у детей дошкольного возраста.
18
Во-первых, особое значение для заикающихся детей имеет эмоционально-
благоприятная обстановка в семье, — только родные и близкие ребенка могут ее создать.
Заикающимся детям необходимо внимание взрослых членов семьи намного больше, чем
детям, не имеющим таких нарушений. Однако эмоционально-благоприятнаяобстановка не
предполагает общего потакания ребенку. Хорошее настроение у ребенка в этот период
приводит к улучшению его общего состояния: налаживаются аппетит и сон, он начинает
чувствовать себя любимым и защищенным [9].
Несмотря на то, что в каждой семье возможны всякого рода разногласия, родители
должны стремиться избавить ребенка от выяснения «взрослых» проблем. В процессе
выяснения напряженных отношений между родителями, даже самые воспитанные из них
повышают силу голоса, существенно изменяется его тембр, искажается выражение лица,
мимика становится напряженно-злобной. Нервная система ребенка в это время находится
в крайнем возбуждении.
Во-вторых,
нередко
наблюдается
картина
несогласованного
воспитания
родителями, когда взрослые, не заботясь о ребенке, навязывают ему свое мнение и план
действий, которые расходятся с мнением других участников воспитательного процесса
(родители, прародители, родные, знакомые) и со стремлениями и желаниями самого
ребенка. Видя такое отношение взрослых друг к другу и к себе, ребенок очень часто
начинает пользоваться ситуацией, в последующем умело манипулируя родителями для
достижения желаемого. Неправильным также является мнение, что «если мой ребенок
болен, значит, я обязан дать ему все самое лучшее и все, что он желает». Такой стиль
воспитания, наоборот, может спровоцировать появления негативных эмоций, если какая-
то прихоть ребенка не сможет быть выполнена по каким-либо непонятным для него
причинам [9].
В-третьих, при воздействии неблагоприятных факторов в первую очередь
нарушается ритм речевого высказывания у ребенка во фразовой речи, которая только
недавно начала развиваться [9, 10]. Это означает, что основные воспитательные и
педагогические
мероприятия
должны
быть
связаны
с
введением
различного
родавоздействий,
способствующих
формированию
ритмических
процессов.
Эти
педагогические воздействия касаются организации ритма всей жизнедеятельности
ребенка. Важным условием для этого является поддержание правильного режима дня:
четкость, последовательность и планируемость времени отдыха и активной деятельности
ребенка. Режим сна, приема пищи, организованных занятий, самостоятельной игры и
прогулок способствуют регуляции всех жизненных функций организма. Ограничение
времени просмотра телевизора и использования компьютера, увеличение проводимого в
19
движении времени на свежем воздухе, полноценное питание помогают поддерживать
гомеостаз
организма
ребенка,
снимают
эмоциональное
напряжение,
регулируют
ритмическую активность мозга.
В-четвертых, если ребенок находится в условиях двуязычия, то его следует
перевести на одну речевую систему. Как правило, рекомендуется выбрать тот язык,
который для ребенка более прост в использовании, при общении на котором ребенок не
испытывает дискомфорт, язык на котором говорят близкие для него люди (мать и отец).
Следует понимать, что даже при относительно недолгом времени наличия судорожных
запинок в речи ребенка, переход обратно к двуязычному общению требует от ребенка
мобилизации ЦНС и может заново спровоцировать появления заикания.
В-пятых, необходимо создать щадящий речевой режим. В некоторых случаях после
стрессового воздействия возникает мутизм, который может длиться от нескольких минут
до
1–2-х
дней.
Родителям
необходимо
объяснить,
что
это
реакция,
которая
свидетельствует о значительном перенапряжении нервной системы ребенка. В этот
момент ребенок нуждается в большем внимании с их стороны. Ни в коем случае нельзя
тормошить его, обрушивать массу вопросов. Следует общаться с ребенком, как с внезапно
заболевшим, ограничить количество окружающих лиц, позволить ребенку отдохнуть от
просмотров телевизора, от слушания книг, от разговоров.
Следует окружить ребенка теплом и заботой, взять на руки, обнять, покачать, тихо
побаюкать, дать теплое питье. Нужно вести себя так, чтобы ребенок не пугался своего
молчания. Часто после мутизма у ребенка возникают судорожные повторы звуков или
слогов, или их протяжка. В этот период ребенку необходимо создать охранительный
речевой режим, который предполагает использование речи только в очень редких
ситуациях, общаясь в основном с использованием мимики, жестов и коротких слов. Как
один из игровых приемов можно порекомендовать погружение в сказочный мир, где все
действия происходят в тишине. Для поддержания сказочной задумки родители так же
должны «жить в этой сказке» и ограничивать свое общение и с ребенком, и с другими
членами семьи в его присутствии [9].
Единственно разрешенной формой речи может быть диалог, когда родители задают
ребенку общие вопросы, ответами на которые могут послужить реплики «да» или «нет»,
или вопросы, в которых уже содержится ответ: «Ты будешь пить воду или компот?».
Реплики, произносимые взрослыми, должны содержать положительную информацию и
быть сказаны с доброжелательной интонацией. Важно в этот острый период вернуться в
речевом общении на тот этап развития речи ребенка, на котором у него не было заикания.
20
Так как заикание возникает на стадии фразовой речи, то следует перейти на речь,
где присутствует одно слово или фраза, состоящая из двух коротких слов.
Полезной и очень важной будет звукоподражательная работа с ребенком.
Например, разнообразные игры, в которых ребенок подражает лаю собаки (гав-гав), звуку
паровоза (ту-ту) и т.д., где возможна работа над интонационной стороной речи: ребенок
«превращается»
в
собаку
и
на
все
вопросы
и
просьбы
родителей
реагирует
звукоподражательным «гав-гав» с различной силой, продолжительностью темпом
голосоподачи. Вариативность таких игр очень большая, а результатом является уход
ребенка от неплавной речи [30].
Для того, чтобы период речевого ограничения не стал психотравмой, необходимо
подвести ребенка к тому, чтобы он сам захотел оказаться в «стране тишины».
Естественно, в это время не следует водить малыша в детский сад; приглашать
домой гостей; ходить на мероприятия, которые впоследствии могут его утомить;
перегружать
впечатлениями
(читать
новые
для
ребенка
книги,
смотреть
новые
мультфильмы) и, наоборот, старые игры, известные книги, любимые сказки полезно
повторять.
В-шестых, после организации щадящего режима родителям, общаясь со своим
ребенком, следует соблюдать речевые правила. Все дети дошкольного возраста копируют
поведение и манеру речи своих родителей, нянь и других близких для них людей. Можно
условно выделить несколько правил, следовать которым должны взрослые, в семье
которых имеется заикающийся ребенок:
интонация общения между членами семьи и при обращении к ребенку должна быть
всегда доброжелательной и спокойной;
темп речи взрослых не должен быть ускоренным;
в тех случаях, когда у ребенка в речи появилась судорожная запинка, следует мягко
перевести внимание ребенка на неожиданную тему разговора или действие;
желательно в речи использовать такой стиль произношения, при котором
произносятся все звуки в слове, а позже и все слова во фразе;
фразы, обращенные к ребенку, должны быть четко сформулированы, иметь как
логическую, так и интонационную завершенность;
ребенок не будет волноваться и спешить в своем рассказе, если будет уверен, что
его внимательно слушают: не следует договаривать за него начатую им фразу,
торопить, и самое неприятное — смеяться над его речью или копировать ее;
21
следует поощрять ребенка к диалогу (при этом важно, чтобы ребенок смотрел в
глаза собеседнику в соответствии с русской манерой общения), стараясь не делать
замечаний по поводу его ошибок в речи и тем более запинок, т.е. всякий раз
одобрять его речь [9].
22
Заключение
Заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное
судорожным
состоянием
мышц
речевого
аппарата)
проявляется
в
речевой
коммуникации. Но не только судороги затрудняют ее: для заикающихся характерна –
выраженная в разной степени - болезненная фиксация на дефекте. Неудачные попытки
избавится от него порождают у детей с такой речевой патологией и психологические
особенности: уязвимость, беззащитность, робость, боязливость, внушаемость. У них, как
правило, оказывается нарушенной не только речевая, но и общая моторика: тики,
миклонусы в мышцах лица и шеи, произвольные движения, к которым дети прибегают,
чтобы облегчить свою речь. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение,
скованность в движениях, расторможенность, дискоординация, слабая переключаемость и
пр.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные
функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Практика по взаимодействию с родителями показывает, что их отношение к
речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения
отдельных звуков, другие считают, что ребенок «выговорится», и лишь под давлением
специалиста они приводят ребенка в логогруппу. В основе «закрепления» заикания лежат
нарушенные
детско-родительские
отношения,
неправильный
стиль
воспитания,
неадекватная оценка родителями возможностей своего ребенка.
Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и
организация преемственности в деятельности детского сада и семьи - важнейшие факторы
эффективности всей коррекционно- развивающей работы с детьми с заиканием.
Нецеленаправленность или несистемность работы с родителями приводит к усугублению
речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий
на
ребенка,
преобладание потворствующей
позиции
в семье и
перекладывание
ответственности за речевые успехи сына или дочери на логопеда и воспитателей группы
не способствуют установлению уважительной дистанции общения между педагогами и
ребенком, приводят к формированию у дошкольника отрицательной или безразличной
установки на педагогические воздействия, снижают авторитет взрослых.
Единство в требованиях взрослых (педагогов и родителей), наоборот, значительно
способствует психологическому настрою ребенка, повышению мотивации к занятиям.
Успешность коррекционно- воспитательной работы по преодолению речевого дефекта
предполагает активное участие в нем родителей.
23
Таким образом, использование системы сотрудничества ДОУ, логопеда и семьи,
способствует:
- повышению эффективности преодоления заикания у детей;
- гармоничному развитию личности ребенка с данным видом речевого нарушения
в процессе работы по взаимодействию с родителями;
- изменению установок взрослых;
- снижению количества претензий, спорных ситуаций.
Логопеду необходимо спокойно и обстоятельно объяснить родителям, что
заикание исправимо и чем раньше начать логопедическую работу с ребенком и его
семьей, тем легче ребенок перейдет на плавную речь. Быстрые успехи в коррекционной
работе не означают, что работу можно закончить. Все те речевые и поведенческие
правила, которым ребенок и его родители обучены на занятиях, должны быть закреплены
и даже автоматизированы.
В тех случаях, когда коррекционная работа по тем или иным обстоятельствам не
может быть продолжительной по времени, то в первую очередь именно родители должны
быть мотивированы на успех, т.к. семья является основой для полноценного и
гармоничного развития здорового и счастливого ребенка.
Современный
подход
с
использованием
инновационных
технологий
в
коррекционной педагогике, требует поиска новых форм и приемов работы с родителями,
предполагает создавать у них мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных
трудностей их детей.
24
Список использованной литературы
1.
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
—— 304 с.
2.
Белякова Л.И. К вопросу о механизмах возникновения заикания // Дефектология. –
1974. – №5. – С. 10–17.
3.
Белякова Л.И.
Системный подход к анализу патогенетических механизмов
заикания // Теоретические проблемы нарушений плавности речи / под ред. Ю.О.
Филатовой. – М., 2012. –C. 15–33.
4.
Белякова Л.И., Асланова С.Р. Характеристика показателей неплавности речи у
дошкольников // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их
преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. 2-е изд. испр. – М., 2003. – С. 69–75.
5.
Власова Н., Беккер К.-П. Заикание. М.: Медицина, 2003.
6.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга
для логопедов. –– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
7.
Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для
логопеда/И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. —— М.:
Просвещение, 1984. — с. 1-21
8.
Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. – Л., 1970.
9.
Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И.
Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 184 с. (Логопедия: от
теории к практике.)
10. Йощенко
В.О.
Организация
логопедической
работы
в
ДОУ,
ККИДППО
г.Краснодар, 2007.
11. Карпова
Н. Л. Основы
личностно-направленной
логопсихотерапии.
Второе
издание, исправленное и дополненное . -- М.: МПСИ: Флинта, 2003.
12. Киселева Н.А.Методическое оснащение диагностической деятельности учителя-
логопеда ДОУ, КГУ г.Краснодар, 2007.
13. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М., 2004.
14. Логопедия: Заикание: Хрестоматия / сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М., 2003.
15. Логопедия /Под ред. Л.И.Беляковой, Г.В.Бабиной. – Москва: «Прометей», 2004.
Часть 2. – С.118-124
16. Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся
дошкольников. Дис. ... канд. пед. наук. – М., 1996.
25
17. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах СПб.: Питер, 2004
18. Поваляева М.А. Справочник логопеда, Ростов–на Дону «Феникс»,2012.
19. Рау,Е.Ф. Логопедия [Текст] : учебно-методические указания к курсу и программе
логопедии / Е.Ф. Рау, В.А. Синяк ; Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. завед. М-ва
просвещ. РСФСР. Московск. гос. заоч. пед. ин-т. - М. : Изд. МГЗПИ, 1960. - 83 с.
20. Рау,Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Ф. Рау. - 2-е изд. -
М. : Медицина, 1964. - 26 с.
21. Рау Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста. Серия Советы родителям. М.
Медгиз 1958 г. 30 с.
22. Рау Е.Ю. (соавт. с Беляковой Л.И.) Заикание. //Учебно-методическое пособие для
самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического
факультета по специальности 031800. Логопедия /Под ред. Л.И.Беляковой,
Г.В.Бабиной. – Москва: «Прометей», 2004. Часть 1. – С.72-90
23. Рау Е.Ю.
Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и
младших школьников как фактор риска появления заикания. // Логопед. 2004. № 6.
С.47-49. Совм. с Казбановой Е.С.
24. Рау
Е.Ю.
Значение
стресса
и
фрустрации
в
возникновении
и
развитии
невротического заикания. // Заикание: проблемы теории и практики: Сб. статей.
под. ред. Л.И.Беляковой. М., «Прометей», 2016.
25. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников. //
Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя. Под ред. Н.П.Вайзмана. М.,
«Просвещение», 1992. С. 19-25.
26. Рау Е.Ю. Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи
при заикании. //Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности
031800. Логопедия /Под ред. Л.И.Беляковой, Г.В.Бабиной. – Москва: «Прометей»,
2004. Часть 1. – С.224-231
27. Рау Е.Ю. Методы релаксации в реабилитации лиц с заиканием. //Учебно-
методическое
пособие
для
самостоятельной
работы
студентов
отделения
логопедии дефектологического факультета по специальности 031800.
28. Рау Е.Ю. (соавт. с Беляковой Л.И., Мерзляковой В.П., Филатовой Ю.О.) «Темпо-
ритмическая организация моторики и речевой деятельности». //Инновационное
содержание высшего профессионального образования в логопедии: Учебное
пособие
/Под
ред.
Г.В.Бабиной,
Л.И.Беляковой,
Ю.О.
Филатовой.
–
М.:
Издательство «Прометей» МПГУ, 2008. – С. 43-79.
26
29. Филатова Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи // Дефектология. – 2003. –
№ 3. – С. 34–38.
30. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми, М. АРКТИ, 2013.
27