Напоминание

Семинар-практикум педагога-психолога Тема: Эффективное общение


Автор: Малыхина Ольга Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №70
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: конспект
Тема: Семинар-практикум педагога-психолога Тема: Эффективное общение
Раздел: дошкольное образование





Назад





Семинар-практикум педагога-психолога

Малыхиной Ольги Валерьевны

МБДОУ №70 г. Курск

Тема: Эффективное общение

1.Вводное занятие

Цель
: формирование у педагогов умений, являющихся базовым в реализации коммуникативной компетентности.
Задачи:
1. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения. 2. Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных способностей 3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений 4. Спо собствовать повышению у педагогов уровня р а з в и т и я коммуникативных умений посредством практических упражнений. 5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы. 6. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара
Предварительная работа:
Всем участникам предлагается подойти к стенду и «оценить свое умение общаться». Для этого к листочкам с обозначением коммуникативных способностей каждый участник прикрепляет 1-2 флажка. Это будет означать, что данные способности в педагоге хорошо развиты.
Ход мероприятия:
Участники рассаживаются в полукруг.
Приветствие
Педагог-психолог: добрый день, уважаемые педагоги! Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия.
1.

Игра «Имя +»
Педагог – психолог: тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья – настойчивая; Светлана – сострадающая, стеснительная, самостоятельная; Галина – главная, героическая и т.д.
2.

Упражнение « Пожелание друг другу»
Педагог – психолог: а сейчас мы продолжим работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно, в одно-два слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в
свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить. А сейчас я предлагаю разбиться на команды и занять свои места за столами. ( педагоги рассаживаются за столы) Педагог-психолог: Каждому из вас перед началом семинара – практикума было предложено оценить свои способности в общении. Предлагаю подвести результаты. (Участники отметили специальным знаком только те способности (не больше 2-х), которые у них очень хорошо развиты. Подсчитывается количество флажков, выбирается наиболее развитая «способность» по мнению группы.) Педагог-психолог: Данные экспресс – диагностики показывают, что наиболее развита « способность … (продолжить фразу)». А также наибольшую трудность вызывает « способность … (продолжить фразу)», только … (количество фишек) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара- практикума в связи с тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть чему еще поучиться. Не случайно выбрана тема нашего семинара – практикума «Эффективность общения». Что же такое «Общение»?
3.

Раскрытие понятия «эффективное общение»
Педагог – психолог: Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Проблемный вопрос: что такое « Эффективное общение?» Что вкладывается в это понятие? Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание.
4.

Самостоятельная работа
На обдумывание дается 1-2 минуты. Участники записывают мысли на листочках. На доске вывешивается ватман со словами ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Участники делятся своим восприятием данного понятия, высказывая свое мнение, листочки наклеиваются на ватман, получается СБОРНОЕ понятие. Педагог-психолог: действительно, ЭФФЕКТИВНОСТЬ общения зависти от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде. Готовясь к семинару, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам в небольших группах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих.
5.

Упражнение «Цитаты» (работа в команде)
Для каждой группы предлагается лист с цитатой. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней.

1.

«Когда

задето

чувство

собственного

достоинства

одного

из

собеседников, непременно страдает само общение».

2. «Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в

словах говорящего».

3. «Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели

бы ему сказать».

4. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».

5. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто

говорит плохо.
(После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии.) Педагог – психолог: а сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Выходите и вставайте в круг
6.

Игра «Цвета»
Педагог – психолог: сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются несколько раз, т.е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано «красный», то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным фруктам и овощам. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет. - название фруктов, овощей (задание повторяется несколько раз, пока педагоги не поймут, где их пара) А теперь нужно объединиться в группы тем, кому достались одинаковые цвета. Делать это нужно молча, не показывая цвета. Теперь каждая группа называет свой цвет. Молодцы! А теперь я предлагаю вам снова занять свои места
7. Методы эффективного общения
Педагог-психолог: предлагаю далее рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии. Умение слушать и слышать. Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. Эффективность общения зависит от правильной постановки вопроса. Вопросы: Открытые (призваны помочь ребенку прояснить его проблемы) - Закрытые (лишь подразумевают ответы «да» или «нет») (Далее участникам предлагается потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего мотивацию ребенка к продолжению своего рассказа. Далее зачитывается закрытый вопрос, участники «делают» его открытым.) Варианты вопросов: 1. У тебя сегодня был хороший день? 2. Ты сегодня плохо вел себя в детском саду? 3. Ты не хочешь поесть?
Умение быть наблюдательны и внимательным ко всем членам группы Вопрос: Каким образом эта способность помогает нам устанавливать эффективное общение? ( Ответы участников)
8.

Упражнение «Деление группы на подгруппы по определенному

признаку»
Педагог – психолог: сейчас один из участников выходит за дверь, находится там какое-то время. Мы тем временем разделимся на группы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Группы располагаются в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части. (выбирается признак, выстраиваются команды. Игра повторяется вновь с другим участником, но группа делится по другому признаку. Можно делиться, например, по цвету волос; по фигуре; по наличию брюк или юбки; по возрасту. В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Если человек не принимает их, то он рискует оказаться отвергнутым группой. Чтобы не оказаться отвергнутым, необходимо уметь быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы, к их взаимоотношениям.)
9. Подведение итогов
Педагог-психолог: процесс общения – очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Сегодня на семинаре- практикуме вы познакомились с основными методами эффективного общения. Но совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно. А значит тема коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах, поэтому наша встреча по данной теме не последняя.
10. Заключительная игра « Солнышко»
Цель: вызвать у участников положительные эмоции. Педагог – психолог: сейчас на листах бумага вам нужно будет нарисовать солнышко с лучиками. Лучиков должно быть равно количеству участников за исключением вас самого. В центре солнышка вы пишете свое имя. Сейчас мы будем передавать солнышко по кругу и на лучиках будем записывать пожелания, комплименты своим коллегам, пока ваш листочек с солнышком не вернется к вам обратно. (участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты своим коллегам на лучиках. Лист, пройдя круг, возвращается к своему хозяину.)


В раздел образования