Напоминание

В.М.Гаршин "Лягушка - путешественница"


Автор: Перческлеева Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №1"
Населённый пункт: п. Уразово Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: урок
Тема: В.М.Гаршин "Лягушка - путешественница"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения 4 класс.

Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Цели:

Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной

мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение

позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и

автора произведения.

Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного

текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса

детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.

Воспитывающие: содействовать воспитанию

нравственных качеств на

примере произведения В. М. Гаршина.

Тип урока. Открытие новых знаний.

Метод. Проблемно-исследовательский

Оборудование:

книги В. М. Гаршина, иллюстрации к сказке, карточки с

характеристикой героя, учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина,

рабочие тетради №1

Ход урока

1.Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

-Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.

-На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не

остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы

к новым знаниям и у нас обязательно все получится.

2.Проверка д/з. ( по выбору)

- Стихи каких поэтов вы читали? (Сборники стихов)

- Вы делали обложку к сборнику стихов своего любимого поэта. Что у вас

получилось?

- Проверяем 5 задание. Кто написал эти строки?

3. Актуализация знаний.

-Из каких сказок эти предметы? (Рисунки)

1

Варежка («Рукавичка») Жеребёнок (П.П. Ершов«Конёк – горбунёк»)

Печка («Гуси – лебеди») Бочка (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Ложки, миски («Три медведя»)

Цветок (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

-Почему эти предметы распределены на 2 группы? (Одни из народных сказок, другие из

авторских)

-Чем отличаются литературные сказки от народных?

4. Введение в тему. Речевая разминка.

Учитель читает стих. На фоне музыки

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят...

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

- О каком времени года это стихотворение?

- Какие приметы осени описывает поэт в стихотворении?

- Отгадайте загадки?

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? (Утка)

Вдоль по речке, по водице.

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведёт. (Утка с утятами).

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт, но не птица-

Вот такая небылица.

(Лягушка.)

2

- Прочтите правильно и быстро, выделяя слова логическим ударением.

За день лягушка очень устала,

Лягушка постельку себе застлала.

Постель у лягушки из камышинок,

А одеяло – из листьев кувшинок.

Болотная кочка – лягушке под ушко

Из мягкого мха – моховая подушка.

- Ребята о ком идет речь в этом стихотворение?

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эти загадки и это стихотворение?

(Предположения детей)

5. Сообщение темы и цели урока.

– Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке?

- Кто такие путешественники?

- Ребята, лягушки бывают путешественниками? (Предложения детей).

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

1. Познакомиться с …..

2.Разделить на ….

3.Озаглавить….

4.Составить…..

5.Характеризовать ….

6.Определить главную….

6. Рассказ о лягушках.

-А что вы знаете про лягушку? (Рассказы детей)

Обобщение и дополнение ответов детей.

- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и

озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут

кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А

маленькие живут в воде, их зовут головастиками.

Лягушки своеобразные

чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них

совершают трехметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они

могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги,

легко преодолевают расстояние в 10-12 метров. Лягушки готовятся к весенним

концертам, как и люди к праздникам:

у травянистых лягушек грубеет

3

горлышко, а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны

цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение,

писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

- Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах,

можно определить погоду.

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать

хорошей, сухой погоды.

7. Определите жанр произведения.

– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.

- Вам знаком этот автор. Может быть вы читали его произвдения?

«Сказка о жабе и розе», «Сигнал», «То, чего не было», «Четыре дня»,

«Трус», «Медведи», «Ночь» , «Встреча»…

8. Жизнь и творчество В. М. Гаршина

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего

детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России!

Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему

попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезён матерью в

Петербург и определён в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил

приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою

очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с

которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.

Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами,

жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он

учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления

библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже

время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных

журналах.

Сказка “Лягушка- путешественница” написана в 1878 году.

- У сказки “Лягушка- путешественница” есть автор, значит она ….

- В

произведении Гаршин «зашифровал» свое видение на мир, отношение к

герою, а мы- читатели , постараемся воспринять и понять этот мир.

- Какие задачи будем решать при исследовании текста?

( увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою)

- Как вы предлагаете поработать?

4

(высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение

одноклассников, работать парами, оценить свою работу на уроке)

Всё, что вы назвали, мы с вами попробуем применить на уроке.

9. Словарная работа

- По ходу чтения вам встретятся слова, постарайтесь понять их значение,

подберите к ним синонимы.Некоторые, пояснила вам я, а другие поясните вы.

Бумажный паяц - старинное название клоуна шута;

Благополучно - удачно, успешно;

Коряга – пень;

Наслаждалась - блаженствовала, получала удовольствие

Уронить достоинство – авторитет;

Восторг – восхищение;

Стиснула - сжала, сдавил;

Восхитительный - замечательный, очаровательный;

Захватило дух - стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а

так же от холода и ветра;

Присутствие духа - полное самообладание, уверенность в себе;

Скирды - большой, обычно продолговатый стог сена;

Стук цепов - ручное орудие для молотьбы (цепь);

Верста - старинная русская мера равная 1 км. 6 м.

10. Чтение сказки по частям, составление плана.

Чтение текста ( диктор, учитель, дети)

Озаглавить каждую часть.

– Откройте учебник на странице 102

Игра “Прятки” (Учитель читает начало части, а дети отыскивают.)

1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.

4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так

высоко?”

5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала

изо всей мочи.

6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во

все горло.

План:

5

1. Лягушка наслаждалась теплым дождиком. Наслаждение.

2. Лягушка вступает в разговор с утками. Разговор с утками.

3. Лягушка отправилась в путешествие.

4. Удивление людей.

5. Результат самовосхваления.

6. Хвастливые рассказы путешественницы.

11. Беседа по содержанию.

-А какие вопросы задали бы вы ребятам по содержанию

- Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)

- Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и

мошку.)

- О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)

- Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким дождиком).

- В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно,

наслаждалась всем вокруг.)

- Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток).

- Куда летели утки? (На юг.)

- Что интересного рассказали утки лягушке про юг?

- Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела

побывать на юге, она была очень любопытной, ей хотелось посмотреть на

огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте).

- Как утки отнеслись к её желанию?

-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет

крыльев? (Нет.)

- Какой способ путешествия придумала лягушка?

– Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой?

- Как чувствовала себя лягушка в полёте? (Лягушка поднялась в небо, и дух у

неё захватило от страшной высоты и восторга).

– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы

похвастаться).

- Смогла ли лягушка попасть на юг?

- Что помешало сбыться её мечте, почему не состоялось путешествие

лягушки? (Хвастовство, зазнайство, самолюбие)

- Чем заканчивается сказка?

12. Авторское отношение.

- Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к

лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?

6

(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.)

- Докажите словами автора.

Наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно, нежилась, пришла

в восторг

- Вывод: ( Именно эти выражения характеризуют доброжелательное

отношение к героине).

XI.

13.Характеристика лягушки. Работа в парах.

- Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки. Какой была

лягушка? Какие черты характера проявляет героиня?

-Разделите названные качества на положительные и отрицательные

Хвастливая, осторожная, любознательная, умная, смелая, несдержанная,

общительная, внимательная, вежливая, изобретательная, застенчивая,

любопытная, лживая, добрая, хитрая, находчивая, болтливая, мечтательная,

нескромная

Работа в группах.

Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:

1 группа "осторожная"

(Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами

из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них

сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу,

хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав

рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на

юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.)

2 группа "изобретательная"

(Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ

путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно

согласились нести её.)

3 группа "смелая"

(Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству

страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от

страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей

силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись

7

на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но

нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)

Вывод: (За эти качества: осторожность, любознательность, находчивость,

смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее

отношение к лягушке.)

14. Выделение главной мысли произведения.

- Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она

поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она? (Хвастливая)

- Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её

мечте? (Хвастовство)

– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине?

(Да изменилось, он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её полет)

- У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам

понять иронию, с которой автор относится к лягушке.

- За что автор наказал лягушку? (За хвастовство и тщеславие)

- Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход

из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей,

рассказчицей, но хвастаться не перестала).

15.Определение проблемы, поднятой в произведении.

- Какая проблема лежит в основе сказки? (Проблема хвастовства лежит в основе

сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)

16.Итог.

– Как называется произведение, с которым мы познакомились?

- Почему автор назвал свою сказку “Лягушка-путешественница”. (Лягушка

придумала способ путешествия на утках).

– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?

- Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться это мешает совершать

хорошие поступки. Хвастовство не приводит к добру, надо быть скромным

и сдержанным).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

- Какой совет вы бы дали всем?

8

Пословицы и поговорки:

- Какая из пословиц подходит к сказке «Лягушка-путешественница»?

1.

Хвастовство само себя накажет.

2.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

3.

Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

4.

Задумав дело, подумай, к чему оно приведёт.

9

10



В раздел образования