Автор: Леонидова Наталья Ивановна
Должность: директор
Учебное заведение: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: Калужская область, г. Киров
Наименование материала: "менеджмент в образовании"
Тема: "Управление современной школой"
Раздел: полное образование
Управление современной школой
Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной
социальной
среде.
Она
является
сложной
целостной
системой,
активно
взаимодействующей с внешней средой.
Тем не менее, школа, как образовательное
учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной
частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.
В
связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы
является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она
включена. Ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями,
идущими из широкого окружения.
От руководителя современной школы во многом
зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как
будет осуществляться взаимодействие школы с образовательными системами, частью
которых она является.
Таким образом, формирование представлений о важности
управленческого труда, о его влиянии на жизнедеятельность школы, как части всей
образовательной
системы,
о
целостной
работе
руководителя
и
обусловливает
актуальность темы «Управления современной школой»
Школа, как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная,
открытая, взаимодействующая с внешней средой система.
Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических,
правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как
относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив,
активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как
адаптивная и адаптирующая система.
Вместе с тем школа как система имеет свою
внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся — учащиеся;
учителя —
учащиеся; учителя
— родители
и т.д.
Кроме того,
это система
взаимодействия,
определяющегося
направленностью
целей
и
задач
обучения,
воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой — адекватным содержанием
образования, формами, методами и средствами.
Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя
социально-педагогический
комплекс.
Именно
социально-педагогический
комплекс
может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально одаренных, и
ослабленных
физически,
и
имеющих
умственные
или
психически
отклонения,
правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов,
сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т. п.
Отдельные звенья
структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает
эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания
комфортной
социально-образовательной
среды
в
мире
социума,
правовой
и
экономической защиты, социальной профилактики.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в
рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой
культуры
личности
и
обеспечение
каждому
ребенку
условий
для
духовного,
интеллектуального
и
физического
развития,
удовлетворения
его
творческих
и
образовательных потребностей.
В современных условиях на образовательное учреждение оказывают влияние
процессы, происходящие в обществе, которые, несомненно, положительно сказываются
на развитии учреждений.
Однако идут и другие процессы, приводящие к снижению роли
общественных организаций,- к крушению идеалов, к пересмотру ценностных ориентации
в жизни молодого человека.
Все это требует мобилизации как внешних, так и внутренних
возможностей образовательных учреждений для нейтрализации негативных явлений.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает
объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об
управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими
подсистемами
более
общей
системы
общеобразовательной
школы.
Такими
подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система,
система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся,
система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными
школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного
управления.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное
взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания
его
объективных
закономерностей,
направленное
на
достижение
оптимального
результата.
Взаимодействие
участников
целостного
педагогического
процесса
складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций:
педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля,
регулирования и корригирования .
Однако с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с
внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная
корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного
управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия
взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления.
Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители,
функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется
Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения.
Структура управленческих органов в школе является весьма многообразной. Условно их
можно разделить на три группы.
Первую группу составляют органы коллективного управления школой — общешкольная
конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также
подчиняющийся ей совет школы.
Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство
всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по
учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной
работы, помощник директора по хозяйственной работе и др.
Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных
организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также
родителей (родительский комитет и др.).
Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует
организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного
выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций.
Первостепенная
роль
в
управлении
учебно-воспитательным
процессом
принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не
менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и
обладающему необходимыми организаторскими способностями .
В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены
Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении, на основании
которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.
Директор
общеобразовательного
учебного
заведения
выполняет
следующие
функциональные обязанности:
— несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований
охраны
прав
детей,
планирует
и
организует
учебно-воспитательный
процесс,
осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и
эффективность работы учебного заведения;
— представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных
органах;
— создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
—
проводит
подбор
заместителей
директора,
определяет
их
функциональные
обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с
учетом
мнения
педагогического
коллектива,
учащихся
и
родителей
(лиц,
их
заменяющих), назначает классных руководителей;
— принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-
воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
— организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых
учебному заведению бюджетных ассигнований; -
— по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной
плате творчески работающим учителям;
— создает условия для творческого роста педагогических работников учебного
заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания,
осуществления педагогических экспериментов;
— несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом
управления образованием.
Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в
Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава
учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с
родителями и общественностью. В поле зрения директора школы находятся вопросы,
связанные с ученическим самоуправлением, профориентацией, работой с родителями. В
пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения
заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию
права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.
Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей
директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной
и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-
исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с
углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора
школы по хозяйственной части.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию
педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных
образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и
их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют
расписание
занятий;
руководят
методической
работой
в
школе,
внедрением
педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению
педагогической культуры.
Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где
обосновывается распределение функциональных обязанностей между несколькими
заместителями по учебно-воспитательной работе.
В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы
(на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями
дополнительного образования — дворцами и домами детского творчества, станциями
юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа
с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов
внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация
работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским
общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции
ООН о правах ребенка.
В этом учебном году в школах области появилась новая педагогическая должность
советник директора по воспитанию и связям с общественными организациями. Советник
проводит воспитательную работу с учащимися, помогает классным руководителям,
вовлекает учащихся в работу Российского движения детей и молодежи. Обязанности
Советника и заместителя директора по воспитательной работе разграничены.
Школа является самостоятельной социально-педагогической системой.
Особенностью школы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно
выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная;
производственно-экономическая;
социально-бытовая;
природно-экологическая;
культурная; духовно-нравственная.
Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих
подсистем для воспитания и развития личности.
Школа, как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная, открытая,
взаимодействующая с внешней средой система.
Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических,
правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как
относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив,
активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как
адаптивная и адаптирующая система.