Автор: Жмаева Елена Викторовна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Тверское суворовское военное училище МО РФ"
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий
Раздел: полное образование
Развитие учащихся в процессе формирования УУД
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном
стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно
обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных
действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки
рассматриваются
как
производные
от
соответствующих
видов
целенаправленных
действий,
т.е.
они
формируются,
применяются
и
сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные
учебные
действия
–
способность
субъекта
к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,
обеспечивающих
его
культурную
идентичность,
социальную
компетентность,
толерантность,
способность
к
самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Концепция
универсальных
учебных
действий
рассматривает
компетентность как «знание в действии», способность использовать на
практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое
понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию
образования и является метапонятием.
Актуальность формирования УДД обусловлена:
– новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России
из индустриального в постиндустриальное информационное общество,
основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
–
требованиями
общества
в
повышенной
профессиональной
мобильности и непрерывном образовании;
–
социальные
запросы
определяют
цели
образования
как
общекультурное,
личностное
и
познавательное
развитие
учащихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить
учиться
Универсализация
содержания
общего
образования
позволяет
реализовать основные требования общества к образовательной системе:
– Формирование культурной идентичности учащихся как граждан
России.
–
Сохранение
единства
образовательного
пространства,
преемственности ступеней образовательной системы.
– Обеспечение равенства и доступности образования при различных
стартовых возможностях.
– Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста
социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего
общества на основе формирования культурной идентичности и общности
всех граждан и народов России.
– Формирование универсальных учебных действий, порождающих
образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию,
сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Развитие личности в системе образования обеспечивается через:
– формирование универсальных учебных действий, которые выступают
инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс;
– овладение учащимися универсальными учебными действиями,
которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть
умения учиться;
– универсальные учебные действия, как обобщенные действия,
порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных
областях познания и мотивацию к обучению.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию, компетентности
“научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе,
высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и
формирование картины мира и компетентностей в любой предметной
области познания.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают
целостность
общекультурного,
личностного
и
познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают
преемственность
всех
степеней
образовательного
процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности
учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования
психологических способностей учащегося.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном
процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
Формирование
универсальных
учебных
действий
как
цель
образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование
универсальных
учебных
действий
происходит
в
контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют
эффективность образовательного процесса, в частности усвоение
знаний и умений; формирование образа мира и основных видов
компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной
компетентности.
Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа
характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в
соответствии:
со
структурными
компонентами
целенаправленной
учебной
деятельности;
с этапами процесса усвоения;
с
формой
реализации
учебной
деятельности
–
в
совместной
деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками
или самостоятельно.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно
выделить пять блоков:
– личностный;
– регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
– познавательный;
– знаково-символический;
– коммуникативный
Личностные
универсальные
учебные
действия обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и
умение
выделить
нравственный
аспект
поведения)
и
ориентацию
в
социальных
ролях
и
межличностных
отношениях.
Это
действия
смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом
учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для
меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-
этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и
личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных
целей
с
учетом
конечного
результата;
составление
плана
и
последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность
к
волевому
усилию
–
к
выбору
в
ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия:
– общеучебные универсальные учебные действия;
– логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
Общеучебные универсальные действия включают:
умение
адекватно,
осознанно
и
произвольно
строить
речевое
высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание
текста в соответствии с целью (подробно, сжато,
выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме,
жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов
деятельности
при
решении
проблем
творческого
и
поискового характера;
действие
со
знаково-символическими
средствами
(замещение,
кодирование, декодирование, моделирование).
Универсальные логические действия:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения
тождеств / различия, определения общих признаков и составления
классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их
включения в тот или иной класс);
анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение
целого на части;
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
Универсальные логические действия:
классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного
признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство
–
установление
причинно-следственных
связей,
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
подведение
под
понятие
–
распознавание
объектов,
выделение
существенных признаков и их синтез;
вывод следствий;
установление аналогий.
Знаково-символические универсальные учебные действия:
обеспечивают
конкретные
способы
преобразования
учебного
материала, представляют действия моделирования, выполняющие
функции отображения учебного материала;
выделения существенного;
отрыва
от
конкретных
ситуативных
значений;
формирования
обобщенных знаний.
Знаково-символические универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в
модель,
где
выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно-графическую или знаково-символическую);
преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других
людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД,
может оказаться полезным только в случае создания благоприятной
атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом
ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку
пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности,
понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать
Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить
позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель
должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.