Напоминание

Развитие обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий


Автор: Жмаева Елена Викторовна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Тверское суворовское военное училище МО РФ"
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий
Раздел: полное образование





Назад




Развитие учащихся в процессе формирования УУД

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном

стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно

обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных

действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного

усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию

усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки

рассматриваются

как

производные

от

соответствующих

видов

целенаправленных

действий,

т.е.

они

формируются,

применяются

и

сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные

учебные

действия

способность

субъекта

к

саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,

обеспечивающих

его

культурную

идентичность,

социальную

компетентность,

толерантность,

способность

к

самостоятельному

усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Концепция

универсальных

учебных

действий

рассматривает

компетентность как «знание в действии», способность использовать на

практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое

понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию

образования и является метапонятием.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

– новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России

из индустриального в постиндустриальное информационное общество,

основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

требованиями

общества

в

повышенной

профессиональной

мобильности и непрерывном образовании;

социальные

запросы

определяют

цели

образования

как

общекультурное,

личностное

и

познавательное

развитие

учащихся,

обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить

учиться

Универсализация

содержания

общего

образования

позволяет

реализовать основные требования общества к образовательной системе:

– Формирование культурной идентичности учащихся как граждан

России.

Сохранение

единства

образовательного

пространства,

преемственности ступеней образовательной системы.

– Обеспечение равенства и доступности образования при различных

стартовых возможностях.

– Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста

социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего

общества на основе формирования культурной идентичности и общности

всех граждан и народов России.

– Формирование универсальных учебных действий, порождающих

образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию,

сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через:

– формирование универсальных учебных действий, которые выступают

инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс;

– овладение учащимися универсальными учебными действиями,

которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых

знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть

умения учиться;

– универсальные учебные действия, как обобщенные действия,

порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных

областях познания и мотивацию к обучению.

Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать

необходимые средства и способы достижения, контролировать и

оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для развития личности и ее самореализации на

основе готовности к непрерывному образованию, компетентности

“научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе,

высокой социальной и профессиональной мобильности;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и

формирование картины мира и компетентностей в любой предметной

области познания.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают

целостность

общекультурного,

личностного

и

познавательного развития и саморазвития личности;

обеспечивают

преемственность

всех

степеней

образовательного

процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности

учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования

психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном

процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

Формирование

универсальных

учебных

действий

как

цель

образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование

универсальных

учебных

действий

происходит

в

контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют

эффективность образовательного процесса, в частности усвоение

знаний и умений; формирование образа мира и основных видов

компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной

компетентности.

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа

характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в

соответствии:

со

структурными

компонентами

целенаправленной

учебной

деятельности;

с этапами процесса усвоения;

с

формой

реализации

учебной

деятельности

в

совместной

деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками

или самостоятельно.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно

выделить пять блоков:

– личностный;

– регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

– познавательный;

– знаково-символический;

– коммуникативный

Личностные

универсальные

учебные

действия обеспечивают

ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и

события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и

умение

выделить

нравственный

аспект

поведения)

и

ориентацию

в

социальных

ролях

и

межличностных

отношениях.

Это

действия

смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью

учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом

учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для

меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-

этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и

личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще

неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных

целей

с

учетом

конечного

результата;

составление

плана

и

последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от

эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и

его продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

способность

к

волевому

усилию

к

выбору

в

ситуации

мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия:

– общеучебные универсальные учебные действия;

– логические универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных

средств;

структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели;

Общеучебные универсальные действия включают:

умение

адекватно,

осознанно

и

произвольно

строить

речевое

высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание

текста в соответствии с целью (подробно, сжато,

выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме,

жанру, стилю речи и др.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов

деятельности

при

решении

проблем

творческого

и

поискового характера;

действие

со

знаково-символическими

средствами

(замещение,

кодирование, декодирование, моделирование).

Универсальные логические действия:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения

тождеств / различия, определения общих признаков и составления

классификации);

опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их

включения в тот или иной класс);

анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение

целого на части;

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно

достраивая, восполняя недостающие компоненты;

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

Универсальные логические действия:

классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного

признака;

обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или

класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

доказательство

установление

причинно-следственных

связей,

построение логической цепи рассуждений, доказательство;

подведение

под

понятие

распознавание

объектов,

выделение

существенных признаков и их синтез;

вывод следствий;

установление аналогий.

Знаково-символические универсальные учебные действия:

обеспечивают

конкретные

способы

преобразования

учебного

материала, представляют действия моделирования, выполняющие

функции отображения учебного материала;

выделения существенного;

отрыва

от

конкретных

ситуативных

значений;

формирования

обобщенных знаний.

Знаково-символические универсальные учебные действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в

модель,

где

выделены

существенные

характеристики

объекта

(пространственно-графическую или знаково-символическую);

преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих

законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную

компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других

людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные действия:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск

и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие

решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка

действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение

монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД,

может оказаться полезным только в случае создания благоприятной

атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом

ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку

пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности,

понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать

Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить

позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель

должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.



В раздел образования