"Соблюдение ортопедического режима в ДОУ, как необходимого условия формирования опорно-двигательной системы организма дошкольников".
Автор: Парахневич Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с №369 " Калейдоскоп" Населённый пункт: г. Новосибирск Наименование материала: статья Тема: "Соблюдение ортопедического режима в ДОУ, как необходимого условия формирования опорно-двигательной системы организма дошкольников". Раздел: дошкольное образование
"Соблюдение ортопедического режима в ДОУ, как необходимого
условия формирования опорно-двигательной системы организма
дошкольников".
Цель: Создание модели физкультурно-оздоровительной работы в группе
компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста
с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
- создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника;
- оказывать общеукрепляющие воздействия на организм ребенка;
- формировать и закреплять навыки правильной осанки;
- содействовать профилактики плоскостопия;
- воспитывать у детей положительное отношение и интерес к занятиям
физической культурой.
В данном докладе мы рассмотрим необходимость ведения физкультурно-
оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Несмотря на расхожее мнение о подвижности детей, увеличивается число
детей с нарушениями ОДА. И одной из причин является снижение
двигательной активности детей из-за приоритета "сидячих" занятий и игр и,
как следствие снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц,
неспособность удерживать осанку в правильном положении. Общеизвестно,
что больше половины дошкольников имеют те или иные нарушения осанки и
нуждаются в медико-педагогической помощи по их коррекции.
Приоритетной задачей ФГОС дошкольного образования является охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей. Физическое
воспитание играет большую роль в формировании правильной осанки и в
профилактики плоскостопия дошкольника. И, конечно, очень важно и
неопровержимо доказано, что выполнение физических упражнений
оказывает влияние на коррекцию имеющихся нарушений. Работа по
формированию правильной осанки и коррекции её нарушений
рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы
коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением осанки.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и в группе
предоставляет для этого широкие возможности. Так как, во-первых,
физическая культура является для большинства детей любимым видом
деятельности, следовательно, они с удовольствием участвуют во всех ее
формах. Во-вторых, при выполнении физических упражнений дети много и
разнообразно двигаются, при этом упражнения воздействуют на разные
группы мышц. В-третьих, физическая культура обладает многообразием
средств, приёмов, методов работы, что помогает делать физкультурно-
оздоровительные мероприятия интересней и разнообразней.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по укреплению костно-
мышечного корсета ребёнка, тем положительней эффект оказывает она на
формирование правильной осанки и её коррекцию. Педагогам необходимо
помнить важность такой работы с детьми, соблюдать требования
ортопедического режима в группе, уметь правильно и грамотно выполнять
рекомендации врача и инструктора ЛФК.
В нашем ДОУ функционируют 3 ортопедические группы.
В ортопедические группы зачисляются воспитанники ДОУ в возрасте 4-5 лет,
имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Зачисление и выпуск
воспитанников в ортопедические группы проводится на основании решения
постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии.
Основной формой организации коррекционной работы является обучающая
и оздоровительная деятельность, которая включает в себя следующие
разделы:
- лечебно-профилактическая работа, выработка индивидуального
статодинамического режима;
- закаливающие процедуры;
- организация физкультурных занятий;
- формирование потребности в здоровом образе жизни, осознанное
отношение ребёнка к проблеме;
- просветительская работа с родителями;
- организация предметно-пространственной среды;
- обеспечение психологической безопасности личности ребенка;
- оздоровительная направленность образовательного процесса.
Коррекционная работа с детьми, педагогами и родителями ведётся в тесной
взаимосвязи со специалистами: врачом ЛФК и инструктором ЛФК. Мебель в
ортопедических группах соответствует росту ребенка, жёсткая постель,
специальные подушки, ношение ортопедической обуви. В группах есть
физкультурный и ортопедический уголки (массажные дорожки,
гимнастические палки, мячи, обручи, стенка для коррекции осанки). Зал
ЛФК оснащается ортопедическим оборудованием. Занятия
ЛФК осуществляются 3 раза в неделю. Продолжительность подгрупповых
занятий ЛФК составляет 25 - 30 минут. Дети с нарушением ОДА проходят 2
курса массажа в течение года.
Чтобы удовлетворить двигательную потребность в течение дня, утро у нас
начинаетсяс утреннейзарядки.
Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений,
разносторонне воздействующих на организм ребёнка.
Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на
весь день. Проводится гимнастика до завтрака воспитателем .
Выполнение физических упражнений с утра помогает решить несколько
важных задач :
- в краткосрочной перспективе – будит организм ребёнка, переключает
внимание на коллективный вид деятельности;
- в долгосрочной перспективе – предотвращает появление плоскостопия,
способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц и
прочее.
Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно
«размять» различные группы мышц. Утренняя зарядка имеет всегда вводную
часть, основную часть и заключительную.
Начинается гимнастика с короткой ходьбы и небыстрого бега. После этого
дети выстраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений.
В первую очередь задания включают в себя упражнения, направленные на
укрепление мышц плечевого пояса. Дети поднимают руки вверх, тянут
вперед, в стороны. Подобные упражнения направлены на профилактику
сколиоза, укрепление грудной клетки.
Затем следует комплекс упражнений, который включает в работу мышцы
живота, спины и туловища. Дети делают наклоны вперёд, в стороны,
повороты.
В заключении следуют упражнения, укрепляющие мышцы ног. Дети
отставляют ноги в сторону поочередно, назад, приседают, поднимают
согнутую в колене ногу и прочее. Гимнастика завершается спокойным видом
деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой,
упражнениями на восстановление дыхания.
Во время образовательной деятельности необходимо постоянно изменять
условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
проводить физкультминутки, которые способствуют снятию локального
утомления.
По
содержанию
физкультминутки
различны
и
предназначаются
для
конкретного
воздействия
на
ту
или
иную
группу
мышц
или
систему
организма в зависимости от ощущения усталости.
Физкультминутки
–
это
кратковременные
упражнения,
проводимые
с
целью
предупреждения
утомления,
восстановления
умственной
работоспособности.
Задачи
физкультминуток:
помогают
отдохнуть,
развлечься,
снять
напряжение,
получить
ощущение
физической
разрядки,
улучшают
кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют
мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к
занятиям.
Физические
упражнения
улучшают
кровообращение,
работу
сердца,
легких,
способствуют
восстановлению
положительно-
эмоционального состояния.
Также проводятся различные виды пальчиковой и дыхательной гимнастик,
гимнастика для глаз, подвижные игры. Это способствует всестороннему
развитию
детей,
содействует
оздоровлению
организма,
обогащает
жизнь
детей новым содержанием, воспитывает их чувства, поведения, ориентировку
в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
В работе мы так же используем “массажные” коврики и дорожки , что
помогает снять мышечное напряжение со стоп и благотворно влияет на весь
организм в целом.
Ежедневно в группе проводится так называемый "ортопедический час". Он
состоит из комплексов оздоровительных занятий и состоит из трёх частей:
- подготовительная, она включает в себя разные виды ходьбы,
оздоровительный бег, упражнения на формирование правильной осанки,
дыхательные упражнения, позволяющие подготовить организм ребёнка к
нагрузке;
- основная, в неё входят упражнения, обеспечивающие развитие общей и
силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки, для
создания мышечного корсета, корригирующие упражнения в сочетании с
общеразвивающими, затем идут упражнения с массажными мячиками для
профилактики плоскостопия;
- заключительная, она строится из упражнений на расслабление,
выполняемых в исходных положениях лёжа на спине, дыхательных и
специальных упражнений на ощущение правильной осанки; в конце части -
эмоциональная разгрузка - подвижные игры.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время
оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Основной задачей "ортопедического часа" является профилактика
нарушений осанки и плоскостопия.
После дневного сна хочется, чтобы дети проснулись в хорошем настроении,
как это сделать? Провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих
переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому
организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости,
слабости, повышается умственная и физическая работоспособность,
активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика
после дневного сна является закаливающей процедурой.
Основными задачами гимнастики после сна являются пробуждение
организма, нормализация сердечно - сосудистой, дыхательной системы,
снятие сонливости, вялости, укрепление здоровья детей.
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного
сна выглядит так:
- гимнастика в постели;
- упражнения, направленные на профилактику сколиоза и нарушения
осанки;
-дыхательные упражнения;
- хождение босиком по массажным коврикам для профилактики
плоскостопия.
В течение всего дня, во время образовательной и самостоятельной
деятельности детей, следим за тем, как ребёнок стоит и ходит (с опорой на
обе ноги, не «заваливаясь» на одну сторону, плечи расправлены, живот под-
тянут, при ходьбе сохраняет осанку, не «приседает» на ногу при каждом
шаге); следим, как ребёнок сидит , оборудуем ортопедически правильно
рабочее место (стол и стул соответствуют росту ребенка, стул с
фиксированной спинкой, расположенной под углом 90° к сиденью; опора на
оба локтя, не облокачиваясь на одну руку и не свешивая локоть со стола;
расстояние от стола до подбородка соответствует высоте предплечья
ребёнка); упорно формируем правильную осанку возле коррекционной
стенки.
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной
жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для
здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня.
Соблюдать ортопедический режим — значит обеспечить наиболее
благоприятные условия для сохранения здоровья:
- разгрузка позвоночника ;
- выполнение защитных для позвоночника мер;
-
профилактики плоскостопия и нарушений свода стопы;
-
укрепление общего состояния здоровья ребёнка .
Коррекционная работа по исправлению нарушений ОДА проводится
систематически и длительно (до окончания роста ребёнка), поэтому полного
исправления нарушений осанки и плоскостопия в условиях ДОУ мы не
ожидаем. Главным показателем эффективности коррекционной работы
является замедление или полное прекращение прогрессирования нарушения
осанки и свода стопы
.
В течение учебного года каждые три месяца врач-ортопед отслеживает
изменения состояния костно-мышечного корсета детей по определённым
показателям и по необходимости корректирует индивидуальные комплексы
упражнений.
Анализируя результаты диагностики, мы совместно с врачом приходим к
выводу, что постоянное и целенаправленное соблюдение ортопедического
режима способствует улучшению самочувствия, снижению общей
утомляемости, дети окрепли и стали более выносливыми и активными. У
большинства детей отмечается положительная динамика клинических
симптомов: уменьшение степени выраженности угла отклонения
позвоночника, значительное увеличение показателей степени выносливости
мышц спины и живота, выявлена положительная динамика состояния
показателей дыхательной системы.
Таким образом, мы обосновали, что соблюдение ортопедического режима в
детском саду имеет не только профилактический характер, но и позволяет
устранить причины нарушений осанки и свода стопы на ранних этапах
формирования.