Напоминание

"Соблюдение ортопедического режима в ДОУ, как необходимого условия формирования опорно-двигательной системы организма дошкольников".


Автор: Парахневич Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №369 " Калейдоскоп"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Соблюдение ортопедического режима в ДОУ, как необходимого условия формирования опорно-двигательной системы организма дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема:

"Соблюдение ортопедического режима в ДОУ, как необходимого

условия формирования опорно-двигательной системы организма

дошкольников".

Цель:
Создание модели физкультурно-оздоровительной работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
- создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника; - оказывать общеукрепляющие воздействия на организм ребенка; - формировать и закреплять навыки правильной осанки; - содействовать профилактики плоскостопия; - воспитывать у детей положительное отношение и интерес к занятиям физической культурой. В данном докладе мы рассмотрим необходимость ведения физкультурно- оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Несмотря на расхожее мнение о подвижности детей, увеличивается число детей с нарушениями ОДА. И одной из причин является снижение двигательной активности детей из-за приоритета "сидячих" занятий и игр и, как следствие снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособность удерживать осанку в правильном положении. Общеизвестно, что больше половины дошкольников имеют те или иные нарушения осанки и нуждаются в медико-педагогической помощи по их коррекции. Приоритетной задачей ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Физическое воспитание играет большую роль в формировании правильной осанки и в профилактики плоскостопия дошкольника. И, конечно, очень важно и неопровержимо доказано, что выполнение физических упражнений оказывает влияние на коррекцию имеющихся нарушений. Работа по формированию правильной осанки и коррекции её нарушений рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением осанки. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и в группе предоставляет для этого широкие возможности. Так как, во-первых, физическая культура является для большинства детей любимым видом деятельности, следовательно, они с удовольствием участвуют во всех ее формах. Во-вторых, при выполнении физических упражнений дети много и разнообразно двигаются, при этом упражнения воздействуют на разные
группы мышц. В-третьих, физическая культура обладает многообразием средств, приёмов, методов работы, что помогает делать физкультурно- оздоровительные мероприятия интересней и разнообразней. Практика показывает: чем раньше начинается работа по укреплению костно- мышечного корсета ребёнка, тем положительней эффект оказывает она на формирование правильной осанки и её коррекцию. Педагогам необходимо помнить важность такой работы с детьми, соблюдать требования ортопедического режима в группе, уметь правильно и грамотно выполнять рекомендации врача и инструктора ЛФК. В нашем ДОУ функционируют 3 ортопедические группы. В ортопедические группы зачисляются воспитанники ДОУ в возрасте 4-5 лет, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Зачисление и выпуск воспитанников в ортопедические группы проводится на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии. Основной формой организации коррекционной работы является обучающая и оздоровительная деятельность, которая включает в себя следующие разделы: - лечебно-профилактическая работа, выработка индивидуального статодинамического режима; - закаливающие процедуры; - организация физкультурных занятий; - формирование потребности в здоровом образе жизни, осознанное отношение ребёнка к проблеме; - просветительская работа с родителями; - организация предметно-пространственной среды; - обеспечение психологической безопасности личности ребенка; - оздоровительная направленность образовательного процесса. Коррекционная работа с детьми, педагогами и родителями ведётся в тесной взаимосвязи со специалистами: врачом ЛФК и инструктором ЛФК. Мебель в ортопедических группах соответствует росту ребенка, жёсткая постель, специальные подушки, ношение ортопедической обуви. В группах есть физкультурный и ортопедический уголки (массажные дорожки, гимнастические палки, мячи, обручи, стенка для коррекции осанки). Зал ЛФК оснащается ортопедическим оборудованием. Занятия ЛФК осуществляются 3 раза в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий ЛФК составляет 25 - 30 минут. Дети с нарушением ОДА проходят 2 курса массажа в течение года. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в течение дня, утро у нас начинаетсяс утреннейзарядки.

Утренняя гимнастика
- комплекс специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм ребёнка. Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день. Проводится гимнастика до завтрака воспитателем
.
Выполнение физических упражнений с утра помогает решить несколько важных
задач
: - в краткосрочной перспективе – будит организм ребёнка, переключает внимание на коллективный вид деятельности; - в долгосрочной перспективе – предотвращает появление плоскостопия, способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц и прочее. Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц. Утренняя зарядка имеет всегда вводную часть, основную часть и заключительную. Начинается гимнастика с короткой ходьбы и небыстрого бега. После этого дети выстраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. В первую очередь задания включают в себя упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса. Дети поднимают руки вверх, тянут вперед, в стороны. Подобные упражнения направлены на профилактику сколиоза, укрепление грудной клетки. Затем следует комплекс упражнений, который включает в работу мышцы живота, спины и туловища. Дети делают наклоны вперёд, в стороны, повороты. В заключении следуют упражнения, укрепляющие мышцы ног. Дети отставляют ноги в сторону поочередно, назад, приседают, поднимают согнутую в колене ногу и прочее. Гимнастика завершается спокойным видом деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой, упражнениями на восстановление дыхания. Во время образовательной деятельности необходимо постоянно изменять условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, проводить физкультминутки, которые способствуют снятию локального утомления. По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения усталости.
Физкультминутки
– это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности.
Задачи
физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу
сердца, легких, способствуют восстановлению положительно- эмоционального состояния. Также проводятся различные виды
пальчиковой и дыхательной гимнастик,

гимнастика для глаз, подвижные игры.
Это способствует всестороннему развитию детей, содействует оздоровлению организма, обогащает жизнь детей новым содержанием, воспитывает их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу. В работе мы так же используем
“массажные” коврики и дорожки
, что помогает снять мышечное напряжение со стоп и благотворно влияет на весь организм в целом. Ежедневно в группе проводится так называемый
"ортопедический час".
Он состоит из комплексов оздоровительных занятий и состоит из трёх частей: - подготовительная, она включает в себя разные виды ходьбы, оздоровительный бег, упражнения на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения, позволяющие подготовить организм ребёнка к нагрузке; - основная, в неё входят упражнения, обеспечивающие развитие общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки, для создания мышечного корсета, корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими, затем идут упражнения с массажными мячиками для профилактики плоскостопия; - заключительная, она строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лёжа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки; в конце части - эмоциональная разгрузка - подвижные игры. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком. Основной
задачей
"ортопедического часа" является профилактика нарушений осанки и плоскостопия. После дневного сна хочется, чтобы дети проснулись в хорошем настроении, как это сделать? Провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна
– это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой. Основными
задачами
гимнастики после сна являются пробуждение организма, нормализация сердечно - сосудистой, дыхательной системы, снятие сонливости, вялости, укрепление здоровья детей.
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: - гимнастика в постели; - упражнения, направленные на профилактику сколиоза и нарушения осанки; -дыхательные упражнения; - хождение босиком по массажным коврикам для профилактики плоскостопия. В течение всего дня, во время образовательной и самостоятельной деятельности детей,
следим за тем, как ребёнок стоит и ходит
(с опорой на обе ноги, не «заваливаясь» на одну сторону, плечи расправлены, живот под- тянут, при ходьбе сохраняет осанку, не «приседает» на ногу при каждом шаге);
следим, как ребёнок сидит
, оборудуем ортопедически правильно рабочее место (стол и стул соответствуют росту ребенка, стул с фиксированной спинкой, расположенной под углом 90° к сиденью; опора на оба локтя, не облокачиваясь на одну руку и не свешивая локоть со стола; расстояние от стола до подбородка соответствует высоте предплечья ребёнка);
упорно формируем правильную осанку
возле коррекционной стенки. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня. Соблюдать
ортопедический режим
— значит обеспечить наиболее благоприятные условия для сохранения здоровья:
- разгрузка позвоночника
;
- выполнение защитных для позвоночника мер;

-

профилактики плоскостопия и нарушений свода стопы;

-

укрепление общего состояния здоровья ребёнка
. Коррекционная работа по исправлению нарушений ОДА проводится систематически и длительно (до окончания роста ребёнка), поэтому полного исправления нарушений осанки и плоскостопия в условиях ДОУ мы не ожидаем. Главным показателем эффективности коррекционной работы является замедление или полное прекращение прогрессирования нарушения осанки и свода стопы . В течение учебного года каждые три месяца врач-ортопед отслеживает изменения состояния костно-мышечного корсета детей по определённым показателям и по необходимости корректирует индивидуальные комплексы упражнений. Анализируя результаты диагностики, мы совместно с врачом приходим к выводу, что постоянное и целенаправленное соблюдение ортопедического
режима способствует улучшению самочувствия, снижению общей утомляемости, дети окрепли и стали более выносливыми и активными. У большинства детей отмечается положительная динамика клинических симптомов: уменьшение степени выраженности угла отклонения позвоночника, значительное увеличение показателей степени выносливости мышц спины и живота, выявлена положительная динамика состояния показателей дыхательной системы. Таким образом, мы обосновали, что соблюдение ортопедического режима в детском саду имеет не только профилактический характер, но и позволяет устранить причины нарушений осанки и свода стопы на ранних этапах формирования.


В раздел образования