Напоминание

Интерактивные технологии, как способ развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста


Автор: Платонова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 11 Структурное подразделение "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Интерактивные технологии, как способ развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Интерактивные технологии, как способ развития инициативности и

самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Платонова Галина Юрьевна, воспитатель Структурного подразделения «Детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск Самарской области. Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно. Наша задача педагогов помочь детям поверить в свои силы; постоянно расширять область их реальной практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть счастливыми и успешными. От природы все дети достаточно активны, но степень их разная, что зависти от темперамента, состояния здоровья, настроения и т.д. Успех, позитивный результат – вот что необходимо для развития потребности вновь и вновь прибавлять активность, инициативу и самостоятельность. Если деятельность ребенка успешна и подкрепляется поощрением взрослых, у него растет уверенность в собственных силах, развивается потребность в дальнейшем проявлении самостоятельности. Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления инициативности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. В нашем детском саду мы внедрили в образовательный процесс интерактивные педагогические технологии, которые направлены на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные федеральные образовательные государственные стандарты.
Что же такое интерактивная технология обучения? Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например с компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений. - активируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребенка; - развиваются межличностные отношения; дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; - формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка; Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. II младшая группа – работа в парах, хоровод. Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель. Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах/тройках, аквариум. Подготовительная группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах/тройках, аквариум. Работа в парах Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу (дид. игры; речевые игры; выполнение заданий в парах по физ. развитию; выполнение заданий на музыкальных занятиях).
Хоровод На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, развивает инициативность (передай мяч, назови признаки весны…). Цепочка (Спортивные соревнования; настольные игры). Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания. Карусель Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Также здесь формируется у детей такие нравственные/волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества (выполнение заданий несколько раз с другими детьми). Интервью Используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, развивается самостоятельность, инициативность (ребенок в конце игры в роли журналиста делает опрос). Работа в малых группах/тройках Дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Аквариум (Несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют). Это дает возможность увидеть своих
сверстников со стороны, увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют свою мысль. Большой круг Это позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу. Дерево знаний Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и 1 рассказывает о том, как они выполнили задание. Остальные слушают, анализируют и дают оценку. В заключении можно сказать, что использование интерактивных технологий в непосредственной деятельности дошкольников снимает нервную нагрузку детей, дает возможность менять их формы деятельности, развивает их инициативность и самостоятельность, дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Использованные источники:
1. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет/ М.: ТЦ Сфера, 2012 – 64 с. 2. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными/ Дошкольное воспитание 12, 2007, с.101-107. 3. Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012-112с.


В раздел образования