Интерактивные технологии, как способ развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Автор: Платонова Галина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 11 Структурное подразделение "Детский сад "Сказка" Населённый пункт: Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: Интерактивные технологии, как способ развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
«Интерактивные технологии, как способ развития инициативности и
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Платонова
Галина
Юрьевна,
воспитатель
Структурного
подразделения
«Детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск Самарской
области.
Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от
умения действовать самостоятельно.
Наша задача педагогов помочь детям поверить в свои силы; постоянно
расширять
область
их
реальной
практической
самостоятельности
и
ответственности,
подтверждая
тем
самым,
что
они
способны
быть
счастливыми и успешными. От природы все дети достаточно активны, но
степень
их
разная,
что
зависти
от
темперамента,
состояния
здоровья,
настроения и т.д.
Успех,
позитивный
результат
–
вот
что
необходимо
для
развития
потребности
вновь
и
вновь
прибавлять
активность,
инициативу
и
самостоятельность.
Если
деятельность
ребенка
успешна
и
подкрепляется
поощрением
взрослых,
у
него
растет
уверенность
в
собственных
силах,
развивается
потребность
в
дальнейшем
проявлении
самостоятельности.
Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании
любой
способности.
Необходимо
создать
условия,
которые
требуют
от
ребенка постоянного проявления инициативности. При этом важно учитывать
индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как
особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях
разные
дети
действуют
по-разному,
и
результат
достижений
всегда
индивидуален.
В
нашем
детском
саду
мы
внедрили
в
образовательный
процесс
интерактивные
педагогические
технологии,
которые
направлены
на
формирование
интегративных
качеств
дошкольников,
овладение
ими
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные федеральные
образовательные государственные стандарты.
Что же такое интерактивная технология обучения?
Интерактивность
означает
способность
взаимодействовать
или
находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например с компьютером)
или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – специальная форма
организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения
состоит
в
том,
что
практически
все
дети
оказываются
вовлеченными
в
процесс познания.
Интерактивная
технология
направлена
на
формирование
у
дошкольников новых качеств и умений.
- активируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого
ребенка;
- развиваются межличностные отношения; дети учатся преодолевать
коммуникативные
барьеры
в
общении
(скованность,
неуверенность),
создается ситуация успеха;
- формируются условия для самообразования саморазвития личности
каждого ребенка;
Внедрение
интерактивных
технологий
в
работу
с
детьми
осуществляется
постепенно,
с
учетом
возрастных
особенностей
дошкольников.
II младшая группа – работа в парах, хоровод.
Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель.
Старшая
группа
–
работа
в
парах,
хоровод,
цепочка,
карусель,
интервью, работа в малых группах/тройках, аквариум.
Подготовительная группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель,
интервью, работа в малых группах/тройках, аквариум.
Работа в парах
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по
желанию.
Работая
в
паре,
дети
совершенствуют
умение
договариваться,
последовательно,
сообща
выполнять
работу
(дид.
игры;
речевые
игры;
выполнение
заданий
в
парах
по
физ.
развитию;
выполнение
заданий
на
музыкальных занятиях).
Хоровод
На
начальном
этапе
взрослый
является
ведущим,
т.к.
дети
самостоятельно
выполнить
задание
по
очереди
не
могут.
Воспитатель
с
помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым
воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не
перебивать
друг
друга,
развивает
инициативность
(передай
мяч,
назови
признаки весны…).
Цепочка
(Спортивные соревнования; настольные игры). Наличие общей цели,
одного
общего
результата
создает
обстановку
сопереживания
и
взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты
решений задания.
Карусель
Именно
динамическая
пара
обладает
большим
коммуникативным
потенциалом,
и
это
стимулирует
общение
между
детьми.
Также
здесь
формируется
у
детей
такие
нравственные/волевые
качества,
как
взаимопомощь, навыки сотрудничества (выполнение заданий несколько раз с
другими детьми).
Интервью
Используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения
итогов.
Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается
диалогическая
речь,
развивается
самостоятельность,
инициативность
(ребенок в конце игры в роли журналиста делает опрос).
Работа в малых группах/тройках
Дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся
оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу.
Аквариум
(Несколько
детей
разыгрывают
ситуацию
в
круге,
а
остальные
наблюдают
и
анализируют).
Это
дает
возможность
увидеть
своих
сверстников со стороны, увидеть как они общаются, как реагируют на чужую
мысль, как аргументируют свою мысль.
Большой круг
Это позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки
общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из
полученной информации и решать поставленную задачу.
Дерево знаний
Листочки-картинки
или
схемы
составляет
педагог
и
заранее
вывешивает
их
на
дерево.
Дети
договариваются,
объединяются
в
малые
группы, выполняют задание, и 1 рассказывает о том, как они выполнили
задание. Остальные слушают, анализируют и дают оценку.
В
заключении
можно
сказать,
что
использование
интерактивных
технологий
в
непосредственной
деятельности
дошкольников
снимает
нервную нагрузку детей, дает возможность менять их формы деятельности,
развивает
их
инициативность
и
самостоятельность,
дает
возможность
обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает
детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Использованные источники:
1.
Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет/ М.: ТЦ Сфера,
2012 – 64 с.
2.
Букина
Н.
Что
мешает
нашим
детям
быть
самостоятельными/
Дошкольное воспитание 12, 2007, с.101-107.
3.
Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные
игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое
пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012-112с.