Автор: Татаринцева Светлана Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Радьковская СОШ" структурное подразделение "Детский сад"" Населённый пункт: Белгородская область Прохоровский район с. Радьковка Наименование материала: статья Тема: Безопасность - цена жизни Раздел: дошкольное образование
Автор: Татаринцева С.П.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную
проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети,
которые
играют
вблизи
дорог,
переходят
улицу
в
неположенных
местах,
неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно
поэтому
дорожно
–
транспортный
травматизм
остается
приоритетной
проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми
эффективными методами. Правила дорожного движения едины для детей и
взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам
дорожного
движения.
В
этом
должны
принимать
участие
родители,
дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные
учреждения,
а
также
все
окружающие
ребенка
люди.
Одной
из
важных
проблем
в
обеспечении
безопасности
дорожного
движения
является
профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных
учреждениях.
Сегодня
детский
сад
стремится
обеспечить
своим
воспитанникам
качественное,
универсальное
образование,
обеспечить
высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Соблюдение
правил
безопасной
жизни
должно
стать
осознанной
необходимостью.
Для
этого
необходимо
изменить
устоявшиеся
традиции
восприятия
проблемы;
уйти
от
эпизодических
мероприятий
к
системе
работы,
проводимой
с
детьми
и
их
родителями;
выйти
за
рамки
традиционных
форм
и
методов
работы
–
как
организационных,
так
и
методических,
и
образовательных.
Поэтому
главная
задача
воспитателей
доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести
до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их
содержание.
Детей
необходимо
обучать
не
только
правилам
дорожного
движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Вот
поэтому
нужно
углубленно
работать
над
этой
проблемой
и
решать
следующие задачи:
- Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах;
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил
дорожного
движения,
культуры
поведения
в
дорожно
-
транспортном
процессе;
- Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не
только
правилам
дорожного
движения,
но
и
безопасному
поведению
на
улицах, дорогах, в транспорте.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил
дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с
транспортной системой
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
-Ребенок
–
водитель
детских
транспортных
средств
(велосипед,
санки,
ролики и др.) .
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения
детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее
нужно
проводить
планово,
систематически,
постоянно.
Она
должна
охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок
пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и
повседневной
жизни
за
пределами
детского
сада.
Работа
эта
не
должна
выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и
направления программы воспитания в детском саду:
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместную деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельную деятельность ребенка;
- воспитание навыков поведения;
- ознакомление с окружающим;
- художественную литературу;
- изобразительное искусство;
- игру.
Именно
игра
является
ведущим
методом
обучения
детей
безопасному
поведению
на
дорогах.
Игра
-
один
из
важнейших
видов
деятельности
ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе
игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и
привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение.
Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться
в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию
мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
С
точки
зрения
психологии
игра
как
вид
деятельности
отражает
практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и
навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение
в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в
условиях
реального
дорожного
движения.
Игра
представляет
собой
воссоздание
социальных
отношений
между
людьми,
их
поведение
и
принятие
решений
в
условиях
моделирования
реальных
ситуаций,
общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных
ребенком,
определяет
разнообразие
его
игр.
Игра
носит
воспитательно-
образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в
учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом активности
дошкольника,
в
процессе
которой
он
упражняет
силы,
расширяет
ориентировку,
усваивает
социальный
опыт.
Поэтому,
важнейшей
задачей
является:
создание
единых
подходов
к
разработке
и
организации
дидактических
игр
для
детей
дошкольного
возраста;
создание
условий,
необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-
воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на
дорогах в дошкольных учреждениях.
Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к
правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость
знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что
ребенок
учится
законам
дорог,
беря
пример
с
членов
семьи
и
других
взрослых. Ведь мало просто, прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно
показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное
обучение теряет смысл.